Развитие у ребенка веры в свои силы
Как развить в ребенке уверенность в себе знает далеко не каждый родитель. Этот немаловажный аспект воспитания очень сильно влияет на будущее человека, самореализацию, успешность, развитие личности в целом.
Уверенность в себе у ребенка зависит от высокой и адекватной самооценки. Стабильное чувство собственного достоинства у малыша является для него основой для достижения амбициозных целей и развития. Убеждения о себе формируются в основном в период раннего детства. Эту информацию ребенок черпает, основываясь на способах высказывания в свой адрес, от значимых для него лиц, то есть в первую очередь от родителей.
Дети видят себя такими, какими видят их близкие взрослые и думает о себе так, как думают о нем его родители, старшие члены семьи. Как развить уверенность в себе собственного малыша?
Как развить в ребенке уверенность в себе, как помочь ему поверить в свои силы
Уверенность в себе и своих способностях проистекает из чувства собственного достоинства, которое формируется с первых дней рождения родителями малыша. Адекватная самооценка позволяет реализовать мечты и цели, которые будет ставить на своем пути маленький человек. Без веры в себя ребенок становится неуверенным, застенчивым, пассивным, боится трудностей и возможных неудач.
Читайте:
Как подготовить ребенка к рождению второго малыша
Ребенок стал заикаться: что делать
Как развивать ребенка в 7 месяцев
Чаще всего родители влияют на такие убеждения ребенка как: «Конечно у меня не получится», или: «Это интересно! Попробую, посмотрю, что мне удастся». Как воспитать в ребенке уверенность в себе, добавить веру в собственные возможности, сделать его открытым для новых впечатлений и вырасти уверенным в себе человеком.
Основой высокой самооценки ребенка должна быть безусловная любовь родителей. Дети должны чувствовать, что их любят не за что-то (хорошие оценки, примерное поведение, выигранный конкурс), а за то, что они просто есть. Родительская любовь основа для малыша. Ребенок верит, что, несмотря на его успехи или неудачи всегда может рассчитывать на маму и папу, которые его поддержат.
Как вселить в ребенка уверенность в себе, поощряя детскую любознательность
Безусловная любовь — это не только слова «я люблю тебя». Но и жесты, поведение – объятия, поглаживание по голове, интерес к делам ребенка, его проблемам, друзьям со двора, количество затрачиваемого времени и внимания, готовность к дискуссии, откровенному разговору, но не читанее моралей и нравоучений.
Высокая самооценка связана с жизненным опытом малыша. Существенное значение имеет то, как родители поощряли маленького ребенка к познанию мира и разрешали ему удовлетворять детскую любознательность. Позволяли ему познавать окружающий мир, подстраховывая, если это требуется или моделировали неуверенное поведение, постоянно повторяя: «Осторожно! Это опасно! Туда не ходи! Набьешь себе шишку!». Конечно, родители должны быть бдительными и защищать малыша от потенциальной угрозы, но и уверенность в себе ребенка базируется на доверии к своим эмоциям, желаниям, интуиции, возможностям.
Поэтому целесообразно поощрять детей исследовать мир, к фразам типа: «Осторожно!» прибегать, когда они действительно необходимы и ситуация требует родительского вмешательства. Часто взрослые слишком подозрительны и проявляют неоправданную заботу. Вместо того, чтобы постоянно прекословить ребенку, кричать, угрожать, упрекать, лучше объяснить ему на что следует обратить внимание. Не все кошки должны быть злобными, плохими, грязными и блохастыми. Нужно научить малыша отличать опасное животное от дружелюбного, а не пытаться внушить очередное предубеждение, что в мире таится множество опасностей.
Для маленького ребенка мир и так является достаточно пугающим, хотя бы потому, что он еще слишком мал и беззащитен. Поэтому не стоит укоренить веру малыша в то, что без взрослых он не справится. Такое поведение безусловно не способствует укреплению уверенности в себе и доверию собственной компетенции.
Как воспитать в ребенке уверенность в себе
О чем стоит помнить, чтобы укреплять уверенность в себе у детей и сформировать у них высокое чувство собственного достоинства:
Проявлять интерес к ребенку – слушать его, интересоваться его потребностями, воспринимать малыша, как индивидуального человека, а не только как сына, дочь или исполнителя роли ученика. Не следует применять шаблоны таких слов, как: лох, лентяй, недотепа, фантазер и т.д. Нужно также избегать мышление, совмещённое стереотипами, например, «девочки всегда…», «мальчики никогда…».
Удовлетворять психические потребности крохи – обеспечить чувство безопасности, ни кричать, ни угрожать, ни пугать, вводить в дом атмосферу доброты и спокойствия. Ставить четкие и понятные требования, по мере возможности малыша. Обеспечить потребность в одобрении – не высмеивать ребенка, не критиковать, дать шанс исправить ситуацию, поощрять к самостоятельному преодолению трудностей и решения проблем.
Уважать автономию крохи, право выбора, поощрять, когда он самостоятельно принимает решения.
Избегать применения словесной агрессии – использовать язык принятия, активно слушать малыша.
Правильно оценивать ребенка – давать обратную связь, указывая на конкретные ошибки и возможность их улучшения. Выделять положительные аспекты выполнения задач. Критиковать неконструктивное поведение, а не человека, например, «ты ведешь себя неразумно», вместо: «ты глупый».
Хвалить ребенка – избегать унижения, неконструктивной критики, поощрять усилия малыша и его маленькие успехи.
Не сравнивать ребенка с другими – учить здоровому соперничеству, не говорить: «Ты был лучше/хуже…». Поощрять маленького человека преодолевать собственные слабости, а не бороться с другими детьми, сравнивая себя.
Позволять ребенку учиться на ошибках – научить его принимать поражения и делать выводы из неудач, преодолевать робость, страх и переживания перед трудностями.
Поднять самооценку позволяет освоение различных навыков, например, изучение английского языка, детям помогает чувствовать свою значимость, вселяет уверенность, что у него получается что-то раннее неизвестное для него. Освоение иностранного языка также влияет на мыслительные способности.
То, каким образом малыш о себе думает и верит ли в свои возможности, в основном связано с поведением родителей. Стоит помнить, что, если мы хотим видеть в ребенке надежного друга и интересного человека в будущем, нам следует приложить усилия для развития здоровой и устойчивой самооценки малыша.
Источник
«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе. Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать. О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков» Виктория Шиманская.
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Уверьтесь в неуверенности
Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как внезапная агрессия, плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное. Родители относят такие «закидоны» к проявлениям очередного кризиса и оставляют попытки докопаться до причин. Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.
Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!
Как воспитать уверенную в себе личность
Дети — наше отражение, поэтому начните с себя
Учитесь нести ответственность за свои решения. Самостоятельный выбор десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей и т. д. Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было…» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.
Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства модели поведения, шаблоны которых никогда не поздно начать разрушать.
Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.
Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком
Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.
Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так… Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!
Позвольте ребенку, в рамках безопасности, конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. Избегайте оценок, принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.
Устраните вредные привычки воспитания
Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу. По привычке брошенные фразы могут на корню убить стремление ребенка к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а ты все научиться не можешь», «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — и т. д. Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет. Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.
Проанализируйте игры и пособия ребенка
Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», «Не могу рисовать красками» — и т. д.
Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом. Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни и т. д. Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.
Практические шаги
Дерево достижений
Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями. Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша. Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.
Мяч умений
Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу…», «Я научился…», «Я знаю, как…» и т. д. На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.
Коробочка Эмоций: «Уверенность в себе»
В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша. Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома напомнит о первом путешествии, а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!
Дневник чувств и эмоций
Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.
Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.
Фото: VGstockstudio/Olesia Bilkei/altanaka/Shutterstock.com
Источник