Развитие у ребенка воображения и речи
Ирина Лебедева
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активности
Многие ученые, такие как Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и т. п., в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у детей творческого воображения. Развитые творческие способности занимают центральное место в формировании речевой активности ребенка, а значит и всесторонне развитой личности, в характере которой объединены творческое воображение и воля, мысль и действие. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.
Творческое воображение, как известно, развивается в игре. А игра является основным видом деятельности дошкольника.В игре ребенок реализует все свои качества: проявляются черты характера ребенка, его способность мыслить, творческий потенциал, раскрываются наклонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку». Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Для развития творческого воображения детей дошкольного возраста наиболее подходят сюжетно – ролевые игры, а также театрализованные и режиссерские игры. В таких играх ребенок может фантазировать, придумывать сюжет, брать на себя различные роли. Происходит общение детей друг с другом и со взрослыми. Дети учатся договариваться об игре, распределять роли, создавать сюжет, а затем имитировать его.
Например, в сюжетно – ролевой игре «Семья», дети берут на себя роли взрослых – мамы, папы, бабушки и т. д. Здесь большое поле деятельности для развития воображения.Можно придумать много разных сюжетов: «Мама готовит завтрак», «Готовимся к приходу гостей», «Бабушка приехала», и т. п. А в сюжете «Дочка заболела» появляется доктор, который осматривает заболевшую дочку, а затем идет в свой кабинет принимать больных. И вот уже одна игра переходит в другую.
В «режиссерских» играх ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол театра игрушек, «Би-Ба-Бо», а также пальчикового театра «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
В театрализованных играх происходит развитие интонационной речи ребенка, эмоционального самовыражения, а также монологической и диалогической речи. Дети сами становятся персонажами сказок или каких – либо историй. Они инсценируют готовый сюжет, придумывают продолжение или изменяют концовку сюжета.
Например, показывая сказку «Теремок», в домике могут поселиться любые персонажи, а медведь не хочет ломать дом, и они весело водят хоровод вокруг теремочка.
А в сказке «Зайкина избушка» лисичка просит прощения у зайчика и остается жить у него, а может быть звери вместе строят дом для лисы.
В своей работе для развития творческого воображения детей мы используем следующие дидактические игры.
Младшая группа
Упражнение, «Какая игрушка?»
В выполнении этого упражнения может участвовать вся группа, но лучше его проводить по подгруппам из 3-7 человек.
Дидактическая задача. Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.
Материал. Набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, которая представляет собой схематическое изображение нескольких игрушек. Картинки.
Возможные варианты ответов:
Неваляшка, матрешка, паровоз, лодка, корабль, кукольная ванна, ведро, мисочка, формочка, пирамидка, башенка, ракета, елочка, парус, мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо от машины, обруч, руль, собака, кошка, утенок и т. д.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям глядя на картинку придумать, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка.
Взрослый показывает первую картинку из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы малыши не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки воспитатель спрашивает ребенка, который не отвечал первым.
При проведении упражнения детям можно предложить не более 5-6 картинок.
Примечание. Важно поддерживать инициативу каждого ребенка, но постараться создать установку на оригинальный ответ.
Игра «Что это такое?»
В игре может участвовать вся группа детей.
Дидактическая задача. Научить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т. п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
В дальнейшем можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Примечание. Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.
Упражнение «Дети на прогулке. «
В выполнении упражнения может участвовать вся группа детей, но лучше проводить его по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить на основании восприятия схематических изображений создавать новые образы.
Материал. Несколько картинок такой величины, чтобы они хорошо были видны всем детям. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка, в руке у которого неопределенный предмет (например, палочка, полукруг, веревочка и т. п.). Картинки.
Возможные варианты ответов:
Шарик, флажок, цветок, мороженое, машинка, собака, лодка, корзинка, сумка, портфель, ведро, удочка, сачок, ружье, мяч, лодочка, корзинка.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку.Объясняет: «Художник нарисовал мальчика, который идет на прогулку, но не успел дорисовать то, что у него в руках». Педагог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, если на картинке изображен мальчик с палочкой, то можно сказать, что он идет на прогулку с флажком, шариком, цветком, мороженым. Каждый ребенок должен дать свой ответ, отличающийся от ответов товарищей. Если дети затрудняются, то воспитатель сам предлагает несколько вариантов ответов.
Примечание. Упражнение можно проводить неоднократно, меняя картинки. На одном занятии следует анализировать одну — две картинки.
Игра «Камушки на берегу. «
В игре может участвовать вся группа. Но лучше проводить ее по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.
Материал. Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком.
Ход игры.Воспитатель показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все, что на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого «или на что он похож».Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко.
Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но воспитатель должен помочь детям найти разные варианты ответов. Упражнение можно предлагать неоднократно, но при этом следует менять картинку с изображением формы камушков.
Для старшего возраста
«Составь загадку»
Научите детей придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая и характеризовать предмет с нескольких сторон (горит, но не огонь; груша, но несъедобная). Игра развивает воображение и мышление.
«Нарисуй и расскажи»
Попросите детей нарисовать какой – либо сюжет или персонаж, а затем придумать и рассказать историю, которая могла бы произойти с этим персонажем. Можно героев историй вылепить из пластилина.
«Что у меня за спиной?»
Ребенок прячет за спиной какую – либо игрушку, а дети по описанию должны узнать, что это за игрушка. Развивается связная речь, воображение.
«Космическое путешествие»
Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите детям представить, что круги – это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите детей придумать названия планет, заселить их различными существами. Можно высказать предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой – злые, на третьей – грустные и т. д.
Пусть дети проявят фантазию и нарисуют жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
«Необитаемый остров»
Предложите детям поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
Высадите героев на остров и начинайте планировать, что нужно путешественникам, чтобы построить дом, наладить свой быт. Можно рассматривать самые необычные версии. Например, дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева.
Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.
«Волшебные превращения»
Игра развивает воображение, образную память, образное движение.
Задача – жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой – нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
«Сочиняйка»
Игра способствует развитию речи, воображения, памяти.
Сочиняйте сказки вместе с детьми – истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Записывайте эти истории – их потом можно продолжить или просто прочитать.
«Пластилиновый театр»
Из пластилина можно вылепить персонажей любимой сказки или мультфильма и оживить их – провести кукольное представление.
В процессе работы над развитием творческого воображения дети активно реализуют свои способности. Каждая новая игра способствует проявлению, а, впоследствии, и закреплению новых поведенческих характеристик у воспитанников, расширению словарного запаса, совершенствованию коммуникативных качеств. Дети становятся более любознательными, активными, у них формируется стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Таким образом, происходит активизация речевого развития детей, а, следовательно, дети более подготовлены к новому этапу их жизни – школьному обучению и легче адаптируются в современном обществе.
Источник
Валентина Федоровна Жезлова
Развитие речи и воображения детей раннего возраста
Проблемы развития речи, воображения детей раннего возраста в последние годы вызывают пристальный интерес у педагогов и психологов. Ученые отмечают, что целенаправленное развитие этих психических процессов важно как для психологического здоровья детей, так и для обеспечения условий их плавного перехода от раннего к дошкольному возрасту.
Анализ литературы (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Н. В. Разина) показывает, что все важнейшие изменения, которые происходят с ребенком при переходе его от раннего к дошкольному возрасту связанны с его речевым развитием. Речь дает возможность ребенку управлять собой и быть управляемым другими. Она позволяет заменять реальные ситуации и предметы словами и предложениями, высказываться по поводу выполняемой деятельности выйти за рамки непосредственного восприятия в мир воображения.
Анализируя особенности развития воображения, известный ученый Л. С. Выготский отмечал его тесную связь с восприятием и речью. В качестве примера он описывал эксперимент, в котором от ребенка требовалось произнести фразу, которая бы противоречила реальному положению вещей.
Ученый отмечал, что до определенного возраста малыш не в состоянии справиться с этой задачей. Правильные ответы, которые давали дети раннего возраста в этом эксперименте, он связывал с появлением у них воображения как самостоятельного психического процесса. Решая задачи диагностики воображения детей, мы в своей работе решили попытаться повторить эксперимент, предложенный ученым.
Мы сажали куклу далеко от детей, чтобы они не могли включить ее в свою игру и спрашивали детей, что делает кукла. Все дети отвечали, что кукла сидит. После этого мы предлагали детям повторить за взрослым предложение «Кукла Маша стоит».
Анализ ответов и поведения показал, что большинство детейне справились с заданием: ряд воспитанников молчали, некоторые говорили, что она сидит, испуганно глядели на взрослого, опускали глаза. Лишь несколько детей, поглядывая на куклу, говорили «Кукла Маша стоит».
Таким образом, при выполнении этого задания большинство детей ориентируются на наглядную ситуацию, которая мешает проявлению их воображения, истоки которого начинают зарождаться в предметной деятельности.
Общеизвестно, что предметно-манипулятивная деятельность – главный вид деятельности детей раннего возраста. Психолог Н. В. Разина выделяет специальные «ключевые действия», в которых отображается функциональное назначение того или иного предмета (ручкой пишут). Для определения способностей детей выделять ключевые действия с предметами мы предлагали детям считывать ключевые действия взрослых и самим демонстрировать различные ключевые действия с предметами и без них.
Анализ полученных результатов диагностики показал, что самые маленькие дети двух-двух с половиной лет затрудняются понять действия другого человека. Воспитанники, которым исполнилось два с половиной и более лет в реальной ситуации с игрушками и предметами могут выполнить ключевые действия, а вот, к примеру, показать, или на словах рассказать, как укладывать куклу спать без самой куклы не могут, т. е. не могут действовать в воображаемом плане.
Такое положение дел потребовало от нас проведения целенаправленной работы по созданию условий, обеспечивающих безболезненный переход детей от раннего к дошкольному возрасту.
При этом главными задачами нашей деятельности являлось целенаправленное развитие у детей способностей использовать речь для общения и регуляции своей деятельности, действовать в воображаемом плане, что, по мнению ученых, обеспечивало формирование их психологической готовности к переходу во вторую младшую группу детского сада.
Работа с детьми включала шесть этапов. Коротко опишем особенности работы на каждом из них.
На первом этапе мы формировали у детей обобщенное восприятие предметов через организацию совместной со взрослым продуктивной деятельности, учили их выделять свойства, назначение предметов, затем (второй этап) обучали осознавать себя как отдельность в продуктивных видах деятельности, где взрослый занимал независимую позицию по отношению к ребенку, которую ярко демонстрировал. Задачей третьего этапа являлось обучение малышей умению участвовать в совместной со взрослым деятельности в качестве самостоятельного субъекта. На четвертом этапе побуждали осмыслять и переосмыслять предметы, действия с ними. На пятом этапе мы развивали у детей способности действовать в воображаемом плане. Для этого они занимали в общении с детьми позицию «неумеющих» взрослых и предлагали им научить их, например, строить гараж для машины. Развитие у детей способности играть (шестой этап) проходило в режиссерской игре, в которой ребенок учился придумывать сюжет, реализовывать его от имени разных героев, а затем переходить от игры к предметной деятельности.
Наши наблюдения показали, что проведенная работа способствовала появлению изменений в поведении детей – развитию способностей использовать речь как средство общения и построения деятельности, которые являются основой для безболезненного перехода детей от раннего к дошкольному возрасту.
Источник
Кроме способности преобразования образов, впечатлений, что признается основным механизмом функционирования детского воображения (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Э.В.Ильенков, Г.Д.Кириллова, Н.Н.Палагина и др.),
важную роль в его развитии играет усвоение речи. Л.С.Выготский утверждал, что речь освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, которого он не видел, и мыслить о нем.
Стимулирующая роль собственной речи ребенка в создании новых образов косвенно рассматривалась Е.М.Струниной, изучалась О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой. Исследование последних показало, что специфика использования слова в процессах функционирования воображения связана, прежде всего, с семантикой слова и планирующей функцией речи. Ими же было выявлено соотношение речевых и образных средств в развитии творческого воображения старших дошкольников.
Одним из проявлений творческого воображения является детское словесное творчество. Различают два вида словотворчества (А.Г.Тамбовцева, Л.А.Венгер, О.С.Ушакова и др.). Во-первых, это так называемые новообразования в словоизменении и в словообразовании, которые являются результатом детской сверхгенерализации грамматических форм. Во-вторых, это сочинительство — неотъемлемый компонент художественно-речевой деятельности. В последнем случае под словесным творчеством понимается продуктивная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений — сказок, рассказов, стихов и т.п. (О.С.Ушакова).
Исследователями был выявлен ряд условий развития словесного творчества (сочинительства) у детей. К ним относятся обогащение литературного опыта дошкольника (К.И.Чуковский, Т.Алиева); развитие мышления ребенка, в частности, операций анализа и синтеза (А.В.Запорожец, Дж Родари), умений действовать по схемам и моделям (Л.А.Венгер, О.Дьяченко); мотивация деятельности творческого рассказывания (Л.Ворошнина); овладение средствами выразительного раскрытия образов и навыками использования выразительных средств (Л.Ворошнина, Э.Г.Шустерман) и др. Условием развития потребности творить в любой деятельности является формирование опыта творения и созидания, развития у каждого ребенка способности к комбинированию, преобразованию, изобретательству, импровизации, а также овладение им различными техническими и исполнительскими умениями.
Нами была поставлена задача определить влияние формирования у старших дошкольников воображения в неречевых видах деятельности на развитие их словесного творчества. Исследование проводилось на базе одного из дошкольных учреждений. Количество детей, участвовавших в эксперименте, составляло 40 дошкольников шестого года жизни.
На констатирующем этапе эксперимента выявлялось состояние развития сочинительства как вида словесного творчества у старших дошкольников. Анализ качества сочинений проводился по следующим критериям: самостоятельность сочинения; полнота изложения и информативность высказывания; образность и выразительность речи; последовательность изложения; оригинальность решений и проявление элементов творчества; реализация замысла.
Детям контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп были предложены по три задания. Оценка ответов детей при выполнении каждого из них осуществлялась по пятибалльной шкале.
- Придумать загадку о животном. Оценки: 0 баллов — ребенок отказался от выполнения задания или загадал известную загадку; 1 балл — ребенок загадал загадку, представляющую собой вариант известной загадки; 2 балла — ребенок сочинил загадку, используя стандартные описания и стандартные действия персонажей; 3 балла — ребенок сочинил загадку, используя оригинальные описания, но стандартные действия персонажа; 4 балла — в сочиненной загадке используются стандартные описания, но оригинальные действия персонажа, что придает оригинальность загадке в целом; 5 баллов — самостоятельно сочиненная загадка с использованием оригинальных описаний животного, совершающего оригинальные действия.
- Рассказать о любимой игрушке. Оценки: 0 баллов — ребенок отказался от выполнения задания; 1 балл — рассказ представлял собой вариации одного или нескольких повествований товарищей; 2 балла — самостоятельно сочиненный рассказ, в котором использованы стандартные персонажи и стандартные описания (оценивается в сравнении в ответами других детей); 3 балла — ребенок сочинил оригинальный рассказ с оригинальные героями, но их описания стандартны; 4 балла — рассказ со стандартными героями, но оригинальными их описаниями, что придает оригинальность всему рассказу; 5 баллов — ребенок сочинил рассказ с оригинальными героями, используя оригинальные описания.
- Сочинить рассказ или сказку про собаку. Оценки: 0 баллов — ребенок отказался от выполнения задания или полностью пересказал ранее знакомую сказку; 1 балл — рассказ представлял собой вариации одной или нескольких знакомых сказок (либо рассказанных товарищами); 2 балла — самостоятельное сочинение, в котором использовались стандартные персонажи и стандартные действия персонажей (оценивалось в сравнении с ответами других детей); 3 балла
- ребенок сочинил сказку или историю с оригинальными персонажами, совершающими стандартные действия; 4 балла — сказка или рассказ со стандартными персонажами, совершающими оригинальные действия, что придает оригинальность сюжету в целом; 5 баллов — в сочинении использованы оригинальные герои и описаны их оригинальные действия.
Диапазон суммарной оценки в баллах — от 0 до 5. Максимальная сумма баллов по трем заданиям — 15. Были выделены три уровня развития сочинительства у детей:
- I — высокий уровень — 11-15 баллов;
- II — средний уровень 6-10 баллов;
- III — низкий уровень — 0-5 баллов.
В результате анализа ответов дети условно были распределены по трем уровням развития сочинительства.
К I-му — высокому уровню были отнесены дети, развитие способностей к сочинительству которых несколько опережает средние возрастные показатели. Они умеют самостоятельно передавать текст рассказа или сказки, описывать игрушку, составлять загадку. Высказывания отличаются содержательностью, яркими образами и характеристиками персонажей, оригинальностью разрешения противоречий, последовательностью изложения, умением связать основные детали с второстепенными. В тексте имеется четыре и более эпизода, придуманных ребенком или частично заимствованных из известных сказок, в наличии все структурные элементы рассказа. Ребенок с высоким уровнем сочинительства имеет хорошо развитую грамматически правильную связную выразительную речь. Рассказ озаглавлен.
Примером высокого уровня развития сочинительства может служить рассказ Максима Л.: «Сказка называется «Злой волк в добром лесу». Жил-был однажды злой волк. И друзей у него не было — никто не хотел дружить с таким злым, даже злые волки. У него был странный вид: шерсть торчит в разные стороны, зубы большущие, глазищи светятся, а по характеру-то он был добрый: никому плохо не делал. Но его все боялись.
И вот как-то раз пришли другие волки. Еще злющее. Они схватили его, связали и потащили. Тащут-тащут, а он плачет-плачет. И вот притащили они бедненького в свой дворец. А он просится у них: «Отпустите меня, ну, пожалуйста, отпустите!» А злющие волки и говорят: «Ты сам злой, вот и сиди здесь, чтобы тебя никто не боялся».
И посадили они его в кресло, а заставили сидеть там целый день. А он сидел-сидел и, когда стража отвернулась, тихонечко слез с кресла и спрятался под столом. А стража-то и не увидела! А злой волк обрадованный такой, что даже подобрел. Все в лесу узнали это и спасли его от злющих волков. Вот и сказки конец, а кто слушал — молодец!»
II уровень — средний. Несовершенства сочинений и различного рода неточности, обнаруживаемые в процессе изложений, находятся в допустимых пределах. Сочинения композиционно и логически завершены, однако количество выделяемых в тексте эпизодов невелико (три-четыре), некоторые структурные элементы сюжетного и описательного рассказов неполные — ребенок указывает лишь основные детали.
К среднему уровню отнесен рассказ Наташи В.: «Я расскажу про маленькую собачку. Жила-была маленькая собачка в большущей квартире. И была она такая маленькая, что никто ее не замечал. И однажды на маленькую собачку наступил какой-то дядя. Он-то был большой и не заметил ее. Собачка рассыпалась на маленькие кусочки. Пришел тогда мальчик, увидел, что дядька сломал его собачку и расплакался.
И тут явился Домовой. Он был добрый и пожалел мальчика. А когда мальчик лег спать, Домовой собрал в кучу кусочки, топнул ногой, хлопнул в ладони, и собачка стала целенькой. Да еще и ожила. Мальчик проснулся и увидел: собачка целенькая, да и живая. Как он обрадовался! Он целовал ее и гладил. А Домовой из-за шкафа любовался им. Вот такая сказка».
III уровень, низкий, характеризуется тем, что особых нарушений речи ребенок не имеет, однако сочинительство не получило достаточного развития. Ребенок при составлении рассказа допускает перестановки, пропуски некоторых частей повествования. В высказываниях присутствует не более двух-трех эпизодов, чаще заимствованных из знакомых художественных произведений. Сочинения логически не завершены, маловыразительны, не отличаются оригинальностью. Ребенок не всегда точно употребляет слова, испытывает затруднения при отборе нужных слов, что нарушает плавность изложения.
Примером рассказа, отнесенного к низкому уровню, может служить история, сочиненная Петей Л.: «Жил-был пес. Его звали Бобик. И был у него друг Шарик. Они вместе пошли в гости к Бобику. Тот его угощал котлетами и всякими там… ну, этими… ну всем, что было. Пришел откуда-то хозяин и ругался… Шарик убежал в будку. Он испугался. А хозяин как стал ругаться, что даже Бобик убежал. Все».
Средний показатель уровня развития сочинительства у детей высчитывался по формуле: Х = Е/К, где Е — общая сумма баллов в группе, N — количество детей в группе. По ЭГ были получены следующие данные: X = 123/20 = 6,1 балла. Данные по КГ такие: Х1 = 126/20 = 6,3 балла. В обоих случаях степень развития сочинительства соответствует среднему уровню.
Формирующий эксперимент заключался в том, что с детьми ЭГ на протяжении шести месяцев проводилась работа, направленная на развитие у них воссоздающего и творческого воображения в изобразительной, музыкально- ритмической и театральной, в познавательно-практической деятельности, в процессе формирования элементарных математических представлений.
В изобразительной деятельности детям предлагались следующие задания: рисование в различных техниках, передача настроения через цвет, усовершенствование предметов (елочные игрушки, украшения), воплощение воображаемого через формотворчество (лепка). В музыкально-ритмической и театральной деятельности предусматривались такие задания, как создание образа с помощью танцевальных движений и движений-имитаций, представление образа или действий в процессе слушание музыки с закрытыми глазами, обыгрывание ситуаций из жизни группы или личного опыта детей.
Познавательно-практическая деятельность детей сопровождалась заданиями типа: представить образ объекта наблюдения или опыта в будущем или в прошлом, создать воображаемый образ, используя природный и бросовый материал. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дошкольникам предлагалось создавать образы, используя комплекты геометрических фигур из игр- головоломок, проводились дидактические игры «На что это похоже?», «Волшебные картинки», «Перевертыши», «Волшебный кружок» и т.п., применялись элементы теории решения изобретательских задач.
Аналогичные задания в качестве контрольных дошкольники выполняли до и после формирующего эксперимента, что позволило выявить его эффективность. Творческая деятельность детей оценивалась по следующим критериям: активность включения в деятельность, степень заинтересованности, оригинальность подходов в разрешении противоречий, качество выполнения задания.
По результатам выполнения каждого задания ребенок получал от 0 до 1 балла. 0 баллов давалось, если ребенок был неактивен в процессе выполнения задания, безинициативен, часто отвлекался, ответы и действия носили стандартный характер, выполнял задание некачественно, не доводя начатое до конца. 1 балл ребенок получал, если легко включался в деятельность, задание выполнял увлеченно, не отвлекаясь, ответы и действия носили оригинальный, творческий характер, задание было выполнено добросовестно, доведено до конца.
Максимальная сумма баллов по 16 заданиям — 16. На основании количественной обработки были условно выделены три уровня развития воображения у детей: I высокий — 11-16 баллов, IIсредний — 6-10 баллов, III низкий — 0-5 баллов.
Приведем примеры выполнения заданий, отнесенных к высокому уровню.
Передавая свое настроение через цвет в рисунке, Оля С. изобразила красное пятно с оттенками желтого и синего цвета. Свой рисунок девочка прокомментировала следующим образом: «У меня веселое настроение, но иногда я задумываюсь, поэтому добавила немного желтенького. А синяя краска — это когда меня обидит кто-то. Это тучка нашла на мое хорошее настроение».
Алена З. «оживила» геометрические фигуры, дала им имена, выдумала город, в котором они живут, транспорт, на котором ездят «треуголки» и «треуголы», «кругляки» и «круглянки», «квадраты» и «квадранки», чем они питаются, рассказала о характерах, которые зависят от наличия и остроты углов и т.д.
Эта же девочка рассказала оригинальную экологическую сказку про водяную капельку на занятии по ознакомлению с природой (познавательно- практическая деятельность): «Сказка называется «Про капельку». Жила-была в одной луже капелька. У нее было много подружек — такие же капельки, только все разноцветные. И когда солнышко заглядывало в большую лужу, все капельки переливались разными цветами и смеялись над бедной Капелькой, ведь она была белая. Ей было очень обидно. Что все подружки красивые и что все смеются над ней.
И с горя она превратилась в пар и улетела жить на большое облако. Там ее никто не обижал — там все были белые. И бедненькой Капельке стало там скучно, ведь все одинаковые, а так неинтересно. И тогда она поняла, что лучше быть некрасивой, но зато другой. И заплакала она с горя, и превратилась снова в капельку, и упала с неба прямо в большую лужу. И как испугалась — все подружки стали черные!
Там еще старая капля жила и сказала она Капельке: «Это плохой мальчик в лужу залез и помутил воду. А за это он ноги промочил и простудился. Теперь болеет и пьет горькое лекарство. Будет знать, как в лужи лазить!»
А беленькая Капелька его пожалела, и когда он выздоровел, от радости стала разноцветной, самой-самой красивой!».
«Срезы», проведенные до и после формирующего эксперимента показали значительно возросший уровень воображения у детей ЭГ по сравнению с уровнем воображения воспитанников КГ. Если до формирующего эксперимента к высокому уровню относились 1 ребенок ЭГ и 3 ребенка КГ, то после него цифры изменились следующим образом: 17 и 5 детей соответственно. К среднему уровню до формирующего эксперимента относились 10 детей ЭГ и 8 — КГ, после него — 1 и 6 детей соответственно. Наконец, к низкому уровню до эксперимента было отнесено по 9 детей из каждой группы, а после него 2 ребенка ЭГ и 9 детей КГ.
С целью определения влияния выполнения детьми заданий, способствующих формированию воображения в неречевых видах деятельности, на развитие их словесного творчества был проведен контрольный эксперимент. Детям обеих групп были предложены задания, аналогичные тем, что давались на констатирующем этапе эксперимента. Средний показатель уровня развития сочинительства у дошкольников высчитывался по уже упомянутой формуле. Были получены следующие результаты. Средний показатель уровня сочинительства в ЭГ стал: Х = 171/20 = 8,5 балла. После формирующего эксперимента он увеличился на 2,4 балла. Средний показатель уровня сочинительства в КГ: Х1 = 143/20 = 7,1 балла — увеличился на 0,8 балла.
Таким образом, можно утверждать, что повышению уровня сочинительства способствует целенаправленная работа по формированию у дошкольников воссоздающего и творческого воображения не только в процессе обучения рассказыванию, но и в различных видах неречевой деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной, познавательной и др.)
Н.С. Старжинская
Источник