Развитие внимание ребенка с онр
Гаврилова Н.П., учитель-логопед МБОУ СОШ №13 г. Белгород
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
«Внимание, – писал К.Д. Ушинский, – есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» [4].
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие.
В своих трудах психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [1].
Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирования другой. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной [4].
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют наиболее многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Самым распространенным нарушением речевого развития по данным исследований является общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [2].
Наряду с нарушением речи у детей с общим недоразвитием речи прослеживаются нарушения психических процессов, среди которых внимание занимает важное место.
Одной из специфических особенностей внимания дошкольников с общим недоразвитием речи является его непроизвольный характер: он легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Ряд отечественных психологов (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) связывают данное явление с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. По мере расширения интересов ребёнка, внимание привлекается к более широкому кругу явлений, действий и предметов [4].
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в сосредоточении внимания на непонятном, трудном. Дети быстро отвлекаются и очень плохо умеют управлять своим вниманием. Им трудно искать какой-нибудь предмет, произвольно сосредотачиваясь на нём. Формы произвольного, послепроизвольного и привычного внимания дошкольников с общим недоразвитием речи слабо развиты.
Так же своеобразной чертой внимания детей с общим недоразвитием речи является сочетание его инертности и неустойчивости. Инертность проявляется в способности к поглощенности каким-нибудь занятием, при которой ребёнок может не реагировать на важные для него события, впечатления или же действия. А с другой стороны ребёнок неожиданно отвлекается на случайные обстоятельства и как следствие меняет характер своей деятельности [1].
Кроме этого, у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. А в свою очередь напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению, потери интереса, усталости.
Ещё одной особенностью внимания старших дошкольников с ОНР является узость объёма внимания. С физиологической точки зрения это связано с возрастными особенностями концентрации нервных процессов, следовательно, дошкольники с ОНР не могут провести классификацию сразу по нескольким признакам. По мнению Ж. Пиаже, узость поля внимания ребёнка связана с трудностью, а подчас невозможностью осуществить мыслительный синтез. Ребёнок видит и замечает многое, но он ещё не способен организовать своё наблюдение.[1].
У детей с общим недоразвитием речи ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и далеко не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.[1].
Учитывая актуальность указанной темы, нами была проведена экспериментальная работа по выявлению особенностей внимания дошкольников с общим недоразвитием речи. Эксперимент проводился на базе МДОУ комбинированного вида № 8 города Белгорода. В эксперименте участвовали дети шестилетнего возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи, III уровень речевого развития. Для обследования особенностей внимания у детей, мы использовали следующие методики: «Домик» (автор Р.Р. Калинина), целью которого являлось определение уровня развития произвольного зрительного внимания. При проведении данной методики ребенку предъявляется рисунок и предлагается нарисовать такое же изображение. Необходимо обратить внимание ребенка на необходимость точного копирования предложенного образца [3].
Методика «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов) для определения переключения и распределения внимания. В процессе проведения обследования ребенку показывается бланк с различными предметами и объясняется, что он должен, внимательно просматривая предметы по рядам, находить среди них такие, которые назвал воспитатель, и зачеркивать их [4].
Методика «Карточки с животными» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) направлена на изучение произвольного переключения внимания. В процессе исследования каждого ребенка просят 5 раз подряд провести отбор карточек. При этом в первом, втором и пятом отборах он должен отложить карточки с одним и тем же изображением [5].
На основании методики «Карточки с животными» делают выводы о возрастных особенностях внимания, о роли повторения инструкции вслух во время выполнения задания.
В ходе данного эксперимента, мы установили следующие особенности внимания детей с общим недоразвитием речи: уровень развития произвольного внимания у шестилетних дошкольников с общим недоразвитием речи находится на среднем уровне, показатель переключения и распределения внимания также находится на среднем уровне; особенности переключения внимания дошкольников с общим недоразвитием речи соответствуют возрастной норме.
Таким образом, внимание дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Такие дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Литература
1.Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -64 с.
2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. – Москва, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – 678 с..
3. Лубовский Д. В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2-х классов. – Москва-Воронеж , издательство НПО «МОДЭК», 2002.
4.Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. — 5-е издание — М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. — Кн.1- 687 с.
5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», «ВЛАДОС», 1995.
Источник
Библиографическое описание:
Богатырева А. В. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. №2. С. 58-61. URL https://moluch.ru/th/1/archive/34/838/ (дата обращения: 05.04.2020).
В логопедии понятие «Общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования…. Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи». («Основы теории и практики логопедии». Под редакцией Р. Е. Левиной).
Психолого-педагогическое изучение детей с первичными формами речевой патологии выявляет различную степень нарушения у них не только речевых, но и познавательных функций.
Один из подходов в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е. М. Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен решаться дифференцировано, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина. Несформированность познавательной сферы зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности ЦНС.
Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребёнка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.
Многолетний практический опыт показывает, что у детей коррекционных групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: низкая способность к запоминанию и воспроизведению вербального материала, неустойчивость внимания, недостаточное развитие способности к переключению, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, своеобразие словесно-логического мышления, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: необходимо параллельно с логопедической работой проводить с детьми коррекцию психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, мышление.
Внимание — один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности ребенка. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» К. Д. Ушинский.
Хорошее внимание — залог успешного обучения в школе. Ведь ребенок должен уметь сосредоточиться на объяснении педагога и выполнении задания, удерживать внимание достаточно длительное время, уметь переключать внимание с одного задания на другое.
Каковы же свойства и виды внимания и как в игровой форме развивать внимание?
Внимание иего развитие.
Свойства внимания.
Объем— это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1–5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.
Игра «Три задания»
Ход игры. Взрослый называет ребенку сразу три задания, которые ему предстоит выполнить: «Хлопни в ладоши; подпрыгни на месте; назови любую игрушку». Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество.
Игра «Цифры-фигуры».
Оборудование. Карточки с геометрическими фигурами.
Ход игры. Взрослый называет несколько цифр (3–4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры.
Устойчивость— это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
Игра «Где чей домик?»
Оборудование: картинка с изображением семи разных животных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками.
Ход игры. Ребенку нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если ребенок не справляется, тогда разрешается использование вспомогательного материала (палец, карандаш и т.д).
Игра «Охотник»
Ход игры. Ведущий называет слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.
Игра «Ладошки»
Ход игры. Дети садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки «ладошки» поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Концентрация — это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.
Игра «Раскрась вторую половинку»
Оборудование: несколько наполовину раскрашенных картинок.
Ход игры. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т. д.).
Игра «Рисуем под диктовку»
Оборудование: листы в клетку и карандаши для каждого участника
Ход игры. Ведущий диктует графический диктант. Если дети слушали внимательно и выполняли все, что скажет ведущий, то у них должен получиться человек. (см. рис.1).
Рис. 1.
Распределение — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.
Игра «Дешифратор»
Оборудование: альбомный лист с напечатанным крупно алфавитом, все буквы обозначены цифрами, например А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 и так до конца алфавита.
Карточка размером 15х6 см, где, числами закодировано слово.
Ход игры. Каждому ребенку выдается карточка с закодированным словом. Дети, пользуясь алфавитом, расшифровывают его.
Игра «Лови не лови».
Ход игры. Дети становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются — светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры. В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри. Игра заканчивается тогда, когда останется 2–3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями
Переключение — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.
Игра «Карлики-великаны»
Ход игры. Ведущий называет слова, когда он говорит «великаны», ребенку надо поднять руки вверх, «карлики» — присесть на корточки. Можно несколько раз подряд говорить только «карлики» или наоборот «великаны». Когда ребенок уже хорошо разберется в правилах игры, ведущий начинает его путать: говорит «карлики», а сам поднимает руки вверх.
Игра «Красно-черные таблицы»
Оборудование: таблицы с числами или буквами красного и черного цвета, порядок которых постоянно меняется.
Ход игры. 1 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа (буквы) черного цвета по порядку от 1 до 12 (от а до л). 2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа (буквы) красного цвета в обратном порядке от 12 до 1 (от л до а). 3 этап — необходимо искать поочередно числа (буквы) черного цвета в прямом порядке и числа (буквы) красного цвета в обратном.
Виды внимания:
Вид внимания | Игры на развитие внимания |
Зрительное внимание | 1). Игра «Найди два одинаковых предмета» Оборудование: карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Ход игры. Требуется найти два одинаковых предмета и объяснить свой выбор. 2). Игра «Найди отличия» Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Ход игры. Ребенку предлагается найти как можно быстрее, чем отличаются картинки. 3). Игра «Бусы для куклы» Оборудование: бусины, шнурок (нитка или проволока), схема или образец. Ход игры. Ребенку рассказывается история о том, как кукла Маша собиралась в гости, но рассыпала бусы. Раньше бусы выглядели вот так (показывается схема или образец). Ребенку предлагается собрать точно такие же бусы, чтобы кукла Маша могла пойти в гости. 4). Игра «Корректор» Оборудование: листы с крупным печатным текстом, ручка. Ход игры. Ребенку предлагается найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву (например «А»). Ребенок должен двигаться строго по строчке. Результат фиксируется. Задание можно усложнить: дать ребенку задание одну букву вычеркивать (например, «А»), а другую букву обводить в круг (например, «О») |
Слуховое внимание | 1). Игра «В лесу» Ход игры. Дети встают в круг. Выбирается один ребенок, он встает в центр и закрывает глаза. Ведущий говорит: «(имя ребенка), ты сейчас в лесу, мы тебе кричим: «Ау!» Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай!». Ведущий показывает на одного ребенка из круга, этот ребенок должен сказать «Ау!». Ребенок в круге должен догадаться, кто его звал. 2). Игра «Исключение лишнего». Ход игры. Ведущий называет пять слов, одно из которых лишнее. Ребенок должен назвать какое. 3). Игра «Барабанщик» Оборудование: барабан и барабанные палочки Ход игры. Ребенку предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочками по барабану. 4). Игра «Четыре стихии» Ход игры. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Задача усложняется, когда ведущий говорит одну стихию, а показывает другую. |
Моторно-двигательное внимание | 1). Игра «Запрещенное движение» Ход игры. Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений. 2). Игра «Кто летает?» Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки. |
Литература:
- «Основы теории и практики логопедии» / под ред. Левиной Р. Е.
- Волковой Л. С. «Логопедия» под ред.
- Мастюкова Е. М., Филичева Т. В., Жукова Н. С. «Логопедия»
- Селивёрстова В. И., Денисова О. А., Поникарова В. Н., Захарова Т. В. «Детская логопсихология» под ред.
- Карпова С. И., Мамаева В. З. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»
- Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачёва В. В.
- «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников»
- «Развиваем внимание. Развиваем память» Гаврилина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В.
- «Обведи и объясни» Альбом упражнений по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.
- «Найди и обведи» Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.
- «Учись сравнивать и запоминать» Козырева Л. М.
- «Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша» Светлова И. Е.
Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, ведущий, внимание, оборудование, черный цвет, вид внимания, буква, нарушение речи.
Похожие статьи
Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие…
В статье описан опыт работы по созданию условий для развития внимания ребёнка, посредством игровой деятельности. Игра – деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания…
Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи
Цветов может быть много. Ход игры.
Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, предмет, оборудование, глаз, образная память, бархатная бумага, двигательная память, зрительная память.
Играя, развиваем внимание у ребенка | Статья в журнале…
Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель этой игры — развивать у детей устойчивость внимания.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей, щипковый…
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста…
Настольно-печатные игры как средство развития внимания… игра, внимание, ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, развитие внимания, картинка, игровой материал, развитие, познавательная деятельность. Игра – как основной вид деятельности…
Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста
внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, игра.
Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие… игра, ребенок, дошкольный возраст, произвольное внимание, экспериментальная работа, развитие внимания, мнимая ситуация, игровая…
Использование дидактических игр при подготовке к обучению…
1.Игра «Пишущая машинка»’. Цель игры: развитие внимания, закрепление звуко-буквенного анализа.
Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, слово, звук, слог, буква, развитие умения, звуковой анализ, картинка.
Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей…
Л. С. Выготский отмечал, что важнейшей предпосылкой развития внимания в старшем дошкольном возрасте является развитие речи у детей.
Настольно-печатные игры могут быть эффективно использованы для развития внимания, поскольку они помогают детям…
Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания…
игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.
Сегодня мы более тщательно рассмотрим дидактические игры и их влияние на развитие речи детей 3 лет…
Педагогические условия развития произвольного внимания…
внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, игра. Похожие статьи. Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста.
Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Источник