Развитие воли у ребенка психология
Марина Анатольевна Николаева
Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.
В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в возрасте одного-трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок. При исследовании под понятием «нервность» понимался комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, вспыльчивости, замкнутости…Такие дети требуют особого внимания,особой помощи в социально-психологической адаптации. Ребенок,не умеющий общаться со сверстниками, будет изолирован и отвергнут,что может вызвать глубокую психологическую проблему, решение которой займет много времени и усилий родителей,воспитателей и психологов.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей,время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью и ранимостью.
В дошкольном возрасте можно встретить яркое проявление недостатков, связанных со слабостью воли, выраженных в проявлении упрямства, в капризах, негативизме. Так как в этих случаях все проявления капризов, упрямства и негативизма могу носить временный, «мимолетный» характер.
Упрямство, как недостаток воли, проявляется в желании ребенка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью своих действий. В отличие от настойчивости мотивом такого проявления является противопоставление своего желания, требованиям окружающих. Привычка действовать лишь по своему желанию развивает упрямство.
Высшая степень проявления упрямства – негативизм.
Близки к упрямству и капризы детей, то есть беспричинная смена своих желаний и упорное стремление доводить каждое из них до выполнения. Всякий отказ со стороны взрослого вызывает у ребенка резкую эмоционально отрицательную реакцию, плачь, крик, и проявление новых, порой бессмысленных требований.
Такое поведение детей является результатом неправильного воспитания, то есть того опыта общения со взрослыми, который ребенок успел приобрести. Нет ни одной семьи, где бы ни возникало каких – либо конфликтов, так нет и ни одного ребенка, у которого не возникало бы каких–либо капризов или упрямств. Ребенок постепенно осваивает мир, учится его понимать — вступает в разногласия, эмоционально реагирует, мыслит, действует, негодует. Но у него еще нет опыта общения, да порой и достаточного словарного запаса, чтобы отстоять свою точку зрения, объяснить, почему он делает именно так. Ребенок приходит в наш мир «чистым листом» и от того, как он будет понят взрослыми, зависит его ответная реакция.
Социальное неблагополучие общества, загруженность родителей, раннее начало образования, психопатизация определенного числа взрослых – родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко и доброжелательно, вызывают непонимание, недоверие к взрослым и различные конфликты. Например, в современных малодетных семьях нередко на одного ребенка приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно. Как себя вести с ребенком, как добиться послушания ребенка, избежать конфликтов, помочь ребенку найти понимание сверстников, эти проблемы беспокоят как родителей и педагогов. Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать. Смысл этого совета заключается в том, что ребенку одинаково нужна строгость, дисциплина и любовь. Нередко родители во всем потакают малышу. Первые проявления ребенка, будь это крик, плачь или шалость – всегда проверка, а что последует за этим, можно ли так поступить? И от того, как отреагируют взрослые, какую реакцию вызовет его поступок: одобрение, запрещение — будут и дальнейшие действия ребенка. Главное не запутать ребенка и не разрешать «сегодня» того, что нельзя было делать «вчера». Например, рисовать на книжке, маме совершенно некогда, а ребенок сидит тихо, никому не мешает, хотя и разрисовывает книгу. Мама молчит, значит одобряет. В следующий раз такой запрет, вызовет упрямство, каприз, непонимание. Четкие правила поведения, как в семье, так и в детском саду помогут ребенку быстрее приучиться самоконтролю, адаптироваться в коллективе сверстников, найти взаимопонимание с взрослыми. Требования, предъявляемые ребенку должны учитывать не только его возраст, но и его физическое и психическое развитие, его возможности. Один из основных советов психологов: — «Учитесь разговаривать с детьми, учитесь их выслушать.» Как бывает порой трудно выслушать ребенка, но именно так, вслушиваясь, порой в сбивчивую речь можно узнать тревоги и планы, желания и страхи. Совместные эмоциональные переживания обязательно приведут к пониманию и доверию, помогут ребенку всегда видеть в вас друга и защитника. Основная деятельность дошкольника – игровая (которая включает: труд в форме игры, дидактические игры, игу в режимном процессе) и именно в ней дети познают окружающий мир, учатся общению. Задачи, на которые ребенок направляет свои усилия, должны быть подобраны индивидуально, то есть, должны быть различной сложности, а также требовать различной длительности волевого напряжения, которого требует достижение поставленной цели. Слишком легкие задания будут неинтересны, а слишком сложные могут вызвать апатию. Различной должна быть и мера помощи ребенку со стороны взрослого, одному достаточно подсказки, другому – необходимо пристальное внимание, практическая помощь, чтобы ребенок увидел результат своего волевого усилия. Важно поддержать само желание ребенка достичь поставленной цели.
Приемы воспитания дошкольника при его негативном поведении, как в домашних условиях, так и в детском саду за много лет не претерпели существенных изменений, их набор невелик, это – увещевание, порицание и наказание. Увещевание, или более строгое порицание, состоит в том, что взрослые указывают на нарушение правил поведения. Делать это необходимо настойчиво, давая понять ребенку, что с ним не играют, но делать это необходимо ласково, показывая всем своим видом доброе расположение к малышу, свою любовь. Здесь играет важную роль интонация, время разговора, если у ребенка очень бурная, негативная реакция, необходимо его оставить в покое, а спустя некоторое время опять поднять эту тему, выказывая свою обеспокоенность его поступком. До ребенка необходимо донести, что он поступил неправильно и ему обязательно необходимо исправиться, вместе найти пути исправления, лучше всего продемонстрировать это своим примером. Еще древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером».
Но иногда не остается другого выхода как наказание, любому терпению может прийти конец. Наказание может быть применено только после предупреждения, когда нарушитель уже знает, что его ждет, если он не изменит своего поведения. Обосновывая правомерность наказания, как метода воспитания А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Воля – это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели.
Издавна существуют две совершенно противоположные точки зрения на природу воли: материалистическая и идеалистическая. Утверждения идеалистов сводится к тому, что воля является самостоятельным духовным процессом, духовной силой, не зависящей от деятельности мозга и не связанной с окружающим миром. Воля существует сама по себе, и она распорядитель всего поведения человека.
Материалистическое понимание воли означает признание того, что воля, как и любая другая сторона психики, имеет материальную основу, выражающуюся в нервных мозговых процессах, т. е. воля – одна из форм отражения внешнего мира в сознании личности. Все поступки, действия, волевые усилия связаны с окружающей средой и обусловлены особенностями жизни, деятельности, воспитания.
Одной из основных функций воли является регулирование практической и познавательной деятельности человека, регулирование поведения человека. Следовательно, воля, так же как и восприятие, мысли, воображение, служит регулятором поведения, и, так же как и восприятие, мышление, воображение, воля обусловлена окружающей действительностью.
Воля присуща только человеку, она возникла в процессе труда вместе с развитием сознания и речи, формированием личности человека. Среди важнейших элементов развития личности Л. С. Выгодский выделил развитие воли.
Физиологической основой воли человека является взаимодействие второй сигнальной системы и первой. Продукт мышления (идея, понятие, мысль, приобретая вещественную форму в виде слова (сказанного или написанного, несет в себе все физиологические свойства внешнего раздражителя, т. е. вызывает при восприятии его, активную деятельность мозга, результатом чего является двигательный акт.
Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характеристике его отношений с другими детьми, умением преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. Основным средством управления действиями ребенка является – речь. Она или побуждает к действию или тормозит его, осуществляя превращение произвольных движений в волевые действия.
Например, дети, зная цели и пути действия и ожидая их оценки воспитателем или сверстниками, не желая быть хуже других, могут проявить значительное волевое усилие и выдержку.
Воспитатель, зная влияние на ребенка разных мотивов, побуждающих его к волевому усилию, имеет возможность воздействия на детей, вызывая с их стороны необходимые волевые действия, которые должны подкрепляться положительным результатом. С возрастом изменяются объем и содержание целей, формируется сила воли, возрастает длительность волевого усилия, усложняется весь волевой процесс, что связано с процессом становления личности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте.
Воля личности – это совокупность различных волевых проявлений и свойств личности, таких как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, которые формируются влиянием воспитания и обучения.
Список к статье
Список используемой литературы
Кузин В С Психология – Москва «Высшая школа» 1982 г
Люблинская А А Детская психология — Москва «Просвещение» 1971 г
Яковлева н Психологическая помощь дошкольнику -СПб «Валери СПД» 2002 г
Радугина А А Психология и педагогика — Москва «Центр!1999 г
Источник
Страницы: 1 2 3 4 5
Развитие воли у детей начинается с приобретения ребёнком способности управлять своими движениями. Для того чтобы совершать какие-нибудь волевые действия, ребёнок должен прежде всего овладеть своим телом, органами его, — он должен научиться произвольным движениям. У ребёнка имеются сначала лишь импульсивные, рефлекторные и инстинктивные движения. Он учится произвольным движениям, замечая результаты, к которым непроизвольно приводят его импульсивные и рефлекторные движения. Яркий, привлекательный для ребёнка предмет может вызвать у него непроизвольное движение ручонки; случайно прикоснувшись к предмету, он завладеет им. После того как аналогичные случаи повторятся несколько раз, соответствующие движения благодаря кинестетическим ощущениям выделятся, и постепенно закрепится связь их с тем эффектом, к которому они приводили. В результате непроизвольное движение преобразуется в произвольное. На основе небольшого числа сначала приобретённых простых произвольных движений у ребёнка начинают вырабатываться всё более сложные произвольные движения. Неудача попытки завладеть каким-нибудь привлекающим его предметом посредством элементарных движений, которыми ребёнок уже овладел, заставят его в ряде новых попыток и как бы «опытов» несколько видоизменить свои движения, соединить или расчленить их. Этот процесс выработки произвольных движений не мог бы, конечно, дать сколько-нибудь значительных результатов, если бы он основывался только на собственном «опыте» ребёнка. Но выработка произвольных движений у ребёнка совершается в окружении взрослых и под их руководством. Существенную роль при этом играет подражание. Первые подражательные движения были подмечены у детей уже на 3—4-м месяце жизни. Так, Прейер подметил, как ребёнок 4 месяцев надувал губы, когда их надувал его отец, а Дарвин наблюдал у своего четырёхмесячного сына подражание звукам. Подражание начинает играть значительную роль в поведении ребёнка со второй половины первого года.
Сначала подражание имеет несознательный и собственно непроизвольный характер. Характер его изменяется и роль его увеличивается позже, по мере того как у ребёнка расширяется мышечный опыт собственных движений и способность следить за чужими движениями. Вслед за подражанием всё бОльшую роль начинают играть другие формы собственно обучения, связанного со словесными указаниями.
Лишь в результате собственного опыта ребёнка, подражания и обучения, неразрывно сплетающихся друг с другом, происходит овладение более тонкими и сложными движениями, их дифференциация и координация.
Развитие произвольных движений делает возможным первые разумные, собственно волевые действия ребёнка, направленные на осуществление какого-нибудь желания, на достижение цели.
Прейер, как известно, подразделил произвольные движения у ребёнка на: 1) подражательные, 2) выразительные (экспрессивные) и 3) разумные — собственно волевые действия. Из них подражательные он считает наиболее ранними.
Будущие выразительные движения обычно возникают сначала в виде импульсивных движений, а не выразительных (экспрессивных в собственном смысле слова). Улыбка, как появляющаяся сначала у младенца, является импульсивным движением; рано можно (катанием) вызвать и рефлекторный смех. Позднее плач, улыбка и т. д. подпадают под контроль воли и превращаются в преднамеренные выражения чувств. Иногда этот преднамеренный характер выступает очень остро. Так, маленькая Наташа Ш. плачет, ей говорят, что она мешает матери, занятой серьёзной работой; не переставая плакать и громко кричать, девочка отвечает, что она плачет «не маме, а бабушке». В данном случае плач сознательно предназначался для определённого лица — бабушки, не выполнявшей одного желания ребёнка.
Но основной вид произвольных движений образуют те, которые служат для выполнения разумных действий в собственном смысле слова. Волевой акт представляет собой не просто движение, а волевое действие, направленное на какую-нибудь цель, на осуществление желания. Поэтому неправильно, собственно говоря, рассматривать разумное волевое действие как частный случай произвольного движения. Скорее надо признать произвольное движение частным случаем волевого действия.
Страницы: 1 2 3 4 5
Источник
Онлайн-курсов вокруг множество, а вот закончивших их — гораздо меньше. Мы знаем, что учиться можно всю жизнь, да вот беда, если перед нами не маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться. Уехать работать под пальмы сегодня просто, а вот соблюдать дедлайны, нежась в шезлонге у моря, гораздо сложнее. Сила воли становится основным качеством успешного человека. Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает, можно ли её измерить и — самое главное — как воспитать её в ребёнке.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Что такое сила воли и откуда она берётся
Проявляя силу воли, человек воздерживается от нежелательных действий («я не буду») или предпринимает такие («я буду»), которые не приносят ему удовольствия и, даже наоборот, заставляют прилагать усилия (решить ещё 10 задач по алгебре или проплыть ещё 3 километра) для достижения цели («я хочу»).
Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфорда, считает, что сила воли — биологический инстинкт, призванный защитить нас от нас самих и наших сиюминутных желаний. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозгу должны быть структуры, которые управляют им. И они есть. За такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать своё поведение, подавлять инстинктивные порывы, отвечает префронтальная кора головного мозга. Её исполнительная функция — сознательный контроль мыслей, чувств и эмоций.
То, что в нас зашит механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает от самих себя и сиюминутных желаний, — хорошая новость. Но ещё радостнее знать, что мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и в итоге — счастливее.
Время, когда мы обсуждали, предопределяет ли размер мозга нашу гениальность, позади. Мы можем выращивать свой мозг, выполняя определённые упражнения
Префронтальную кору можно укрепить как бицепс или мышцы пресса, и, хотя результаты не будут заметны невооружённым глазом (к счастью, у нас есть МРТ), наша жизнь может измениться кардинально.
Почему нельзя закалять волю с рождения
Воодушевлённые новым знанием родители могут броситься закалять характер ребёнка буквально с рождения, но существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.
Мы можем уже в раннем детстве обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга. Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желания, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли.
Получается парадокс. Хотите вырастить героя со стальной волей? Носите его на руках, будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве. Следующим шагом будет изучение и приручение чувств. В возрасте 3-6 лет мы вместе с детьми погружаемся в океан эмоций и пытаемся научиться в нём жить, плыть и даже управлять течениями. И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.
Сила воли — это мышца, которую можно нарастить
Важно помнить два основных правила тренировок: чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост. При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом. Усталая психика не может напрягаться.
Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться и быть в хорошей физической форме
Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном. Вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу человека с бронхитом?
Если мы уверены в своей хорошей психической форме, можно переходить на следующий этап: наращивать нейронные связи, использовать новые ментальные установки, прибегать к лайфхакам, помогающим управлять собой, и уверенно идти к цели.
1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна
Выберите цель — предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Простой чек-лист на неделю или месяц творит чудеса. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты, как бороться с трудностями, поддерживайте и любите. Поймите, что всё желаемое, всё, чему он хочет научиться, уже есть в вашем ребёнке. Осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи и даже чем мы думаем сами. Помогите внутренней силе выйти наружу, и ваши дети поймут: в этом мире для них нет ничего невозможного.
2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям
Оказывается, существуют несложные мыслительные упражнения, которые позволяют увеличить мозг. И заниматься ими можно с раннего детства (в садах США, Европы и даже России начинают с 4-5 лет). Этот подход известен под названием майндфулнесс, или «управление вниманием». По сути майндфулнесс — техника восточной медитации, но освобождённая от какого-либо философского или религиозного налёта. Осознанное управление своим вниманием помогает противостоять тому, что отвлекает нас изнутри (мысли, желания, чувства) и снаружи — звуки, запахи, люди, образы. Согласитесь — важное умение для любого школьника.
В сети легко найти десятки упражнений, но начать можно с самого простого — с фокусировки на своём дыхании. Заведите себе и ребёнку «дыхательного друга» — это может быть небольшая мягкая игрушка. Положите её ребенку на живот и предложите сделать глубокий вдох — так, чтобы живот поднялся, и медленный долгий выдох: «дыхательный друг» будет подниматься и опускаться вместе с животом.
Здорово, если выдох будет примерно в два раза длиннее вдоха, — это снижает вариабельность сердечного ритма и приводит нас в состояние покоя и сосредоточенности. Но можно и просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять на дыхание. Это простое упражнение не только поможет растить кору мозга, но и сослужит вам и детям хорошую службу в стрессовых ситуациях.
3. Объясните ему, что ошибки — это нормально
Сила воли предполагает, что человек будет проходить испытания и справляться с вызовами, не имея немедленного позитивного подкрепления. Если вы уверены, что в итоге получите то, чего хотите — бороться за это гораздо проще. Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» подробно рассказала, как именно ментальные установки влияют на успех детей в учёбе и в жизни.
Установка на данность: «тебе дано», «тебе не дано», «ты — математик, актёр, художник, неудачник» — путь в никуда. Важно постоянно транслировать детям установку на рост. Если сегодня у тебя 18 ошибок в сочинении, значит тебе есть куда расти и ты не боишься браться за сложные задачи. А если у тебя всегда только пятёрки, может быть, ты просто не пробовал сделать что-то по-настоящему сложное.
4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя
Ошибки помогают лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они любили свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут всё. Вопрос лишь во времени и усилиях. Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели. Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то ты скорее склонен делать то, что неприятно и тяжело.
Многие считают, что самоэффективность важнее мотивации. Какой смысл хотеть, если ты не веришь, что сможешь получить это? Классический путь к повышению самоэффективности: поставить цель, приложить усилия, тренироваться, получить обратную связь. И это совсем не обязательно должны быть школьные успехи. Даже наоборот, спортивные достижения или прикладные умения более наглядны, чем продвижение по академической лестнице. Возможно, вы учитесь садиться на шпагат, кататься на лыжах или плести макраме, важно, чтобы результат был налицо и вывод «я — смогу, если приложу усилия» напрашивался сам собой.
В подобных упражнениях помогут различные чек-листы, моральная поддержка, напоминания и фиксация промежуточных результатов. Сила воли — мышца. Прокачав её в сфере, которая доставляет удовольствие и радость (будь то футбол или пение по нотам), вы сможете использовать этот потенциал при подготовке к ЕГЭ.
5. Правильно поддерживайте ребёнка
В любых тренировках бывают взлёты и падения, и сила воли не исключение. Это — нормально, это — жизнь. Но как мы реагируем на неудачу? Вчера казалось, что дочь так искренне приняла решение делать уроки до проверки мессенджеров, а сегодня она снова сидит в телефоне уже второй час, хотя учебники даже не доставала. Ну, конечно, она хотела только на минуточку заглянуть и вдруг оп — пролетело два часа. Хочется рассказать ей всё, что по этому поводу думаешь, обвинить в безволии, нарушении договора, пригрозить страшным будущим дворника. Но именно это делать не надо.
Келли Макгоникал в своей книге «Сила воли. Как развить и укрепить» описывает эффект «какого чёрта». Все мы срываемся, но если при этом ругаем себя и обвиняем в неспособности следовать задуманному, часто следующей мыслью идёт: «Какого чёрта! Я уже съел пирожное, можно приняться и за торт!». То же самое и в случае с уроками: «Мама будет ругать в любом случае — можно доиграть эту миссию». «Я уже не успею сделать весь английский, так зачем браться за домашнее чтение». Да, я такой, а раз я такой, то нет смысла стараться прыгнуть выше головы — всё равно ничего не выйдет.
Что можно сделать? Для начала выйти и подышать, а когда успокоитесь, вернуться и мягко напомнить, что дочь вроде бы собиралась поступать иначе. Да, сорвалась — бывает, но это нестрашно, важно просто начать сначала. Ну и, может быть, выключать звуковые уведомления на телефоне.
6. Напоминайте о цели, когда хвалите
В той же книге Макгонигал описывает эксперимент, в ходе которого проверяли, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть. После недельной работы над собой в спортзале одних хвалили, подчёркивая их заслуги и тяжёлый труд, вторым же напоминали о цели. Им говорили, что результат — стройная фигура — для них, очевидно, важен, раз они готовы так много тренироваться. После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт.
Те, кого хвалили за тяжёлый труд, чаще выбирали сладкое («я имею право на награду!»), чем те, кому напомнили о цели
То есть когда после очередной победы дочки на математической олимпиаде хочется воскликнуть «Ты — математический гений! Супер!», то стоит добавить и другое. «Такой результат показывает, что ты неплохо поработала, ведь для тебя важно твоё продвижение в алгебре». А что делать, если ребёнок занял последнее место? Тогда можно сказать: «Ты принял вызов и пошёл туда, где тебе сложно, и есть место для роста. Это — мужественное решение. Если будешь продолжать в том же духе, ты добьёшься успеха и получишь всё, что хочешь».
7. Вводите новые привычки постепенно
Очень часто мы принимаем неверные решения из-за того, что обещаем себе начать новую жизнь только с января или понедельника. Сегодня можно позависать в YouTube, просматривая любимых стримеров, а к экзамену начать готовиться завтра.
Это нормальный подход, но он ведёт в никуда. За день до экзаменов вдруг обнаруживается, что весь последний месяц был отдан Youtube, а не геометрии. А раз время безвозвратно упущено, значит, и этот последний день можно провести в сети, ведь «перед смертью не надышишься». Типичная история. Важно просто знать об этом и рассказывать детям.
Попробуйте договориться учиться меньше — полчаса, двадцать минут, но ежедневно. Предложите ребёнку заниматься зарядкой по утрам всю неделю ровно столько, сколько он сделает в понедельник. Пусть это будет десять приседаний и два отжимания, но ежедневно. Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь.
8. Не забывайте напоминать про успех в итоге
Если отчётливо представлять себя за фортепьяно в Карнеги-холле, возможно, ежедневные упражнения будут не столь утомительны. Вообще при определении цели помогает увидеть и подробно описать, что мы получим в результате. Заветный пьедестал, способность легко говорить на новом языке и поездка в любимую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе?
Чем чётче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастёт. Помогает и предвкушение награды: все знают о силе и опасности дофамина (Гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта — к примеру, секса или приёма вкусной пищи. — Прим. ред.), но он вполне может стать нашим другом, если, выполняя необходимые рутинные задачи, мы предвкушаем приз. У каждого это может быть что-то своё — компьютерные игры, мультики, футбол с друзьями, болтовня с подругой.
9. Подавайте пример и начните с себя
Мы созданы так, что невольно подражаем окружающим. То есть, если в семье приняты утренние пробежки, хайкинг и спортивные игры в выходные, а по вечерам все что-то учат или творят — с большой долей вероятности ребёнок подхватит этот «вирус». Так что и тут работает универсальный совет: «Хочешь научить чему-то ребёнка, начни с себя». Но даже если вдруг у вас нет времени или сил на подобный образ жизни, отчаиваться рано. Можно найти хорошую компанию: кружок, секцию, школу в конце концов.
Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат. Но и тут важно не переусердствовать.
Вдохновляют нас на подвиги не только соседи и папа, но и супергерои (подробнее об этом рассказывает Джейн Макгонигал в книге SupperBetter) или кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожи. Важно, чтобы образ героя в нашей голове имел очень ясные очертания. Определившись с примером для подражания, хорошо бы понять, какое именно его качество вы хотели бы развить в себе. Скорее всего, оно уже есть в вас, но просто пока спит. Мысли о любимом персонаже и том, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьёзно поддержать в момент сомнений.
Иллюстрации: Shutterstock (Maria Skrigan)
Источник