Развитие устной речи у ребенка
Екатерина Акишева
Речевое развитие детей дошкольного возраста через развитие всех компонентов устной речи
Выступление
на тему:
«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»
Подготовила:
воспитатель
Акишева Е. В.
«Речь — удивительно сильное средство,
но нужно много ума, чтобы пользоваться им».
Георг Гегель
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи.
Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.
Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.
Речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Целевые ориентиры старшего дошкольника.
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.
Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:
1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
2) Обучение рассказыванию:
• Пересказ
• Рассказ по сюжетной картине
• Рассказ по серии картин
• Описательные рассказы
• Творческие рассказы
3) Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
4) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
Коррекционно-развивающая работа во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, если ребенок уже занимается с логопедом, воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов и работе над конкретными пробелами в развитии речи, выявленными в логопедической диагностике.
Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений
В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин). Воспитатель формирует умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб — грибы). В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: Сколько, Который, Какой, при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным.
При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины, учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи, например: шире — уже, самое широкое — самое узкое и т. д.
На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое и т. п.).
Воспитатель уделяет совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение передавать в речи местонахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам (Миша позади Кати, перед Наташей; справа от куклы сидит заяц, сзади — мишка, впереди машина и т. п.). Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа — стул). При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Развитие речи в связи с экологическим воспитанием
Наблюдения за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире, поисковые ситуации являются хорошей базой для развития речи и мышления, а также использование в самостоятельной речи падежных и родовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов.
При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни, необходимо обучать детей составлению сюжетных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования (образование относительных и притяжательных прилагательных (лисий, волчий, бумажный, железный). Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и животных, сезонные изменения в природе и т. д.). Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения.
Таким образом, ведущей задачей в развитии коммуникативно- речевой компетентности на ступени дошкольного образования является развитие связной речи, поскольку в связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная, связная речь наиболее взаимодействует с развитием мышления, в ней отражены все другие задачи речевого развития ребенка.
Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопительными впечатлениями, а также получить необходимую информацию, формирует личность. Именно личностное становление является приоритетным показателем готовности ребенка к школьному обучению и основополагающим фактором федеральных государственных требований.
При развитии речи дошкольников важно обратить внимание на развитие речевого дыхания и артикуляции.
Упражнения на развитие речевого дыхания широко используются на занятиях по экспериментальной деятельности. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха.
• Поиграйте с ребенком в «Водное поло». Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
• «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.
Фонематический слух необходим, чтобы четко различать звуки в словах. Связь между хорошим фонематическим слухом и четким произношение очевидна. Правильно услышал — безошибочно написал. Для развития речевого внимания и фонематического слуха используются упражнения:
• «Угадай и купи»
• «Собери бусы» (нанизываем бусинки на нитку и называем слова на определенный звук)
В заключении хотелось бы сказать, что
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных, в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи — в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
И. Гердер говорил: «Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, не определен, не образован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка».
Источник
Ольга Александровна Шохринова
Формирование навыков устной речи у детей младшего дошкольного возраста
Формирование навыков устной речи у детей
младшего дошкольного возраста
Содержание
Введение
Основные направления в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
1. Формирование словаря
2. Освоение звуковой кльтуры
3. Освоение грамматически правильной речи
4. Развитие связной речи
ВВЕДЕНИЕ
Усваивая родной язык, ребенок
усваивает не только одни слова… но и
бесконечное множество понятий,
воззрений на предметы, множество
мыслей, чувств, художественных
образов, логику и философию языка…
К. Д. Ушинский
Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. Второй и третий год жизни являются особо чувствительным периодом в усвоении речи малышом.
Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Потребность ребенка в речевом общении с взрослыми должна всячески взрослыми поддерживаться, так как способствует ее быстрому совершенству. С развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического и личностного развития.
Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность невозможно. Поэтому основной задачей при развитии речи детей считаю не только и столько сообщать им новые слова, требовать повтора стихотворений, но и использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, решения практических задач, восприятия художественных произведений, общения с окружающими людьми.
Основная форма речи детей на третьем году жизни – фразовая. Фразы 2 -3 и более слова большей частью аморфны, состоят из неизменяемых слов – корней. Достижением речевого развития на 3 году жизни считается овладение способами грамматического оформления высказывания, т. е. включение в речь существительных, изменяемых по числам, падежам; глаголов – по числам, временам и лицам, приемов согласования существительных и местоимений с прилагательными, глаголами и др. В своей работе я использую несколько приемов, направленных на развитие речи детей:
1. Совместное рассматривание предметов
2. Чтение потешек
3. Знокомство с новым словом
4. Рассматривание картинок
5. Поручения, требующие ответа-действия
6. Звуковое обозначение своих действий
7. Спектакль игрушки
8. Драматизация и инсценировки
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2-3 ЛЕТ)
1. Формирование словаря
2. Звуковая культура речи
3. Грамматический строй речи
4. Связная речь
1. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойства, связи и отношения.
У детей от 2 до3 лет происходит бурный рост словарного запаса (к концу 2 года ребенок употребляет до 300 слов). Это главным образом слова основного словарного фонда языка, т. е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Уровень развития детей различен. Некоторые малыши на первых порах, приходя в детский сад, пользуются автономной речью, которой научили их родители, считая, что «автономные» слова (ням- ням, нака, би-бика, бяка, ля-ля) более доступны детям. Поэтому моей задачей является научить детей правильно и четко говорить слова, а в дальнейшем использовать их в своей речи. Для этого я использую в своей работе предметные и сюжетные картинки, игрушки, многократно повторяю новое слово или фразы.
Например: играя или рааматривая картинку, малыш называет машину «би-бикой». Я объясняю малышу, что правильно нужно говорить «машина». Повторяю слово несколько раз, четко проговаривая каждый слог, прошу малыша повторить слово вместе со мной, а затем самостоятельно, задавая вопрос «Что это? Как нужно правильно сказать?»
На занятиях учу детей объединять предметы по их назначению и признакам, усваивать видовые и родовые понятия (корова, коза, лошадь -животные; чашка, тарелка – посуда; платье колготки, рубашка – одежда).
Вместе с тем учу детей определять и правильно называть предметы и их качества (твердый, мягкий, оценивать предметы и явления по сходству и различию.
В своей работе я использую ряд упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка:
Подбор определений
Собака. Какие бывают собаки? (большие, маленькие, добрые, злые, умные, лохматые)
Подбор действий к действию
На стене висят тик — так говорят? Что это? (Часы)
Подбор к действию объектов
Кто и что плавает? Летает? (рыба, лодка, утка; самолет, птичка, бабочка, листья и т. д.)
Распространение и дополнение предложений
Дети бегут (Куда? Почему? Зачем) Кошка лежит (Где? На чем)
Ежедневно с детьми я беседую на различные темы: «Какие игрушки есть у Вас дома?», «Что вы видели по дороге в детский сад?», «Что Вы делали в выходные дни дома?»; начинаю рассказывать сказку или потешку, а дети договаривают; играю в игры предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи («Угадай, что звучит», «Кто что делает», «Игра с матрешками», «Гости», «Что за форма?», «Далеко – близко»).
2. ОСВОЕНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов.
Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно произносить слова, пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, я, прежде всего, учу их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т. е. развиваю слуховой аппарат, восприятие. Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи. Если ребенок не слышит речи взрослого, являющейся для него эталоном, то он не сможет в последствии развивать свою речь. Есть не мало примеров, когда ребенок, попадая в другую, не человеческую среду общения, усваивает звуки животных, птиц или вообще не говорит, если ему не с кем общаться.
Не маловажным этапом в развитии рачи ребенка является развитие у него голосового аппарата. Голосовой аппарат у детей третьего года жизни еще недостаточно окрепший. Малыши не всегда умеют им правильно пользоваться. Часто они говорят тихо (или наоборот крикливо, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая моя задача – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо, т. е. развивать у них голосовой аппарат. В своей работе по развитию голосового аппарата я использую дидактические игры «Чей голос?», «Отгадай, кто к нам пришел» и др.
При произношении некоторых звуков (в, ф, с, з, и др.) детям не хватает достаточной силы выдоха, поэтому во время занятий и в свободное время я провожу специальные упражнения – игры на развитие речевого дыхания: «Ветерок», «Снежинки», «Паровоз».
Совместное произношение звуков, звукосочетаний, слов, фраз, я обязательно периодически чередую с индивидуальными ответами. Это дает возможность выявить ребенка, который не правильно воспроизводит звук или звукосочетание, говорит недостаточно громко и четко. С таким ребенком я провожу индивидуальную работу.
Свои занятия я провожу в игровой форме, создавая специальные игровые ситуации. Это стимулирует детей к подражанию, к самостоятельному высказыванию. Для работы я пользуюсь игрушками, предметами. Часто мы с детьми играем в сказку, наряжаясь в костюмы, разыгрываем сценки, что позваляет детям закрепить различные звуки и звукосочетания. Детям очень нравиться изображать того или иного героя, они с удовольствием произносят звуки, слова своего персонажа. У ребенка проявляются положительные эмоции, хорошее настроение, фантазия.
Работа по закреплению звуков, по улучшению словопроизношения проводится не только на занятиях, но и в быту, во время игр и в процессе других видов деятельности. Я мого читаю детям народных песенок, потешек, стихотворений, разучиваю их с ними. Это знакомит детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы «поиграть» малышу звуками. Художественное слово я использую при умывании, кормлении, одевании и т. д.
Игры – занятия по звуковой культуре речи составляю из 2-3 частей в зависимости от поставленной задачи. Мои наблюдения показали, что наиболее рационально использовать такую структуру занятий:
1 часть – уточнение и закрепление правильного произношения звуков
2 и 3 часть – игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, на словопроизношения, на развитие голосового аппарата.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба) ребенка. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, я с детьми провожу артикуляционную гимнастику, а для правильного произношения звуков – проговариваем чистоговорки.
Для стимулирования речевого развития дете, улучшения артикуляционных движений, развития движения пальцев рук я провожу пальчиковую гимнастику.
3. ОСВОЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Вместе с ростом словаря у ребенка начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структуры. Усвоение грамматики с ростом словаря происходит также очень интенсивно. В целом же в грамматическом отношении речь детей младшего возраста еще несовершенна и, поэтому на данном этапе развития речи ребенка моей задачей является научить его грамотно формулировать фразу, предложение. В своей работе я использую специальные речевые задания. Для детей с низким уровнем развития речи я даю простые задания. Например: «Повтори слово птичка, собака» или «Скажи, птичка летает, собака лает». Детям с высоким уровнем развития речи я даю задания более сложные. Например: «Артем, подайди к Елене Федоровне и скажи ей: «Елена Федоровна завяжите мне, пожалуйста, шапку». Такие задания дают ребенку образец речи, и не только образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно даже сказать, что подобное задание не только способствует формированию грамматической, правильной лексической речи, но и воспитывают культуру речевого обращения, «речевого поведения». Так же эти задания полезны потому что, ребенок научится сознательно, осознанно строить свою речь, пусть в элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам. Речевые задания я даю ребенку, чтобы он обратился к другому ребенку («Полина скажи Игнату: «Игнат, дай мне, пожалуйста, куклу.») или к нескольким детям («Света, скажи девочкам: «Девочки, помогите мне прибраться в кукольном уголке, пожалуйста»). Тем самым активизируется речевое общение между детьми.
Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы: «Где?», «Какой?», «Куда?» и т. д., употребляя сложные предложения. Например: «Саша, спроси у Елены Федоровны, куда она положила Никитину игрушку». Ребенок может задавать вопрос различными способами в зависимости от развития его речи.
Для построения грамматически правильной речи я использую так же предметные и сюжетные картинки, игрушки, книжки с иллюстрациями. Рассматривая картинку, я сначала задаю вопрос: «Что изображено на картинке?» Сначала ребенок отвечает односложно, не заостряя внимания на цвет, форму, размер изображенного предмета (например: машина). Тогда я начинаю уточнять: «Какого она цвета?» (желтая, красная). Затем я даю ребенку образец построения связного и грамматически правильного высказывания.
Для закрепления грамматически правильной речи я провожу с детьми дидактические игры («Отгадай кто к нам пришел», «Какой?», Кто что делает?» и др.)
4. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Осваивая грамматически правильную речь, ребенок параллельно учится построению связного высказывания. Начиная обучение детей развитию речи, я предлагаю сначала для рассматривания предметные картинки и игрушки, глядя на которые дети используют для высказывания простые предложения («На картинке красный шарик» или «На картинке курочка клюет»). Затем предлагаю сюжетные картинки, на которых изображено много разных предметов, действий, качеств, которые ребенок должен назвать. А главное, на них изображено какое-то событие, и малыш, отвечая на мои вопросы, учится последовательно, связно о нем рассказывать.
Развивая связную речь, монологическую речь, я использую в своей работе литературные тексты (сказки, рассказы). Ребенок учится пересказывать знакомые сказки с несложным сюжетом («Колобок», «Курочка ряба»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на мои вопросы. Включать в мой рассказ отдельные слова и предложения, как бы помогая мне. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения. Многие дети почти дословно запоминают тексты народных сказок, усваивают последовательность действий уже к концу третьего года жизни. Так же я предлагаю детям пересказывать маленькие рассказы с несложной фабулой. Для этого я использую лаконичные рассказы Л. Н. Толстого, Е. Чарушина, Я. Тайца, В. Степанова, Э. Машковской.
А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища- кукольный театр, мультфильмы, различные праздники! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе. Большую роль в развитии связной речи играют бесседы с детьми в утренние и вечерние часы о том, что они видели, гуляя на улице, как и во что играли дома и т. д. Очень нравится детям играть в подвижные игры со словами, например: «Пес Барбос», «У медведя во бору», «Змейка», «Пузырь», «Кошка и мышки» и др. Эти игры способствуют развитию речи ребенка, памяти, мышления, воображения, основных движений малыша, эмоций, сближению малышей друг с другом. Нередко в свободное время можно наблюдать, как малыш, взяв игрушку — собачку, играет в игру «Пес Барбос», приговаривая все слова и весь текст. Иногда он приглашает поиграть вместе с ним других детей, а иногда воображает, что вокруг собачки уже стоят дети. Очень любят малыши играть в сказки. Они используют для этого игрушки или наряжаются в костюмы. Это способствует развитию речи детей вне занятий, дает положительные эмоции ребенку, развивает фантазию.
После овладения детьми связной речью я перехожу к составлению с детьми небольших сюжетных рассказов. Для этого я использую игрушки или картинки, позволяющие наметить простую сюжетную линию, например: девочка,корзинка, грибок; девочка, лейка, цветы; девочка, елочка, ежик; мальчик, машинка, кубики. Для образца я придумываю свой рассказ, а затем предлагаю ребенку придумать рассказ самому. Сначала ребенок просто повторяет мой рассказ, но постепенно начинает придумывать самостоятельный рассказ.
Источник