Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления

Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления thumbnail

Альбина Гетт
Развитие зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников

Тема «Развитие зрительно – пространственного восприятия у старших дошкольников»

Развитие зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников

С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с серьезными трудностями. Выясняется, что они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, не способны определить, что находится справа или слева. При чтении и письме они совершают такие специфические ошибки, как смешение сходных по написанию букв, перестановка букв в слоге, неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание. В математике они испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях.

Работа по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста является профилактической и используется как составная часть в общей подготовке детей к школе. Она направлена на решение следующих задач:

1. Формирование у детей пространственных представлений, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов.

2. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа, доски.

3. Формирование слухового сосредоточения и координации «ухо — рука».

4. Формирование у детей зрительного сосредоточения и координации «глаз — рука».

5. Развитие способностей к ориентации в трехмерном пространстве (работа в технике оригами).

Пространственная ориентировка включает два вида, тесно связанных между собой:

— ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых частей;

— ориентировку в окружающем пространстве.

Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей.

Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуется следующие виды занятий:

1. Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать. Повторить, что это правая рука.

Дается задание поднять правую руку и назвать ее.

2. Показать левую руку, назвать ее, повторить.

3. Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш левой, правой рукой, взять что-либо левой, правой рукой.

После усвоения речевых обозначений левой и правой руки можно перейти к дифференциации других частей тела. В заключении детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу.

Подбирая задания, необходимо помнить, что дети, которые испытывают трудности в освоении понятий «право», «лево», могут взять себе в помощь несущественные, но подходящие для некоторых ситуаций внешние ориентиры. Например, они могут пытаться определять свою правую руку как ту, которая находится со стороны двери группы. Поэтому детям надо объяснить, что любой внешний объект может оказаться слева и справа от человека в зависимости от того, как человек повернется.

Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления

Ориентировка в окружающем пространстве.

Этот вид работы основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а так же речевых обозначениях правой и левой руки. Проводится в следующей последовательности:

1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе.

В начале, дается задание определить пространственное соотношение предметов, находящихся сбоку от ребенка:

— покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева;

— положи книгу справа или слева от себя (при затруднении необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – к левой).

Далее пространственное соотношение закрепляется в речи (где находится шкаф, окно …). При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева).

2. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.

Ребенку предлагается взять тетрадь правой рукой и положить ее около правой руки;

взять левой рукой книгу и положить около левой руки;

Ребенка спрашивают: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Далее детям предлагается задания по инструкции:

— положить ручку справа от тетради;

— положить карандаш слева от книги.

Сказать, где находится ручка по отношению к тетради; где находится карандаш по отношению к книге.

Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов.

Далее проводится работа и по уточнению пространственного расположения различных фигур, букв, цифр. Детям предлагаются следующие задания:

— написать буквы, цифры справа или слева от вертикальной линии;

— положить карточку с кружком, справа от нее – с крестиком, слева от крестика поставить точку;

— нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки – круг и т. д.

Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышленияРазвитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления

Определение пространственных соотношений элементов графических изображений, букв, цифр.

Проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений (букв, цифр и др.) на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между сходными графическими изображениями.

Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления

Ориентировка на плоскости листа, доски.

Необходимо объяснить детям, что такое верхний и нижний край тетрадного листа.

Ведь тетрадь лежит на столе горизонтально. Педагогу нужно четко сказать детям, что, когда тетрадь лежит на столе, тот ее край, который дальше от ребенка, будет называться верхним, а тот, который ближе – нижним. Попросить детей показать верхний и нижний край листа, а так же правую и левую его сторону. Затем детей надо учить осуществлять простейшие перемещения на плоскости с учетом направлений: вести линию слева направо или сверху вниз, отсчитывать нужное количество клеточек в указанном направлении.

Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышленияРазвитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления

Слуховое сосредоточение и координация «ухо — рука».

Навык слухового сосредоточения, слухомоторную координацию и умение использовать их для ориентации на плоскости и в трехмерном пространстве необходимо вырабатывать специально. Для этих целей прекрасно подходят графические диктанты. Этот вид становится привлекательным для детей, если использовать задания, в результате выполнения которых получается осмысленное и забавное изображение.

Подбирая сложность задания надо ориентироваться на:

— общее количество «шагов» — действий, которые ребенок может выполнить под диктовку;

— количество наклонных линий;

— длину линий, составляющих «шаги».

Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления

Зрительное сосредоточение и координация «глаз — рука».

Для успешного выполнения заданий по пространственной ориентировке детям необходимы зрительное внимание и зрительно-моторная координация, которые надо вырабатывать специально. Для этого используются несколько типов упражнений:

1. Прямое и зеркальное копирование образца с опорой на клетки.

На начальных этапах работы дети выполняют прямое копирование. Когда дети осваивают этот вид работы, можно переходить к усвоению зеркального копирования. Объяснять детям, что такое зеркальная копия, удобно, используя в качестве примера ладони.

2. Прямое и зеркальное копирование образца без опоры на клетки.

Этот вид работ не содержит в себе ничего принципиально нового по сравнению с копированием по клеткам. Только расстояние теперь определяется на глаз, что делает работу более сложным.

Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышленияРазвитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления

Ориентация в трехмерном пространстве (работа в технике оригами).

Развитие пространственного восприятия требует работы как на плоскости, так и в трехмерном пространстве. Для этого полезно использовать создание объемных конструкций, в том числе в технике оригами.

Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления

Спасибо за внимание. Успехов и удач!

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Концептуальная часть:

актуальность,  цель и задачи программы,

принципы построения и источники

  1. Содержательная часть:

блоки программы, распределение часов,

критерии усвоения

  1. Методическая часть:

методико-технологические приемы, рекомендации

по организации занятий, требования к ведущему

  1. Диагностическая часть:

виды проведения диагностических мероприятий

Заключение

Список литературы

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Объективная необходимость создания данной программы возникла в связи с совершенствованием  модели содержания коррекционного образования, в том числе за счет профилактики школьной неуспешности.  

Составленная программа, в основном, направлена на работу с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Успеваемость для детей младшего школьного возраста — главный объективный и субъективный показатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программы начальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняют социальную адаптацию.

Поэтому задача дефектолога именно в начальной школе помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно — то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, — и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность.

Цель программы – коррекция и развитие  зрительного восприятия и пространственного мышления, влияющих на успешность в школе. Основными задачами являются:

  • Развить зрительное восприятие и пространственные представления
  • Сформировать умения совершать сомато- и зрительно-пространственные действия
  • Создать вербально-образный эквивалент окружающего пространства в сознании ребенка.

Психологические принципы, на которых базируется данная программа, определяются основными теоретическими положениями возрастной и педагогической психологии, разработанными школой Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, в нейропсихологии — А.Р. Лурия.

1. Принцип деятельности. В контексте данной программы этот принцип учитывается в нескольких аспектах:

  • в развитии психических способностей посредством собственной деятельности субъекта;
  • в учете и развитии соответствующей мотивации (в частности, мотивации достижения успеха) как одного из основных компонентов любой деятельности;
  • в учете ближайшей зоны развития ребенка;
  • в учете процесса интериоризации, — в предлагаемой методике используется механизм переведения первоначально внешней «ручной» формы деятельности в умственный план; для коррекционной работы это означает возможность заново сконструировать и построить несформированную или нарушенную психическую функцию сначала во внешней, материальной форме, а затем постепенно сократить и автоматизировать ее, перевести в умственный план;
  • в постепенном переводе учебной деятельности, распределенной между ребенком и взрослым, в самостоятельную деятельность ученика (ребенок начинает самостоятельно ставить или выделять учебную задачу, осуществлять учебные действия, действия контроля и оценки).

2. Принцип учета возрастных особенностей. Данный принцип в контексте коррекционной программы предполагает:

  • подбор заданий, отвечающих возможностям ребенка;
  • использование в ходе занятий игровой деятельности, так как в начальной школе полноценная учебная деятельность еще не сформирована;
  • опору в развитии восприятия на мышление как ведущий познавательный процесс в младшем школьном возрасте, определяющий развитие всех остальных познавательных процессов;
  • учет того, что в младшем школьном возрасте недостаточно сформирован умственный план действий, познавательная деятельность ребенка еще во многом осуществляется во внешней форме.

3. Принцип повтора. Этот принцип особенно важен в нашем случае, поскольку мы имеем дело с детьми со сниженной работоспособностью, ослабленностью и повышенной утомляемостью. Это, в частности, сказывается на продуктивности процессов памяти, внимания и т.д. Постоянное, с усложнением, повторение — необходимое условие успешного усвоения материала, формирования и закрепления необходимых психологических навыков.

Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у воспитанников детского дома младшего школьного возраста «Зеркальный мир» является модифицированной по содержанию, разработана с учетом возрастных потребностей и психических особенностей детей-сирот с отклонениями в развитии.

За основу была взята программа «Посмотри внимательно на мир» И.Н.Шевляковой, которая расширена отдельными темами программы «Формирование пространственных представлений»  Н.Я.Семаго.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Программа состоит из трех блоков. Первые два блока имеют контрольно-развивающий характер, а третий – закрепляющий.

Первый блок

Цель: освоение «схемы тела» (формирование представлений о структуре и строении собственного тела и овладение понятиями, обозначающими части тела), определение уровня сформированности сомато-пространственной организации предметных действий. Несформированность «схемы тела» — опорный признак при диагностике дефицитарности пространственного восприятия, патологии теменных и теменно-затылочных отделов коры. Овладение «схемой тела» предполагает знание и умение показать свою правую или левую руку или ногу, части лица, умение ответить, где — сверху или снизу — расположена голова, какие части тела расположены выше, какие — ниже и т.д.

Второй блок

Цель: диагностика умения ориентироваться в пространстве, формирование зрительно-пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально-образного эквивалента окружающего пространства (понятий, значений, символов, обозначающих реальные явления и факты) в сознании ребенка. Отличие этого блока от предыдущего в том, что в данном случае диагностируется овладение внешним пространством, умение выполнять действия с окружающими предметами в пространстве, а не только ориентация в строении собственного тела. Ребенок должен уметь ориентироваться и оценивать окружающий мир независимо от собственного расположения в пространстве, то есть уметь «вынести себя за скобки» окружающего и описать с помощью речи расположение предметов во внешнем мире.

Третий блок

Цель: развитие зрительного восприятия пространства и наглядно-образного мышления. Упражнения данного блока формируют новые психологические умения и навыки, что возможно только при наличии качеств и умений, которые появляются на более ранних этапах развития (они диагностируются и развиваются в первой части программы). «Выравнивание», «дотягивание» отстающих познавательных процессов до возрастной нормы — основная цель этого блока.

Так как психические процессы связаны между собой и взаимообусловлены в своем функционировании и развитии, упражнения, предложенные в программе, способствуют развитию не только пространственного восприятия и мышления, но и мелкой моторики, внимания, памяти, речи.

Программа рассчитана на 33 часа: первый  блок – 8 часов, второй – 12, третий – 10. Предполагается 2-3 часа на диагностику в начале и конце учебного года.

В каждом разделе имеются основные требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанника, которые согласуются с психическими и возрастными особенностями.

Основными результатами реализации программы  можно считать такие показатели как:

— развитие  восприятия различной модальности: зрительно-предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов;

— формирование умения совершать сомато- и зрительно-пространственные действия;

— создание вербально-образного эквивалента окружающего пространства в сознании ребенка.

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Требования к профессиональной подготовке ведущего вытекают из общих принципов коррекционной педагогики Учет этих принципов в практической работе позволит дефектологу обеспечить успех коррекционных занятий.

  • Индивидуализация методов обучения. В нашем случае этот принцип предполагает: предварительный отбор и формирование коррекционных групп на основе сходства нарушений в развитии психических функций; формирование групп по уровню/глубине нарушений психических функций; малый состав групп (2-3 человека); индивидуальную работу с каждым ребенком при выполнении ряда коррекционных упражнений.
  • Индивидуализация темпов обучения. Формирование однородных по характеру и уровню нарушений коррекционных групп предполагает обеспечение для каждого ученика темпов обучения, максимально адаптированных к его возможностям. При необходимости предполагается  проведение дополнительных индивидуальных занятий.
  • Максимальное использование игровых методов обучения. Использование игровой деятельности во время коррекционных занятий позволяет формировать устойчивый познавательный интерес, не перегружая психику ребенка.
  • Соблюдение принципа последовательности и этапности в освоении материала. Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию достижения успеха. Поскольку упражнения программы постепенно усложняются, недостижение необходимого результата на каждом этапе приведет в конечном счете к фрустрации и отказу ребенка от участия в коррекционных занятиях.
  • Постоянный контроль формирования навыков. Необходимо контролировать успешность выполнения каждого упражнения, поскольку освоение ребенком предлагаемых на данном занятии навыков — обязательное условие успешности выполнения последующих заданий и формирования положительной учебной мотивации.

Общие рекомендации по организации коррекционных  занятий

Программа предназначена для учащихся, обучающихся в  2-4 классах, имеющих недостаточность зрительно-пространственного восприятия и  слабоуспевающих в школе.  Коррекционные занятия проводятся после основных уроков в специально оборудованном кабинете учителя-дефектолога. Условия для детей должны быть комфортными.

Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Если упражнения окажутся для ребенка очень сложными, что может быть связано с недостаточной физиологической готовностью нервной системы, к последним (самым сложным) занятиям и упражнениям можно вернуться через некоторое время. Оптимальный размер группы — 2-3 человек. Желательна однородность состава участников по уровню развития познавательных процессов, специфике нарушений, возрасту.

Занятия проводятся один раз в неделю в форме внеклассной работы после учебных занятий. Лучше выбирать дни, когда нагрузка детей не очень значительна. Встречи с  дефектологом не должны совпадать с какими-либо другими коррекционными занятиями, — чтобы не создавать у ребенка внутренний мотивационный конфликт и необходимость выбора.         

Требования  к ведущему

Коррекционная педагогика занимает промежуточное место между работой с обычными и особыми детьми. Учащиеся младших классов, имеющие органическое поражение ЦНС и  слабую учебную мотивацию, часто с уже сформировавшимся отрицательным отношением к школе, нуждаются в повышенном внимании, доброжелательности и терпении со стороны педагога, ведущего коррекционные занятия.

Безоценочный метод работы, акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий ребенком, предложение необходимой помощи со стороны педагога (в виде обеспечения самостоятельного решения задачи) — обязательные условия формирования положительного отношения и интереса воспитанника к коррекционным занятиям.

Коррекционная работа предъявляет ряд требований к личностным качествам дефектолога. Он должен быть достаточно терпим и заранее готов к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей. Должен уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения. Преодоление негативных поведенческих реакций потребует от педагога креативности в общении с детьми, уважения к внутреннему миру ребенка и чувства юмора.

Поэтому дефектолог должен уметь:

во-первых, гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту,

во-вторых адаптировать предлагаемые упражнения (по максимальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий и т.д.) соответственно возрасту и реальным возможностям детей,

в-третьих, учитывать, что распределение времени на отдельные части программы, занятия и упражнения будет различным во втором и четвертом классах. Как различным будет и общее время, и количество занятий для детей разных групп коррекции.

4. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В условиях школы трудно осуществить полное нейропсихологическое обследование, проведение которого занимает 3-4 часа. Используемый  диагностический блок к программе «Зеркальный мир», по сути, является методикой экспресс – диагностики Л.С.Цветковой (стандартизированный набор).

Ребенку на этапе обследования предлагаются следующие пробы:

  • реципрокная координация движений;
  • динамический праксис;
  • наложенные фигуры Попельрейтера;
  • рисуночная проба
  • кратковременное запоминание геометрических фигур;
  • разрезные картинки.

Диагностические методы призваны уточнить и проверить сведения, полученные при беседе со взрослыми, изучении анамнеза и продуктов деятельности ученика. Естественно, в случае необходимости диагностическая процедура может быть расширена и дополнена другими методиками, если у дефектолога в ходе обследования возникают сомнения или новые вопросы.

Применяемые тестовые задания в большинстве случаев позволяют не только обнаружить дефект и степень нарушения, но и проверить его динамику. С этой целью применяются приемы, затрудняющие или облегчающие выполнение той или иной пробы.

Во время проведения обследования важно учитывать утомляемость ребенка и при необходимости давать ему отдохнуть. При анализе результатов выполнения диагностических проб необходимо учитывать возможность ситуативного снижения работоспособности, иначе выводы дефектолога могут оказаться искаженными, что отрицательно повлияет на последующую коррекционную работу.

В процессе обследования необходимо создать атмосферу доброжелательного сотрудничества. В то же время педагог не должен брать на себя обучающую функцию и предоставить инициативу в выполнении заданий ребенку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа направлена прежде всего на коррекцию зрительно-пространственного восприятия. Как известно, ощущение и восприятие — те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром.

Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Поэтому так важно в процессе обучения обратить внимание на коррекцию психической функции, «поставляющей материал» познавательным процессам, традиционно находящимся в сфере внимания учителя.

Не секрет, что усилия педагога по «постановке»  логического мышления, хорошей памяти, способности   творческого решения разноплановых задач зачастую оказываются малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются «лечить» следствие, а не первоначальную причину слабой успеваемости ученика.

Зрительное восприятие пространства — одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение — ведущий канал получения информации о внешнем мире.

Зрительный анализатор является ведущим во взаимодействии человека с внешним миром. 90% всей внешней информации поступает через зрение. Поэтому компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.

В целом, говоря о позитивной динамике, мы отдаем себе отчет в том, что в условиях включенности ребенка в реальную жизнь нельзя не учитывать влияния естественного физиологического развития и взросления детского организма, положительного влияния школьного обучения в целом. Предлагаемая программа не претендует на ведущую роль и исключительность, она — лишь одно из звеньев в цепи усилий взрослых, ведущих ребенка к успеху, звено, способное, на наш взгляд, стать реальной помощью учителю в работе со слабоуспевающими учениками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. — М., Педагогика, 1978.
  1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
  1. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000.
  1. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4.
  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2002.
  1. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Москва, 1998.
  1. Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста «Посмотри внимательно на мир». Москва, 2003.

Источник