Развитие в ребенке выносливости и быстроты
Содержание статьи:
Выносливость – это важное физическое качество, которое заключается в способности длительное время выполнять какую-нибудь деятельность без снижения ее интенсивности. То есть организм способен длительное время преодолевать усталость во время движения.
У детей от природы более высокая работоспособность, чем у взрослых. Они нуждаются в постоянном движении, развитии. По этой причине развитие выносливости у дошкольников и детей школьного возраста имеет свои особенности. Это качество необходимо каждому человеку для полноценной жизни. Поэтому физическую выносливость нужно тренировать с ранних лет.
Значение выносливости
Развивать выносливость у детей необходимо, так как без этого качества ребенок просто не сможет долго бегать, прыгать, играть в активные игры и т. д. То есть потребность ребенка в движении не будет удовлетворяться. Тогда малыш будет вести пассивный образ жизни, который не требует больших затрат энергии.
В физическом воспитании выделяют следующие виды выносливости:
• Общая – это длительная физическая деятельность, которая задействует большую часть мышц. Например, продолжительная пешая прогулка, любая подвижная игра с разными движениями и т. д. Этот вид выносливости проявляется в хорошо освоенных движениях.
• Специальная – выполнение одного вида двигательной деятельности. Например, прыжки на скакалке, бег на длинную дистанцию и т. д. Специальная выносливость зависит от техники владения движениями, уровня развития скорости, силы, координации.
Если ребенок обладает хорошей общей выносливостью, то это не означает, что он так же проявит себя в специальной выносливости. Важно развивать оба эти навыка по очереди.
Регулярное развитие выносливости у детей принесет им только пользу:
• Укрепляется мускулатура, улучшается функциональность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы.
• Улучшается физическое и психическое здоровье ребенка.
• Повышается умственная и физическая работоспособность.
• Повышается аэробная производительность.
• Формируются волевые качества личности: целеустремленность, настойчивость, упорство, смелость, решительность, уверенность в своих силах.
• Ребенок учиться преодолевать трудности, доводит начатое дело до конца, управлять своими эмоциями.
Все эти качества положительно отражаются на успехах ребенка в школе.
Ранние тренировки приведут к тому, что ребенок научится легче переносить высокие нагрузки, сможет выполнять большой объем работы, не снижая темпа и концентрации внимания. После физической деятельности он быстро восстанавливает силы, ощущает прилив бодрости.
Чтобы развить подобные качества у ребенка, нужно регулярно тренироваться. Во время занятий необходимо учитывать особенности развития выносливости у детей. Это означает, что следует подбирать нагрузку в зависимости от возраста ребенка, ведь у дошкольников и детей младшего школьного возраста показатели выносливости незначительные. Первый скачок физических возможностей наблюдается с 9 – 10 лет.
Развитие выносливости у детей
Существуют разные методы развития выносливости у детей, все они напрямую связаны со спортом. Они основываются на физических упражнениях, играх, которые оказывают на организм ребенка общую физическую нагрузку. Эта нагрузка выше той, к которой малыш привык переносить в повседневной жизни. Регулярные занятия упражнениями, которые развивают выносливость, позволяют детям быстрее привыкнуть к состоянию утомления и быстрее восстанавливать силы после нагрузок.
Методики развития выносливости у детей:
• Спорт: бег, плавание, футбол, хоккей, теннис, гимнастика, катание на лыжах, езда на велосипеде и т. д. Если ребенок хочет заниматься каким-нибудь видом спорта, то нужно поддерживать его стремление. Если малыш является фанатом футбола, то купите ему новый мяч, любитель велосипедных прогулок будет рад новому велосипеду, начинающих фигуристок можно поощрить парой коньков. Любой вид спорта помогает вырабатывать важные качества: настойчивость, силу, целеустремленность, устойчивость к длительным нагрузкам.
• Подвижные игры. Многие игры тренируют выносливость у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Каждая игра содержит элементы бега: салки, бадминтон, догонялки и т. д. Классики, чехарда, различные игры с мячом помогают развить эмоциональную и физическую выносливость. Ребенок становится более уравновешенным, легче переживает стрессовые ситуации.
• Специальные упражнения. Физические упражнения с элементами бега и прыжков тоже повышают устойчивость ребенка к высоким нагрузкам. При этом нужно помнить, что силовые нагрузки нужно контролировать. Поэтому родителям не стоит проводить подобные тренировки самостоятельно в домашних условиях. Программы развития выносливости применяют учителя или тренера во время уроков физкультуры или на спортивных секциях. Развитие силовой выносливости проводится под контролем медика или педагога. Они регулируют количество и интенсивность упражнений с учетом возраста и физической подготовки детей.
Также возможно развитие выносливости у детей средствами фитнеса. Занятия фитнесом не только укрепляют мускулатуру, дисциплинируют, но и развивают моторику, восприятие, мышление, память, воображение и т. д.
В домашних условиях повышать устойчивость к длительным нагрузкам можно с помощью шведской стенки. Повторяющиеся упражнения (подтягивание, понятие ног и т. д.), которые ребенок выполняет на снаряде, улучшают показатели выносливости.
Любые циклические упражнения, во время которых нужно поддерживать темп и мышечную активность вопреки усталости, развивают выносливость. Можно использовать следующие варианты тренировок:
• Подниматься вместе по ступенькам на верхние этажи. Чтобы превратить занятие в игру, можно изучать счет, проговаривать стишки или скороговорки.
• Играть в подвижные игры с бегом.
• Научиться кататься на лыжах, роликовых или ледовых коньках.
• Заниматься плаванием.
• Прыгать на батуте.
• Научиться прыгать разными способами на скакалке.
Тренировки для ребенка будут проходить намного легче и веселее, если родители разделят с ним это занятие. Кроме того, совместные тренировки сделают их ближе друг к другу.
Развитие выносливости у детей дошкольного возраста
Подвижные игры – это лучший способ развития выносливости у детей дошкольного возраста, так как они совмещают ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание, ловлю и т. д. Это универсальное и незаменимое средство развития физических качеств.
Подвижные игры для развития дошкольников:
• Кузнечик. Это упражнение подходит детям 3 – 5 лет. Предложите малышу представить, что он стал кузнечиком. Пусть он прыгает с устойчивой табуретки, широкой ступеньки, низкого дивана или на полу. Во время игры читайте отрывок их стиха Б. Кравецкого:
Кто там прыгает в траве
Прямо на руку ко мне?
Прыг – скок, прыг – скок,
Как зовут тебя, дружок?
«Меня кузнечиком зовут», —
Вдруг сказал зеленый плут.
Прыгнул снова и… пропал.
Может к маме поскакал?
• Эстафеты с обручами. Детей делят на 2 одинаковые команды, они встают друг за другом в 2 колонны. Перед каждой колонной проводят черту и кладут за ней обручи. По сигналу воспитателя первые в колонне дети бегут за обручами, поднимают их вверх, пролезают внутрь, кладут на место, бегут к своей команде. Дотрагиваются до руки первого ребенка, а потом встают в конец. Каждый следующий игрок выполняет то же действие. Победит та группа, которая справилась раньше.
• С кочки на кочку. На площадке нужно начертить небольшие круги диаметром 30 – 35 см. Расстояние между ними – от 25 до 30 см. Кружки – это кочки на болоте, по которым ребенок должен будет перебраться на противоположную сторону. Победитель тот, кто быстрее перебрался.
• Кто быстрее снимет ленту. На площадке проводиться черта, за которой дети выстраиваются в несколько колонн по 4 – 5 человек. На расстоянии 10 – 15 шагов напротив колонн протягивается веревка на высоте 10 см выше поднятых рук детей. Напротив каждой колонны на веревку накидывается лента. По сигналу воспитателя все, кто стоит первым в колоннах, бегут к своей ленте, подпрыгивают и срывают ее. Первый, кто снял ленту, и есть победитель. Далее воспитатель опять развешивает ленты для детей, которые стоят вторыми в колоннах. Опять они бегут по сигналу и снимают ленты. Выиграет та команда, где больше детей сняли ленту первыми.
Эти игры развивают мускулатуру, быстроту, четкость движений и повышают устойчивость к длительным нагрузкам.
Развитие выносливости у детей школьного возраста
Игры, которые представлены ниже, способны сделать школьника с любым уровнем физической подготовки более подвижным и выносливым:
• Лови – толкай. Для этой игры нужно подготовить резиновые или волейбольные мячи на каждую пару игроков. Участники делятся по парам, становятся лицом друг к другу на расстоянии 100 см, при этом один игрок стоит, а второй – сидит на корточках. Ребенок, который сидит, берет мяч и подталкивает его к стоящему. Тот должен быстро наклониться, не сгибая ног, перехватить мяч, потом выпрямиться и кинуть его напарнику. Игрок, который сидит, должен быстро встать, чтобы поймать мяч. После 5 – 8 перекидываний они меняются местами. Побеждает та пара, движения которой были самыми точными, а количество пойманных мячей – наибольшими.
• Колобок. Школьники становятся в ряд по одной стороне площадки. У каждого ребенка есть «колобок» — мяч. Дети кладут мячи перед собой, а потом хором повторяют слова из сказки:
Я колобок, колобок,
Я от дедушки ушел
И от бабушки ушел и т. д.
Когда они заканчивают кричалку, то сильно толкают мяч, а потом бегут за ним, стараясь его поймать. Самый медленный участник выходит из игры, побеждает самый быстрый.
• Перетяжки. На поле чертят линию, по обе стороны которой становятся 2 игрока. По сигналу учителя они начинают перетягивать канат, пытаясь заставить противника перейти линию. Тот, у кого это получилось, и есть победитель.
• Мышкин дом. В игре участвуют от 10 человек. С помощью считалки среди игроков выбирают кошку и мышку. Все остальные дети становятся в круг, держась за руки и подняв их вверх. Они изображают дом мышки. Поднятые вверх сцепленные руки – это ворота, через которые можно пробегать. Если участники опустят руки, то ворота будут считаться запертыми. По сигналу ведущего кошка начинает догонять мышку, они могут бегать внутри и снаружи круга. Дети, которые стоят в кругу, помогают мышке и пытаются всячески помешать кошке. Они могут закрывать «ворота» дома, когда мышка внутри. Когда кошка поймает мышку, из детей выбирают новую пару.
• Тянем-потянем. Детей делят на равные команды. Обруч кладется посередине площадки, с противоположных сторон на расстоянии 1.5 м от него рисуют 2 линии. Группы отходят на одинаковое расстояние от обруча. По сигналу ведущего обе команды бегут к снаряду и хватаются за него с разных сторон. Их цель – вытянуть команду противника за черту на свою половину.
Детям среднего и старшего школьного возраста можно выполнять упражнения на развитие статической выносливости. С их помощью ребенок учится удерживать мышцы в напряжении длительное время. Позицию нужно удерживать, пока силы не иссякнут. Для этой цели применяют такие упражнения:
• Березка – стойка на лопатках.
• Планка – тело располагается параллельно полу, ребенок опирается носками и локтями в пол. Во время выполнения упражнения нужно напрячь мышцы живота, удерживая их, сколько позволяют силы.
• Полуприсед – неполное приседание, когда колени сгибаются под углом 110 — 120°.
Для силовой выносливости можно выполнять жим лежа, выпрыгивание из полного приседа, приседания со штангой, отжимания и т. д.
Таким образом, выносливость нужно развивать с раннего возраста. Для этого нужно просто почаще играть в подвижные игры. Также для этой цели можно купить малышу велосипед, самокат, санки, коньки, лыжи и другие средства передвижения. Если у родителей нет времени, то они могут отдать ребенка в спортивную секцию, чтобы профессиональный тренер развивал в нем такое важное качество, как выносливость. Главное – побольше бегать, прыгать, лазать и т. д. Только в таком случае малыш удовлетворит свою потребность в двигательной активности, будет выносливым, жизнерадостным и веселым!
Дата: 16.07.2018
Источник
Развитие силы, ловкости, выносливости, быстроты и равновесия, гибкости у дошкольников посредством подвижной игры
(из опыта работы)
Автор: Краснова Татьяна Борисовна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
1.название «мышеловка»
цель: развитие быстроты
описание:
Дети делятся на две неравные группы. Меньшая группа образует круг – “мышеловку”. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же,
плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя хлоп лети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными.
2. название«солнышко и дождик»
цель: развитие быстроты
описание:
дети действуют по команде воспитателя. Солнышко дети бегают по площадке, а дождик дети бегут к воспитателю под зонтик.
2. Ловкость — способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
1. название:«горячая картошка»
цель: развитие ловкости
описание:
Дети становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик)
2. название:«хвост дракона»
описание:
дети встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию (как бы образуя дракона). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост.
«Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона не должны расцепляться.
3. Сила – это способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; также вообще — физическая или моральная возможность активно действовать.
1. название: «Удочка»
цель: развитие силовых способностей
описание:
Дети стоят по кругу
Воспитатель — в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.
2. название: «Перелёт птиц»
описание:
дети находятся в одной стороне площадки.
С другой стороны расположены снаряды для лазания (гимнастическая стенка).
По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по площадке. По сигналу «Буря!» забираются на гимнастическую стенку, спасаясь от бури.
4. Гибкость – это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой. Она характеризуется степенью подвижности суставов, выражением которой является амплитуда движений (в градусах)
1. название : «Туннель из обручей»
цель: развитие гибкости у детей
описание:
Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч стоящему сзади. Причем один из игроков передает мяч над головой, а другой — между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.
2. название: «Летающий мяч»
описание:
Игроки встают в круг. Их задача — перекидывая мяч, не дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.
5. Выносливость – это способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности.
1. название: «Паровозик»
цель: развитие выносливости описание:
Игроки делятся на 2 команды. По сигналу ведущего первый игрок бежит дистанцию. Когда он возвращается к команде, за него цепляется следующий игрок, и они бегут дистанцию вместе. Действие повторяется, пока все участники команды не пробегут дистанцию, сцепившись в паровозик. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.
2. название: «Кто сильнее?»
описание:
Игра проводится в парах. Игроки занимают позиции по разные стороны от средней линии. Задача игроков — перетянуть за руки противника на свою сторону. Тот игрок, который заступает за черту соперника, проигрывает
6. Равновесие – это состояние покоя, в котором находится тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающихся сил.
1. название: «Спиной вперед»
цель: развитие равновесия
описание:
Воспитатель предлагает детям по очереди идти к нему спиной вперед, не оглядываясь. Воспитатель должен направлять детей.
2. название :«Странные птицы»
описание:
дети встают в круг и берутся за руки, образуя изгородь. Остальные будут странными птицами. Они входят в круг, нагибаются и крепко берутся руками за свои лодыжки. Странные птицы умеют ходить только спиной.
Воспитатель касается плеч двоих детей в изгороди, они отпустят руки, и в изгороди появится калитка. Птицы пытаются выбраться через калитку.
Источник
Введение
Помимо быстроты, силы и ловкости для полноценного физического развития ребёнка просто необходимо развитие такого физического качества как выносливости.
Выносливость – это физическое качество, которое заключается в способности к длительному выполнению какой-нибудь деятельности без снижения её интенсивности.
Развитие выносливости для ребёнка очень важно. Без этого физического качества ребёнок просто не сможет долго бегать, прыгать, играть в подвижные игры, лазать по лестницам и т.д. Таким образом, не будет удовлетворяться потребность ребёнка в двигательной активности. Ребёнок будет выбирать пассивные виды деятельности, не требующие затраты большого количества энергии. А значит и о проявлении и развитии силы, ловкости и быстроты не может быть и речи.
Основная часть
В физическом воспитании различают общую выносливость и специальную выносливость.
В детском возрасте надо закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечнососудистой системы и дыхательной системы, постепенно приспосабливая ребёнка к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности.
В зависимости от возраста и подготовленности ребёнка предлагается разная степень нагрузки. Для развития выносливости большое значение в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявлять максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.
Требования к упражнениям на развитие выносливости:
1. Участие большого числа мышечных групп
2. Чередование напряжения и расслабления мышц
3. Использование знакомых, но не трудных движений
4. Регулировка темпа и длительности выполнения
Основной метод развития выносливости – метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности и более активных упражнений с перерывами.
С повышением выносливости организм ребёнка адаптируется к предложенным нагрузкам. Их надо повышать для увеличения уровня выносливости.
Средствами развития выносливости можно считать подвижные игры на развитие выносливости , спортивные упражнения, спортивные игры, веселые старты.
Развитие выносливости происходит и в подвижных играх с многократным повторением действий выполняемых продолжительное время, а также в спортивных упражнениях. Эффективность чередования действий зависит от экономичности движений, умения разумно расходовать силы.
Физические упражнения и игры, развивающие выносливость, должны находить место в любых формах физического воспитания.
Подбор упражнений должен обеспечивать смену работающих мышечных групп.
Движения, предлагаемые ребёнку должны быть им хорошо освоенными.
Общий вывод
Таким образом, физическая нагрузка умеренной мощности является главным средством развития общей выносливости дошкольника. Оздоровительно-тренировочный эффект физкультурного занятия обеспечивается такой нагрузкой в объеме 65-75% его времени. Показано, что ходьба и бег являются универсальными средствами развития общей выносливости. Целесообразно включать их в занятия, увеличивая каждый раз расстояние, которое должны преодолевать дети.
Также не стоит забывать о прыжках через скакалку, подпрыгивании на месте и с продвижением вперед, передвижениях на прыжках, велосипеде, плавание, а также различные подвижных игр, в которых длительное действие повторяется много раз и при слабой и умеренной мощности выполняемой работы.
Источник