Развитие внимания у ребенка 4лет
Внимание — это психический процесс, обеспечивающий направленность и сосредоточенность сознания на фиксированном объекте. Без него человек не сможет организовать продуктивную сознательную деятельность, а потому важно уже в дошкольном возрасте предлагать детям эффективные игры и упражнения на развитие внимания.
Упражнение 1. Значки в фигурах
Подготовка
- Таблица 5х5, в произвольном порядке заполненная геометрическими фигурами:
- ромб;
- квадрат;
- треугольник;
- круг
- Образец заполнения:
- «+» в квадрате;
- «–» в круге;
- «v» в ромбе;
- «о» в треугольнике
Задание
- Внимательно посмотри на листок.
- Сколько фигур в каждой строчке?
- Сколько фигур в каждом столбике?
- Каким цветом нарисованы [квадраты | ромбы | треугольники | круги]?
- Возьми в руки карандаш и проставь в каждой фигуре значок, как в образце. Если ты забудешь, какой значок надо ставить, можно подсмотреть в образец.
Когда малыш справится с заданием упражнения, обсудите результаты. Посчитайте, сколько ошибок он допустил.
Игру можно сделать ещё интересней. За каждый правильно поставленный значок ребёнок зарабатывает 1 балл. Набрав 25 баллов, малыш получает маленький приз (небольшую игрушку, конфету, яблочко и пр). За каждую допущенную ошибку он должен выполнить 1 фант. Если упражнение выполняют несколько детей, победитель загадывает фанты проигравшим.
Упражнение 2. Исправь ошибку
В возрасте 4–5 лет малыши уже владеют грамматическим строем речи, а накопленный багаж знаний позволяет им находить логические несоответствия в предложениях. Используйте это, чтобы потренировать слуховое внимание ребёнка, поработать над его устойчивостью
Специальной подготовки данное упражнение не требует, но вы можете заблаговременно распечатать карточки с предложениями, в которых ребёнку надо будет искать ошибку. Если малыш уже научился читать сам, предложите ему самостоятельную работу с карточками. В противном случае зачитывайте текст, а карапуз пусть исправляет допущенные автором ошибки.
Например:
- На небо падает белый снег.
- Самолёт летит под лесом.
- Белое снежинка красиво кружится в воздухе.
- Вода замерзают и превращаются в лёд.
- Рядом с нашим домом построили старый детский сад.
Упражнение 3. Рисование по клеточкам
Отлично развивает внимательность рисование по клеточкам. В этом сегменте заданий можно подобрать вариант на любой уровень развития.
Малышей попросите продолжить строчку простейших узоров:
Если продолжение узора не вызывает затруднений, оформите задание в виде простого графического диктанта: ребёнку надо выполнить узор, ориентируясь на ваши словесные команды, без визуального образца. В таком формате упражнение прекрасно тренирует зрительную и слуховую внимательность, а также отлично развивает пространственное мышление.
Внимательным дошколятам предложите повторить рисунок по образцу:
Упражнение 4. «Картинка — слово»
Подготовка:
Несколько изображений. Вы можете подготовить произвольный набор картинок или использовать это упражнение для дополнительной отработки изучаемой лексической темы:
- зима;
- посуда;
- мебель;
- овощи и фрукты;
- домашние животные и пр.
Вы можете заменить картинки предметами: игрушками, спортивным инвентарём, предметами одежды и пр.
Задание
Вы показываете ребёнку картинку (предмет) и произносите слово. Если изображение и слово совпадают, малыш хлопает в ладоши, если нет — топает ногами.
Картинки можно показывать повторно.
Останавливайте игру, если заметили, что малыш потерял интерес или, напротив, чрезмерно возбудился (выкрикивает с места, не даёт вам договорить слово, стал суетлив и не собран).
Упражнение 5. Шпионские танцы
Развивать внимание можно по-разному. Например, во время весёлой детской дискотеки. Предложите ребёнку не обычные танцы, а шпионские. Договоритесь, что для танцевальных движений у вас будет свой шифр: каждое па кодируется какой-либо цифрой.
Например:
- 1 — два прыжка;
- 2 — покрутиться на месте;
- 3 — три хлопка.
А теперь включайте музыку и командуйте. Вероятно, сначала ребёнку будет непросто. В таком случае подключите к словесным командам показ соответствующих движений. Постепенно малыш запомнит ваш шифр, и тогда успешность выполнения задания будет зависеть исключительно от детской внимательности.
Советы «Эврики»:
- Значительное влияние на формирование внимательности в детском возрасте играет питание. Благоприятное воздействие на работу мозга оказывает молоко и молочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень.
- Важно соблюдать режим дня. Активная работа (будь то работа физическая или умственная) должна чередоваться с отдыхом. Развивайте ребёнка, тренируйте его внимание и память, но только, пожалуйста, не переусердствуйте. Мозгу отдых требуется не меньше, чем мышцам.
- Для работоспособности детского организма необходим кислород. Регулярные прогулки на свежем воздухе помогут вам вырастить внимательного, собранного и усидчивого ребёнка, которому будет легко учиться в школе, выполнять задания учителя и осваивать новые для него науки.
Будьте внимательны к своему карапузу, наслаждайтесь родительством, и пусть оно будет счастливым.
До новых встреч!
Источник
Анна Шестопалова
Развитие внимания у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры
Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность.
В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна школьная программа, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений. Несформированность произвольного внимания, малый объём, слабая переключаемость с одного объекта на другой, говорят о том, что этот вопрос очень актуален и требует большой работы по его развитию.
Внимание — это способность человека сосредотачиваться на определённых объектах и явлениях. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Произвольное внимание – процесс, направленный на контроль деятельности, поддержание устойчивой избирательной активности. В дошкольном возрасте преобладающим является непроизвольное внимание, произвольное только начинает формироваться. Характерной особенностью внимания ребенка среднего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. К 5 годам отмечается появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В этом возрасте начинают складываться элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Произвольное внимание в этом возрасте начинает свое интенсивное развитие. В возрасте 5 лет развиваются все свойства внимания: концентрация, объём, продуктивность, устойчивость, распределение, переключаемость. Для эффективного развития произвольного внимания в данном возрасте большое значение имеет помощь взрослого, тренировка всех свойств внимания ребенка, поиск оптимальных средств его развития. Мы выделили факторы, представленные В. С. Мухиной, влияющие на развитие внимания: интерес к деятельности; понимание конкретной цели деятельности; стремление к достижению результата; организованность процесса; создание благоприятных условий.
По мнению отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других движущими силами развития психических процессов ребёнка являются обучение и деятельность (3; 4; 5; 6).
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра,
так как именно в связи с её развитием происходят качественные изменения в психике ребёнка. Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактической игре как наиболее доступному, интересному и в то же время эффективному средству обучения детей. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Использование дидактических игр как средства обучения детей-дошкольниковопределяется рядом причин: игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь решения задач обучения и развития детей; дидактическая игра – своеобразная подготовка к включению старших дошкольников в учебную деятельность; игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка»; имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно-образного типа мышления, и дидактические игры, как нельзя лучше, способствуют развитию у детей всех психических процессов; у дошкольников ещё недостаточно сформирована познавательная мотивация, а дидактическая игра способствует развитию интереса детей к обучению и освоению новых знаний.
Посредством дидактической игры можно развивать внимание дошкольников. В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания необходимо развивать все его свойства и характеристики. Большое количество дидактических игр представлено в работах А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеевой, Б. И. Хачапуридзе и других. Однако в литературе сравнительно мало дидактических игр, конкретно направленных на развитие произвольного внимания дошкольников.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Внимание протекает слитно с восприятием, памятью и мышлением, обуславливая их и обуславливаясь ими. Отсюда вытекает личностный характер внимания: недаром усидчивость и усердие, как черты личности, как правило, взаимосвязаны с устойчивостью и интенсивностью внимания. Развивая процесс внимания, мы воздействуем и развиваем и остальные психические процессы, развиваем все познавательные способности ребёнка, формируем личность ребёнка. Что имеет огромное значение для становления личности ребенка.
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и в игровую деятельность одновременно (дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила).
В своей работе мы учитывали принципы педагогики: систематичность; последовательность (от простого к сложному); доступность; отбор содержания игр в соответствии с целями развития свойств произвольного внимания; учёт возрастных особенностей детей; закрепление полученных знаний и навыков в свободной деятельности с воспитателями группы.
Игры были направлены на развитие различных свойств внимания.
Игра «Что изменилось?».Цель: развитие объёма внимания.
Ход игры: взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей – за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что-либо переложит или уберёт. Повернувшись обратно, дети должны ответить лишь на один вопрос «Что изменилось?» и так далее. В ходе этой игры можно использовать различные материалы – игрушки, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки с различными изображениями.
Игра «Подбери фигуры»
ЦЕЛЬ: развитие образного, абстрактно-логического мышления, концентрировать внимание, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков.
Оборудование: геометрические фигуры, трафареты или карточки.
Задание: найти геометрические фигуры, из которых составлен рисунок
Игра «Гимнастика внимания»
Цель: развитие произвольного внимания
Действие: воспитатель или ребенок, называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую,приговаривая слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
начинаем мы играть,
вы ребята не зевайте,
слушайте, что вам скажу
и при этом покажу.
Игра «Зеркало»
Цель: развивать произвольное внимание и координацию движений.
Задание: ребенку надо встать перед зеркалом и повторять все то, сто делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т. д.
На основании выше изложенного можно утверждать, что дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, а игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Дидактические игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.)
Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами, Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
И наконец, это игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Источник
Приветствую вас, дорогие мои читатели! Осознанные родители понимают, что любой ребенок нуждается не только в хорошей пище, играх, свежем воздухе, но и в развитии. И развитие внимания должно быть одной из основных задач! Так как развитое внимание – это множество преимуществ для ребенка, в будущем.
Безусловно, это наблюдательность, хорошая успеваемость в школе, быстрая реакция на изменяющиеся условия, и многое другое!
Итак, сегодня мы рассмотрим какие игры на внимание для детей 4-5 лет являются лучшими. То есть самыми интересными и эффективными, для современных деток. Более того, вашему вниманию будут предложены различные развивающие игры для внимания – те, которые можно применять дома, в детском саду или в классе. А также игры, где используются веселые картинки и дидактические материалы. И наконец, мы рассмотрим компьютерные или онлайн игры.
Однако лично я считаю, что самыми действенными являются «живые» игры с детьми, с участием воспитателей и родителей.
Дошколята 4-5 лет – особенности развития
Несомненно, выбирая и применяя игры и упражнения на развитие памяти, внимания, концентрации и иных важных качеств, важно учитывать особенности развития дошколят, в этом возрасте.
Вот основные из них:
- прошли первые возрастные кризисы, и малыш становится более спокойным и даже послушным;
- при этом он начинает стремиться к самостоятельности, и даже устанавливать свои правила – в том числе в развивающих играх;
- формируются основные этические понятия и творческие способности. В фазу активности вступает развитие воображения;
- детки начинают дружить друг с другом, ссориться, мириться, обижаться, ревновать, помогать;
- уже накоплен багаж знаний об основных явлениях, предметах, и есть желание расширять кругозор дальше;
- внимание у деток пока недостаточно сосредоточено, податливо внешним воздействиям
Очень важно, чтобы взрослые учитывали эти особенности. Поддерживали в стремлении стать более самостоятельным. Позволяли чаду умеренно менять правила в занятиях. И даже применяли на уроке (занятии) новые, пока незнакомые предметы (животных, птиц, технику). Объясняя попутно, что это такое, и как используется человеком.
Также важно делать в занятиях перерывы – примерно раз в 20 минут. Играть то в настольные, то в подвижные игры. Использовать не только письменные задания и упражнения в картинках, но и мяч, а также другие подобные предметы.
История из жизни
У моих близки друзей есть сын, сейчас ему почти 7 лет. Он изначально был непростым малышом, гиперактивным, рассеянным, крайне подвижным и неусидчивым. Мама и папа его приходили в ужас от мысли, что с сыном придется как-то заниматься.
Книжки малыш слушать не любил, и в целом был очень непослушным. Но, о чудо, в саду он прекрасно себя вел на развивающих занятиях! Малыш справлялся с любой задачей, ему хватало усидчивости и устойчивости, чтобы доделать все до конца.
Возможно, сказывалась атмосфера. Или же в компании сверстников кроха вел себя лучше. Родители сначала удивлялись. Затем стали заниматься дома. Сейчас мальчик прекрасно учится в школе, а свою энергию направляет на спортивные активности.
Лучшие игры на внимание
Вот в какие игры вы можете поиграть с сыном, дочкой, группой детей:
- «Вычеркни все буквы К» — развивается переключение внимания и его распределение, а также усидчивость. Нужен будет небольшой текст, из детской книги, с буквами среднего размера. Ребенок должен взять карандаш, и вычеркнуть, к примеру, все буквы «к». Можно делать это на время. Затем задание можно сделать сложнее, попросив чадо зачеркнуть все буквы «а» и подчеркнуть все буквы «н».
- «Запрещенный цвет» — эта игра развивает умение распределять внимание, и также повышает концентрацию. Играть могут 2 человека (ведущий и ребенок). Либо ведущий и несколько детей. Сначала ведущий и игроки выбирают 1-2 запрещенных цвета. Это может быть, к примеру, красный и желтый. Затем ведущий начинает быстро задавать вопросы, вроде «Какого цвета цыпленок?», «Какого цвета клубника?», «Какого цвета небо?». И так далее. Отвечать можно «бордового», «голубого», «как одуванчик», «охристого» и так далее. Дошкольник, который назовет запрещенный цвет, проигрывает.
- «Хлопни в ладоши» — дошкольник осваивает переключение внимания, развивает свою устойчивость и познавательную активность. Также расширяется кругозор. Ведущий называет малышу (группе детей) разные слова. По договоренности дети должны быстро хлопнуть в ладоши, как только услышат, к примеру, название птицы, или фрукт. Кроме того, можно усложнить задачу. Например, игроки должны хлопать в ладошки, когда услышат слова, обозначающие птиц, и вставать при произнесении слов, обозначающих растения. Тот, кто ошибается, выбывает.
- «Верно-неверно» — помогает в развитии зрительного и слухового внимания, реакции, памяти. Плюс здесь есть явная двигательная активность. Ведущий говорит фразы – смешные, дурацкие, правильные и не совсем. Если фраза правильная, говорит правду, детки хлопают в ладошки. Если не верная – они топают ногами. Примеры фраз: «все зайцы зеленые», «зимой идет снег», «клубника зреет осенью», «руки перед едой мыть нельзя», «все птицы живут в квартирах» и так далее.
Задания с картинками
Такие обычно нравятся всем детям. Рисунки, тренирующие не только внимание, но и сосредоточенность, наблюдательность, терпение, невероятно полезны. Такие рисунки с заданиями легко найти в интернете, развивающих журналах и книжках. Их даже можно создать самим. Вот примеры заданий в картинках:
- найди отличия между двумя изображениями;
- найди предмет (среди множества разных, на картинке) такой же, как в рамочке, и разукрась 2 эти предмета одинаково;
- разукрась одним цветом все одинаковые фигурки – на картинке, где их много, разных и разного размера;
- точно повтори узор в квадратиках;
- найди на большом рисунке (со множеством деталей) маленькие предметы, нарисованные отдельно, внизу.
Рекомендую также статью про игры на внимание у младших школьников по ссылке.
Онлайн игры для развития внимания
В дополнение к изложенному материалу, компьютерные игры на внимание игры на внимание для детей 4-5 лет:
Данные интересного исследования 5-летних детей
Ученые из Университета Калгари (США) провели детальное исследование и выяснили, что 5-летние дети, проводящие с телефонами и планшетами более часа в день, имеют сложности с прохождением тестов. А их внимание рассредоточено.
Исследование проводили в детском саду.
Воспитатели записывали, сколько конкретно времени детки проводят за экранами.
Затем специалисты оценивали их реакцию, внимание и иные навыки.
Автор исследования Шери Мэдиган так объяснила эти результаты: «Занятый мобильным устройством ребенок хуже развивается, ведь он играет и не общается с другими людьми. Он не проявляет никакой активности. Также не происходит важных взаимодействий родитель-ребенок».
Дорогие читатели, отсюда можно сделать прямой вывод: не позволяйте своим детям «общаться» с гаджетами. Находите время играть со своим чадом, и развивать его. Обязательно используйте игры на внимание для детей 4-5 лет, те, которые я описал здесь. И другие, которые понравятся ребенку. И тогда с вниманием, памятью и другими важными качествами все будет отлично!
Расскажите, какие игры и занятия любит ваш ребенок? Если данный материал оказался полезным для вас, прошу лайкать, подписываться на мой канал. Делиться статьями с друзьями, через социальные сети.
Источник