Развитие в первые годы жизни ребенка гвоздев

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Книжные памятники

Пресса

Версия для слабовидящих

Войти

  • Коллекции

  • Новости

  • Электронные читальные залы

  • Информация для библиотек

  • Програмное обеспечение

  • Вопросы и ответы

  • Обратная связь

  • Форум

Наше приложение

Мы в соцсетях

Версия для слепых

Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка — Гвоздев,Александр Николаевич. — издание: 1990

Гвоздев,Александр Николаевич.

Гвоздев,Александр Николаевич.

103с.

Количество страниц

1990

Год издания

Саратов

Место издания

О произведении

Издательство

Изд-во Сарат.ун-та.Куйб.фил.

Библиотека

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Появление и дальнейшее развитие речи зависит от многих факторов: 
• определенной степени зрелости коры головного мозга; 
• определенного уровня развития органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, речедвигательного и речеслухового анализаторов); 
• наличия речевой среды, речевого окружения (Если ребенок не будет получать новых впечатлений, не будет создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие); 
• состояния психофизического здоровья ребенка, т.е. состояния его высшей нервной деятельности, высших психических процессов и его физического (соматического) состояния (Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания (диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др.) Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, иногда приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации); 
• появление потребности пользоваться речью как основным способом общения. 
Вопросу поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяли внимание многие отечественные ученые: Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюкова, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин. И все они подчеркивали, что наиболее благоприятный и интенсивный период развития речи падает на первые три года жизни ребенка. Не случайно этот период называют сензитивным периодом развития речи. 
А.Н. Гвоздев раскрыл логику овладения родным языком. Он рассматривал развитие речи в лингвистическом аспекте и изображал его линейно: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. 
Крики возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т.д., т.е. с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Рефлекторный крик новорожденного мать слышит в родильном зале. Рефлекторный крик сохраняется у ребенка до восьми недель. У здорового ребенка крик громкий и чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье, а потом гуление. Период гуления продолжаются с 2-х до 5-ти месяцев. Сначала преимущественное место в гулении занимают гласные звуки. Как отмечают многие исследователи, не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. В это время ребенок отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука, поворачивая голову. Следует отметить, что гуление, как впоследствии и лепет, не возникают у ребенка стихийно, их появление обусловлено эмоциональным общением со взрослыми. Уже в три месяца ребенок ищет взрослого взглядом. Пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и сложные комплексы звуков: АГУ, УГИ, АГА и т.д. К концу третьего месяца появляется первый смех. В четыре месяца ребенок четко локализует источник звука в пространстве, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Сначала у ребенка преобладают гортанные звуки, потом начинают появляться губные и переднеязычные, артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевые ([В], [Ф], [С], [З]). 
С пяти месяцев начинается период лепета, который продолжается до 10-12 месяцев. В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими. Именно в это время у ребенка возникает внимание к артикуляции говорящего. У плохослышащих и глухих детей гуление в этом возрасте «затухает», так как нет контроля со стороны слуха. В лепете отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам данного языка. Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т.е. повторяются им вслед за ребенком. 
В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними. Интересно, что в период лепета ребенок произносит самые разнообразные и сложные звуки, а затем медленно и с величайшим трудом учится артикулировать их в слове. Отмечают, что в лепете многих младенцев присутствует даже звук [р], отсутствуют только шипящие. Ничего удивительного тут нет. Дело в том, что в лепете царит непроизвольность. У ребенка нет еще необходимости воспроизводить определенный звуки в определенный момент, в определенных сочетаниях. Стелла Наумовна Цейтлин говорит о том, что лепет ребенка можно уподобить пению птицы. К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает внимание окружающих голосовыми реакциями. Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. В лепете семи-восьми месячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации, при чем все больше прослушиваются контуры интонационных конструкций, свойственных именно родному языку. Это проявление неосознанной имитации речи окружающих. 
В девять месяцев появляется так называемый модулированный лепет или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями. С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей появляются первые самостоятельные слова в речи. 
В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова НЕ, ДА с соответствующими жестами. К году вес мозга ребенка удваивается. У нормально развивающегося ребенка к году не менее 10–15-ти осознанно употребляемых слов (МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, ПАЙ, НЯНЯ, НО-НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ), много звукоподражаний, многозначных слов, но слово у ребенка по-прежнему вызывается взрослым, у ребенка еще нет потребности в использовании слов. Некоторые исследователи считают, что появление первых праслов вообще нельзя считать началом устной речи. Что имеется в виду, когда утверждают, что ребенок заговорил? Одни считают началом устной речи эти самые праслова, которые диффузно относятся ребенком к целому набору предметов, не связанных друг с другом. Другие утверждают, что речь – это овладение номинативной функцией слова. Вторая причина существующей в литературе неопределенности в указании нормативных сроков начала экспрессивной речи связана с плохо изученной индивидуальной динамикой ее развития. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Социальные причины, определяющие интенсивность и качество общения взрослых с ребенком, также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало экспрессивной речи. Оказывает влияние на этот процесс наследственность и состояние здоровья ребенка. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше, и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. У мальчиков другая тактика постижения речи из-за ярко выраженной межполушарной асимметрии. У мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем. У девочек для речевого контроля выделено два фактора: зрительно-моторная координация и тонкие перцептивно-моторные умения. У мальчиков один недифференцированный фактор: слуховые, зрительные и моторно-перцептивные способности, содержащие языковой компонент. У девочек лучше развит вербальный интеллект, у мальчиков лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности. У мальчиков раньше формируется предикативный словарь в отличие от девочек, у которых формируется сначала номинативный словарь. Увидев мяч, девочка, скорее всего, назовет его, а мальчик скажет: «Дай!» В соответствии с последними исследованиями в словаре двухлетних мальчиков от 50 до 80 глаголов, у девочек же глаголов не более 25-28. Именно по этой причине мальчики скорее выходят на фразу, у них относительно рано формируется грамматический строй речи. Но временной сдвиг в пользу мальчиков в отношении начала фразовой речи не превышает 2-3 месяцев. В фонетическом оформлении речь маленьких девочек более совершенна, чем речь маленьких мальчиков. 
Психогенетические исследования убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В последнее время получено подтверждение того, что конкретные участки хромосом отвечают за качество и начало речевой деятельности.

Источник

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Книжные памятники

Пресса

Версия для слабовидящих

Войти

  • Коллекции

  • Новости

  • Электронные читальные залы

  • Информация для библиотек

  • Програмное обеспечение

  • Вопросы и ответы

  • Обратная связь

  • Форум

Наше приложение

Мы в соцсетях

Версия для слепых

Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка — Гвоздев А. Н. — издание: 1990

Гвоздев Александр Николаевич

Гвоздев А. Н.

Доступна только бумажная версия документа

103 с.

Количество страниц

1990

Год издания

Куйбышев

Место издания

О произведении

Издательство

Изд-во Саратовского университета. Куйбышевский филиал

ISBN

5-292-00956-3

ББК

Ч491.31-11

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник