Развитие воображения ребенка в дошкольном возрасте младшая группа
Игры на развитие воображения для детей младшего дошкольного возраста
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. «Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий» — определение Р. С. Немова. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Репродуктивное воображение воспроизводит реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:
— Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
— Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
— Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
— Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
— Пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте.
Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. На третьем году жизни происходит свободное употребление предмета со знанием его функций. Это говорит о зарождении воображения и нового вида деятельности – игры. Ребенок использует карандаш, имитируя действие ножа для разрезание кубика, выполняющего роль хлеба. Действия побуждаются не только предметами, данными в восприятии, но и представлениями о них. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. У малышей 3-4 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. Воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Поэтому в этом возрасте образы скудны. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.
Игры на развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста
1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2. Игра «Камешки на берегу».
Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 5-7 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.
3. Игра «Что это такое?».
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
Использованная литература:
Немов Р.С. «Психология». Книга 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Урунтаева Г.А. «Детская психология»
Источник
юлия стенина
Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста в игре
«Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста в игре«
Составила: Стенина Ю. С.
Воображение-это психологический познавательный процесс создания новых образов
путем переработки материалов восприятия и представления,полученных в прошлом опыте. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре.
Первый этап в развитии воображении у детей возникает к 2,5 годам. Уже в этом возрасте воображение разделяется на аффективное и познавательное.
Второй этап в развитии воображения у детей начинается в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм,правил и образов поведения,что естественно укрепляет «Я» ребенка,делает его поведение более осознанным.
Третий период в развитии воображения у детей начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает образцы поведения. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре. Игра очень тесно связана с развитием воображения. Воображение является исходным моментом любой игры,чтобы развивать игру надо развивать игру надо развивать воображение. Воображение считают главным итогом игры.
Самый первый вид игры-это режиссерская игра. Центральным моментом игры являются событийная сторона,ролевые отношения представлены слабо,ребенок,действуя с каким-то абстрактным предметом или мелкой игрушкой,создает вокруг нее целостную игровую ситуацию.
В образно-ролевой игре(4-5 лет)центральным моментом является исполнение какой-либо роли:человека,животного,даже изображение различных предметов. В образно-ролевой игре второй вид взаимоотношений-игры и воображения. В данном случае воображение является итогом игры.Пример:девочка Арина(4 года)представляла себя в игре в виде кошечки,она мяукала и девочка Полина(4,5года)в игре ее хозяйка воображала,что кормит кошечку молочком из блюдца.
Третий вид игры-сюжетно-ролевая игра. Здесь игра и есть воображение,беря на себя какую-то роль,широко использует предметы-заместители или даже воображаемые предметы,ребенок здесь проявляет свое воображение. Во время сюжетно-ролевой игры «Семья»девочка Милена (3 года)выбрала себе роль мамы,а мальчик Петя(4 года)роль папы. Вместе они взяли куклу и представили,что это их дочка,они ходили с ней в магазин и в больницу,готовили покушать.
Неоценима роль воображенияв творчестве ребенка:рисование,лепке,музыке. Неустанная работа воображения-это один из путей,ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира,к поиску в нем собственного пути. Наиболее важным периодом развития воображения является именно дошкольный возраст.
Проанализировав имеющиеся данные по этому вопросу,а так же учитывая личный опыт,в этом аспекте,я пришла к выводу,что именно игровая деятельность выступает как эффективное средство развития воображения у младших дошкольников,а в формировании разносторонне развитой личности ребенка,игровой деятельности отводится важнейшее место.
Примеры игр на развитие воображения:
1.»Незаконченный рисунок»
Цель:развитие воображения и внимания у детей.
Содержание игры:предложить ребятам подумать,на что похожа эта картинка,и дорисовать ее.
2.»Угадай кто я»
Цель:развитие воображения и внимания у детей.
Содержание игры:дети с помощью жестов или жестов изображает какой-либо предмет (паровоз,Чайник)или животное.Задание: ребенку надо отгадать,что это за предмет или животное.
3.»Использование предметов»
Цель игры:развитие воображения и внимания у детей.
Содержание игры:ребенок должен перечислить все возможные случаи употребления данного предмета.Варианты:карандаш,книга,бумага,лопата,молоток,чайник.
Источник
«Воображение
и его развитие
у дошкольников».
Подготовила воспитатель ГКУЗ НО
«Выксунский специализированный
Дом ребёнка Лонюшкина Ирина Александровна
Городской округ город Выкса
Нижегородской области
Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.
Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.
Виды воображения
В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.
- Непроизвольное – пассивное.
Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.
В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.
- Произвольное – активное.
Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.
Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:
а) воссоздающее воображение — ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
б) творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
в) мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.
Особенности воображения у дошкольников
Психологи различают три стадии развития воображения человека:
- преобладание вымысла, фантазии, сказок;
- сочетание фантазии с практическим расчетом;
- полное подчинение этой способности интеллекту.
В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.
Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.
Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.
Дидактическая игра – средство развития воображения
Существует три основных вида дидактических игр:
- словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
- настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
- с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.
Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.
В детском саду (в доме малютке) должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.
Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.
Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.
Воображение в ИЗО деятельности дошкольника
Рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.
Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.
В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:
- произвольность;
- креативность;
- устойчивость;
- широта.
Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.
Сказка и воображение дошкольника
Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.
Сказка сама по себе является основой для развития воображения:
- это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
- воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
- в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
- это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
- окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
- дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
- развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.
Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.
Воображение на занятиях конструкторской деятельностью
Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и доме малютке. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.
Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов
- ребенок представляет в уме требуемый результат;
- углубляются представления об окружающем мире;
- идет процесс осмысления предметных свойств;
- запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
- ребёнок получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.
Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:
- готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
- наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
- различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.
Вывод
Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.
«Воображение
и его развитие
у дошкольников».
Подготовила воспитатель ГКУЗ НО
«Выксунский специализированный
Дом ребёнка Лонюшкина Ирина Александровна
Городской округ город Выкса
Нижегородской области
Источник