Развитие воли у ребенка кратко
Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движениями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, когда ребенок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребенка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.
Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда приходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дисциплине игры есть важная школа волевых действий ребенка.
С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность, во-первых, требует от школьника умения управлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной телепередачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в воспитании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспитанию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспитывается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стремление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, умения преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответственности, долга — важное условие воспитания воли.
Основной путь воспитания воли школьника — организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми волевого усилия. Только тот может проявить сильную волю в «большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Например, учительница II класса обратила внимание на то, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое. В течение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда доводили дело до конца, заканчивали работу и проверяли ее. Некоторые учащиеся в классе слишком громко и развязно разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя. Учительница также организует упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои порывы, контролировать друг друга.
Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младшего школьника воспитывается и через подражание делам и поступкам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспитании воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в воспитании воли школьников оказывают физкультура, спорт и правильный решим. Иногда школьники бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточного запаса нервных и физических сил для преодоления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой ребенок быстрее может потерять самообладание. Выдержка, выносливость, настойчивость более присущи физически здоровым, с крепкими нервами людям.
Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорнаяработа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник,— постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Ученик должен знать, что и маленькие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т. д.).
Вопросы для повторения
1. Что такое воля?
2. На примере, взятом из жизни (или на литературном примере), дайте анализ волевого действия.
3. Охарактеризуйте основные волевые качества.
4. Каковы важнейшие пути и условия воспитания воли у школьников?
5. В чем проявляются негативизм, внушаемость и упрямство школьников? Укажите причины появления этих недостатков и пути их преодоления.
6. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?
Практические задания
1. Организуйте наблюдения за волевыми проявлениями одного из учеников I — 1!! класса. Дайте развернутую характеристику воли этого ученика.
2. Понаблюдайте за тем, как учитель создает условия для тренировки волевого усилия, организованности, настойчивости учащихся на уроках.
Источник
Татьяна Титова
Формирование воли у детей дошкольного возраста
Часто мы задумываемся о том, как помочь ребенку — дошкольнику войти в сложный процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии с другими.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки. Без волевого усилия все сказанное выше не произойдет.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. (г. А. Урунтаева). Волевое действие образуется побуждением к действию, осознанием и борьбой мотивов, принятием решений и исполнением.
Ребенок действует импульсивно и ситуативно, действует не задумываясь, спонтанно.Учитывается лишь: «Я хочу» или «Я не хочу». Волевое действие складывается постепенно, когда ребенок овладевает планированием, целеполаганием, самоконтролем. Начинается оно с постановки цели.
Дошкольник осваивает целеполагание, где важна самостоятельность, инициатива. Самым важным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель (Л. С. Выготский).
В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом — их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву (А. Н. Леонтьев). Например, угостить конфетой, чтобы порадовать друга. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы и появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Например, может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного.
Поведение ребенка зависит от ситуации, теряет свою непосредственность, мотивом становится нравственная норма.
Мотивы поведения напрямую связаны с общением со взрослыми, отношением к окружающему миру, другим людям и самому себе, имеют разную побуждающую силу к действию.
В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным видам деятельности (чтению и счету, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности, познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.
В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию.
Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются в соперничестве, в желании быть лучше.
Если мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание среди взрослых и детей, не удовлетворяются, если ребенка постоянно ругают или не замечают, обижают, у него могут проявляться асоциальные формы поведения. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей.
Общение со сверстниками очень сильный мотив. Ребенок часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.
А также важно стремление приобщиться к миру взрослых, действовать, как взрослый, не всегда осознавая средства достижения своих целей и часто нарушая правила общепринятых норм. Научиться действовать не только ради получения поощрения или избежания наказания, но и по моральным установкам – более совершенный волевой показатель.
Хорошо, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.
Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.
Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Осознанность и опосредованность — это главные характеристики произвольности. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность.
О сформированных произвольных действиях можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. На основе самооценки и самоконтроля, возникает само регуляция собственной деятельности. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
Выходит, формирование воли начинается с целеполагания, соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении; Произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
Источник
Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем возрасте. Волевое поведение проявляется в заучивании и осознании движений, в становлении основных этапов волевого действия, в овладении ребенком своим поведением, в сознательном управлении своей деятельностью, в умении подчинять свои действии заранее поставленной цели, планировать свои действия, контролировать их выполнение, совершать усилия, преодолевая препятствия, ориентироваться не только на результаты, но и на последствия своих действий.
В период младенчества ребенок начинает овладевать лишь произвольными (управляемыми) движениями, а не действиями. Ребенок еще не ставит перед собой осознанной цели. Он тянется к игрушке не потому, что решил взять ее, а потому, что сама игрушка привлекает, как бы «притягивает» его к себе. Таким образом, основными предпосылками развития воли в этот период являются развитие движений – хватания и манипулирования предметами.
В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, которые можно назвать произвольными (при передвижении в пространстве, в предметной деятельности, игре, рисовании, конструировании ребенок начинает действовать намеренно: ставит перед собой определенную цель и затем выполняет действия, направленные на ее достижения).
Однако поведение преддошкольника характеризуется импульсивностью и ситуативностью. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникающих переживаний, а цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится малыш.
Около 3 лет в связи с развитием личного действия и самосознания у преддошкольника возникают личные желания, вызывающие его активность, которые выражаются в форме: «Я хочу» или «Я не хочу». Их появление знаменует начало становления воли, когда преодолевается ситуативная зависимость в поведении и деятельности. Теперь ребенок получает относительную свободу от ситуации, способность «встать» над ней.
В этот период у преддошкольника впервые появляются попытки сдерживать свои желания. Но достигается это только в отдельных случаях с большим трудом. Только под влиянием настойчивых указаний взрослых ребенок может научиться сдерживать возникающие у него желания.
Трудность преодоления ситуативных побуждений, сдерживания желаний делает детей совершенно беспомощными в ситуациях, требующих выбора между несколькими привлекательными возможностями.
Развитие основных компонентов волевого действия.В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия: целеполагания (побуждения), планирование действий, самоконтроль.
Целеполагание – умение ставить цель деятельности.
Элементарное целеполагание наблюдается уже у младенца (тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения). Однако цели задаются извне (предметом).
Примерно в 2 года в связи с развитием самостоятельности возникает стремление к цели, но она достигается только с помощью взрослых. Целенаправленность проявляется скорее в постановке (намерении), чем в достижении цели. Преддошкольнику трудно еще удержать поставленную цель, он меняет ее в ходе выполнения действия (например, когда ребенок высказывает намерение нарисовать определенный предмет, он несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка). При выполнении самых простых, но не интересных заданий по указанию взрослых, дети раннего возраста обычно не доводят дело до конца – либо его просто бросают, либо превращают в игру (например, получив задание собрать в ящик кубики, ребенок вместо этого начинает строить из них башню).
У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановке целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. В младшем дошкольном возрасте цели связаны с личными интересами и сиюминутными желаниями. Старшие дошкольники уже ставят цели, важные как для них, так и для других людей.
Планирование – это средство раскрытия цели применительно к данным обстоятельствам, средство формирования намерения достичь цели, средство осуществления саморегуляции с помощью второй сигнальной системы, т.е. речи. Речь связывает во времени текущие события с прошлым и будущим, помогает ребенку овладеть своей деятельностью и поведением. Планируя, ребенок создает в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает их цель, условия, средства, способы и последовательность. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого.
Несмотря на то, что младший дошкольник уже хорошо понимает речь и широко употребляет ее, ему еще трудно выполнять по словесной инструкции сложные действия. Указания взрослых побуждают его начать или прекратить действие. Первоначально ребенок осваивает планирование по ходу деятельности, выражая лишь ее результаты, но заранее не может ее спланировать и регулировать свои действия. Ребенок может словами обозначить цель действия (например, нарисовать дядю, построить домик, играть в доктора), однако никогда не определяет словесно, как будет выполнять намеченное действие.
В среднем дошкольном возрасте речевые указания взрослых приобретают более устойчивое значение. После получения инструкции и поняв ее, ребенок сразу выполняет действие правильно. Планирование перемещается на начало деятельности, начиная предварять исполнение. Как правило, направляя собственные действия, ребенок говорит вслух. Однако речевая регуляция собственных действий еще не совершенна, т.к. ребенку еще трудно удержать мотив и цель действия. В деятельности, например, в рисовании, наблюдается ступенчатое планирование.
Старший дошкольник выполняет уже сравнительно сложные речевые инструкции взрослых, не прибегает к громкой речи, а составляет план и руководит своими действиями про себя. Однако в затруднительных случаях, требующих, например, сдерживать сильные желания, нередко руководит собой вслух.
Самоконтроль. Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают у преддошкольника и вызваны стремлением к самостоятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.
Этапы развития самоконтроля: 1) освоение способов самопроверки; 2) развитие потребности проверять и корректировать свою работу.
Дошкольникам сложно еще обнаруживать собственные ошибки, соотносить выполняемые действия с образцом, несмотря на то, что понимают требования взрослого. К самопроверке чаще прибегают лишь по требованию взрослого. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
На протяжении дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.
В 5 лет самоконтроль выступает как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но детям легче контролировать сверстников, чем себя. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. У детей повышается требовательность к своей работе. Желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других.
Сферы проявления произвольности дошкольника.Развитие произвольности предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, т.е. способности управлять собой. Главными характеристиками произвольности являются осознанность (сознательность) и опосредованность.
В возрасте около 2 лет все поведение ребенка становится опосредованным, т.е. управляемым сначала речью взрослого, а потом собственной. Слово может вызывать или тормозить реакции ребенка. Это дает ему возможность выполнять сложные указания и требования взрослого. Он фиксирует свое действие в слове, а значит, осознает его. Осознание собственных действий позволяет ребенку управлять своим поведением, преодолевать импульсивность.
Дошкольники часто не отдают себе отчета в том, что именно и как они делают. Ребенок находится внутри предметной ситуации. Поэтому ребенку нужны точки опоры, которые выходят за пределы конкретно воспринимаемой ситуации.
Внутренняя точка опоры может быть:
1) в прошлом (раньше обещал кому-то, хотел сделать так, как уже делал);
2) в будущем (что будет, если он что-то сделает);
3) в правиле или образе действия для сравнения с ним своих действий;
4) в моральной норме (чтобы быть хорошим, нужно делать именно так).
В дошкольном возрасте ребенку нужна внешняя опора для регуляции своей деятельности (поведения), которой является выполнение роли в игре (правила через роль). С 4 лет происходит осознание правил личностного поведения (в играх с правилами). Если правила не соблюдать, то игра не получится, следовательно, не добьешься результата.
У старшего дошкольника опорой в регуляции деятельности (поведения) становится образ себя во времени (что хотел сделать, что делаю или сделал, что буду делать).
Ребенок учится осознавать отдельные компоненты деятельности и себя в ходе ее выполнения: в 4 года – выделяет объект деятельности и цель его преобразования, в 5 лет – понимает взаимообусловленность разных компонентов деятельности, начинает уже выделять способы действия с объектами, в 6 лет – опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным.
О сформированности произвольных действий можно судить по активности и инициативности самого ребенка. Он не только выполняет указания взрослых, но и сам выступает инициатором целей («Пойдем, поиграем в кукольном уголке»). Следовательно, ребенок становится относительно независим от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий, в осознании себя не как исполнителя, а как деятеля. Произвольность также предполагает умение привнести смысл в свои действия, понять, для чего они выполняются, учесть свой прошлый опыт.
Если ребенок легко нарушает требование взрослого, то это показатель несформированности внутренних механизмов регуляции своих действий.
После 3 лет формируется произвольность в сфере движений. У преддошкольника усвоение двигательных навыков выступает как побочный продукт предметной деятельности. Дошкольниковладение движениями ставит как цель деятельности (например, сознательно пытается воспроизвести характерные движения персонажа).
Механизм управления собой строится по типу управления предметными действиями и движениями. В 3-4 года – ребенок еще не может сохранить неподвижную позу; 4-5 лет – дети управляют своим поведением под контролем зрения, однако легко отвлекается на внешние факторы; 5-6 лет – применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. Управление – под контролем двигательных ощущений (могут долго сохранять неподвижную позу).
В старшем дошкольном возрасте черты произвольности приобретают психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь.
К 6-7 годам – произвольность в сфере общения со взрослыми. Показателями этого выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнить по предложенным планом. Дети могут удерживать контекст общения и понимают двойственность позиции взрослого как участника общей деятельности и источника правил.
Развитие воли и мотивации поведения.Примерно с 3 лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами. В дошкольном возрасте складывается соподчинение мотивов, т.е. выделяется ведущий мотив, который определяет поведение, подчиняет себе другие мотивы. Однако система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, нарушаются хорошо известные правила.
На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы. В раннем возрасте борьба мотивов отсутствует, ребенок подчиняется более сильному мотиву, привлекательной цели. В дошкольном возрасте – осознает борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживает его, понимая необходимость выбора.
Соподчинение мотивов вначале происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослыми, которые их задают и контролируют. Позднее – появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства: 1) ребенок стремится к достижению даже непривлекательной цели ради чего-нибудь другого, значимого для него; 2) отказывается от чего-то приятного, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного.
Таким образом, поведение ребенка становится внеситуативно-личностным, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, т.е. появляется идеальная мотивация (например, мотив – соблюдение нравственной нормы).
Мотивы в раннем возрасте – импульсивны и неосознанны, связаны с предметной деятельностью и общением со взрослыми.
Мотивы в дошкольном возрасте – затрагивают сферы отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.
Особенности борьбы мотивов: ребенок совершает еще много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций; старший дошкольник может подавлять аффект, хотя и с трудом; трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями; наиболее яркий конфликт между общественными и личными мотивами, который остро переживается ребенком.
Источник