Развитие умственно отсталого ребенка определяется
Нарушение умственного развития — достаточно сложная и одновременно недостаточно раскрытая на сегодня особенность течения развития ребенка.
Умственная отсталость определяется как особенность развития психики ребенка при органическом повреждении центральной нервной системы во внутриутробный период или в период от 1 до 3 лет. У умственно отсталого ребенка нет достаточно развитых способностей к контролю и самоконтролю собственного поведения, что является следствием нарушения взаимосвязи между познавательными и эмоциональными процессами или мышлением и эмоциями. У ребенка наблюдается низкий уровень активности и познания, ее непосредственные потребности и эмоциональные проявления не подчинены мышлению и, следовательно, не осознаются и не регулируются самим ребенком.
Оксана Гаяш — кан. пед. наук, методист кабинета дошкольного, начального и инклюзивного образования ЗИППО
Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Умственная отсталость, к сожалению, не лечится. Если нет противопоказаний, по назначению врача ребенок может пройти специальную терапию, которая будет стимулировать его развитие, но, опять же, в пределах возможностей организма ребенка. Развитие и социальная адаптация ребенка с умственной отсталостью зачастую зависит от воспитания и обучения.
У умственно отсталых детей нарушается нормальное развитие познавательных и психических процессов, у них ухудшается восприятие, память, словесно-логическое мышление, и так далее. Для таких детей характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушается физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики, могут произойти некоторые внешние изменения, например, может несколько измениться форма черепа, размер конечностей.
Как положительные, так и отрицательные эмоции у такого ребенка характеризуются непосредственным активным проявлением в поведении. Познавательные потребности, а также те потребности, которые вызывают интерес ребенка к деятельности, ограничены.
Дети с нарушением умственного развития овладевают практическими действиями (особенно трудовыми) вследствие целенаправленного обучения и воспитания. Они специфически воспринимают социум и выражают эмоциональное отношение к нему. Постоянное активное привлечение взрослого к развитию ребенка будет способствовать его вхождению в социум, развитию у него необходимых социально значимых качеств и волевых характеристик, которые обеспечат ему активную осознанную позицию.
Формирования умственных действий осуществляется благодаря специально организованному обучению и воспитанию, а также коррекционной работе. Чем раньше к развитию малыша будут привлечены специалисты, тем лучше будет его развитие.
Что нужно делать родителям для развития умственно-отсталого ребенка? Когда начинать?
В семье, в которой есть ребенок с интеллектуальной недостаточностью, проблемы возникают, прежде всего, не из-за низкого уровня его умственного развития, а из-за ложных методов обращения с ним. Если родители стесняются своего ребенка, им будет трудно относиться к нему так, чтобы он чувствовал себя спокойно и безопасно. Родители иногда настаивают на методах лечения, которые еще больше нервируют ребенка и не приносят ему никакой пользы.
Каждый шаг родителей должен быть направлен на развитие и воспитание вашего ребенка. Целесообразно, начиная с раннего возраста, общаться с ребенком, разговаривать с ним, предоставлять различную информацию в зависимости от возраста и состояния познавательных (интеллектуальных) процессов, с помощью которых человек познает окружающий мир (восприятие, память, мышление речи и др.)..
Дошкольный период — важный этап коррекционно-развивающей работы с ребенком, от эффективности которого зависят дальнейшие успехи его обучения и развития.
Если пустить развитие умственно отсталого ребенка-дошкольника на самотек, то он упустит навык общения с людьми, навык предметного действия. Если ребенок не будет достаточно контактировать со своими сверстниками и со взрослыми, не будет играть с детьми в игры или участвовать в какой-либо деятельности, то это негативно отразится на социальной адаптации, на развитии мышления, памяти, самосознания, воображения , речи, воли и так далее. При правильном подходе к организации воспитания и обучения, можно корректировать нарушения развития познавательных процессов и речи.
Поэтому Мерсиянова Г. М., Макарчук Н.А. предлагают придерживаться следующих рекомендаций:
Нужно называть предметы, окружающие ребенка в вашем доме, которыми пользуетесь вы и ребенок во время питания (посуда), одевания (названия одежды), отдыха (кровать, стул, стол и др.), организации досуга, игровой деятельности (названия игрушек), прогулок. По мере взросления добавлять названия различных заведений (поликлиника, зоопарк, магазин, цирк и т.д.) и всех предметов и объектов, которые там встречаются.
Также следует называть действия, которые выполняются («будем есть, одеваться», «берем ложку, тарелку, хлеб», «одеваем штанишки, рубашку и др..», «Моем руки» и т.д.).
Ежедневно называть основные цвета предметов, с которыми непосредственно сталкивается ребенок (мячик красный, огурец зеленый, кубик зеленый, красный, желтый и т.д.). Во время прогулки называть животных, которые встречаются во дворе и на улице, растения (это дерево, это цветок, это травка), здания (это дом, детская площадка), средства передвижения (машина, автобус, самолет, велосипед и др. .).
Ребенок должен знать и видеть, что каждый член семьи имеет определенные обязанности перед семьей, выполняет временные или постоянные поручения. Об этом нужно рассказывать ребенку и привлекать его к выполнению элементарных поручений: сначала под руководством взрослого класть игрушки на место, поливать комнатные растения, кормить домашних животных (кошку, рыбок и др.), убирать посуду со стола после еды, раскладывать ложки, ставить чашки . Ребенок должен принимать посильное участие в уборке помещения, наблюдать за подготовительными работами к приготовлению завтрака, обеда, ужина. Необходимо давать информацию ребенку о продуктах питания, как они называются, кто, как и что производит, откуда что берется: овощи выращивают, фрукты — яблоки, груши и др.. растут на деревьях, можно приобрести в магазине (хлеб, колбасы, сыр, конфеты и др.). Иногда уместно привлекать ребенка, особенно старшего дошкольного возраста, к приобретению продуктов питания, игрушек, одежды.
Целесообразно по возможности привлекать ребенка к разнообразному посильному труду в саду, на огороде, а также привлекать его выращивать рассаду овощей, цветов и др.. В период всего весенне-летнего периода дети должны принимать участие во всех работах на огороде, под руководством родителей обрабатывать землю, поливать грядки, цветы, помогать собирать урожай (например, взрослый собирает огурцы или помидоры на грядке, передает их ребенку для складывания в корзину). При этом необходимо сообщать ребенку, куда пойдете с ним, почему, что там будете делать («Мы с тобой пойдем в магазин купить хлеб», «Пойдем выбирать спелые огурцы на грядке» и т.д.).
В процессе деятельности следует обращать внимание ребенка на то, кто что делает («Что я сейчас делаю?», «А ты, что сейчас делаешь?»). После завершения работы нужно учить ребенка рассказывать кому-то из членов семьи, где он был, что делал, что видел («Мы с мамой собирали на грядке огурцы», «Мы ходили в магазин, там купили хлеб» и т.д.). Важно научить ребенка задавать вопросы, чтобы получать информацию о предметах («Что это?», «Как называется?», «Где можно использовать?»), о животных, растениях, действиях взрослых или детей и др.
Следует помнить, что особенности умственного развития ребенка проявляются в том, что ему сложно овладеть игровой деятельностью, понять роли, правила и нормы, диктуемые игровой ситуацией.
Ребенок с нарушениями умственного развития больше фиксируется на самой игре (на манипуляции с предметами) и не всегда проявляет инициативу в восприятии ролей, правил и норм. Родители должны знать: что в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ребенок должен быть постоянно вовлечен в общение с близкими и окружающими людьми. Сосредоточенность детской игры в этом возрасте на предметах, а не на взаимодействии в игре с другими людьми, может негативно сказаться на развитии ребенка в дальнейшем. Игнорирование взрослыми того факта, что в игре ребенок не усваивает ролевых параметров («мама — ухаживает за ребенком», «папа — это тот, кого слушают»), может привести в дальнейшем к фиксации ребенка в игре с предметами. Одновременно игра с предметами не обеспечивает развития у ребенка необходимых способностей (понимание, восприятие, произвольности в деятельности и др.) и навыков (повторение, принятие ролевых позиций, техническое исполнение ролевых позиций и др..), от которых зависит успешное овладение учебной деятельностью в школе .
Именно поэтому целесообразно постоянно в ненавязчивой форме, учитывая возможности ребенка, объяснять правила и нормы сюжетно-ролевой игры и обязательно получать обратную связь от ребенка (уточнение, как он их воспринимает и понимает). Игра обеспечивает формирование самооценки ребенка.
Период дошкольного детства принято рассматривать, как возраст познавательных эмоций, доминирующими из которых являются удивление, любопытство, заинтересованность. Ребенку с нарушением умственного развития присущ замедленный темп формирования познавательных эмоций.
Умственно-отсталому ребенку присуща аффективность, которая может проявляться в бурных эмоциях; они неустойчивы, кратковременные и быстро меняются (от положительных до отрицательных и наоборот). Ребенка достаточно легко напугать замечаниями, но с такой же легкостью, в форме позитивного обращения, можно заинтересовать и вызвать удовольствие и радость.
Ребенку с нарушением умственного развития присуще выражение таких эмоций, как агрессивность, тревожность, беспокойство, взволнованность, радость, как в прямой форме, так и непосредственно в поведении. Поведенческие действия могут иметь характер капризов, несоблюдение требований взрослого, агрессивных, иногда вредоносных действий. Следует помнить: такие проявления в поведении не являются осознанными и осмысленными ребенком, поэтому они и выражают непосредственные ее чувства. Взрослый должен знать, что относиться к таким проявлениям поведения надо с пониманием и уступчивостью. Особое значение имеет телесный контакт. Так, ребенка можно прижать, обнять, погладить. Голос в выражении требований к ребенку должен быть спокойным, ласковым, уравновешенным. Следует задавать такие вопросы ребенку, чтобы он пытался проговаривать каждое свое действие или эмоцию.
Именно поэтому взрослый должен развивать любознательность ребенка, его заинтересованность и интерес к самому себе и предметам, которые его окружают. В непосредственном взаимодействии с ребенком особый упор нужно делать на формировании познавательных эмоций, применяя элементы игры. Игровые ситуации, позволяющие развивать познавательные эмоции ребенка, имеют четкие правила, с которыми взрослый обязательно знакомит ребенка. Особое значение приобретает постоянный речевой контакт в игре ребенка со взрослым. Взрослый должен выполнять роль положительно настроенного, понимающего «контролера» эмоций и поведения ребенка, направлять его, помогать ему выражать эмоции и действия, но не оценивая ребенка в процессе. Это будет способствовать формированию навыков сознательного и осмысленного овладения собственными эмоциями и поведением в будущем. Следует помнить, что именно такое отношение взрослого к эмоциональным проявлениям ребенка будет способствовать развитию его самокритичности и самоконтроля.
Следует помнить, что ребенок, находясь длительное время в домашних условиях, имеет тенденцию к недостаточно интенсивному и позитивному развитию поведения, как на уровне моторных умений и физической активности, так и в формировании социального поведения. Именно поэтому, родители должны постоянно расширять сферы контактов ребенка со сверстниками, а также не сдерживать его желание к занятиям, которые будут способствовать формированию навыков моторики поведения.
В дошкольном возрасте, чтобы подготовить ребенка к школе, нужно учить его рассматривать предметы, анализировать их, сравнивать по размеру, величине (большой, маленький, одинаковые), по форме (кружочек, треугольник, квадратик), ориентироваться в пространстве (вверху-внизу, вправо-влево, длиннее — короче, труднее — легче, под, над, между, посередине) на примере расположения предметов.
Обращать внимание ребенка на характерные признаки каждого времени года, на суточные изменения (утро, день, вечер, ночь), погоду (тепло, прохладно, дождь, снег, ветер, солнце светит и т.д.), одежду нужно надевать в зависимости от погоды и времени года, называть дни недели, месяцы. Учить определять времена года и погоду на соответствующих рисунках в детских книгах.
Следует рассказать ребенку о семье: кто старше по возрасту (папа, мама, бабушка, дедушка), кто младший (сестрица, братец), кто из них работает, кто учится, а кто ведет домашнее хозяйство.
Полезно рассматривать вместе с ребенком детские книги, анализировать рисунки, определять на них объекты, место их расположения, форму, цвет и прочее.
Следует также развивать у ребенка элементарные ручные умения, пользоваться карандашом, ножницами; учить его изготавливать различные изделия; вместе с ним изготавливать изделия из бумаги, пластилина, из природных материалов. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от проделанной работы, радовался результатам своего труда. При этом важно дозировать соотношение между помощью ребенку и степенью его самостоятельности: вы всегда должны предоставлять ему посильные задания для самостоятельного выполнения.
Целесообразно устраивать домашние выставки из сделанных ребенком изделий из бумаги, пластилина, соленого теста и т.д..
Полезно также научить ребенка понимать и выполнять практические задания по словесной инструкции, содержащей просьбу, распоряжение или установку.
Очень опасно, когда родители пытаются не замечать признаков умственной недостаточности и начинают доказывать всем, что у ребенка нет проблем с интеллектуальным развитием. В таких случаях родители пытаются научить ребенка таким видам деятельности и навыкам, которые он не в состоянии выполнять. Постоянное давление на ребенка может сделать его раздраженным, упрямым и даже агрессивным.
Однако некоторые матери, в силу особенностей характера, достаточно уравновешенные и им нетрудно ухаживать за ребенком, который имеет значительные отклонения в умственном развитии. Они способны ухаживать за ребенком так, что это их не утомляет; не отчаиваются и могут получать удовольствие от обязанностей. Такое отношение к больному ребенку передается и другим членам семьи, включая братьев и сестер.
Где должен учиться ребенок с нарушением умственного развития?
Рекомендацию об оптимальных условиях обучения вашего ребенка должна дать региональная психолого-медико-педагогическая консультация на основе диагностического обследования соответствующими специалистами (психологом, врачами, педагогом, логопедом), ознакомления с документами ребенка, которые подают родители в зависимости от его возраста и условий воспитания (дошкольное учреждение, воспитание дома, занятия в реабилитационном центре и т.д.). Обследование ребенка осуществляется в присутствии родителей, которые лично обращаются в это учреждение на основании полученных ими материалов, свидетельствующих об особенностях психического развития ребенка.
По закону дети с умственной отсталостью должны пройти обследование медико-педагогической комиссии, которая и решит, способен ли он учиться в обычной школе, детском саду. К сожалению, в настоящее время детей с умственной отсталостью часто учат в специальных коррекционных школах, так как на данный момент достойной замены таким школам нет.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социально развит и адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Источник
Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.
Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности. Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными. При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.
Особенности детей с умственной отсталостью
Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:
- Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
- Плохо развита моторика.
- Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
- Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
- Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
- Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
- В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
- Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
- Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.
Олигофрения и деменция – формы заболевания
По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:
- олигофрения;
- деменция.
Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.
В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.
Причинами олигофрении считаются:
- перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
- асфиксия (родовая травма);
- умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
- несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
- употребления родителями алкоголя, наркотиков.
Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.
Причинами деменции являются:
- травмы мозга;
- шизофрения;
- менингит;
- эпилепсия и др.
Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность
Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:
ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ
Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:
- идиотия;
- имбецильность;
- дебильность.
Идиотия: характеристика заболевания
Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.
У таких детей наблюдаются нарушения:
- координации движений;
- моторики;
- поведения;
- эмоций.
У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:
- полные (лежачие, глубокие) идиоты;
- типичные идиоты;
- речевые идиоты.
У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.
У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.
Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.
Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.
Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия
Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.
Дети с таким диагнозом:
- понимают обращенную к ним речь;
- могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
- могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
- имеют относительно развитую речь.
При этом у них довольно неустойчивое внимание, наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.
Таких детей можно научить:
- Правильно себя вести.
- Элементарным посильным трудовым действиям.
- Самообслуживанию в меру их возможностей.
- Ориентировке в быту.
Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно. Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.
Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция
Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:
- конкретным наглядно-образным мышлением;
- наблюдательностью;
- упрямостью;
- неумением обманывать;
- довольно развитой фразовой речью.
При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.
Дебильность бывает:
- неосложненной;
- осложненной нарушениями разных анализаторов;
- осложненной нарушениями нейродинамики;
- с выраженной лобной недостаточностью;
- с психопатоподобными формами поведения.
Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.
Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.
Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.
Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.
Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.
Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:
- обучение их чтению, письму, счету;
- расширение знаний об окружающем мире;
- обучение выполнения элементарных трудовых действий;
- проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.
Обучение детей с умственной отсталостью
Неосложненная дебильность
Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко. В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.
Дебильность, осложненная нарушениями разных анализаторов
Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.
Дебильность с выраженной лобной недостаточностью
Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.
Дебильность с психопатоподобным поведением
У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.
Воспитание детей с умственной отсталостью
Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей. Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием. Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.
Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но по-своему.
Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.
Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.
Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.
Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.
Источник