Развитие уверенности в ребенке в доу

Развитие уверенности в ребенке в доу thumbnail

ИРИНА ПИЛИПОВИЧ
Развитие социальной уверенности у дошкольников

Изменения, происходящие в современном мире, столь стремительны, сколь и непредсказуемы, и человек не только свидетель, не только участник перемен, он в большей или меньшей степени их творец, который тоже меняется вместе с окружающей действительностью, но меняется не так стремительно, как находящийся вокруг него мир, ибо несёт на себе груз истории, традиций, привычек, убеждений. В таких условиях задачи современной системы образования по воспитанию детей становятся все более сложными. И особенно сложной становится проблема социального развития ребёнка. Имеется серьёзный дефицит позитивного взаимодействия на детей всех институтов социализации – семьи, образовательно-воспитательных учреждений, средств массовой информации, учреждений культуры. Одним из важнейших критериев развития личности является степень развитости её «социальности». Именно социальное явление является главным содержанием развития ребёнка, который в общественных связях и отношениях присваивает и реализует свою социальную сущность (Г. М. Андреева, И. В. Дубровина и др).

Сложный процесс социального развития ребёнка, овладения опытом социальных действий и отношений плохо регулируется, что затормаживает, осложняет развитие социальной уверенности у дошкольников. Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Как показывает моя многолетняя практика работы с дошкольниками, одним из важных показателей успешности или неуспешности развития социальной уверенности ребёнка дошкольника являются особенности его эмоциональной сферы, характер эмоциональных контактов ребёнка и его познавательная активность. Поэтому, с моей точки зрения, одна из важнейших задач моей профессиональной деятельности – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.

Не секрет, что для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Нельзя не отметить то, что культура родительского воспитания, особенно в условиях Севера, такова, что при максимальной занятости родителей и отсутствии помощи старшего поколения, нормы и стереотипы не становятся эффективнее и гуманнее. Но ведь очень важно, чтобы родители относились к ребенку как к достойному существу, что формирует в нем чувство собственной значимости. Понимая значимость данной проблемы, огромное значение я придаю взаимодействию семьи и детского сада по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста. Решение данной проблемы я вижу, в первую очередь, в построении совместной деятельности в триаде «ребёнок – родитель – педагог». Поэтому мною предлагаются и внедряются нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников (родительские собрания, семинары-практикумы, круглый стол, день открытых дверей, тематические недели, совместные мероприятия, фото и видео-репортажи, открытость дошкольного учреждения другим социальным институтам, где работают родители наших дошкольников и др)

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения. Создание в детском саду условий для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками, способствующих укреплению уверенности ребенка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми, помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения и развить в процессе общения их социальные способности – это тоже важная задача педагога-психолога и педагогов возрастных групп. Мои наблюдения совпадают с мнением целого ряда психологов по поводу того, что возможной причиной, истоком «проблемности» является ограничение активности и любознательности детей, нежелание и неумение взрослых помочь детям, именно поэтому психолого-педагогическая работа с детьми, с моей точки зрения, должна осуществляться по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии жизненных смыслов, в развитии их способностей, в побуждении интереса к предметному миру и миру человеческих взаимоотношений. Социально- неуверенные дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых, то есть во всём, что способно поддержать их самооценку и тем самым снизить их агрессивность и тревожность. Все эти представления положены в основу системы психолого-педагогических методов и приёмов работы по развитию социальной уверенности у дошкольников.

Работа по данной проблеме позволяет мне строить работу вариативно, разработаны разные формы работы со всеми участниками образовательного процесса, включающие в себя разные виды деятельности – это комплексы развивающих игр и упражнений «Учим детей общению», «Агрессивный ребёнок», «Скоро в школу!» и др; психологический практикум «Шпаргалка для взрослых», «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» и др; мини-лекции с элементами игровой терапии «Гиперактивный ребёнок», «Тревожный ребёнок» и др, построенные по такому алгоритму – приветствие, мини-лекция, практическое задание, мини-лекция, упражнение на релаксацию, игры, работа с родителями (по данной проблеме, игра (способствующая созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе, обратная связь; консультации; семинары-практикумы. Социальное развитие дошкольников представляется мне в качестве комплексного процесса, поэтому моя авторская программа «Развитие словесного творчества» используется в работе с дошкольниками потому, что:

Во-первых, речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.

Во-вторых, слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствии. С помощью слов ребёнок может произвольно вызывать образы объективного мира независимо от их реального наличия или отсутствия, что позволяет ему произвольно совершать умственные действия.

В третьих, детское словесное творчество – это детская психика, «вынесенная наружу».

Концептуальную основу моей практической работы составляют положения, взятые из работ Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина. Согласно Л. С. Выготскому, взрослый может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, их средой, с их желаниями и готовностью действовать вместе со взрослыми. Эта фундаментальная идея противостоит требованиям авторитарной педагогики, согласно которой взрослый якобы может непосредственно эффективно воздёйствовать на ребёнка, исходя из своих учебно-воспитательных целей не сообразуясь мотивами, интересами и готовностью ребёнка осуществлять собственную личную деятельность. Взрослый, работая с детьми дошкольного возраста, побуждает детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях, избегая советов, готовых рецептов и рекомендаций. Л. С. Выготским было введено в науку ёмкое понятие «зона ближайшего развития», имеющее следующий смысл: то, что ребёнок может сделать совместно со взрослым или сверстниками, а затем уже самостоятельно, как раз лежит в зоне его ближайшего развития.

При проведении мною развивающих занятий детям предоставляется возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Вся работа с детьми реализуется через игровую деятельность детей, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Исключено всякое давление, принуждение, оценка, осуждение!

Особо хочется отметить, что игра служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем ребенка.

В концепции Д. Б. Эльконина игра – основной вид детей дошкольного возраста, поэтому игра игровые приёмы – неотъемлемая форма обучения и развития дошкольников. Важным моментом в процессе развивающих занятий является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей. Ведь именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно. На свойство игровой, «мнимой» ситуации указывал ещё и Л. С. Выготский, говоря о том, что в условиях «мнимой» ситуации ребёнку легче принять на себя роль другого. Итак, что же происходит с ребенком на игровых занятиях? «Ребёнок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит её в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего развития» (Л. С. Выготский).

Указанные принципы оказались воплощены мною в разных формах работы, используемые для развития социальной уверенности у дошкольников. Учитывая социальный заказ со стороны родителей, я предусматриваю создание условий для формирования психически и физически здорового ребёнка.

В заключении мне хочется отметить, что успех деятельности зависит только от согласования действий всех участников образовательного процесса, от одинакового понимания ими детских проблем. В зонах пересечения каждый из специалистов занимается своим аспектом проблемы, но чрезвычайно важна согласованность этих действий, общее видение принципиальных вопросов, перспектив и путей её реализации и тогда, успех обеспечен!

Источник

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • коммуникативные навыки

Как сформировать у ребенка чувство уверенности в себе

На формирование уверенности в детском возрасте влияют различные факторы: отношение к ребенку родителей, сверстников, педагогов, а также первые удачи и поражения. Когда ребенок идет в школу, его качества и способности проходят серьезную «проверку» на прочность. Чтобы это испытание прошло успешно, родителям стоит заранее, с четырех-пяти лет, заняться воспитанием у детей уверенности в себе и своих силах.

Формирование уверенности у дошкольников: 6 рекомендаций родителям

На сегодняшний день психологи выделяют шесть основных правил, которые помогают тем или иным образом сформировать у ребенка уверенность в себе.

1. Начните с себя

Дети перенимают многие черты характера и особенности поведения родителей. Поэтому прежде чем начать воспитывать уверенность в ребенке, обратите внимание на свои взаимоотношения с супругом (ой). Дети очень болезненно реагируют на родительские ссоры, даже если не являются их участниками или свидетелями. Напряженная атмосфера, царящая в доме после любого конфликта, негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка, подрывая его доверие к родителям. Старайтесь проявлять уважение друг к другу при любых обстоятельствах, тогда и ваше чадо будет чувствовать себя увереннее. В семьях, где плохой «микроклимат», дети вряд ли вырастут оптимистами и будут хоть сколько-нибудь социально успешными. Неуверенность родителей в себе передается ребенку, который воспроизводит их низкую самооценку. А она, в свою очередь, может стать причиной его неудачи в любой деятельности – так возникает порочный круг.

По мнению некоторых специалистов, воспитание у ребенка уверенности не должно быть самоцелью родителей. Прежде всего, формируйте в нем гармонично развитую личность. А для этого нужны беседы с ребенком, поощрение его инициативы, уважение личности ребенка, нормальный микроклимат в семье. Узнать о том, как воспитывает своего сына Александра певица и актриса Анастасия Стоцкая, вы сможете, посмотрев передачу «Мы–родители».

2. Развивайте коммуникативные навыки

Уверенность в себе формируется в ходе взаимодействия с другими людьми. Научите ребенка выражать свои желания и чувства. Застенчивые дети зачастую идут на поводу у чужих мнений из-за того, что не умеют или стесняются объяснить окружающим то, что хочется им. Необходимо обучать таких детей навыкам общения со сверстниками. Для этого можно составить перечень фраз, которые помогают построить разговор, и репетировать диалоги на разные темы. Хорошим подспорьем для таких занятий являются сюжетно-ролевые игры, где каждому участнику предоставляется возможность побыть в главной роли.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая ребенка с другими детьми, причем не в его пользу, взрослые рискуют сформировать у него комплекс неполноценности, который мешает гармоничному развитию личности. Отсутствие у ребенка уверенности в поддержке родителей приводит к тому, что он начинает чувствовать себя нелюбимым и нежелательным. Для нормального развития детям необходимо находиться в атмосфере любви и психологического благополучия. Ребенку важно быть уверенным, что в трудную минуту родители всегда придут ему на помощь.

4. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть

Нередко взрослые хотят, чтобы их дети обладали какими-то конкретными качествами и способностями, которые они считают полезными для ребенка. Стремясь воспитать их в своем в малыше, родители не замечают или не ценят тех качеств, которые есть у ребенка. Старайтесь объективно оценивать свои ожидания от детей: не являются ли они чересчур завышенными? В этом случае ребенка может преследовать страх не соответствовать вашим ожиданиям, боязнь неудачи, которые подрывают основу его веры в себя. Имеет значение и то, насколько хорошо взрослые умеют понимать потребности и интересы своего чада. Примите ребенка как личность. Тогда поводов для упреков станет меньше, а поводов для гордости и похвалы – значительно больше.

5. Развивайте таланты и способности

Помогите найти ребенку такое занятие, которое помогало бы развивать имеющиеся у него способности. Положительный результат не только придаст уверенность в своих силах, но и повысит его самооценку. Главное, чтобы эти занятия не были принудительными, иначе они не доставят ребенку ни пользы, ни удовлетворения. Поэтому не настаивайте на том, что именно вам кажется более полезным для него. Предоставьте ему возможность самому определить, чем он хочет заниматься (например, музыкой, спортом или рисованием). На нашем сайте вы можете узнать, как выбрать творческую студию или спортивные занятия для ребенка.

Развивайте таланты и способности

6. Хвалите ребенка за любые заслуги

Любые, даже незначительные, успехи детей не должны остаться не замеченными родителями. Хвалите ребенка за заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно скажется на его самооценке. Однако гостья программы «Как воспитать счастливого ребенка» Елена Пиотровская предлагает не просто хвалить ребенка за совершенные действия. Детский психолог предлагает общаться с ребенком. Прямую похвалу интересно заменить качественными и количественными вопросами на тему выполненной ребенком работы. И пусть он сам сделает вывод о вашем отношении к его поступку. Неподдельный интерес и отсутствие прямой качественной оценки его деятельности поможет развить у ребенка аналитический склад ума.

Если вы не получили ответ на вопрос, как воспитать у ребенка чувство уверенности, задайте его эксперту портала «Я–родитель». Для этого воспользуйтесь формой обратной связи в рубрике «Консультация психолога».

Надежда Малинкина

Пройдите тест на нашем портале и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.

Балуете ли Вы ребенка?

Источник

12 советов, как развить в ребенке уверенность

Рейтинг
38

Формирование у ребенка уверенности в себе во многом зависит от того, как с ним общаются родители

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

«Я боюсь, что не сдам экзамен», «Я думаю, что меня не возьмут в школьную команду», «Я не уверен, что смогу играть на гитаре так же хорошо, как папа». Вам приходилось слышать от своего ребенка нечто подобное? Если ваш ответ положительный –  значит, вашему ребенку не хватает уверенности в себе.

То, что вы делаете и что не делаете, слова, которые вы говорите и не говорите ребенку, чувства, которые вы выражаете или не выражаете – все это влияет на его уверенность в себе. Чтобы развить в ребенке уверенность, вы должны правильно с ним обращаться.

Рассмотрим, какие ваши действия могут в этом помочь.

1. Любовь и принятие

Разумеется, вы любите своего ребенка, несмотря ни на что. Но знает ли об этом сам ребенок? Знает ли он, что вы его любите, принимаете и уважаете его выбор?

Проявляйте к ребенку любовь, даже если вы не можете делать это все время. Ребенок должен знать, что его любят и принимают, независимо от его преимуществ и недостатков. Безусловная любовь – это основа для того, чтобы ребенок смог вырасти уверенным в себе человеком.

Главное – уважайте своего ребенка как личность.

2. Акцентируйте внимание на сильных сторонах, исправляйте недостатки

Никто не идеален, и дети – не исключение. Но, чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, вы не должны зацикливаться на недостатках.

Воспитание детей стоит нацеливать на развитие сильных сторон их характера. При этом ребенок должен чувствовать себя способным развиваться и выполнять различные задачи. В противном случае (например, ребенок плохо учится в школе, терпит поражения в спорте и т.д.) помогите ему увидеть свои сильные стороны. Расскажите ему, в чем он силен.

Это не означает, что вы не должны обращать внимания на все ошибки. Научите ребенка извлекать уроки из его ошибок, но особое внимание обращайте на его достижения. Это напомнит ребенку, что он может добиться успеха, если захочет.

3. Не бросайтесь на помощь ребенку при первой трудности

Родителям свойственно защищать своих детей и делать все возможное, чтобы они не чувствовали горечь поражения, разочарование или боль. Но бросаться на помощь ребенку каждый раз, когда он сталкивается с малейшей проблемой – плохая идея. Вы можете оказывать ему какую-либо помощь, но решать свои проблемы ребенок должен самостоятельно.

4. Позвольте ребенку принимать решения

Принятие решений – важный жизненный навык, который ребенок должен освоить, чтобы обрести уверенность в себе. Принятие решений воодушевляет ребенка, потому что он видит разные возможности и может выбирать то, что ему больше подходит. Но, пока зрелость еще не наступила, ребенок может не знать, как принимать решения.

Чтобы помочь ребенку научиться принимать решения, сначала предоставляйте ему два варианта на выбор. Например, шестилетней дочери вы можете предложить выбрать, что надеть в школу (разумеется, в разумных пределах). Но объясните ей, что она не может выбирать, идти в школу или нет.

Позволяя своему ребенку делать здоровый выбор (например, что надеть, какой фильм посмотреть и т.д.), вы также учите его брать ответственность за свои решения.

5. Поощряйте и развивайте таланты ребенка

У многих детей есть особые интересы. Одни любят музыку или танцы, другие от природы хорошо рисуют. Определите, в чем талантлив ваш ребенок, и развивайте его способности. Если ваш ребенок любит рисовать, запишите его в художественную школу. Если ему нравится какой-либо вид спорта – отдайте его в спортивную секцию.

Развитие склонностей и талантов ребенка отлично помогает укрепить его уверенность в себе.

6. Давайте ребенку ответственность

Один из самых эффективных способов укрепить уверенность ребенка в себе – давать ему небольшие задания, которые он точно сможет выполнить. Осознание того, что ребенок может выполнить что-то самостоятельно, может привести его в восторг. Когда вы легко выполняете какое-либо задание, не испытывая при этом трудностей, ваш мозг «заряжается» и готов к выполнению новых задач. Поэтому лучше всего поручать ребенку простые дела по дому. Не забывайте похвалить его, когда он сделает порученное дело хорошо.

Например, восьмилетнему ребенку можно поручить кормить собаку каждое утро. Когда он будет делать это без напоминания, похвалите его за это.

7. Хвалите ребенка, когда он этого заслуживает

Когда ребенок выполняет что-то не так, родители часто делают ему замечания. Но не менее важно хвалить его, когда он все делает правильно. Однако родители часто забывают об этом. Разумеется, не стоит хвалить ребенка за каждую мелочь, но если он приложил усилия и справился с задачей или делает что-то правильно в течение долгого времени, похвалите его.

Например, если ребенок в течение нескольких недель без напоминаний кормит собаку, оцените его усилия по заслугам. Даже простое «молодец» укрепит его уверенность в себе.

8. Научите ребенка позитивному самовнушению

Самовнушение – это внутренний диалог с самим собой. То, что мы себе говорим каждую минуту, сильно влияет на нашу самооценку и уверенность в себе. Наши мысли влияют на наши эмоции и на наши потенциальные успехи. Поэтому, если ребенок считает, что может справиться с каким-либо делом, его шансы на успех значительно возрастают.

Внушая себе позитивные мысли, маленькие дети учатся контролировать себя и добиваться успеха в жизни.

9. Ставьте ребенку реалистичные цели

Самый верный способ заставить ребенка сомневаться в собственных силах – давать ему задания, которые он не сможет выполнить. Но, если вы хотите, чтобы ребенок добился жизненного успеха и вырос здоровым и уверенным в себе, ставьте ему реалистичные цели, соответствующие его возрасту.

Например, если вы хотите, чтобы ребенок научился играть на фортепиано, это вполне реальная цель. Но нереально ожидать, чтобы он научился играть за месяц. В таком случае лучше ставить ребенку краткосрочные цели: выучить ноты, научиться играть простые мелодии и т.д. Но, если вы желаете, чтобы через месяц занятий ребенок выиграл музыкальный конкурс, вы настроите его на неудачу и разочарование, а не на уверенность в себе.

10. Позвольте ребенку принимать собственные поражения

Как бы вы ни старались, вы не сможете уберечь ребенка от неудач и поражений. Как и все люди, ваш ребенок время от времени будет терпеть неудачи, чувствовать боль и разочарование. И это нормально. В таких случаях недостаточно просто сказать ребенку: «Не вешай нос» или «Не принимай близко к сердцу».

Научите ребенка быть эмоционально гибким и спокойно принимать победы и поражения. Скажите ему, что иногда терпеть поражение – это нормально, и в следующий раз он может выиграть, если постарается.

Ребенок способен учиться на своих ошибках и исправлять их в следующий раз. Суть в том, чтобы объяснить ребенку, что неудачи – это естественно, и после них всегда можно найти способ достичь успеха.

11. Будьте хорошим примером для подражания

Вы не уверены в себе? Сомневаетесь в своих способностях? Если да, то как вы можете ожидать, что ваш ребенок вырастет уверенным в себе?

Дети делают так, как вы делаете, а не так, как вы говорите. Разберитесь со своими проблемами с самооценкой и уверенностью в себе и станьте для ребенка хорошим примером для подражания.

12. Поощряйте ребенка выражать свои чувства

Уверенный в себе ребенок может выразить свои чувства, не испытывая при этом дискомфорта и не проявляя излишней эмоциональности или агрессии. Уверенность в себе проявляется в том, чтобы выражать чувства здоровым образом, а также знать, когда нужно проявлять спокойствие.

Поощряйте ребенка выражать чувства в устной или письменной форме. Научите его сохранять спокойствие в трудных ситуациях. Объясните ребенку, что не стоит подавлять свои чувства, потому что они могут проявиться, когда он будет испытывать трудности.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.22 из 5 на основе
9 оценок.

Развитие ребенка
02.07.2018

Источник