Развитие внимания основные этапы развития внимания ребенка

Итоги исследования развития внимания в рамках культурно-исторического подхода, а также более поздние физиологические исследования генезиса внимания позволяют описать последовательность развития детского внимания следующим образом:
1 Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врождённого признака непроизвольного внимания ребёнка. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители, а точнее, на их резкую смену. Начиная с 2-3 месячного возраста ребенок все больше интересуется объектами, наиболее близкими к нему. Восприятие новых стимулов, особенно ярких и блестящих вызывает характерный комплекс оживления. Непроизвольное внимание ребенка уже достаточно развито. Этот возраст можно считать критическим для формирования процесса внимания
2 Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3 Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4 Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5 Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6 Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.
В дошкольном возрасте большую роль для привлечения внимания играют эмоционально значимые стимулы. В старшем дошкольном возрасте (6-7) лет, несмотря на преобладание роли эмоциональных стимулов, существенно начинает возрастать способность связать процесс восприятия и ответные действия с речевой инструкцией.
7 Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Школа имеет особое значение для развития произвольного внимания, именно в процессе учебы ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Качественные сдвиги в организации процесса внимания возникают в возрасте 9-10 лет. В этом возрасте эмоционально нейтральные раздражители впервые становятся более эффективными возбудителями внимания, чем непосредственно эмоционально значимые стимулы.
В период с 11-12 до 14-15 лет наблюдается снижение характеристик внимания. В этом возрасте возникают существенные перестройки, связанные с половым созреванием, которые сопровождаются отклонениями во внимании (повышенная утомляемость, повышенная эмоциональность (особенно раздражительность), снижение коркового контроля). Электрофизиологические корреляты внимания возвращаются на уровень более младшего возраста. Оптимальная система внимания устанавливается к концу подросткового возраста.
Стадии развития произвольного внимания (Л.С. Выготский)
В процессе генезиса произвольного внимания Л.С. Выготский выделил четыре стадии.
Первая стадия связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением и сознанием ребенка, направляя реализацию его натуральных, непроизвольных функций, в том числе непроизвольного внимания. Такими средствами являются прежде всего указательный палец и речевое сопровождение указательного жеста взрослого человека. Л.С.Выготский отмечает, что именно указание стоит в начале управления вниманием, и замечательно, что человек создал себе как бы особый орган произвольного внимания в указательном пальце, получивший в большинстве языков свое название от этой функции. Поэтому историю произвольного внимания, подчеркивает он, следует начинать с истории указательного пальца. Очевидно, что действие на этой стадии является интерпсихическим, то есть действием между людьми, осуществляющимся во внешнем плане.
Для второй стадии характерно, что сам ребенок становится субъектом, использующим данное ему психологическое орудие для управления поведением и сознанием другого человека. С помощью собственного указательного пальца и соответствующего речевого сопровождения он обращает внимание взрослого на нужный ему объект. Действие управления продолжает существовать во внешнем плане как действие интерпсихическое.
На третьей стадии ребенок начинает применять к самому себе те способы управления сознанием и поведением, которые другие люди применяли к нему, а он – по отношению к ним. Такое действие протекает все еще во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речью ребенка, но обращено им на самого себя.
Уже на третьей стадии начинается интериоризация действия управления вниманием, которая приобретает законченный вид на четвертой стадии. Действие управления ребенком своим вниманием становится собственно внутренним действием, осуществляющимся в опоре на психический образ и внутренню речь.
Таким образом, Л.С.Выготский показал, что развитие произвольного внимания как высшей психической функции происходит по общему закону развития высших психических функций.
Таким образом, внимание ребёнка с самого начала является управляемым. Первоначально им руководят взрослые. Употребляя то же самое средство, что и взрослые, по отношению к себе (самоинструкция, самостимуляция – это становится возможным с момента овладения речью), ребёнок переходит к самоуправлению своим вниманием – т.е. овладевает произвольным вниманием. Примечательно, что с овладением речью ребёнок начинает сначала управлять процессом внимания другого, а только затем – собственным вниманием.
Овладев внутренними средствами управления вниманием, ребенок далее выходит на уровень взрослого человека, поэтому в дальнейшем онтогенезе динамика развития произвольности внимания не выражена, но оно приобретает индивидуальные особенности.
Источник
Внимание имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители.
Начиная с третьего месяца, ребенок больше интересуется объектами, связанными с его жизнью — близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание развито.
Зачатки произвольного внимания начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни. Возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка.
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельное с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство с все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами — все это обогащает опыт ребенка и развивает его интересы и внимание.
Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание эмоционально — он плохо владеет своими чувствами. Непроизвольное внимание устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.
Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В школьном возрасте развитие произвольного внимания проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может полностью контролировать свое поведение на уроках. У него еще преобладает непроизвольное внимание. У ребенка в этом возрасте мышление наглядно-образное.
В старших классах произвольное внимание ребенка достигает высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. На качество внимания оказывают влияние условия воспитания и особенности возраста. Физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено физиологическими изменениями организма ребенка и возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника.
Определяющие развитие внимания факторы по Л.С.Выготскому
Л. С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. С первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают его внимание. Второй ряд — это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своимвниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.
В процессе активного овладения речью ребенок начинает управлять первичными процессами собственного внимания.
В развитии внимания выделяют два этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания — внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания — внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.
Тема 5.2. Эмоции.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 5617;
Источник
Шестой этап развития внимания (5-6 лет) Возникновение произвольного внимания под влиянием самоинструкции.
Пятый этап развития внимания (4.5-5 лет).Появление способности направлять внимание под влияние сложной инструкции взрослого .
Четвертый этап развития внимания (2-3 год жизни). Достаточно хорошее развитие первоначальной формы произвольного внимания.
Третий этап развития внимания — начало второго года жизни. Зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.
Характерен второй этап развития внимание ребенка (конец первого года жизни). Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности.
Проявление ориентировочного рефлекса и непроизвольного внимания.
Первый ряд стимулов характерен для первого этапа развития внимания (первые недели — месяцы жизни).
Лежащий в основе преобладающего представления нервный процесс подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений.
Концепция Гальперина:
Внимание— это проявление ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие,направленное на содержание образа, мысли или других феноменов имеющихся в психике человека в данный момент.
По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием.
В отличие от действий,направленных на производство определенного продукта (результата), деятельность контроля (внимания), не имеет отдельного особого результата.
С точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания, и произвольного и не произвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
Развитие внимания по Выгодскому:
Культурное развитие внимания — при помощи взрослого ребенком усваивается ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он направляет в дальнейшем собственное поведение и внимание.
Первый ряд стимулов,вызывающие внимание ребенка — сами окружающие предметы,которые своими яркими свойствами привлекают внимание ребенка.
Второй ряд стимулов, вызывающие внимание ребенка — речь взрослого человека (слова-стимулы указания).
Факторы, определяющие индивидуальные особенности внимания:
личностные особенности человека.
характер профессиональной деятельности.
соматическое состояние человека.
возрастные особенности.
Факторы, способствующие лучшей концентрации внимания:
отсутствие интенсивных посторонних звуков
отсутствие визуальных отвлекающих факторов
оптимальное освещение
удобная поза и отсутствие физического дискомфорта
позитивная психологическая установка на работу
Два фактора, для развития произвольного внимания ребенка:
соблюдение режима занятий
формирование интереса к занятиям
Нарушения внимания:
снижение концентрации внимания (не специфично, встречается при органических заболеваниях головного мозга)
неустойчивость внимания.
Встречается у:
детей с СДВГ (дефицит внимания и гиперактивности)
МДП (маниакально-депрессивный психоз). Биполярное аффективное расстройство
утомление
нарушение переключаемости внимания (проявляется в застреваемости, инертности внимания)
Характерно для эпилепсии
нарушение избирательности внимания.
Источник
В
развитии внимания можно выделить два
основных этапа. Первый — этап дошкольного
развития, главной особенностью которого
является преобладание внешне
опосредованного внимания, т. е. внимания,
вызванного факторами внешней среды.
Второй — этап школьного развития,
который характеризуется бурным
развитием внутреннего внимания, т. е.
внимания, опосредованного внутренними
установками ребенка. В первые месяцы
жизни у ребенка отмечается наличие
только непроизвольного внимания.
Ребенок вначале реагирует только на
внешние раздражители. Причем это
происходит только в случае их резкой
смены. С третьего месяца ребенок все
больше интересуется объектами, тесно
связанными с его жизнью. В пять-семь
месяцев ребенок уже в состоянии достаточно
долго рассматривать какой-нибудь
предмет. Зачатки произвольного внимания
обычно начинают проявляться к концу
первого — началу второго года жизни.
Можно предположить, что возникновение
и формирование произвольного внимания
связано с процессом воспитания ребенка.
Окружающие ребенка люди постепенно
приучают его выполнять не то, что ему
хочется, а то, что ему нужно делать.
Большое значение для развития произвольного
внимания имеет игра. В процессе игры
ребенок учится координировать свои
движения сообразно задачам игры и
направлять свои действия в соответствии
с ее правилами. Параллельно с произвольным
вниманием на основе чувственного опыта
развивается и непроизвольное внимание.
Особое значение для развития произвольного
внимания имеет школа. В процессе
школьных занятий ребенок приучается к
дисциплине. У него формируется усидчивость,
способность контролировать свое
поведение. В первых классах ребенок не
может еще полностью контролировать
свое поведение на уроках. У него
по-прежнему преобладает непроизвольное
внимание. В старших классах произвольное
внимание ребенка достигает более
высокого уровня развития. В возрасте
13-15 лет, сопровождаются повышенной
утомляемостью и раздражительностью
и в некоторых случаях приводят к снижению
характеристик внимания. Это явление
обусловлено не только физиологическими
изменениями организма ребенка, но и
значительным возрастанием потока
воспринимаемой информации и впечатлений
школьника.
88.Роль эмоций в регуляции поведения. Основные функции эмоций.
Эмоции
играют чрезвычайно важную роль в жизни
людей. Под влиянием эмоций изменяется
деятельность органов кровообращения,
дыхания, пищеварения, желез внутренней
и внешней секреции и др. Функции эмоций:
Регуляторная
— проявляется во влиянии эмоциональных
состояний человека на его физиологическое
самочувствие. Отражательная
— выражается в обобщенной оценке событий.
Чувсива позволяют определить полезность
и вредность воздействующих на них
факторов и реагировать, прежде чем будет
определено само вредно» воздействие
Предынформационная,
или сигнальная,
— возникающие
переживания сигнализируют человеку,
как идет у него процесс удовлетворение
потребностей, какие препятствия встречает
он на своем пути, на что надо обратить
внимание в первую очередь и т. д.
Побудительная,
или стимулирующая
— эмоции и
чувства способствуют определению
направления поиска, в результате которого
достигается удовлетворение возникшей
потребности или решается стоящая перед
человеком задача. Подкрепляющую
заключается в том, что чувства принимают
самое непосредственное участие в
обучении, т. е.эмоции
влияют на характер мотивации человека
по отношению к выполняемой им деятельности.
Переключательная
— при борьбе мотивов мотивов, в результате
которой определяется доминирующая
потребность. Привлекательность
мотива, его близость личностным
установкам направляет деятельность
человека в ту или другую сторону.
Приспособительная
— при помощи
эмоций живые существа устанавливают
значимость условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Коммуникативная
— мимические и пантомимические движения
позволяют человеку передавать свои
переживания другим людям, информировать
их о своем отношении к предметам и
явлениям окружающей действительности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник

Внимание — неосязаемая, сложно вообразимая, но очень важная штука. Это качество нашего мозга позволяет отбрасывать ненужную информацию и служит фильтром для всех мыслей в голове. Взрослые не справляются с работой без концентрации на процессе и задачах. Что говорить о детях, которые только учатся повторять за старшими? Развитие внимания малышей необходимо в процессах познания мира, развития речи, навыков чтения, счёта и многих других.
Развитие внимания и концентрации у детей
Что такое внимание: свойства и виды
Психологи изучают внимание в экспериментах больше ста пятидесяти лет. До сих пор нет единой теории по поводу того, в каких отделах головного мозга формируется тот или иной его вид. Однако, общее представление о том, что представляет собой этот процесс есть, а ученые остановились на общей теории возникновения нейронных импульсов, ответственных за внимание.
Нейропсихологи выделяют два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Первое возникает при усилии: нам нужно решить пример, найти предмет на столе или выяснить у прохожего, куда идти — передняя часть мозга получает сигнал, и мы включаем состояние «потока». Непроизвольное внимание работает из-за инстинктов: нам сложно не замечать громких криков, неприятных запахов и других потенциально опасных вещей.
Произвольное внимание — и есть тот самый объект тренировок, особенно важный в детском возрасте. Малыши лучше изучают мир, общаются и обучаются при развитом навыке концентрации. Внимательность позволяет увеличивать сложность повседневных задач: если сначала ребёнок мог только досчитать до 10, то со временем концентрация позволила запомнить больше информации — и вот в голове уже сложилась система счёта до 100.

Внимание также обладает определенными свойствами:
- объем — то количество информации, которое можно удержать в сознании;
- устойчивость — длительность сохранения сосредоточенности, низкая отвлекаемость;
- концентрация — то, как сильно человек сконцентрирован на задаче;
- распределение — способность разделять внимание на несколько задач;
- переключаемость — возможность быстро сменять фокус с одного действия на другое.
Отставание в развитии этих свойств приводит к отклонениям в поведении ребёнка. Так маленький объем внимания не позволяет малышу сконцентрироваться на нескольких предметах сразу: ему сложно рассмотреть всю картинку целиком, замечать детали или говорить и делать что-то одновременно. Недостаточная концентрация приводит к постоянному отвлеканию, а плохо развитая переключаемость вызывает психологический дискомфорт и снижает продуктивность процессов обучения.
Поэтому родителям важно обращать внимание на трудности ребёнка при попытках сосредоточиться, выстраивать занятия с ним по принципу увеличения сложности, и учитывать особенности возраста.

Этапы развития внимания ребёнка
Прежде чем заставлять малыша сидеть на одном месте больше 20 минут подряд, нужно разобраться — способен ли он на такое в принципе.
Детские психологи рассчитали нормы концентрации по возрасту:
- 2 года — от 4 до 10 минут;
- 3 года — от 5 до 15 минут;
- 4 года — от 8 до 20 минут;
- 5 лет — от 10 до 25 минут;
- 6-7 лет — до 35 минут.
Эти усредненные значения могут меняться в зависимости от ситуации и степени развития ребёнка, но их вполне можно использовать в качестве ориентира при занятиях. Не нужно ожидать невозможного — это главная установка для родителя. Развитие всегда происходит постепенно: от простого к сложному. Так и детское внимание при тренировках проходит несколько этапов:
1. Рассеянное. Малыши в возрасте до 1 года отвлекаются на любой шум, новых людей и предметы.
2. Фиксированное. Дети в возрасте до 2 лет уже фокусируются на занятии, но пока только на одном, не замечая при этом ничего вокруг. Чем интереснее объект изучения — тем больше внимания уделит ему ребёнок. Но как только интерес пропадает, фокус сразу же улетучивается.
3. Гибкое одноканальное. Такое внимание свойственно малышам до 3 лет: отвлечь ребёнка от дела становится проще, но он быстро к нему возвращается.
4. Сложившееся одноканальное. Ребёнок в возрасте 3–4 лет самостоятельно переключается с одной задачи на другую, прерываются и возвращаются к своим делам.
5. Двухканальное непродолжительное. После 4 лет малыш учится делать два дела одновременно: например, слушать сказку и играть.
6. Сложившееся двухканальное. В возрасте 5–6 лет дети осознанно решают несколько задач одновременно, тщательно концентрируясь на сложных.

Особенности развития внимания детей в разном возрасте
Игры — идеальное занятие для развития внимания. Но при их подборе стоит учитывать особенности возраста малыша. Ребёнок учится сосредоточению постепенно, сначала не замечая посторонних. В 2 года малыш сам удерживает внимание на определенном предмете или деятельности: собирает пирамидку, раскрашивает маленькую картинку.
Для детей 3–4 лет условия развития внимания немного меняются. Родителям на этом этапе следует:
- выявлять интересы ребенка и поддерживать его внимание к ним: спрашивать, описывать, сравнивать;
- подмечать новые для малыша знания об окружающем мире;
- убирать отвлекающие предметы во время развивающих игр — так ребёнку будет проще сконцентрироваться на одной задаче;
- больше рассказывать о повседневных вещах — заинтересованно и эмоционально;
- не отрывать от занятий: обозначьте свои планы заранее или присоединитесь к игре, чтобы помочь логично её завершить;
- давать чёткие инструкции для выполнения задач, объясняя зачем это нужно: «Помоем руки с мылом, чтобы поесть ягоды».

Развитие внимания детей 4–5 лет строится с учётом следующих особенностей:
- ребёнок способен составить простую инструкцию самостоятельно;
- сознание малыша всё чаще прибегает к произвольному вниманию;
- формируется устойчивость внимания при активных занятиях и во время выполнения повседневных задач.
Дошкольники в возрасте 5–6 лет ещё более осознанно выполняют различные задания на развитие внимания. Дети в этом возрасте начинают читать — концентрация заметно увеличивается и становится стойкой.
На данном этапе важно:
- не торопить ребёнка;
- упрощать задачи, если он пока не справляется;
- чаще делать перерывы и меньше отвлекать;
- анализировать ошибки вместе с ребёнком: почему слово читается так, а не иначе, как лучше его запомнить.

Приемы и игры на развитие внимания: советы от центра «Поколение»
Самое важное — окружать заботой и вниманием малыша. Приемов и хитростей развития сконцентрированности дошкольников — множество. Среди основных:
- Поддержание интереса. Использование игровых форм и неподдельное внимание со стороны взрослых
- Чётко определенная длительность занятий.
- Вовлечение любимых персонажей и игрушек в процесс развития
- Личный пример: читать свои книги, сидя в рядом, внимательно смотреть фильм, рисовать, мастерить поделки вместе с малышом — такие несложные действия дополнительно заинтересуют ребёнка.
Если выбрать подходящую развивающую игру или книгу среди вороха других — сложно, детская студия «Поколение» будет рада помочь занятым родителям.
В нашем центре проводятся занятия по развитию внимания и концентрации для дошкольников.
Для Вашего малыша подберём интересные игры, расскажем, чем можно заняться дома, научим решать загадки и быстро замечать различия.
На наших занятиях дети решают простые логические задачки, учатся описывать происходящее, раскрашивать, считать и читать.
Познакомиться с нами можно на пробном занятии — оно совершенно бесплатно. Приходите в гости: студия находится рядом с метро Сокол.
Записаться на первую встречу можно по номеру 8 495 138-76-28 или через онлайн-форму на сайте — мы ответим Вам в течение 5 минут.
Источник