Развитие внимания ребенка от 1 года до 3 лет

Развитие внимания ребенка от 1 года до 3 лет thumbnail

Кто что услышит?

Цель: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие
фразовой речи.
Материал: ширма, различные звучащие предметы: звонок,
молоточек, трещотка с камешками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.

Ход игры

Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д.
и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть
ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

Угадай, что надо делать

Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие
координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием
бубна.
Материал: бубен, два флажка.

Ход игры

У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок
поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо — опускает флажки
вниз.
Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением
движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз,
чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

Солнце и дождик?

Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять
действия согласно различному звучанию бубна.
Материал: бубен, картинки с
изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры

Взрослый говорит ребенку; «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. До нет,
погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, я буду бубном
звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду
в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен
звенит и когда я стучу в него».

Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Угадай, на чем играю

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент
на слух по его звучанию.
Материал: музыкальные игрушки: барабан, гармоника,
бубен, органчик, дудочка и другие.

Ход игры

Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает,
как они называются. Если ребенок не знает, взрослый называет инструменты и
знакомит с их звучанием. Ребенок слушает и рассматривает инструменты.

Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил
их звучание, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на
разных инструментах, а ребенок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
Если ребенок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

Птицы и автомобиль

Ход игры

Дети-«птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а
взрослый напевает:

Прилетели птички, (Дети-«птички» «летают».)
Птички-невелички.
Летали,
летали,
Крыльями махали. («Птички» прыгают на скамеечку и приседают на
полусогнутых ногах, затем прыгают на пол, садятся на корточки, стучат пальчиком
об пол — «клюют».)
Так они летали,
Крыльями махали.
На дорожку
прилетали,
Зернышки клевали.

Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и
автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:

Автомобиль по улице бежит, (Дети-«птички» быстро убегают от автомобиля и
встают на скамейку.)
Пыхтит, спешит, в гудок гудит.
Тра-та-та, берегись,
посторонись!

Источник

Развитие внимания ребенка от 1 года до 3 лет

Под вниманием понимается процесс полусознательного, а также бессознательного отбора органами чувств одной информации при игнорировании другой. В 3-х летнем возрасте в развитии любого ребенка происходят существенные изменения. Они касаются различных сфер и областей, в том числе и внимания. В частности, его объем значительно расширяется, в результате чего у ребенка открывается возможность к действию с любыми предметами. Кроме того, идет процесс активного формирования механизмов распределения, а также переключения внимания.

Особенности развития внимания у детей до 3 лет

У самых маленьких детей внимание еще носит непроизвольный характер, то есть, ребенок обращает внимание только на то, что и так привлекает внимание. Но уже к школьному возрасту внимание у детей должно быть развито в достаточной степени. Более того, непременно должно быть развито умение управления вниманием. Именно в ходе игрового процесса можно сделать внимание произвольным. Так же, в игре, будет развиваться наблюдательность и внимательность, а также способность к сосредоточению.

На первых месяцах жизни завладеть детским вниманием можно лишь посредством сильных раздражителей, к примеру, громкого звука, ярого света, цвета. По мере роста и развития малыша внимание его постепенно расширяется, продолжительность его увеличивается. Кроме того, малыш начинает все активнее интересоваться теми предметами, которые его окружают. Но не стоит забывать, что в возрасте года ребенку еще свойственно сильно отвлекаться на любые посторонние раздражители.

Уже двухлетний ребенок будет делать то, что его заинтересовало, что ему нравится. Такое внимание носит название пассивного или непроизвольного. Оно полностью зависит от интересов ребенка, то есть, чем тот или иной объект будет интереснее, тем дольше он будет удерживать внимание малыша.

Далее по мере взросления ребенок будет учиться сосредотачиваться на неком занятии, минимально реагируя на раздражители извне. Только с двух с половиной лет дети учатся не только направлять, но и на протяжении некоторого времени сохранять внимание на той или иной деятельности. Другими словами с этого времени впервые проявляет себя произвольное внимание. Неудивительно, что развитие внимания у детей 3 лет и старше – одна из важнейших задач родителей и педагогов. Ведь именно от формирования и развития внимания на данном этапе во многом будут зависеть успехи ребенка в будущем.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка при нарушении зрения

С этого времени активно формируется переключение и распределение внимания. Но этот процесс попросту невозможен без помощи взрослых. Ведь ребенок хоть и может некоторое время сосредотачиваться на занятии, но внимание в этом возрасте все еще характеризуется неустойчивостью.

Особенности развития внимания у детей 3 лет

Как уже было отмечено выше, развитие внимание у детей 3 лет происходит в игровой форме. С учетом неустойчивости детского внимания важно правильно обеспечить атрибуты занятий, их обстановку. Поэтому в ходе игровых занятий такого рода с ребенком нужно по мере возможности исключить все шумовые раздражители, а также тщательно продумать возможность смены атрибутов.

С учетом того, что внимание детей дошкольного возраста переключается достаточно сложно, малыша непременно нужно предупредить об окончании игры. Ведь ему остро необходимо время, чтобы выйти из некого образа, а затем настроить себя на следующее дело.

Развитие внимания у детей 3 лет лежит в основе всего обучения дошкольников. Именно от развития внимания будет зависеть дальнейшая способность к запоминанию и пониманию определенного объема информации. Поэтому на практике непременно должны применяться игры на развитие внимания у детей 3 лет, к примеру:

1. «Найди такой же». В эту игру можно играть с любыми парными предметами, в том числе и с пуговицами, конфетами. Главное, чтобы ребенок нашел такую же карточку / игрушку, как и в руках у взрослого.

2. «Что общего и в чем различия» — это прекрасная возможность обучить ребенка сравнению. Такая игра будет развивать не только внимание, но и мышление, память. Для такой игры подойдет пара игрушек, похожих по форме и цвету, а также специальные парные картинки.

3. «Что изменилось» — это игра, которая актуальна практически для любого возраста. Она может вестись, как со специальными карточками, так и с любыми предметами. Все они располагаются в ряду – ребенок должен их запомнить. Далее ребенок закрывает глаза, а взрослый что-то убирает или меняет местами. Соответственно малыш должен заметить, что именно изменилось.

Как проводить занятия

Любые игры на развитие внимания у детей актуальны для малышей старше трех лет. Но для тренировки внимания необходимо ежедневно проводить занятия хотя бы по 15 минут на протяжении нескольких месяцев. При необходимости время занятий может быть разбито на несколько блоков. Только к 6-7 годам ребенок уже должен без труда сохранять концентрацию на протяжении 7-10 минут, а затем переходить к следующему заданию.

Нередко в ходе занятий родители сталкиваются с тем, что у ребенка преобладает тот или иной вид внимания, к примеру, моторное, слуховое или зрительное. Тем не менее, нужно выполнять упражнения, направленные на каждую из его разновидностей для достижения ожидаемого эффекта.

Источник

  • Теги:
  • Материалы для воспитания и развития
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • игры для развития

Особенности развития внимания у ребенка

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Формирование внимания ребенка

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Читайте также:  Укажите сенситивные периоды развития ребенка дошкольного возраста

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.

Назови, что видишь

Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.

Делай и рассказывай

Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.

Найди предмет

Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.

Посмотрим друг на друга

Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.

Мешай мне

Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.

По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:

Читайте также:  Консультация игры для сенсорного развития ребенка

Упражнение на развитие визуального внимания:

Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:

Виктория Грицук

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.

КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

Источник

Внимание- направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.

Внимание тесно связано памятью и мышлением.

Развитое внимание очень важно для человека в любом возрасте. Период активного развития от 1 года до 7 лет. Увлекательные игры и упражнения, приведённые ниже, помогут Вам сделать своего ребёнка более внимательными и принесут много положительных эмоций.

Игры и упражнения на развития внимания.

1. «Хлопни, топни»

Взрослый перечисляет различные слова, а ребенок должен, например, когда услышит название дикого животного хлопнуть в ладоши, а домашнего топнуть ногой.

Аналогичная игра, можно говорить правильные и неправильные утверждения.

2.»Найди букву»

Предложите ребенку в небольшом тексте найти все буквы А (или любую другую). Постепенно усложняйте задачу: искать за определенное время; букву А подчеркни, а Б -зачеркни; найти все слоги МА и т.д.

3. «Найди все предметы«

(листайте галерею)

4. «Спиши»

Предложите ребенку переписать несложный текст или просто строчки из букв вот такого плана: ААПРДО ЕЕНОЛД КЛАЦУЭЖ и т.д.

5. «Найди отличия»

6. «Найди спрятанное слово»

Предложите ребенку, среди букв найди и подчеркнуть заданные слова. Текст должен быть написан одним шрифтом.

Например: ВАРОПАРОМЩХДЛОПСОЛНЦЕ

ПРОИЛОШАДЬОМСЯВУПРТУМАНОЛСНЕГ

7. «Дорисуй и раскрась по образцу»

Вам может быть интересно: «Умные раскраски»

8. Анаграммы.

Анагра́мма (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Другими словами, это перестановка в слове букв, в результате которой получается новое слово. Убирать и дополнять новые буквы нельзя.

9.Раскрашивание специальных раскрасок.

10. Таблицы Шульте

Такая таблица представляет собой (чаще всего) квадрат 5×5 (для детей помладше можно 3×3, 4×4, 4×3) с разделенными в нем 25 ячейками. В таблице пишем в ячейках числа от 1 до 25, в перемешку. Цель игры, как можно быстрее найти все числа по порядку. Кстати, это упражнения хорошо подойдет и для тренировки внимания у взрослых.

11. Загадки обманки.

Например:

Белым снегом всё одето —

Значит, наступает …

лето (зима)

Ночью каждое оконце

Слабо освещает …

солнце (луна)

Друг зверей и друг детей

Добрый доктор …

Бармалей (Айболит)

12. «Найди такой же предмет»

14. «Жучок»

Расчертите игровое поле, в виде клеточек. Пусть ребенок представит, что по этому полю ходит жучок, от указанной точки. Взрослый говорит ходы (одна клетка влево, 2 вверх, одна вправо и т.д.), а ребенок должен только мысленно передвигать его по полю. Периодически проверяйте куда «довел» жучка ребенок. Водить пальцем или рисовать на нем нельзя. Если это сложно, то для начала предложите ему вести пальчиком. Важно, научиться мысленно ориентироваться в заданном поле.

15. Лабиринты.

16.Еще упражнения на внимание.

(листайте галерею)

Игры для детского коллектива

1. «Хлопки»

Очень веселая игра. Игроки садятся в круг и кладут одну руку на бедро сидящему слева, другую с права. Один из игроков начинает игру: хлопает своей рукой по бедру соседа, тот в свою очередь хлопает своему соседу и так по кругу. Постепенно темп увеличивается. Из игры выбывает тот игрок, который ошибся.

2. «Сыщик»

Сыщик (он же ведущий), внимательно разглядывает игроков (примерно 30 секунд), затем выходит из комнаты. В это время, оставшиеся участники меняют что-то в своей одежде, месте расположении, позе (всего 3-5 изменений у каждого, нужно договориться о количестве заранее).

3.»Самый внимательный»

Взрослый или один из игроков загадывает слово, например, «лес».Дальше поочереди игроки уточняют объект: «высокий», далее «хвойный» и так далее, каждый раз называется меньшая по масштабу. Выигрывает тот, кто назовет самую мелкую деталь. Для игры лучше брать объекты хорошо знакомые детям: книга, кухня, школа, река и т.д.

4. «Вышибалы или выбивалы»

Подвижная игра с мячом. 2 игрока ведущие, они становятся по краям игрового поля напротив друг друга, остальные игроки в центр поля. Задача водящих «выбить» всех игроков с помощью мяча.

5. «Путаница»

Игроки, кроме водящего становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит из комнаты. В это время, игроки начинают меняться местами, затем заходит ведущий и пытается определить в каком порядке стояли участники до этого.

Как развивать и воспитывать детей? Советы на все случаи жизни. Каталог статей.

Источник