Развитие воображения ребенка в процессе изобразительной деятельности
Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии детского творчества заключают в себе изобразительная деятельность в сочетании с разными образовательными областями…
И. В. Буланова
Социально — экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольным учреждением, да и перед нами педагогами встает важная задача развития творческого потенциала, начиная с дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребёнка. Педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способностей к творчеству в дошкольном возрасте — это залог будущих успехов. Эстетическое воспитание — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. В. А. Сухомлинский писал, что «Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель окружающего мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка».
Все дети изначально талантливы. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Желание творить — внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.
Проблема развития творческого воображения является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Педагог должен развить навык у детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение — это ведущий компонент художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия.
Рисование — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Рисование — это не только забава, но и творческий труд. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально — волевой сферы.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Мы стараемся обогащать и уточнять восприятие ребенка, а не «навязываем» готовые темы.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Желание творить — внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.
Работая над этой темой, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками. Потому что я столкнулась с такой проблемой, как дети затрудняются рисовать, им кажется, у них ничего не получится. Это связано с тем, что навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности и самостоятельности в себе. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Наступает время открытий, и карандаши, краски, фломастеры становятся настоящим источником чудес. Можно развивать умение у детей рисовать с помощью соли и клея, воздушных красок, на фольге, красками в пакете, познакомить детей с техникой рисования эбру. При использовании различных средств можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Рисование необычными способами, использование при этом средств, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей лишь радостные эмоции. Дети с большим желанием рисуют, творят и придумывают что-то новое сами.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что поднимает к еще одному уровню развития воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Для этого в нашей группе созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, зубные щетки, соль, фольга, пена для бритья. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на нод, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяет дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Важным условием для развития изобразительных навыков и художественного развития является сотрудничество семьи и детского сада. Для родителей я предлагаю информацию, например: «У меня в руках карандаш, творящий чудеса…», «Я отправлюсь в путешествие в страну Радуги…» они помогают родителям понять важность этого вида деятельности. Проводила мастер — классы: «Весенняя фантазия», «Рисуем без кисточки», что позволило родителям наглядно увидеть, как организовать процесс рисования с детьми. Таким образом, рисование — один из важных видов детского развития. Оно помогает развитию таких качеств, как восприятие, образное мышление, воображение. Рисование доставляет детям радость, создавая положительный настрой. Все дети любят рисовать — ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром. Изобразительная деятельность помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет ему проявить творческие способности. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, исследовать, а самое главное, самовыражаться.
Развивая воображение в процессе рисования у детей дошкольного возраста возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов; образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Поэтому эту работу надо продолжать и совершенствовать.
Литература:
- Вербенец. А. М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. Пособие/научн. Ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: Детство-Пресс; М.:Сфера,2012.-352с.
- Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» Психологический очерк. Книга для учителя, Москва, «Просвещение», 1991 г.
- Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки» /И. А. Лыкова.- М.: Карапуз — дидактика, 2007. — 144с.
- Леонова, Н. Н. Художественное творчество. Опыт освоения образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты. — Изд. 2-е, перераб.- Волгоград: Учитель, 2017. — 291 с.
- Комарова Т. «Детское изобразительное творчество: что под этим понимать?», ж-л «Дошкольное воспитание» 2005 г. № 2.
- Кравцова Е. «развитие воображения», ж-л «Дошкольное воспитание» 1998 г. № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.
Источник
Подражая
действиям взрослых, ребенок уже в
раннем детстве начинает манипулировать
карандашами и бумагой, создавая каракули.
Постепенно ребенок уходит от бездумных
чирканий по бумаге. Он начинает
понимать функцию карандашей, его движения
становятся более точными и разнообразными.
Это период доизобразительной деятельности.
Рисунок появляется, когда ребенок
связывает некоторые из своих каракуль
с предметами и специально создает
воображаемые объекты. Словесное
формулирование намерения является
началом изобразительной деятельности.
В начале стремление изобразить с
воспоминанием знакомого ему графического
образа. Чаще всего это кругоподобные
кривые, в которых ребенок «видит» дядю,
тетю и т.д. Постепенно такое изображение
его уже не удовлетворяет, и он начинает
искать новые графические образы.
Появляются «головоноги». Значительный
скачек в развитии, как самого ребенка,
так и рисования, происходит в дошкольном
возрасте. Под влиянием взрослых
появляются изображения домов, деревьев,
цветов, машин. Ребенок преодолевает
шаблоны и начинает рисовать то, что ему
интересно. Все, что только он способен
вообразить, представить в своей фантазии,
ребенок пытается нарисовать. У многих
наблюдается интерес к фантастическому
миру, они рисуют волшебников, принцесс,
фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что
происходит в реальной жизни взрослых.
Рисование, как и игра, помогает ребенку
освоить его социальное окружение, мир,
в котором он живет. Все необходимые
качества воображения (широта,
произвольность, устойчивость, яркость,
оригинальность) возникают не спонтанно,
а при условии систематического влияния
со стороны взрослых. Влияние должно
обогащать и уточнять восприятие и
представления ребенка об окружающем
мире, а не сводиться к «навязыванию»
ему готовых тем. Ребенку нужно помогать
знакомиться с действительностью, чтобы
ее изображать, развивать способность
оперировать образами, чтобы создавать
на их основе новые. Важно формировать
у детей познавательные интересы. Если
же эту работу с ним не проводить, то и
воображение будет значительно отставать
в развитии. К этому возрасту уже должны
появиться такие психические образования,
как произвольность, внутренний план
действий, рефлексия. Благодаря этим
новообразованиям появляется и качественно
новый вид воображения –
произвольное воображение.
Возрастает целенаправленность,
устойчивость замыслов, образы воображения
наглядны, динамичны и эмоционально
окрашены. Присутствует творческая
переработка представлений.
Методика
Е. Торренса «Неполные фигуры»
На
листе изображены геометрические фигуры:
квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте
их так, чтобы получилось осмысленное
изображение какого-либо предмета.
Причем дорисовывание может проводиться,
как внутри контура фигуры, так и за ее
пределами при любом удобном, для ребенка,
повороте листа и изображении фигуры,
т.е. использовать каждую фигуру в разных
ракурсах.
Упражнение
«Три краски»
Данное
упражнение хорошо развивает фантазию,
образное мышление, художественное
восприятие, воображение. Предлагали
ребенку взять три краски, по его мнению,
наиболее подходящие друг другу, и
заполнить ими весь лист. На что похож
рисунок? Придумать название своей
картине.
Модифицированный
тест Роршаха.
Цель:
развивает у детей творческое воображение;
учит находить сходство изображения
неясных очертаний с реальными объектами,
образами.
Оборудование:
10 карточек с пятнами различной
конфигурации.
Ход
занятия. Дети должны указать на сходство
чернильного пятна, с каким либо объектом,
образом. В результате проведенного
занятия выделяются три типа ответов у
детей: одни не могут найти сходства
чернильного пятна с каким-либо объектом,
другие указывают на сходство с одним
объектом, третьи могут установить
сходство с несколькими объектами. Нужно
учить детей выделять целое, часть из
пятна.
Упражнение
«Волшебники»
Используется
для развития чувств на базе воображения.
Предлагали
детям две совершенно одинаковые фигуры
«волшебников». Задача детей дорисовать
эти фигуры, превратив одного в доброго,
а другого в злого «волшебника».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Виктория Озерова
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.
Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование — это не только забава, но и творческий труд.
Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т. е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка — всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.
Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст — уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений.
Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических умений и навыков необходимо. Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. При создании образов дети используют прием антропоморфизации — одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, не соединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.
«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности.
Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т. д.
Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т. п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.
Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.
К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения — произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Источник