Развитие визуального мышления у ребенка
Игры для развития визуального мышления (образный зрительный интеллект) у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, для развития визуального мышления у детей старшего дошкольного возраста. Визуальное мышление очень важно для обучения в школе, с помощью него дети умеют устанавливать закономерности в информации, спонтанно и самостоятельно использовать наглядный, вспомогательный материал на уроках. Игры будут полезны родителям и педагогам.
Игра «Найди закономерность»
Цель:
развитие визуального, понятийного интуитивного мышления, умения систематизировать, обобщать вербально предметы.
Инструкция для взрослого:
Систематизация – это процесс выявления закономерности в создании определенной системы, а также определение места предмета или явления в этой системе. Перед ребенком выкладывают карточку с девятью квадратами, восемь из которых заполнены предметами, девятый пустой. Ребенку нужно выбрать из трех подходящую картинку в пустую клетку. Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок находит правильный ответ, ему предлагают объяснить свой выбор и назвать предметы обобщающим понятием.
Инструкция для ребенка:
Выбери из предложенных вариантов подходящую фигуру в пустую клетку. Объясни свой выбор, назови все предметы одним словом.
Возраст:
5-7 лет
Игра «Разложи по ящичкам»
Цель:
развитие визуального, понятийного интуитивного мышления, умения систематизировать, обобщать вербально предметы.
Инструкция для ребенка:
Разложи по ящичкам предметы, но так, чтобы в каждой строчке и столбце предметы не повторялись. Объясни свой выбор, назови все предметы одним словом.
Возраст ребенка:
5-7 лет
Игра «Соотношение фигур»
Цель:
развитие визуального мышления.
Инструкция для взрослого:
Соотношение – означает зависимость, взаимосвязь фигур (предметов) друг с другом. Рассмотрите с ребенком пример, в котором тарелки и конфеты составляют определенную группу предметов. Группа А так соотносится с группой Б, как группа В должна соотноситься с одной из групп в рамке (1, 2 или 3). Чтобы правильно выполнить задание, ребенок должен понять, что изменилось в рисунке и как из группы А получилась группа Б (путем перемещения конфет в тарелку). По такому же принципу из группы В должна получиться новая группа, которую надо найти среди пронумерованных в нижней рамке и направить стрелкой в пустую рамку.
Инструкция для ребенка:
Если ты понял, как решаются две предыдущие задачи, приступай к выполнению заданий самостоятельно. Выбирай из нижнего ряда нужную картинку и направляй её стрелкой в пустую рамку.
Возраст ребенка:
5-7 лет
Рекомендуем посмотреть:
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в
Обучение грамоте детей 5-6 лет
Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Похожие статьи:
Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет
Развивающие задания для детей 5, 6 лет
Дошкольникам о временах года
Как подготовить руку ребёнка к письму
Настольная дидактическая игра для детей 4-8 лет «Звуковое домино»
Источник
Визуальное мышление – это метод творческого решения задач в плане экспрессивной имитации. Базисом является наглядно-действенное мышление. Такой вид мышления свойственен архитекторам и дизайнерам. Такие мысли напрямую связаны со зрением. Развивать этот тип мышления обозначает видеть больше, нежели предстает перед глазами.
Визуальное мышление: что это такое
Визуальное мышление – это умственное деяние, в основе которого лежит манипулирование примитивными графиками. Это метод креативного решения проблематичных задач в плане моделирования.
Само мышление непосредственно связано со зрением. Зрение – это самый важный метод получения нужной информации. Ребенок может иметь отличное зрение, но не различать визуальные сигналы. Именно поэтому ребенку необходимо помочь научиться замечать таковые сигналы.
Этот вид мыслей – это применение образов. Визуализация улучшается тогда, когда родитель просит ребенка во что-то вглядываться и что-либо представлять. Совершенствование визуального мышления позволяет развивать творческие умения малыша.
Развитие визуального мышления
Многие профессии нуждаются в хорошо совершенствованном визуальном мышлении. К ним относят:
- дизайн;
- архитектура;
- инженерия;
- ботаника;
- навигация и другие.
Такой вид мыслей необходим в том случае, если необходимо что-либо вообразить. Например, когда люди шьют, играют в шахматы, вяжут, собирают модель.
В процесс совершенствования данного типа мышления включают:
- стимул;
- реакцию;
- вывод.
Как и любой другой вид мыслей, визуализация развивается тогда, когда ее используют. Начать его применять можно дома. Ребенок появляется на свет, смотрит вокруг и замечает разные проявления окружающей среды. Глаза ребенка и его мозг со временем начинают различать цвета, размер и формы, соотношение предметов между собой.
Задачей родителей в предоставлении малышу как можно больше подобных впечатлений. Необходимо над кроваткой повесить мобиль, купить яркие разноцветные игрушки, показывать цветные картинки. Ежедневно ребенку необходимо показывать что-то новое и интересное.
Для развития этого типа мыслей необходимо не только зрение, но и мелкая моторика рук. Например, малыш должен не просто смотреть на яркие картинки, но и пробовать самостоятельно их рисовать. Очень полезно пробовать собирать конструктор, прорисовывать узоры из мелких деталей.
Некоторым малышам крайне трудно общаться, поэтому они предпочитают рисовать рисунки. Другие малыши любят слушать, читать либо разговаривать и при этом ненавидят рисование. Вне зависимости от того, что именно предпочитают дети, необходимо предоставить им возможность развития визуального мышления.
Существует несколько методов развития:
- Интеллект-карты. Важно обогащение словесной базы. Интеллект-карта строится на основе ассоциативных связей, которые оформляются в виде в любых направлениях.
- Визуальное мышление. В основе данного метода лежит нахождение новых идей, их развитие и проверка. После этого важно преподнести свои идеи остальным так, чтобы они были понятны.
- Визуальные истории. По-другому данный способ называется метод создания убеждающих претензий. Необходимо изменить формат обычных претензий на визуальные истории.
- Мгновенное фото. Развить мысль можно прогуливаясь на улице. Для этого бросить короткий взгляд на мимо проходящего человека, затем закрыть свои глаза и попытаться восстановить картинку в течение 2-7 секунд. При закрытии глаз можно продолжать идти. Со временем появится возможность делать мгновенное фото и удерживать его в голове столько, сколько нужно. После тренировок с закрытыми глазами можно начать тренироваться с открытыми глазами.
- Живая фотография. Необходимо присесть где-то на лавочке, сделать мгновенное фото, но в воображении попытаться не останавливать ситуацию. Нужно попробовать с закрытыми глазами увидеть, что будет делать человек и куда будет двигаться. Спустя пару недель можно будет значительно уменьшить количество ошибок.
В развитии визуализации очень помогает вырезание картинок и составление их в коллаж. Удовольствие получат, как родители, так и дети. Составлять коллажи можно на отдельные тематики.
К традиционным методам развития относят:
- Обогащение запаса разных представлений через получение опыта. Это могут быть путешествия, чтение, общение с другими людьми.
- Развитие умения сосредотачиваться на каком-либо предмете.
- Регулярное выполнение упражнений, которые развивают не только образное, но и словесное мышление.
Важно! Развивая себя, можно начать наслаждаться полноценной, качественной и успешной жизнью. Главным правилом является систематическое выполнение всех упражнений.
Источник
Цитаты из книги Ясюковой Л.А. «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении».
Визуальное мышление является составляющей образного синтеза – способности образно обобщать информацию. (Другой способ — логически обобщать информацию) «Недостатки образного синтеза могут осложнять понимание рисунков, схем, чертежей и связанную с ними работу на уроках геометрии, физики, черчения. Пока (в 3-5 классах, тем более в детском саду) такая работа не требуется, следует заняться развитием визуального мышления в целом, т.е. активизировать базу для становления образного синтеза. Начинать надо с заданий, которые реализуются с помощью манипуляций, в наглядно-действенном плане (собирать картинки по наглядным образцам, по чертежам; находить схемы, соответствующие тем или иным изображениям).»
Пазлы – популярная сегодня игрушка для детей. «Добиваться надо такого уровня работы, когда после рассуждения и зрительного анализа ситуации он (ребенок) заранее раскладывает игровой материал так, как будто видит, из каких деталей какие части картинки получатся, и далее сборка идет целыми узлами или блоками. Если он умеет только последовательно подбирать, добавлять, пристраивать подходящие детали, то надо научить его сознательному анализу картинки и ее элементов, иначе база для операции образного синтеза может так и не сформироваться».
Проще говоря, проговаривайте сами, когда учите ребенка собирать пазлы: «Синие детальки отложим для цветочка, желтым цветом – солнце и середина ромашки. Пазлы с ровным краем образуют контур картинки – их в отдельную кучку. Что у нас зеленоватого цвета? Ага, это травка!» Ребенок, наблюдая за вашей работой, будет учиться так же организовывать свою. Даже если вслух он не может проговорить порядок своих действий (ребенок еще плохо умеет разговаривать в силу маленького возраста), но вы видите, что его действия осмысленны, значит, принцип работы усвоен. Для проверки можно спросить: «Что ты соберешь из отложенных деталей? Какого цвета детали нужны для неба?»
Визуальное мышление является составляющей пространственного мышления. Ученик со слабо развитым пространственным мышлением испытывает серьезные трудности на уроках черчения, физики, геометрии и тригонометрии. «Для развития визуального мышления необходима активация его предпосылок. Следует начинать с формирования двигательно-визуальных схем, т.е. предлагать ребенку решение наглядных задач с помощью манипуляций.
Используйте кубики Коса и развивающие игры, предложенные Б.П. Никитиным ( «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех»). Задания следует выполнять несколько раз, обязательно используя рассуждения, периодически возвращаясь к уже проделанным, пока для ребенка не станет очевиден и легко воспроизводим сам принцип действий. Ребенок должен работать не только руками, свои действия он должен научиться сопровождать речевыми объяснениями, чтобы двигательные схемы становились осознаваемыми»:
1. выполняем задания с речевым объяснением.
2. сначала говорит, какие части понадобятся для работы, а потом практически проверяет свои предположения.
3. зарисовка собранной конструкции («перевод двигательных схем в зрительно воспринимаемые пространственные схемы)
Так же развивают пространственное мышление всевозможные конструкторы и компьютерные игры типа «Тетрис». «Следует помнить, что в старших классах развить пространственное мышление уже не удается».
Не отчаивайтесь, если у вас нет перечисленных игр и пособий. Занятия аппликацией, лепкой, оригами и др. способствуют развитию предпосылок визуального мышления в достаточной мере. Самое главное, чего следует придерживаться – это осознанности выполнения любого действия через проговаривание, через речевое объяснение. Дети с удовольствием выполняют задание научить кого-то: «Ты умеешь лепить мышку, научи свою бабушку». Вот и получится — и повторное действие, и объяснение.
Источник
Маленькие дети сами познают мир — они изучают его, трогают, пробуют на вкус. Вместе с развитием и ростом ребенка развиваются его познавательные функции — внимание, память, мышление. Развивающие игры помогают этому процессу, потом происходит постепенная социализация, детский сад, школа, высшее профессиональное образование. Казалось бы, это универсальный рецепт, который поколениями помогал человеку развить интеллект, сформировать личность. Можно и нужно ли применять какие-то дополнительные средства для развития? Обусловлен ли уровень интеллекта генетически? Почему некоторые становятся вундеркиндами, а другие сталкиваются с нарушениями развития? Чтобы ответить на эти вопросы, сначала нужно понять особенности развития мозга.
Мышление не дается нам врожденно, функции мозга формируются под влиянием окружения, в котором растет ребенок. Сначала мы изучаем мир при помощи действий, так развивается действенное мышление. После происходит развитие образного мышления, благодаря которому мы можем себе мысленно представлять какие-то образы, действия, явления. Наконец, самая сложная форма — логическая — позволяет рассуждать, оперировать абстрактными понятиями.
Три стадии развития
Действенное мышление формируется во время игры, здесь как раз полезны развивающие занятия. Желание что-то разломать, надкусить, построить башню из подручных предметов — процесс познания мира. В этот период ребенок узнает, как что устроено. Поскольку данный процесс происходит самостоятельно, то вмешиваться не стоит, можно лишь подогревать интерес новыми играми, следить за техникой безопасности.
Следом, в младшем дошкольном возрасте, активно развивается образное мышление. Это происходит вместе с развитием воображения, что положительно влияет на творческие способности. Осознанная сборка моделей конструктора, рисование заранее продуманной картины, придумывание собственных сюжетов в рассказах — залог креативности в будущем. Образное мышление связано с обработкой визуальной информации, оно входит в более обширное понятие наглядно-образного мышления. В дальнейшем оно помогает решать задачи в уме, придумывать нестандартные решения и идеи. Стимулировать его развитие можно при помощи совместных занятий творчеством, инсценировкой ситуаций, историй, ролевыми играми с изучением различных профессий и сфер жизни.
Ближе к старшему дошкольному возрасту, годам к 6, начинает активно развиваться мышление логическое. Он учится видеть закономерности, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свои слова, делать выводы. На этом этапе важно заложить основы правильной логики, чтобы научить его не поддаваться шаблонам. Логика руководствуется собственными законами, которые может быть сложно понять детям младшего школьного возраста, но их можно изучать при помощи прикладных инструментов — логических игр. Заодно будет формироваться системный взгляд, то есть понимание, что различные сферы жизни и области знания взаимосвязаны.
Развивать дополнительно
Лучший способ вовлечь ребенка в какой-то процесс в любом возрасте — это игра. Для развития логики хорошо подойдут специальные онлайн-игры Викиум, которые тренируют мозг. Они выполнены в доступной форме, с привлекательным дизайном и легкими условиями. В то же время, каждый тренажер основан на научных методиках, которые доказали свою эффективность. Тренажеры Викиум подходят детям от 7 лет, как раз когда нагрузка на мозг резко возрастает из-за учебы. Тренажеры также помогают повысить концентрацию внимания и укрепить память, что повышает успеваемость, а также помогает комплексно развивать интеллект.
Источник
Литовченко Марина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ средняя школа №511 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Приемы развития визуального мышления обучающихся.
Психологами доказано, что 75% (а по некоторым данным – даже 80%) информации мы воспринимаем с помощью зрения. Восприятие изображений осуществляется намного легче, чем попытки запомнить обезличенные и неэмоциональные слова и цифры. Именно поэтому развитие визуального мышления должно начинаться на ранних ступенях обучения. Визуальное мышление непосредственно связано со зрением. Зрение – самый важный способ получения информации и ключевая способность любого ребенка. Часто мы говорим: «Да, я вижу» в значении «Я понимаю». Видеть – это не только смотреть, но еще и знать. Ребенок может иметь отличное зрение, но мозг может не распознавать или упускать визуальные сигналы, поступающие в головной мозг. Поэтому ребёнку надо помочь «увидеть», то есть осознать смысл того, на что он смотрит. Визуальное мышление – это использование образов. Когда мы учим детей внимательно всматриваться, представить что-то в уме, развивается визуальное мышление. Развивать визуальное мышление означает видеть больше, чем предстает глазам, умение понимать пространство.
Почему важно развивать визуальное мышление?
Чем лучше развито у учащихся визуальное мышление, тем лучше окажутся развиты их творческие способности, тем большему они смогут научиться. Хорошо развитого визуального мышления требуют некоторые профессии: инженерия, дизайн, ботаника, архитектура, художественное искусство, навигация и т.д. Такой тип мышления необходим тогда, когда нужно представить себе что-то: например, когда мы рисуем, играем в шахматы, разбираем какую-то схему, шьем или вяжем, собираем модель, читаем карту.
Как же развить визуальное мышление?
В процесс развития визуального мышления включается: стимул (когда мы обеспечиваем ребенка впечатлениями), реакция (ответ) и вывод (ребёнок действует сам и учится).
Как и любой тип мышления, визуальное мышление развивается тогда, когда его используют.
В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления. Это в свою очередь требует существенной переработки и изменения традиционных наглядных средств обучения, которые должны стать динамичными, интерактивными и мультимедийными.
В связи с этим особый интерес вызывает компьютерная визуализация учебной информации, которая позволяет наглядно представить на экране объекты и процессы во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей, в том числе скрытых в реальном мире, и, что особенно важно, в развитии, во временном и пространственном движении. Обеспечивается компьютерная визуализация учебной информации специфическими наглядными средствами обучения, созданными на основе современных мультимедийных технологий, благодаря которым в процесс обучения становится возможным включать всё многообразие наглядных средств — текст, графику, звук, анимации, видеоизображения. Это, например, презентации, интерактивные карты, анимированные (динамические) опорные конспекты, интерактивные плакаты и пр. И речь в данном случае идет не о простом переводе традиционных наглядных пособий (таблиц, схем, картин, иллюстраций) в цифровой формат, а о разработке и создании совершенно новых видов наглядности. При этом ее появление вызвано не только потребностью в экспрессивной визуальной информации и зрительной стимуляции, к которым уже успели привыкнуть современные учащиеся, сколько дидактическими особенностями этого нового вида учебной наглядности.
У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков у Пети и сколько значков у Миши?
У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков у Пети и сколько значков у Миши?
У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков у Пети и сколько значков у Миши?
У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков у Пети и сколько значков у Миши?
У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков у Пети и сколько значков у Миши?
У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков у Пети и сколько значков у Миши?
У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков у Пети и сколько значков у Миши?
У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков у Пети и сколько значков у Миши?
У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков у Пети и сколько значков у Миши?
Источник