Развитие внимания у пятилетнего ребенка
Яндекс. Картинки
⚠️ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!⚠️
У Вашего ребенка ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ!!!???? Родители сразу начинают оправдываться: «Да что Вы, доктор!? Мы и так всё своё время и внимание ему уделяем!!»
????Я, собственно, и не об этом???? ❗Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, пожалуй, самый распространённый синдром при Резидуально-органическом поражении ЦНС. Но я о нем сегодня не буду говорить. (если Вам интересно, в конце будут ссылки на статьи о СДВГ).
Сегодня я хочу сделать акцент на диагностике и коррекции внимания вашего ребенка. Метод очень простой, С которым справится любой родитель.
⭕Итак, таблицы Шульте.
Эти таблицы вы можете скачать в интернете или сделать сами в любом текстовом документе (в крайнем случае, нарисовать рукой).
✅Для кого этот метод: для детей от 6 лет. Ребенок должен бегло считать до 25 и знать, как эти числа пишутся. Если вы практикуете на дошкольнике, то не стоит спешить с выводами, если он табличку делает дольше, чем положено по нормам ( о них ниже), у дошкольников познавательные процессы в большинстве своем непроизвольны и они не умеют организовывать себя и свое внимание. Но это не повод отказываться от таблиц, они отлично подойдут для тренировки произвольности внимания.
✅ Вам нужно иметь от 5 таблиц, в каждой из которых расположены в беспорядке числа от 1 до 25.
✅Ребенок должен НАЙТИ, ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ числа в возрастающем порядке, начиная с единицы.
✅У вас должен быть наготове секундомер. Измерьте время, за которое проходит ваш ребенок табличку до 25. Подряд вы даете 4 таблицы.
✅ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: в норме на каждую таблицу тратится не больше 60 секунд.
❗Если ребенок первую табличку сделал быстро, а на последующих таблицах затраченное время увеличивается — это говорит о быстрой утомляемости и истощаемости психических процессов. Важно запомнить, что истощаемость не лечится упражнениями на развитие внимания. Здесь нужно подключать невролога
❗Если все четыре таблички сделаны в одном темпе и затрачено приблизительно одинаковое время, тогда у вас все в порядке
❗Если первая табличка сделана за большее время, а на остальные ребенок затратил меньше времени, это говорит о хорошей обучаемости ребенка.
❗Если цифры колеблятся (то быстро, то медленно), это говорит о неустойчивости внимания, о колебаниях продуктивности, которые будут сильно влиять на успеваемость в школе. это дети из цикла «То пятёрка, то двойка» .
Это была диагностика. Теперь о том, как тренировать внимание. Таблицы Шульте — это универсальная и простая методика развития всех свойств внимания (концентрация, объем, переключаемость, распределяемость).
Если в течение месяца ежедневно в быстром темпе выполнять по 4-5 таблиц, то к тренировке внимательности Вашего ребенка бонусом Вы получите увеличение скорости восприятия информации, расширение периферийного зрения, увеличение скорости чтения.
А теперь я упрощу Вам задачу, не нужно искать таблички в просторах интернета, скачивайте и распечатывайте картинки прямо отсюда:
P.S. Если Ваш ребенок в силу возраста не готов к таким табличкам, Вы можете давать ему упрощенные таблицы Шульте с ячейками 3Х3 или 4Х4 (счет до 9 или до 16).
Ссылки на статьи о СДВГ:
Эти страшные буквы СДВГ
Простая диагностика гиперактивности
Позитивное воспитание спасет мир
Источник
Последнее обновление статьи: 14.05.2019
Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Поэтому педагоги активно привлекают родителей к процессу обучения детей с раннего возраста. Не случайно акцент делается на развитие внимания в возрасте до 6 лет.
Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте. Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую главную и нужную информацию. Эта система и есть внимание.
Умение сосредоточить своё внимание играет огромную роль для школьников. Поэтому особенно важно использовать возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же важно, как и обучать чтению и письму.
Как можно охарактеризовать внимание
Главная проблема в процессе развития — это неусидчивость детей. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не может запомнить даже самый простой урок.
В этом случае поможет ещё одно качество, которое присуще детям в этом возрасте – любознательность. Малыши очень любопытны. Поэтому любой процесс обучения детей должен их заинтересовывать и вовлекать. Информация «из-под палки» не будет усваиваться. В худшем случае, такой урок нанесёт психологическую травму ребёнку.
Особенностью внимания детей 5-6 лет является то, что его привлекает внешний вид предметов. Внимание делят на несколько видов:
- Произвольное – этот вид требует от человека, приложить усилия для сосредоточения. То есть это принудительный процесс, когда человек делает то, что надо.
- Непроизвольное – возникает стихийно, и не зависит от усилий человека.
- Послепроизвольное – возникает в течении обучения, снимая сосредоточение и волевое усилие.
Дети в возрасте 5-6 лет ещё не способны самостоятельно принуждать себя к чему-либо. Поэтому их внимание, в основном, произвольное. Процесс обучения должен быть построен на привлечении внимания ребёнка и его удержании. С каждым уроком время удержания внимания будет увеличиваться.
Непроизвольное внимание малыша возникает и остаётся, пока сохраняется интерес к объектам. Психологи рекомендуют, заставлять ребёнка рассуждать в слух. Тогда процесс вовлечения в обучение максимален.
Внимание обладает свойствами:
- устойчивость;
- концентрация;
- объёмность;
- избирательность;
- переключаемость.
Нарушение любого свойства приводит к изменению поведения малыша.
Важно: до 5 лет малыш не может концентрироваться и управлять своим вниманием. Его могут привлекать большие яркие предметы, громкие звуки и т.д. Но к 6 годам ситуация кардинально меняется. Развитие идёт по другому пути. Дети погружаются в исследование новых знаний с головой. Они уже могут контролировать своё внимание, речь и ход мыслей. Правда совсем недолго.
Как определить уровень внимания
С каждым годом произвольное внимание развивается и становится устойчивее. У детей 5-6 лет уже есть возможность следить за ходом своих мыслей, делать выводы и анализировать ситуацию.
Чтобы понять на каком уровне у ребёнка находится развитие внимания, используют объективные и субъективные методики:
- Таблица Равена.
- Алгоритм Б.Бурдона «Корректурная проба».
- Алгоритм Н.Гуткиной «Домик».
Для определения уровня внимания используют не только методики тестирования детей. Родители тоже должны участвовать в этом процессе. Педагоги обычно предлагают им заполнить анкеты, и проводят опрос.
Это методики, которые используют опытные педагоги и психологи в образовательных учреждениях. Дома у вас вряд ли получится справиться с такими методиками самостоятельно, и сделать правильные выводы.
Важно: объем внимания ребёнка до 5 лет — это не более 2 объектов, которыми он заинтересуется. К 6 годам это уже 3 объекта. Школьники могут удерживать внимание на 5 объектах, а взрослый человек на 7. Не стоит требовать от вашего малыша больше, чем он может по возрасту.
Для самостоятельного определения уровня внимания ребёнка можно использовать простые игры:
- Найди 5 отличий (две одинаковые картинки, за исключением нескольких деталей).
- Найди одинаковую пару.
- Найди спрятанный треугольник/квадрат/круг на картинке.
- Лабиринт (нельзя использовать карандаш, поиск выхода только глазами).
Так легко понять – может ли ваш малыш проявить усидчивость и справиться с заданием. Нормой для концентрации внимания в возрасте 5-6 лет считается время: 10 – 30 минут.
Полезные советы по развитию внимания у детей
Для любого обучающего процесса важно обеспечить правильную окружающую среду. Полезно проводить занятия на свежем воздухе. Без доступа кислорода, в помещениях со спёртым воздухом, мозг не справляется с новой информацией, и не усваивает её. Неглубокое дыхание может нарушить обучающий процесс. Поэтому важно следить за дыханием ребёнка и научить его делать глубокие вдохи. В этом прекрасно помогают мыльные пузыри и шарики, свистки и духовые инструменты.
Методика, которой пользовались ещё наши бабушки, называется рукоделие. Она проста и эффективна. Занимаясь ручным трудом, ребёнок активно развивает концентрацию внимания и моторику пальцев. Неправильно считать, что рукоделие это для девочек. В этом возрасте и мальчики с интересом шьют кукол, вяжут игрушки и собирают модели кораблей.
Участие в домашних делах, активно помогает ребёнку обучаться сосредоточению на каком – либо деле. Уход за домашними питомцами играет в этом немаленькую роль.
Главное набраться терпения, и не спешить делать за ребёнка работу, если у него что – то не получается.
Источник
Для быстрого переход на нажмите на название раздела.
- Как развить внимание ребенка.
- Игры на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания.
- Задания на развитие избирательности внимания.
- Развиваем устойчивость и учимся переключать внимание.
- Повышаем уровень распределения внимания.
- Формируем устойчивое внимание.
Внимание — это способность любого человека воспринимать какую-то информацию, причем из огромного потока различных сигналов наш мозг отфильтровывает только самые значительные, важные именно ему. Иными словами, такая функция человеческой мозговой деятельности как внимание является своеобразным фильтром, который пропускает нужное и удаляет лишнее. Если такого не будет происходить, то мы просто устанем воспринимать и осмысливать все подряд, будем быстрее утомляться и в конце концов перестанем получать хоть какую-то информацию.
1.У всех людей внимание развито по-разному — кто-то может запомнить сразу лишь одно-два события, то есть его мозг акцентируется на чем-то одном, у кого-то этот показатель больше. То есть у внимания есть объем, и если он небольшой, то мы не можем сразу воспринять несколько различных ситуаций.
2. Кроме того, внимание должно быть устойчиво, т.е. в течение некоторого определенного времени оно не переключается на что-то другое, не утихает, но в то же время и свободно — по желанию должно переключиться на что-то иное. Бывает, что ребенок сидит, играет, и занять его чем-то другим, отвлечь очень сложно. Это как раз и есть такой случай.
3. И, наконец, третий показатель внимания — его избирательность, то есть способность из всего потока информации выбрать ту, которая на тот момент является самой важной.
Внимание следует развивать, тогда можно без труда делать сразу несколько дел, причем все они будут получаться. Какими же способами внимание ребенка можно развить, как можно активировать скрытые способности мозга ребенка на внимание?
Для этого необходимо усердно играть — тренироваться. Например, существует комплекс упражнений на развитие внимания, увеличение его объема, тренировку усидчивости, избирательности.
Существует множество игр, которые непременно заинтересуют вашего малыша.
- развитие внимание 3-4 года
- развитие внимания 4-5 лет
- развитие внимания 5-6 лет
- развитие внимания 6-7 лет
Как развить внимание ребенка, интересно играя.
Не стоит забывать, что внимание у детей дошкольного возраста непосредственно связано с игрой, пока ребенку интересно он будет играть и заниматься. Интерес пропал – игра закончилась.
С начало ребенок сосредоточено играет 10 минут, потом врем игры, постепенно увеличивается, вырастает до 2 часов. Самые юные дошкольники могут играть 20 – 40 минут, а вот дети старшего дошкольного возраста 1,5 часа, и даже делать перерывы в игре, и возможно на несколько дней.
Взрослый организует деятельность ребенка, старается вызвать интерес и поддержать его, так же взрослый показывает способы, как можно удержать внимание. Ребенок все впитывает в себя и со временем ребенок самостоятельно начинает управлять своим вниманием.
Развивающие игры на внимание.
Игры на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания.
1.Стоит найти два одинаковых изображения из множества похожих иллюстраций.
Выберете нужные Вам картинки
2.Найти и указать отличия на изображениях.
Выбрать картинку и распечатать бесплатно
Выбрать книгу найди отличия
3. Найти не парную картинку
4. Лабиринты, такие задания помогают развивать концентрацию внимания и пространственное мышление.
Лабиринты для развития внимания
Выбрать и распечатать бесплатно лабиринт бесплатно можно здесь «Лабиринты для детей распечатать»
5. Задания на развитие концентрации
внимания.
Выбрать и скачать бесплатно «Какие картинки ты видишь»
Развиваем внимание и память
6. Выполи по образцу или дорисуй узор.
«Повтори узор» или «Выполни по образцу» выбери свою картинку бесплатно
Дорисуй по образцу
Задания на развитие избирательности внимания.
Надо найти и выделить различные группы предметов.
Раздели предметы на группы или объедини предметы в группы по определенному признаку.
Выбрать картинку для развивающей игры «Раздели предметы на группы»
Развиваем устойчивость и учимся переключать внимание.
Например: «Угадайка» Вы говорите слова ребенку, и просите его хлопать в ладоши, тогда когда тот услышит, например, растение.
Шкаф, кастрюля, стул, кошка, собака, вилка, ложка, мак () и т.п.
Или предложите вставать тогда, когда ребенок услышит животное.
Комод, береза, поле, машина, парта, конфета, лошадь ().
А дальше, объедините эти два варианта, хлопать — когда растение, вставать – когда животное.
Автобус, сковорода, компот, мед, коробка, собака (встал), книга, телевизор, ель (хлопнул), заяц (встал) и т.п.
Очень интересно играть в такую игру, когда несколько детей, азарт и желание победить делают игру очень увлекательной.
Если ребенок знает цифры, то отличная тренировка переключения внимания красно черные таблицы Шульте.
Как заниматься
— Найдите числа от 1 до 12
-Найти числа в обратном порядке от 12 до 1
— Ищите цифры по очереди сначала черные от 1 до 12, потом красного цвета от 1 до 12 и в обратном порядке.
Настольная развивающая игра «Внимание»
Повышаем уровень распределения внимания.
Ребенку предложите рисовать круги на листе бумаги, и одновременно считать хлопки, которыми будут сопровождаться рисование. Ребенок рисует и считает, вы – хлопаете. Время упражнения -1 минута. По окончании задания, посчитайте количество кружков и сосчитанное количество ударов, чем больше кружков и правильно посчитано хлопков, тем лучше.
Рисуем двумя руками
Скачать и распечатать картинки для рисования двумя руками «Перейти и распечатать»
Формируем устойчивое внимание.
Игра «Данетка».
Ведущий говорит: «К нам приехала барыня, и велела «да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить»
И задаете каверзные вопросы, чтобы отвечающий отвечал запрещенные слова.
-Вы поедете на бал?
-Какого цвета наденете платье?
-Я хочу надеть красное платье.
-А разве красное вам к лицу?
— Мне просто нравится красный цвет
-Это будет бальное платье?
-Бальное.
-Ваше бальное платье будет длинным?
-Да (Проигрыш)
А перед этим конечно стоит ребенку показать на примере, как должна выглядеть игра.
Или еще вариант, — «Следи за тем, что говоришь». В ней ведущий (родитель) задает вопросы, а ребенок должен внимательно обдумывать свой ответ. В правилах заранее обговорите что нельзя — например, произносить цифры от 5 до 10, говорить да/нет, избегать в ответе какую-либо букву или что-то другое. Потом поменяйтесь местами, поддайтесь ребенку, чтоб он чувствовал и свои удачи.
Играя 10 минут в день вы отлично поддержите мозг ребенка в тонусе, а так же разовьете внимание и мышление ребенка!
Такая тетрадь должна быть у каждого ребенка
Учимся быть внимательными. Рабочая нейротетрадь
Каждая книга серии «Рабочие нейротетради» — это уникальный сборник суперэффективных заданий, которые действительно развивают способности ребёнка и улучшают работу его головного мозга.
Смотрите так же:
Источник
/О детях/Воспитание и психология
«Какая ты невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты только думаешь?!»
Как часто мы говорим подобное своим детям! Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, мы считаем их рассеянными. Но давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него (а не для вас) вещи.
Внимание бывает разным
Внимание — это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.
Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.
” У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.
Три вида внимания
Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.
Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.
Свойства внимания
Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.
Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.
Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.
” Чаще всего концентрация у дошкольников невелика, и очень важно ее развить. Для этого существуют специальные упражнения. Вот одно из них. Попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение. При этом первое четверостишие учите при очень слабом звуке телевизора или радио, заучивая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие заучивайте при достаточно громком звуке.
Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.
Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.
Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.
Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.
Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни.
14.07.2011
Автор: Наталья Мотовилова
мой пример: когда я читаю детям книжку, они частенько не могут сидеть и слушать, они бегают играют в игрушки, иногда ведут себя так шумно, что я срываюсь и прошу пересказать о чем я прочитала и, к моему удивлению, в 99% случаев они все пересказывают, значит они легко концентрируются даже в создаваемом ими шуме кстати, я читала об это статью на каком-то сайте..
Источник