Развитие внимания у ребенка онтогенез
Глава 1. Изучение литературы по проблеме исследования
Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе
«Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» [Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.].
Внимание направлено на работу органов чувств, на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность, т.е. формы проявления внимания многообразны. Существует три вида внимания:
1) Произвольное: приспособление тела зачастую непрочное, неполное. Так же может наблюдаться приспособление движений, но они могут, появляется время от времени. Организм сосредоточивается, но вяло и слабо: личность захвачена отчасти и только временно. Произвольное внимание связано с участием воли, требует усилий для того, чтобы удерживать и сосредоточивать на чем-то внимание в течение определенного времени.
При произвольном внимании человек осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет внимание на другой.
2) Непроизвольное: на объекте внимания сосредотачивается все тело, приспосабливаются все движения, и все стремление личности, вся энергия направлены к одному пункту.
3) Послепроизвольное: это разновидность внимания, которая связана с автоматизацией деятельности по удерживанию сознания на конкретном явлении, готовностью к восприятию именно этого явления.
Внимание обладает пятью основными свойствами:
1) Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять внимание на каком-либо объекте не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
2) Переключаемость – перевод внимания с одного объекта, явления, вида деятельности на другой. То есть, внимание проявляется в скорости, с которой человек переводит свое внимание с одного объекта на другой.
3) Сосредоточенность – удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального. Синонимом сосредоточенности является концентрация.
4) Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, умение выполнять несколько видов деятельности или действий.
5) Объем внимания – количество информации, которая одновременно способна сохраняться в сфере повышенного сознания человека.
Функции внимания в человеческой жизни различны.
Внимание способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психики.
Направленность и избирательность познавательных процессов связаны с вниманием. Их перестройка зависит от того, что в данный момент представляется более важным для организма. Точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – определяется вниманием.
Также внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению конфликтов.
Развитие внимания в онтогенезе
Л.С. Выгодский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов — указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов — стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание — обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя. Общая последовательность культурного развития внимания пол Л.С. Выгодскому состоит в следующем: » Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя.
Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы — указания; затем ребенок начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующие его предметы».
Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.
Можно представить из некоторых экспериментальных исследований последовательность основных этапов развития детского внимания в виде хронологического резюме:
1. Первые недели — месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно — исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4. Второй — третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять — шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства)
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей.
Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание.
К возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. При этом переключаемость у детей этого возраста развита существенно выше, чем средний ее показатель у взрослых. Вероятно, это обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка.
Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.
Особое место для произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания, также проходит определенные стадии.
В начальных классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему превалирует непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка с периодической сменой методов подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление наглядное. Поэтому, для того чтобы заинтересовать его, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным. Постепенно, в процессе целенаправленной познавательной деятельности, внимание у детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития.
С момента рождения у человека развивается два основных вида внимания: непроизвольное, направляемое внешними стимулами и произвольное, управляемое самим человеком. Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов головного мозга человека. Становлению этих трех систем внимания соответствуют три основных этапа, условно выделяемых в развитии внимания младенца.
На первом этапе — с момента рождения к 2 — 3 неделям у ребенка возникает реакция слухового сосредоточения на громком звуке, выражающаяся в прекращении движений, но он еще не способен к зрительной фиксации, и поэтому прослеживает только взглядом движущиеся объекты. К 4 неделям младенец осваивает зрительное сосредоточение — фиксирование взгляда на неподвижном объекте. Эти фиксации длительны и навязчивы, младенец вынужденно удерживает взгляд на объекте до 15 минут. Данная форма внимания называется «облигаторной» или «обязательной» и обусловлена особенностями функционирования мозговой системы ориентировки внимания. В этот период до 2 месяцев развивается система бдительности, или настороженности, отвечающая за «достижение и поддержание состояния готовности» — поддержание определенного уровня бодрствования, и в частности состояния бдительности. Она вступает в действие, когда решаемая человеком задача требует длительного ожидания какого — либо объекта или сигнала к действию. С одной стороны, за бдительностью стоит общий тонус, или уровень активации организма и мозга. С другой стороны, бдительность обычно предполагает, что за появлением сигнала последует ответ, и чем более бдителен человек, тем быстрее ответ.
На втором этапе — в возрасте от 2 — 3 до 6 месяцев, когда малыш осваивает не только перенаправления внимания с одного места в окружающем пространстве на другое, но и фиксацию отдельных зрительных объектов посредством управления движения глаз начинает развиваться система ориентировки, или направления внимания, ответственна за выбор того, что станет объектом внимания. Она участвует в привлечении внимания к определенным объектам или местам в окружающем мире и обеспечивает отвлечение внимания от уже обследованных объектов или мест для того, чтобы оно могло быть переключено куда — то еще. Начинает формироваться ориентировочный рефлекс — непроизвольная реакция на новизну раздражителя, который включает в себя целый ряд двигательных, вегетативных, нейрофизиологических и сенсорных компонентов. С ним связаны поворот глаз и головы в направлении раздражителя; изменение дыхания и тонуса мышц; расширение сосудов головного мозга и повышение уровня активации его коры, которое выражается в характерных изменениях мозговых ритмов; наконец, снижение порогов чувствительности отдельных органов чувств: познающий субъект становиться способен к распознаванию более слабых сигналов. Ориентировочная реакция возникает в случае, если вновь поступающая информация о стимуле расходиться со следами, оставшимися в нервной системе в результате предыдущего воздействия этого стимула. Эти следы получили название «нервная модель стимула». Если мы встречаемся с некоторым стимулом впервые, ориентировочный рефлекс не может не возникнуть. Если же стимул уже появлялся ранее, то сопоставление этого стимула с его нервной моделью может дать два результата. Либо они одинаковы, либо различаются по какому — то признаку. В первом случае ориентировочный рефлекс угасает, тогда как регистрация различий между взаимодействием и «нервной моделью стимула» приводит к появлению или усилению ориентировочного рефлекса.
На третьем этапе — с 5 — 6 месяцев ребенок уже может сосредоточиться на объекте по своему собственному выбору. Концентрация его внимания довольно высока и если его отвлекают от объекта внимания, то он может начать капризничать, так как не может продолжать заниматься тем, что его заинтересовало и одновременно слушать собеседника. Начиная с этого периода и далее происходит становление системы управления вниманием или исполнительного контроля, которая является магистральной линией в развитии внимания, равно как и в общем развитии ребенка, поскольку ей принадлежит едва ли не ведущая роль в управлении поведением, так как обеспечивает прежде всего «разрешение конфликтов» между реакциями на события в окружающем мире.
Задачи этой системы — установление того, что попадает, а что не попадает в сознание, на что следует и на что не следует реагировать. Среди ее функций — следование инструкциям, которые человек может получить извне, так и сформулировать самостоятельно. Иными словами, система исполнительного контроля участвует в обеспечении целенаправленности познания и предметных действий. Она непременно задействована в решении задач, в которых заложено противоречие между несколькими источниками информации или возможными действиями, требующими внимания. Эти этапы — только первые шаги в становлении мозговых механизмов внимания. Процесс их созревания продолжается на протяжении всего детства и завершается примерно к 9-10 годам.
В следующие этапы развития ребенка к 2 — 3 годам малыш уже может переключать свое внимание на взрослого и обратно на свое занятие, а к 3 — 4 годам переключаемость еще возрастает. Развитие внимания в раннем детстве тесно связано с освоением целого ряда новых для ребенка навыков: прежде всего это ходьба, речь и простая предметная деятельность. Освоение ходьбы ведет к расширению круга возможных объектов внимания. А когда ребенок учиться говорить и понимать речь, он должен научиться удерживать внимание не только на предметах, но и на обозначающих их словах. Особая задача для малыша заключается в удерживании внимания на инструкциях, которые дает взрослый: если ребенок отвлечется в самом начале речевой инструкции, то в результате не сможет выполнить и требуемого действия. Потом, в дошкольном возрасте, слова сами станут для ребенка средствами организации его внимания, но сначала малыш должен научиться удерживать внимание на обращенные к нему высказываниях. Поэтому очень важно, чтобы взрослые, взаимодействуя с ребенком, придавали своим словам эмоциональную окраску. Наконец, освоение предметной действительности, в частности в форме манипуляцией с различными предметами, приводит к тому, что ребенок начинает обращать внимание на все большее число признаков этих признаков, особенно на те признаки, которые значимы для выполнения деятельности. Например, ложкой удобно зачерпывать суп, вилкой — уже затруднительно, а ножем и вовсе невозможно. Однако и на этом этапе развития внимание все еще направляется новизной объектов, с которыми сталкивается ребенок.
В 4 — 5 лет у ребенка появляется способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях. Например, малыш может одновременно что — то показывать и рассказывать. Он уже способен выполнять определенную задачу и слушать советы взрослого, музыкальную пластинку или читаемую слух сказку, не отрываясь от дела. Только при усложнении задачи ребенку приходиться сосредотачиваться на ней и отвлекаться от всего остального.
Примерно в этом же возрасте внимание ребенка начинает обретать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становиться не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время ему следует обращать внимание. До 5 лет опосредствование детского внимания — прежде всего внешнее. В качестве ведущих средств организации внимания ребенка выступают указательные жесты и речь взрослого. Например, мать называет предмет или указывает на него, и в результате ребенок выделяет этот предмет среди прочих и сосредотачивается на нем. Потом ребенок сам может назвать предмет, чтобы выделить его и сосредоточиться. Таким образом, внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом — своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К 7 годам управление вниманием и его опосредствование постепенно становиться внутренним.
Наконец, к 10 — 12 годам, когда происходит значительный скачок в умственном развитии ребенка, складываются абстрактное мышление и логическая память, вновь изменяются и показатели свойств внимания. Возрастают его объем и концентрация, оно делается более устойчивым. Эти изменения обусловлены уже не столько созреванием мозга, сколько завершением становления всей системы высших психических функций ребенка, их взаимопроникновением и слаженной совместной работой.
Развитие внимания продолжается на протяжении всей жизни человека, но организм стареет, а вместе с ним стареет и мозг. Нейронная активность лобных долей мозга, связанная с направлением и удержанием внимания, тоже снижается, что приводит к снижению функционирования различных видов внимания и к ухудшению показателей его свойств. Внимание становится рассеянным, резко снижается его переключаемость, в мышлении нередки персеверации, заметно ухудшается память, возрастает отвлекаемость. Данный процесс называется процессом когнитивного замедления.
Источник
Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Первоначальное внимание ребёнка осуществляется при помощи наследственных природных механизмов, организующих протекание его рефлексов по известному физиологическому принципу доминанты. Этот период в развитии ребенка, охватывающий естественное вызревание отдельных доминант, мы называем периодом натурального, или примитивного, развития внимания.
Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов головного мозга человека. Становлению этих трёх систем внимания соответствуют три основных этапа, условно выделяемых в развитии внимания младенца.
На первом этапе — с момента рождения до двух месяцев происходит становление подсистемы, отвечающей за поддержание определенного уровня бодрствования, и в частности состояния сосредоточенности.
На втором этапе — в возрасте от двух — трёх до шести месяцев наиболее быстрые изменения наблюдаются в функционировании подсистемы пространственной ориентировки внимания.
Малыш осваивает не только перенаправление внимания с одного места в окружающем пространстве на другое, но и фиксацию отдельных зрительных объектов.
На третьем этапе — с пяти до шести месяцев начинаются значительные изменения в работе подсистемы управления вниманием. Далее становление именно этой подсистемы является магистральной линией в развитии внимания, равно как и в общем развитии ребенка, поскольку ей принадлежит едва ли не ведущая роль в управлении поведением.
Это только первые шаги в становлении мозговых механизмов внимания. Процесс их созревания продолжается на протяжении всего детства и завершается примерно к 9-10 годам. Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои периоды развития:
- 1. Первые месяцы жизни, характеризуется появлением ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Этот период способствует выделению ребенком предметов окружающего мира и их признаков. Второй и третий месяц жизни младенца характерной особенностью проявления внимания является то, что его привлекает взрослый человек;
- 2. К концу первого года жизни, возникает ориентировочно- исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания. Ребёнок уже может сосредоточиваться на объекте по своему собственному выбору;
- 3. Начало второго года жизни, характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет. Также в этот период ребёнок уже может переключать внимание на взрослого и обратно на своё занятие;
- 4. Второй-третий год жизни, развивается первоначальная форма произвольного внимания. Внимание характеризуется тем, что, активно осваивая речь, ребенок начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова и словосочетания, направленные на регуляцию его внимания, а также сам приступает к использованию собственной речи для управления вниманием окружающих людей;
- 5. В четыре с половиной до пять лет, проявляется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Также ребенок начинает использовать речь для управления собственным вниманием, словесной самоинструкцией. У ребенка развивается способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях;
- 6. В пять-шесть лет, появляется элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.
А.А. Люблинская исследуя особенности развития внимания детей в разные периоды детства, отмечала внимание маленьких детей:
- — Внимание ребёнка младенческого и младшего дошкольного возраста кратковременно, сосредоточенность слабая. Оно, постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины;
- — Маленький ребёнок не управляет своим вниманием. Оно, имеет непроизвольный характер и привлекается ярким, сильным или новым раздражителем. Нестойкое и легко отвлекаемое внимание не отличается подвижностью и не поддается управлению: не может переключаться по его желанию;
- — Маленький объём внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями маленьким детям недоступно;
- — Чем меньше дети, тем меньше они могут сосредоточиваться на словах, обращённых к ним. Только после двух лет можно вызвать внимание словесным сигналом;
- — Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности.
Развитие внимания в раннем детстве тесно связано с освоением целого ряда новых для ребенка навыков: прежде всего это ходьба, речь и простая предметная деятельность. Освоение ходьбы ведет к расширению круга возможных объектов внимания. Освоение предметной действительности, в частности в форме манипуляцией с различными предметами, приводит к тому, что ребенок начинает обращать внимание на все большее число признаков этих предметов, особенно на те, которые значимы для выполнения деятельности. В старшем дошкольном возрасте, происходят изменения в развитии свойств внимания.
В четыре-пять лет у ребёнка появляется способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях.
Увеличивается объём внимания дошкольника: он может действовать с 2-3 предметами, друг от друга не зависимых, и не связанных между собой, если предметы объединены в осмысленное целое, то количество увеличивается до 5предметов. Развитие объёма внимания по утверждениям Ю.Б. Дормашева находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.
К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется круг предметов, которые привлекают внимание детей. В три — четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, в шесть лет внимание ребенка привлекает сам человек, его деятельность. В облике человека, его поведении, одежде ребёнок начинает замечать детали.
Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым, то есть снижается длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями. Исследования Т.В. Петуховой показали, наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. Рост устойчивости внимания после трёх лет к шести годам достигает высокого уровня на грани школьного возраста. Это существенное условие готовности к обучению. По данным В.Д. Чесноковой к 4-4,5 годам у ребенка формируется способность подчинять все свои действия, сосредоточивать все своё внимание на той деятельности, которую задает взрослый. Увеличивается и продолжительность игр до 96 минут.
Л.П. Набатникова показала, что длительность сохранения устойчивого внимания детей обеспечивает деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения эмоционально притягательных и известных детям объектов и явлений.
Выявлена важная роль устойчивости внимания в развитии познавательных процессов ребенка. По данным Ю.Г. Трошихиной, низкие результаты запоминания чаще наблюдаются у детей, имеющих столь же низкие показатели устойчивости внимания.
Нарушение свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка. Маленький объём внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохая переключаемость внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Не способность распределения внимания — неумение эффективно, без ошибок выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Выполняя требования взрослого, ребёнок управляет своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Так же оно тесно связано с увеличением роли речевых компонентов в регуляции деятельности ребёнка.
В.С. Мухина, отмечает, что произвольное внимание у старших дошкольников развивается благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание и тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.
Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Слово в виде инструкции и требования взрослого выступает как фактор, помогающий ребенку овладеть своим вниманием.
Развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Правильная организация деятельности ребёнка, насколько чётко обозначена цель, задачи, будет зависеть и уровень внимания ребенка. Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.
Воспитание произвольного внимания является важной задачей дошкольной педагогики и важнейшим условием подготовки ребёнка к школе.
Развитие после произвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
В период с четырёх до пяти лет внимание ребёнка начинает обретать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становиться не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время ему следует обращать внимание.
До пяти лет опосредование детского внимания — прежде всего внешнее. Внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом — своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К семи годам управление вниманием и его опосредование постепенно становиться внутренним.
Внимание ребёнка возникает на основе безусловного рефлекса. Маленькие дети не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания. Характерной особенностью внимания является его непроизвольность. Непроизвольное внимание возникает без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.
Формирующееся познавательное отношение к окружающему и владением новыми видами деятельности перестраивает внимание ребенка. Большую роль на его развитие оказывает направленность личности, интересы, мышление и речь.
К старшему дошкольному возрасту, ребёнок научается подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, что способствует развитию произвольного внимания.
В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае возникает после произвольное внимание.
У детей старшего дошкольного возраста возрастают возможности распределения, переключения внимания, оно становиться более устойчивым, увеличивается объём и концентрация.
Развитие всех свойств внимания, во многом определяет дальнейшее развитие всех высших психических функций ребенка.
Источник