Развитие волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста
Лукина Надежда
Развитие волевой сферы у дошкольников. Произвольность
«Развитие волевой сферы у дошкольников. Произвольность».
Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или воспитатель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотим видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться результатов. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.
В ФГОС ДО предусмотрено, что в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «…ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…»
Воля – это осознанная способность преодолевать различные препятствия для достижения намеченной цели. Совершая волевое действие, ребенок изменяет окружающую действительность, подчиняя её своим намерениям.
Произвольность – это с одной стороны развитие познавательных процессов, с другой — становление действий и операций, с третьей – формирование потребностно – мотивационной сферы ребёнка.
Развитие волевой сферы подразумевает развитие самостоятельности, упорства, целеустремлённости, инициативности, терпеливости, энергичности и решительности.
Воля не является врождённым навыком. Она приобретается в процессе взросления.
Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но самой лучшей является игра.
В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Систематическая работа по формированию игры с правилами позволяет значительно повысить уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.
Лучшей деятельностью для ребенка является игра, еще лучше, если это игра с правилами. В детском саду на занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности для развития волевой сферы нам помогают разнообразные игры (дидактические, развивающие, логические «Крестики-нолики», «Морской бой», шашки, шахматы, подвижные игры, эстафеты). Все эти интересные занятия автоматически формируют у ребенка осознание необходимости знания и соблюдения правил игры. Мы стремимся, чтобы участники игры были заинтересованы в победе. В игре развиваются терпение, сосредоточенность, внимание, способность выполнять правила. Игры развивают не только ум и эмоции ребенка, но вырабатывают волю. Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с действиями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях. Игрушки также придают игре волевой характер, эмоциональность.
Не менее сильно, чем игра, на развитие волевой сферы ребенка влияет чтение детской и художественной литературы: рассказы о людях, проявивших мужество и героизм. Просмотр киносказок, где герои преодолевают преграды, испытывают трудности, но не отказываются от принятого решения и достигают своих целей. Здесь у детей активизируются процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств.
Развитие воли требует систематического преодолевая трудностей, человек тренируется и закаляет свою волю. При формировании волевых качеств мы стимулируем ребенка, оцениваем результаты его деятельности, используя наглядную фиксация результатов. Вместо оценок в тетрадях рисуем веселое (грустное) солнышко, также предлагаем ребенку оценить свое поведение и деятельность, поместить на шкаф в приемной «Медаль» за хорошую работу на занятиях, дежурстве по занятиям, столовой, в природном уголке; за хорошее поведение – эта деятельность развивает способность к самоконтролю и самоорганизации.
Другим важным фактором в воспитании воли у ребенка является совместная работа в коллективе. Дети стремятся воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Мы стараемся уделять больше внимание тем волевым качествам, которые помогут детям стать лучше.
Развитие волевой сферы нельзя отрывать от нравственного воспитания ребёнка, овладения им нормами поведения. Ведь важно донести до ребенка, ради каких целей совершается волевое действие. Поэтому мы стремимся развивать нравственные убеждения детей. Почему нельзя? Как сделать?
Нравственность «подпитывает» волю, помогает ей проявляться.
К числу важнейших условий формирования волевой сферы человека мы относим строгое соблюдение режима дня, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека (мыть руки, чистить зубы, своевременно говорить «спасибо», «извините») Правила, распорядок дня помогают проявляться воле. Дети усваивают нормы и правила поведения в семье, группе, в общественных местах.
Прекрасные возможности для развития воли и произвольности содержат в себе трудовая и бытовая деятельность, проводимая в режимных моментах на улице и в группе. В процессе этих видов деятельности дети учатся осознавать цель, планировать свои действия, запоминать их последовательность (например: подмести участок, уход за цветами в помещении и на клумбе, навести порядок на рабочем месте, посадка лука и т. д., преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужно постепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически, регулярно упражнять волю ребёнка.
Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития волевой сферы создают занятия спортом. Большую роль в развитии воли мы отдаем физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными, у которых нет достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой — физические упражнения, соревнование с другими учат преодолевать трудности, позволяют выработать навыки их преодоления.
Для формирования волевых качеств ребенка мы воспитываем так же ответственность. Дети любят быть дежурными по занятиям, в уголке природы, по столовой, раздавать (собирать) пособия, следить порядком и др.
Посредником в процессе развития волевой сферы и произвольности является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение, помогает развивать внимание, память, мышление, воображение.
Произвольность внимания у дошкольников
Внимание — это психический процесс или состояние, когда ребенок концентрируется на заданной информации, стараясь не отвлекаться. Особое значение вниманию мы уделяем на занятиях по математике – решение логических задач, примеров, графических диктантов, в подготовке к обучению грамоте – звуко — буквенный анализ слов, определение позиции звуков в словах, деление слов на слоги.
Во время выполнения разного вида заданий дети проявляют произвольность внимания. Особенно этому способствуют занятия продуктивными видами деятельности. В них дети учатся работать по образцу. Так или иначе, но детям приходится внимательно смотреть на образец, а затем выполнять задание, т. е. произвольно направлять свои действия на выполнение задания.
Произвольность восприятия у дошкольников
Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, полное физическое и психическое развитие. Формирование произвольности восприятия начинают уже в раннем возрасте, а к старшему дошкольному возрасту полученные знания используют в разных видах деятельности: художественное творчество, развитие речи.
Произвольность памяти
Память представляет собой процесс хранения и воспроизведения любой информации, или по-другому — запоминание. Благодаря памяти информация или события, спустя некоторое время, воспроизводятся. Произвольная память всегда целенаправленна, тесно связана с вниманием, мышлением и волевым действиям.
Произвольность мышления
Управлять мышлением в детском возрасте очень сложно. Например, решая головоломку, ребенку приходится перебирать различные варианты. Ребенок от одного варианта переходит мысленно к другому варианту, и этот процесс происходит произвольно.
Развитие произвольности в группе мы осуществляет через индивидуальные и коллективные формы разных видов деятельности. А для эффективного развития произвольности важна развитая речь ребенка, ведь именно речь способствует саморегуляции действий ребенка.
Для развития речи с целью формирования произвольности мы проводят беседы в утренние часы, в индивидуальной работе, на прогулке, в совместной деятельности. Беседы проводим на разные темы, например, чем они занимались в выходные дни, о настроении, о действиях и отношениях с другими людьми, что видели по дороге в детский сад, объясняем, как поступать в разных ситуациях, как нужно относиться к людям и окружающему миру.
В процессе развития волевой сферы и произвольного поведения дошкольников огромное значение играет роль взрослые. Воспитатели и родители должны поддерживать дошкольника, правильно воспитывать его, предоставлять ему право выбора, играть в простые развивающие логические и активные игры. Воля не будет развиваться сама. Этот процесс необходимо стимулировать и мотивировать.
А лучшей мотивацией станет личный пример родителей.
Очень часто дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются, испытывают затруднений в решении посильных задач. Родители не придают большого значения воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности, организованности, чаще интересуют вопросы образовательной подготовки – обучение чтению, счету, письму.
А воля ребенка развивается не сама по себе, а с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях.
По теме «Развитие волевой сферы у дошкольников» «Произвольность» для родителей были представлены консультации.
Для развития волевой сферы и произвольности воспитателям и родителям необходимо:
— ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
— направлять, помогать в достижении цели;
— приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
— воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
— учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.
— спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).
Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.
Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.
Источник
Лидия Васильевна Копырина
Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры
«Развитие эмоционально-волевой сферы детей
старшего дошкольного возраста посредством игры»
Актуальность. Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным, более многообразным и своеобразным.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.
Особое место детства в становлении личности признается всеми исследователями. Если по отношению к развитию познавательных процессов детский возраст считается решающим, то это тем более верно в связи с развитием личности. В детстве закладывается фундамент личности: формируются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты. Первые относятся к интересам человека, тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения.
В дошкольном возрасте известны ситуации страха, паники, парадоксы воли. В связи с этим существует проблема определения основных путей психологического сопровождения естественного развития ребенка, которое бы включало развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Также наличие детей с коммуникативными, поведенческими и эмоционально-личностными проблемами предполагает разработку специальных коррекционно-развивающих программ.
Научная новизна содержит теоретическое обоснование
игры как главного средства развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в разработке программы развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Цель работы заключается в систематизации и разработке программы развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игр.
Задачи:
1. Изучить научно-теоретическую основу проблемы эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Раскрыть сущность игры как средства развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;
3. Практически изучить влияние игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой явились труды А. В. Запорожца, Р. С. Немова, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского и др.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к эмоционально-волевым проявлениям.
Воля – это сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью. Она помогает преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Первичные волевые проявления отмечаются в раннем детстве, когда ребенок стремится достигнуть цели: достать привлекательную игрушку, делая при этом усилия, преодолевая некоторые препятствия.
Развитие воли и эмоций у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценностных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Для маленького ребенка характерно находиться в «плену» эмоций, потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Особую роль в развитии эмоций и воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование эмоционально-волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.
Таким образом, развитие воли и управления своими эмоциями дошкольниками является важной проблемой развития личности, так как являются основой для развития произвольности поведения.
Игра как средство развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольника
На констатирующем этапе с целью изучения эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста были исследованы волевые проявления детей и понимание ими эмоциональных состояний людей.
Проведенная диагностика в старшей группе МДОУ №89 «Парус» г. Якутска показала преобладание среднего уровня развития волевых проявлений: дети неодинаково ведут себя при выполнении задания в условиях затруднения, им трудно сохранять цель в ситуации напряженного внимания и сосредоточенности. Большинству детей (80 % детей) доступно понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, при определении эмоционального состояния больше опираются на мимику изображенного, и лучше понимают сверстника. Дети испытывали затруднения в умении поставить себя на место другого человека, особенно взрослого. У многих (80 % детей) наблюдается умение сопереживать другим людям.
Игра рассматривается как самостоятельный метод и как составная часть психотерапии. Как самостоятельный метод она выполняет три основные функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Поскольку диагностика не выявила серьезных отклонений в эмоциональном развитии детей, участвовавших в эксперименте, депривации психологического развития, наша экспериментальная работа была направлена на профилактику эмоционального неблагополучия детей, развития их эмоционально-волевой сферы.
В связи с этим, нами разработана и внедрена в практику программа развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, в которой основными задачами мы выделяем:
развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных навыков, создание положительного эмоционального фона;
активизацию произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний;
воспитание произвольного контроля за своими действиями, развитие уверенности в себе, освоение различных социальных позиций;
снятие двигательной расторможенности, негативизма.
Принципы программы:
1. Ценностно-ориентированный принцип – эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.
2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка – постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
3. Принцип симпатии и участия – ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.
Условия:
личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка в процессе освоения программы;
готовность педагога к осуществлению воспитательно-развивающей программы по развитию эмоционально-волевой сферы личности старшего дошкольника;
активного участия родителей в воспитательном процессе.
Общее количество занятий: 20, один раз в неделю.
Продолжительность занятий: 35 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Количество детей: 6-7 человек.
В занятиях принимают участие все дети. Программа реализуется в три этапа:
1 этап – диагностический.
2 этап – развивающий.
3 этап – контрольный.
Программа условно разделена на три блока:
1 блок – развитие эмоциональной сферы – Передача знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей.
2 блок – знакомство с моральными чертами характера – формирование нравственного поведения в повседневной жизни, формирование положительных черт характера, обогащение способами преодоления негативных черт характера.
3 блок – развитие волевой сферы – формирование умения регулировать свое поведение, свои отрицательные эмоции, повышение самостоятельности и ответственности ребенка, развитие самоконтроля, развитие стремления действовать по моральным мотивам, развитие уверенности в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
Методические приемы, используемые в программе:
1. Словесные и подвижные игры.
2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
3. Беседы.
Структура занятия:
1. Приветствие.
2. Беседа.
3. Развивающая игра
4. Подвижная игра.
5. Прощание.
Промежуточная диагностика показывает, что дети с низким уровнем активности наблюдается положительная динамика, они уже показывают средний уровень волевой активности при выполнении задания; также у детей наблюдалось выразительное изображение чувств, повысились мимические и пантомимические способности детей. Ребята уже знают элементы выразительных движений, у них наблюдается способность самостоятельно находить нужные способы поведения.
Одним из основных компонентов психологической готовности к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность детей, развитие которой предполагает развитие «эмоционального предвосхищения», эмоциональной устойчивости, сформированность небоязни трудностей, умение ограничивать эмоциональные порывы, умение систематически выполнять задания. Поэтому так важно проводить специально организованную, систематическую работу по развитию эмоционально-волевой сферы личности детей. Как показывает практика, в процессе игровой терапии решаются следующие конкретные задачи:
Актуализация у ребенка новых форм переживаний;
Формирование адекватного отношения к самому себе и другим;
Развитие самосознания, уверенности в себе;
Развитие произвольного контроля;
Укрепление саморегуляции поступков.
Таким образом, игры, направленные на развитие способности к самоконтролю, произвольности и саморегуляции являются главным средством развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Источник