Развитие внимания у ребенка в онтогенезе

Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Первоначальное внимание ребёнка осуществляется при помощи наследственных природных механизмов, организующих протекание его рефлексов по известному физиологическому принципу доминанты. Этот период в развитии ребенка, охватывающий естественное вызревание отдельных доминант, мы называем периодом натурального, или примитивного, развития внимания.
Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов головного мозга человека. Становлению этих трёх систем внимания соответствуют три основных этапа, условно выделяемых в развитии внимания младенца.
На первом этапе — с момента рождения до двух месяцев происходит становление подсистемы, отвечающей за поддержание определенного уровня бодрствования, и в частности состояния сосредоточенности.
На втором этапе — в возрасте от двух — трёх до шести месяцев наиболее быстрые изменения наблюдаются в функционировании подсистемы пространственной ориентировки внимания.
Малыш осваивает не только перенаправление внимания с одного места в окружающем пространстве на другое, но и фиксацию отдельных зрительных объектов.
На третьем этапе — с пяти до шести месяцев начинаются значительные изменения в работе подсистемы управления вниманием. Далее становление именно этой подсистемы является магистральной линией в развитии внимания, равно как и в общем развитии ребенка, поскольку ей принадлежит едва ли не ведущая роль в управлении поведением.
Это только первые шаги в становлении мозговых механизмов внимания. Процесс их созревания продолжается на протяжении всего детства и завершается примерно к 9-10 годам. Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои периоды развития:
- 1. Первые месяцы жизни, характеризуется появлением ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Этот период способствует выделению ребенком предметов окружающего мира и их признаков. Второй и третий месяц жизни младенца характерной особенностью проявления внимания является то, что его привлекает взрослый человек;
- 2. К концу первого года жизни, возникает ориентировочно- исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания. Ребёнок уже может сосредоточиваться на объекте по своему собственному выбору;
- 3. Начало второго года жизни, характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет. Также в этот период ребёнок уже может переключать внимание на взрослого и обратно на своё занятие;
- 4. Второй-третий год жизни, развивается первоначальная форма произвольного внимания. Внимание характеризуется тем, что, активно осваивая речь, ребенок начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова и словосочетания, направленные на регуляцию его внимания, а также сам приступает к использованию собственной речи для управления вниманием окружающих людей;
- 5. В четыре с половиной до пять лет, проявляется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Также ребенок начинает использовать речь для управления собственным вниманием, словесной самоинструкцией. У ребенка развивается способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях;
- 6. В пять-шесть лет, появляется элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.
А.А. Люблинская исследуя особенности развития внимания детей в разные периоды детства, отмечала внимание маленьких детей:
- — Внимание ребёнка младенческого и младшего дошкольного возраста кратковременно, сосредоточенность слабая. Оно, постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины;
- — Маленький ребёнок не управляет своим вниманием. Оно, имеет непроизвольный характер и привлекается ярким, сильным или новым раздражителем. Нестойкое и легко отвлекаемое внимание не отличается подвижностью и не поддается управлению: не может переключаться по его желанию;
- — Маленький объём внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями маленьким детям недоступно;
- — Чем меньше дети, тем меньше они могут сосредоточиваться на словах, обращённых к ним. Только после двух лет можно вызвать внимание словесным сигналом;
- — Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности.
Развитие внимания в раннем детстве тесно связано с освоением целого ряда новых для ребенка навыков: прежде всего это ходьба, речь и простая предметная деятельность. Освоение ходьбы ведет к расширению круга возможных объектов внимания. Освоение предметной действительности, в частности в форме манипуляцией с различными предметами, приводит к тому, что ребенок начинает обращать внимание на все большее число признаков этих предметов, особенно на те, которые значимы для выполнения деятельности. В старшем дошкольном возрасте, происходят изменения в развитии свойств внимания.
В четыре-пять лет у ребёнка появляется способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях.
Увеличивается объём внимания дошкольника: он может действовать с 2-3 предметами, друг от друга не зависимых, и не связанных между собой, если предметы объединены в осмысленное целое, то количество увеличивается до 5предметов. Развитие объёма внимания по утверждениям Ю.Б. Дормашева находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.
К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется круг предметов, которые привлекают внимание детей. В три — четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, в шесть лет внимание ребенка привлекает сам человек, его деятельность. В облике человека, его поведении, одежде ребёнок начинает замечать детали.
Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым, то есть снижается длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями. Исследования Т.В. Петуховой показали, наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. Рост устойчивости внимания после трёх лет к шести годам достигает высокого уровня на грани школьного возраста. Это существенное условие готовности к обучению. По данным В.Д. Чесноковой к 4-4,5 годам у ребенка формируется способность подчинять все свои действия, сосредоточивать все своё внимание на той деятельности, которую задает взрослый. Увеличивается и продолжительность игр до 96 минут.
Л.П. Набатникова показала, что длительность сохранения устойчивого внимания детей обеспечивает деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения эмоционально притягательных и известных детям объектов и явлений.
Выявлена важная роль устойчивости внимания в развитии познавательных процессов ребенка. По данным Ю.Г. Трошихиной, низкие результаты запоминания чаще наблюдаются у детей, имеющих столь же низкие показатели устойчивости внимания.
Нарушение свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка. Маленький объём внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохая переключаемость внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Не способность распределения внимания — неумение эффективно, без ошибок выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Выполняя требования взрослого, ребёнок управляет своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Так же оно тесно связано с увеличением роли речевых компонентов в регуляции деятельности ребёнка.
В.С. Мухина, отмечает, что произвольное внимание у старших дошкольников развивается благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание и тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.
Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Слово в виде инструкции и требования взрослого выступает как фактор, помогающий ребенку овладеть своим вниманием.
Развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Правильная организация деятельности ребёнка, насколько чётко обозначена цель, задачи, будет зависеть и уровень внимания ребенка. Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.
Воспитание произвольного внимания является важной задачей дошкольной педагогики и важнейшим условием подготовки ребёнка к школе.
Развитие после произвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
В период с четырёх до пяти лет внимание ребёнка начинает обретать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становиться не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время ему следует обращать внимание.
До пяти лет опосредование детского внимания — прежде всего внешнее. Внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом — своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К семи годам управление вниманием и его опосредование постепенно становиться внутренним.
Внимание ребёнка возникает на основе безусловного рефлекса. Маленькие дети не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания. Характерной особенностью внимания является его непроизвольность. Непроизвольное внимание возникает без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.
Формирующееся познавательное отношение к окружающему и владением новыми видами деятельности перестраивает внимание ребенка. Большую роль на его развитие оказывает направленность личности, интересы, мышление и речь.
К старшему дошкольному возрасту, ребёнок научается подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, что способствует развитию произвольного внимания.
В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае возникает после произвольное внимание.
У детей старшего дошкольного возраста возрастают возможности распределения, переключения внимания, оно становиться более устойчивым, увеличивается объём и концентрация.
Развитие всех свойств внимания, во многом определяет дальнейшее развитие всех высших психических функций ребенка.
Источник
Онтогенез
психики
— ее непрерывное развитие от рождения
до конца жизни человека. Основные этапы
развития детского внимания:
1.
Первые
недели-месяцы жизни.
Появление ориентировочного
рефлекса как
объективного, врожденного признака
непроизвольного внимания
ребенка.
2.
Конец
первого года
жизни. Возникновение
ориентировочно-исследовательской
деятельности
как средства будущего развития
произвольного внимания.
3.
Начало
второго года
жизни. Обнаружение зачатков
произвольного внимания
под влиянием речевых инструкций
взрослого, направление взора на названный
взрослым предмет.
4.
Второй-третий
год
жизни. Достаточно хорошее развитие
произвольного внимания.
5.
Четыре
с половиной — пять лет.
Появление способности
направлять внимание
под влиянием сложной инструкции
взрослого.
6.
Пять-шесть
лет.
Возникновение элементарной формы
произвольного
внимания под влиянием самоинструкции
(с опорой на внешние вспомогательные
средства).
7.
Школьный
возраст.
Дальнейшее
развитие
и совершенствование произвольного
внимания,
включая волевое.
10. Память как познавательный процесс и как деятельность. Классификация видов памяти, их характеристика.
Про
память как деятельность нашла только
чуть-чуть.
Память
—
это познавательный
процесс,
состоящий из запоминания, сохранения,
воспроизведения и забывания приобретенного
опыта, обеспечивающего возращение в
сферу сознания и повторного использования
в деятельности.
Память
как деятельность
имеет свои мотивы и цели. В общем и целом,
память имеет структуры такую же как и
любая другая деятельность. Она не может
функционировать без смысла, мотивации,
специальных «внутренних» средств
запоминания, а иногда и забывания.
Виды
памяти:
Двигательная
(моторная) – на движения, эмоциональная
– на чувства и переживания, образная
— на представления (запахи, звуки, зрит.
образы); словесно–логическая
– на мысли, идеи, т.е. любые продукты
мыслительной деятельности, выраженные
в вербальной/словесной формеПо
наличию
цели
– произвольная
и непроизвольная.
Запоминание и воспроизведение, в котором
отсутствует специальная цель что-то
запомнить или припомнить, называется
непроизвольной памятью. В тех случаях,
когда мы ставим к-л цель, говорят о
произвольной памяти.По
продолжительности
закрепления и сохранения материала
– на кратковременную,
долговременную
и оперативную.
Долговременная
память – длительное сохранение материала
после его многократного повторения и
воспроизведения. Кратковременная
память – очень краткое сохранение
после однократного очень непродолжительного
восприятия и немедленное воспроизведение.
Оперативная
память – удержание материала в памяти
на время операции (арифметическое
действие, чтение, списывание).По
способу
запоминания:
логическая
(установление и запоминание смысловых
связей между словами) и механическая
(через простое повторение)
11. Процессы памяти, их характеристика. Пути, приемы и средства улучшения памяти у людей. Условия продуктивного запоминания
Мнемические
(направленные на запоминание и
воспроизведение) процессы памяти:
Запоминание
— продукт предшествующего действия,
запоминается способ осуществления
последовательности предыдущих
действий: оно может быть произвольным
(требует волевого усилия) и непроизвольным
(при отсутствии осознанной цели)Сохранение
— процесс удержания
информации
в памяти, её переработки
и преобразования. Сохранение осуществляется
неосознанно,
не подчиняется волевому контролю и
регулированию.Воспроизведение
— актуализация
в сознании
ранее сформированного психологического
содержания (мысли, образы, чувства) в
условиях его отсутствия. Это —
извлечение
содержания из
долговременной
памяти и перевод
в оперативную.Узнавание
— процесс осознания на основе материала
уже известного, основан на сличении
воспринимаемых признаков, соответствующих
следам памяти – эталонамЗабывание
—
активный процесс, потеря доступа к
ранее запомненному, невозможность его
воспроизведения
Условия,
способствующие повышению эффективности
запоминания.
1.
Активность
и разнообразность.
При активном повторении происходит
оживление связей, поскольку разнообразие
форм повторения способствует образованию
новых связей изучаемого материала с
практикой. В результате запоминание
делается более полным. Пассивное же
повторение не дает такого эффекта.
2.
Распределение
повторения во времени.
В психологии известны два способа
повторения: концентрированное
(материал заучивается в
один прием,
повторение следует одно за другим без
перерыва) и распределенное
(повторении каждое чтение отделено от
другого некоторым промежутком, оно
более рационально, экономит время и
энергию, обеспечивает стойкость знаний).
3.
Метод
воспроизведения во время заучивания.
Его суть состоит в попытках воспроизвести
материал, который еще полностью не
выучен. Например, выучить материал можно
двумя способами: а) ограничиться только
чтением и читать до тех пор, пока не
возникнет уверенность, что он выучен;
б) прочитать материал один — два раза,
затем попытаться его воспроизвести,
после чего снова прочитать его несколько
раз и вновь попытаться воспроизвести
(этот способ лучше).
Продуктивность
запоминания зависит и от того, как
осуществляется запоминание: в целом
или по частям. Способы
заучивания
большого
по объему материала: целостный
( чтение текста от начала до конца
несколько раз), частичный(
заучивание по частям) и комбинированный(
чтение целостное и частичное), последний
способ самый эффективный.
Улучшение
памяти.
1. Составление
плана,
(выделение в изучаемом материале главных
мыслей и группированием их в виде плана.
Каждый пункт плана — это обобщенный
заголовок определенной части текста.
Переход от одной части к следующим
частям — это логическая последовательность
основных мыслей текста.
2. Сравнение, т.е.
нахождение сходства и различия между
предметами, явлениями, событиями и т.д.
Одним из вариантов данного метода
является сопоставление изучаемого
материала с полученным ранее. Конкретизация,
пояснение общих положений и правил
примерами, решение задач в соответствии
с правилами, проведение наблюдений,
лабораторных работ и т.п.
3. Метод
повторения является
важнейшим методом осмысленного
запоминания материала и достижения
высокой прочности его сохранения.
Повторение — важнейшее условие овладения
знаниями, умениями, навыками.
Соседние файлы в папке Bilety2kurs
- #
- #
- #
- #
- #
Источник