Развитие у ребенка способности к сопереживанию
Родители нередко задаются вопросами, почему их ребёнок совершенно не сопереживает другим. Некоторые родители, глядя на ребёнка, который не может никому посочувствовать, задумываются о том, не отстаёт ли он в развитии? Должны ли родители содействовать развитию эмпатии у ребёнка или способность сопереживать появится у них независимо от родительского вмешательства? Ребёнок раннего возраста (до 3 лет) практически не способен проявлять эмпатию по отношению к другим людям. Но постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать первые проявления сопереживания.
Но каким образом развивается способность к сопереживанию? Можно выделить три необходимых условия:
- Получение собственного положительного опыта.
- Осознание собственных эмоций и чувств.
- Осознание того, что предположительно чувствует другой человек.
Эти условия одновременно являются и этапами развития эмпатии.
Первый этап
Самое первое условие – получение собственного положительного опыта – это основа для развития эмпатии. Ребёнок обучается, глядя на других людей, наблюдая за их взаимодействием. И огромное значение играет то, как родители относятся к ребёнку. А всегда ли сами родители с эмпатией относятся к ребёнку? Всегда ли сопереживают ему? Нередко можно наблюдать ситуации, когда родители сознательно не относятся с сочувствием к ребёнку. Причины могут быть разными. Так, родители могут опасаться избаловать ребёнка или вырастить «неженку». В таких случаях родители реально сопереживают ребёнку, но не показывают этого, демонстрируя холодность и отстранённость. Однако к чему приводит видимое отсутствие эмпатии по отношению к ребёнку? Например, малыш упал и бежит к родителю. В чём он нуждается в этот момент больше всего? Конечно, в сопереживании. То есть важно, чтобы родитель проявил эмпатию. И хорошо, если родитель обнимет, скажет понимающе: «Да, я вижу, что тебе очень больно. Падать обычно больно». В этом случае ребёнок получает опыт сопереживания. Зачем этот опыт нужен ребёнку? Это начало развития эмпатии у ребёнка. Ребёнок, который имеет положительный опыт, будет этот опыт воплощать в собственной жизни. Так, если к ребёнку относились с сочувствием, то это поможет ему впоследствии с сочувствием относиться к другим людям. И, напротив, если в случае когда ребёнку плохо (больно, тоскливо, страшно), взрослые не относятся к нему эмпатически, то ожидать от ребёнка проявлений эмпатии не стоит. Например, если родитель обычно так реагирует на падение ребёнка «Не плачь, тебе же совсем не больно. Что ты расплакался, как малыш?», то ребёнок не получает опыта сопереживания. Следовательно, он сам, скорее всего, не будет проявлять эмпатию по отношению к другим детям и взрослым.
Давайте рассмотрим некоторые реакции родителей, которые демонстрируют нам отсутствие эмпатии. Ребёнок потерял игрушку.
— Ты чего плачешь? Сам виноват, не следил за игрушкой на улице!
— Не нужно было брать игрушку на улицу!
— Стыдно плакать из-за такой чепухи, как игрушка!
Такие родительские реакции показывают, что родитель не сопереживает ребёнку. А теперь рассмотрим ситуации, в которых родитель проявляет эмпатию.
— Очень обидно потерять любимую куклу (машинку).
— Я тоже очень расстраиваюсь, когда что-то теряю.
Согласитесь, между этими вариантами реакций существенная разница. В первом случае родитель стыдит, обвиняет, укоряет ребёнка, не принимая и не понимая его чувств, в то время как во втором случае демонстрирует эмпатическое принятие, уважение к ребёнку, понимание.
Бывают случаи, когда родитель не проявляет эмпатию именно потому, что у него самого способность к сопереживанию недостаточно развита. Приведу пример. Ребёнок боится темноты. Это типичный возрастной страх, который нередко встречается у дошкольников. Обычно страх темноты преодолевается с возрастом. Однако родители, которые сами темноты не боятся, нередко раздражаются на ребёнка. Реакция родителей может быть такой: «Ну что там бояться, никого нет, не будь трусом» и т. д. В этом случае родитель точно не проявляет эмпатии. Если родитель искренне не понимает и не принимает того, что ребёнок боится, мы имеем дело со взрослым, у которого низкий уровень эмапатии. Это взрослый, который не может в некоторых ситуациях поставить себя на место другого и предположить, что чувствует ребёнок, когда заходит в тёмную комнату. Человек с развитой эмпатией не должен испытывать те же чувства, что тот, на кого направлена эмпатия. Человек с развитой эмпатией может просто понять, что можно чувствовать то, что чувствует другой, даже если сам никогда этого не переживал.
Итак, основа формирования эмпатии – это проявление эмпатии по отношению к ребёнку.
Второй этап
Следующий этап развития эмпатии у ребёнка – это осознание ребёнком собственных эмоций и чувств. Тот, кто может понимать, что с ним происходит, будет лучше впоследствии понимать чувства другого человека. Конечно, каждый ребёнок испытывает, например, ощущение боли при ожоге или расстраивается, когда мама уходит из дома. Но маленький ребёнок не может ещё осознать собственных чувств и выразить их. Поэтому важно, чтобы родители помогали ребёнку осознавать и выражать собственные переживания.
Например, мама должна уйти и оставляет двух-трёхлетнего ребёнка с няней. Ребёнок плачет и не отпускает маму. Если мама говорит: «Не реви, ничего страшного не происходит», то она не выражает чувств, которые испытывает ребёнок. Если же мама говорит иначе: «Тебе грустно, что я ухожу. Знаешь, мне тоже грустно уходить. Но я должна сейчас пойти на работу (к врачу, на почту). Это очень важно. Я вернусь после обеда, и мы вместе погуляем», то она говорит о чувствах ребёнка, принимает их и помогает ему их осознать. Через некоторое время ребёнок сам начнёт говорить о том, что чувствует.
Третий этап
И заключительный этап развития эмпатии – осознание того, что предположительно чувствует другой человек. Это уже переход собственно к сопереживанию. Но сопереживание другому человеку невозможно без осознания того, что чувствует другой человек. На этом этапе родителям важно беседовать с детьми, важно обсуждать различные ситуации, которые возникают в жизни. Для практики подходит все: реальные жизненные ситуации, которые произошли с вами или с другими людьми, ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов или мультфильмов. Вы можете обсуждать как жизненные ситуации, участником которых являетесь вы или ребёнок, так и те ситуации, в которых вы – сторонний наблюдатель.
Вот, к примеру, вы видите, как другой ребёнок упал с горки. Он плачет. Если ваш ребёнок обратил на это внимание, вы можете просто прокомментировать ситуацию: «мальчик упал, ему больно». Даже двух-трёхлетний малыш на основе таких высказываний родителей и собственных наблюдений начинает делать выводы: мальчик упал, он плачет потому, что ему больно. Но одних наблюдений (падение и плач) ребёнку недостаточно, чтобы сделать вывод о состоянии и чувствах другого ребёнка. В этом ему нужна помощь взрослого.
Можно аккуратно наводить ребёнка на мысль о возможной помощи другому. Так, если ребёнок видит, что один ребёнок отобрал у другого игрушку, то, естественно, он видит слёзы обиженного малыша. Но снова ребёнку из фактов (отобранная игрушка, слёзы) непросто сделать выводы об эмоциональном состоянии другого, а, следовательно, он не может посочувствовать. И снова на помощь может прийти родитель: «Девочка плачет. У неё отобрали игрушку. Она очень расстроена. Может быть, предложить ей поиграть с нами в мяч. Как ты думаешь?». Родитель чётко обозначает факты, которые наблюдает и он, и ребёнок делает предположения о состоянии другого. Кроме того, родитель предлагает ребёнку каким-то образом, в меру своих сил и возможностей, помочь девочке. То есть родитель показывает, как можно поступить в данной ситуации. Ребёнок может откликнуться на ваше предложение и предложить девочке совместную игру, а может не захотеть этого сделать. Не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок делал то, к чему не готов. Нельзя сопереживать по команде, нельзя проявлять эмпатию под давлением взрослого.
И последнее, о чём хочется поговорить, – как родители могут сдерживать развитие эмпатии у ребёнка. Да, и такое может быть. Приведём пример. Пятилетний Игорь увидел, как на площадке у маленького мальчика сломалась машинка. Игорю стало жалко мальчика, и он решил подарить ему свою машинку. Ему хотелось порадовать малыша. Но бабушка рассердилась и сказала, что нельзя раздаривать игрушки, что родители покупают ему игрушки не для того, чтобы он их раздавал направо и налево. Игорь погрустнел… Бабушка прервала порыв Игоря. А ведь очень важно, что Игорь заметил, – другому плохо, сумел посочувствовать и даже подумал о том, как он может помочь. То есть можно сказать, что способность к сопереживанию у Игоря вполне развита. Но так как ему не удалось воплотить свои замыслы в жизнь, то с некоторой вероятностью он в дальнейшем не будет пытаться что-то сделать для другого.
Способность сопереживать, понимать, чувствовать другого – сложный феномен. Большое количество обстоятельств жизни как способствуют, так и препятствуют развитию эмпатии.
Источник
«Сыну три года. Меня очень беспокоит его поведение. Может дёрнуть за хвост кошку или ударить сестрёнку, отнять у неё игрушку. Он ещё совсем маленький, и мне кажется, что он не понимает, что делает другим больно. Что мне делать, как развить у сына чувство сопереживания?»
Воспитание эмпатии, умения сочувствовать, способности понимания проблем и эмоций окружающих людей, развитие эмоционального интеллекта — один из важнейших моментов психологического воспитания детей. Уровень эмпатии у каждого ребёнка отличается — если один ребёнок способен пожалеть и посочувствовать, то другой в той же самой ситуации может остаться равнодушным или даже позлорадствовать. И это тревожный знак для родителей. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Ирина Гладких расскажет вам о том, как развить у детей эмпатию.
Как развить эмпатию у ребёнка?
Что такое эмпатия?
Эмпатия — это способность узнавать, понимать чувства других людей и сопереживать им. Склонный к эмпатии человек реагирует на чувства и эмоции окружающих, при этом, человек как бы «влезает» внутрь другого человека и переживает его эмоции как свои собственные. Не всегда эмпатия означает, что будут предприняты какие-либо действия, оказана помощь тому, кому сопереживают. Чаще всего проявление эмпатии остаётся на уровне понимания чувств, эмоций и их глубины.
Различают несколько видов эмпатии:
- когнитивная эмпатия — восприятие чувств других людей происходит осмысленно, интеллектуально, с помощью обращения к примерам, аналогиям, проведения параллелей.
- эмоциональная эмпатия — при таком виде эмпатии человек сопереживает другому и распознаёт его эмоции, основываясь на проекции его чувств на себя и подражая его реакциям.
- действенная эмпатия — характеризуется не только сопереживанием, но и активным содействием, помощью другому человеку.
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Подходит детям старше 7 лет и взрослым.
Узнайте состояние основных когнитивных способностей и получите подробный отчёт
Ребёнок не сопереживает: как проявляется отсутствие эмпатии у ребёнка?
Иногда кажется, что эмпатия свойственна всем разумным существам от рождения, однако давайте разберемся, так ли это.
Итак, первое, что нужно понять: эмпатия — не врождённая способность. Новорожденный ребёнок не способен к эмпатии, сопереживанию и распознаванию чувств других людей. Главной его задачей является выжить, а не распознавать, насколько больно окружающим. При этом он, возможно, кому-то сделал больно или доставил неудобства. Даже далеко не все взрослые склонны к эмпатии, что уж говорить о детях и, особенно, о маленьких детях. Эмпатия должна развиваться по мере взаимодействия ребёнка со взрослым миром, и, конечно, в первую очередь, со значимыми взрослыми, вместе с опытом социального взаимодействия и по мере взросления ребенка.
Очень часто родители замечают, что малыши не проявляют эмпатию по отношению ни к сверстникам, ни к животным, ни к взрослым. Для маленьких детей естественно схватить кота хвост, нос или ударить, толкнуть другого ребенка за «место в песочнице». Они совершенно не понимают, что эти действия могут причинить кому-то боль, но могут распознать свою собственную боль или свои негативные переживания, и ставят их на первое место.
Даже более старшие дети с неразвитой эмпатией не понимают, почему нужно пожалеть бабушку или маленького ребёнка, или помочь незнакомому человеку. Ребёнок не сопереживает другому, не понимает эмоций, которые испытывает и сам он и другой человек, и не может дать адекватный ответ на эти эмоции.
Но ведь есть люди, с которыми никто специально не занимался, и они выросли прекрасными и эмпатийными взрослыми — скажете вы. Конечно, к эмпатии, как и к любой другой способности человека, может быть врожденная предрасположенность. Я бы назвала это интуитивным научением. Эта способность проявляется так же, как способность к языкам, математике и пр. Ребёнок «считывает» реакции окружающих людей на то или иное действие и повторяет его. Но даже в этом случае нужен пример перед глазами (родители, значимые взрослые с высокой степенью эмпатии). Всё воспитание и обучение детей строится на повторении действий, реакций обучающего (значимого) взрослого.
Окружающая обстановка оказывает большое влияние на развитие способности к эмпатии. Даже при наличии задатков к эмпатийному поведению, человек, взрослея, способен утрачивать их, если семья и окружающее общество не способствовали их развитию.
Отсутствие эмпатии у детей проявляется так же, как и у взрослых — ребёнок не жалеет другое существо если ему больно, плохо. Он не сопереживает и не высказывает сочувствие или желание помочь более старшим людям (бабушке, дедушке и пр.). Несколько пренебрежительно может относиться к игрушкам (на игрушках всегда проявляются первые эпизоды повторения ролевых сценариев для маленьких детей). Если эмпатия не проявляется у ребёнка 1,5-2 лет, то мы можем говорить о варианте нормы. К 3-м годам дети уже понимают, что такое сделать больно другому человеку, пожалеть кого-то, могут высказать участие.
Малыши могут «заражаться» эмоциями окружающих
Совсем малыши, которые ещё не обучены эмпатии, могут заражаться эмоциями окружения — например, когда плачут или смеются несколько детей, то они также начинают плакать или смеяться.
К возрасту 5 лет дети уже умеют эмоционально реагировать на чувства других людей и проявлять сопереживание. Ближе к школьному возрасту дети сопереживают взрослым, если видят, что они огорчаются или радуются.
В 7-11 лет эмпатия у детей проявляется дифференцированно. Больше всего сочувствия у младших школьников вызывают пожилые люди, затем сверстники и животные.
В сложном подростком возрасте очень важно, что бы у ребёнка были новые знакомства и контакты. В этом возрасте обучение эмпатии идет через контакт со сверстниками. Дети мало испытывают сопереживание по отношению к другому человеку, но они проявляют эмпатию в виде сочувствия.
Почему важно учить ребёнка эмпатии?
Почему нужно учить детей сопереживанию? Научить ребенка эмпатии очень важно. В последние годы чрезвычайно популярно и развито стало направление — эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и понимать эмоции других людей. Открылось очень много различных курсов и тренингов по развитию эмоционального интеллекта. Очевидно, что в основе эмоционального интеллекта лежит эмпатия. Для чего это нужно — развивать эмпатию и эмоциональный интеллект?
При развитой эмпатии у детей повышается чувствительность к другому человеку и мотивам его поведения. Развитие эмпатии у подростков оказывает благоприятное воздействие на их взаимодействие с окружающим миром. В частности: способствует развитию коммуникативных навыков, снижает вероятность отклонений от общепринятых норм поведения, повышая чуткость восприятия происходящего вокруг.
Ведь, ещё раз — что такое эмпатия? Это отождествление себя с другим человеком. Если кто-то плачет, то эмпатийный человек тоже будет плакать, если кому-то больно, то эмпатийный человек тоже почувствует боль. Но, если кто-то пытается обмануть, то человек с высокой степенью эмпатии почувствует и это тоже.
Высокоразвитая способность распознавать чувства и эмоции других людей помогает: избежать обмана, избежать вовлечения себя в противоправные или асоциальные действия, помогает в установлении социальных контактов и развитии навыков общения, улучшает взаимодействие и понимание с окружающими.
В более зрелом возрасте люди, которые обладают высокоразвитыми навыками эмпатии и распознавания эмоций других людей, легче и быстрее строят карьеру, добиваются более высоких показателей в работе, особенно связанной с контактами с людьми. Очень важны эти качества для людей сферы продаж, закупок, работы с населением, руководителей.
Эмпаты умеют устранять конфликты или не допускать их. Они очень чутко чувствуют границы конфликтных зон и умеют предотвращать их нарушения.
Как мы видим, причин для развития эмпатии у детей более чем предостаточно.
Эмпаты умеют устранять конфликты и не допускать их
Советы для развития эмпатии у детей. Как помочь ребёнку развить способности к сопереживанию?
Как родителям научить ребенка эмпатии? Может ли наблюдаться полное отсутствие эмпатии у ребенка?
Если у ребёнка нет каких либо заболеваний неврологического и психического спектра, то развить эмпатию у него, конечно, можно. Исключения составляют дети, с такими расстройствами, как аутизм, психопатия.
В первую очередь, воспитание эмпатии у детей начинается с проявления эмпатии взрослыми, его окружающими. Формирование эмпатии можно начинать с самых первых дней жизни крохи. Взрослым нужно открыто проявлять свои эмоции и называть их при этом. Открыто проявляя эмоции, взрослый показывает малышу, что не нужно бояться или скрывать свои эмоции, а нужно выражать их открыто. Называя эмоции, взрослый помогает ребенку осознать и узнать названия эмоций. Например, мама смотрит на ребёнка, улыбается и говорит: «Я очень рада, что ты у меня есть, мне очень приятно видеть тебя».
Следующим этапом развития эмпатии является называние эмоций, проживаемых ребёнком. Например, взрослый говорит плачущему ребенку: «ты расстроен, ты сейчас плачешь». Если ребенок ударился — «тебе больно» и т.д. Если мама оставляет ребёнка в детском саду или с няней/бабушкой и ребёнок сильно плачет, то правильным поведением мамы будет проговорить эту ситуацию: «Я вижу, что ты расстроен, мне тоже очень грустно оставлять тебя, но, к сожалению, мне нужно идти по делам. Я обязательно к тебе вернусь через некоторое время, и мы почитаем с тобой книжку (поиграем/погуляем).» Слова мамы помогут малышу осознать, что он чувствует, покажут, что открытое проявление эмоций помогает получить обратную связь и наладить контакт.
Далее ребенок уже учится чувствовать и воспринимать свои ощущения, чувства и эмоции самостоятельно, без интерпретации их названий взрослыми. На этом этапе взрослому нужно чаще спрашивать ребёнка (что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя настроение и т.д).
После того, как ребёнок научился понимать и называть свои собственные эмоции, нужно обращать его внимание на эмоции и чувства других людей, животных и даже книжных персонажей. «Как ты думаешь, что сейчас чувствует этот человек? это животное? герой этой сказки?» Предлагайте ребенку сначала варианты названий чувств и эмоций, а впоследствии побуждайте его высказывать свои соображение.
Приводите пример на основе увиденного. Например — на прогулке вы видите, как упал и заплакал другой ребенок. Вы озвучиваете своему малышу – «Смотри! Малыш упал, ему больно и поэтому он плачет». После нескольких таких пояснений ваш малыш сможет самостоятельно делать выводы о причинах слёз и чувствах других людей.
Вы можете научить своего ребёнка не просто эмпатии, а действенной эмпатии. Подскажите малышу, что в ситуации, когда другому ребёнку плохо (больно, грустно), он может ему помочь. Например, на площадке один мальчик отобрал у другого игрушку. Ребёнок без игрушки, конечно, плачет. Объясните своему малышу — «Посмотри — мальчик плачет, потому что у него отобрали игрушку и он очень расстроился. Как думаешь, если мы предложим ему поиграть с нами, это сможет его утешить?» Здесь главное чётко обозначать факты, называть эмоции и предлагать простые пути решения, такие, которые будут понятны малышу в силу его возраста. Если ребёнок в какой-то момент не готов поделиться игрушкой, пригласить поиграть или просто проявить эмпатию, не нужно на него давить, и тем более говорить, что он плохой, раз не жалеет другого. Проявите терпение. Ребёнок воспитывается не словами, а поступками, и если вы сами будете проявлять эмпатию и помогать ребенку распознавать чувства и эмоции (и свои, и окружающих), то вы, конечно, поможете ребенку развить способности к сопереживанию.
Хорошим подспорьем в деле развития эмпатии являются детские сказки, различного рода художественная литература, детские спектакли и мультфильмы времён СССР.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная когнитивная тренировка CogniFit («КогниФит»)
Упражнения и игры на развитие эмпатии
Как заложить в детях основы эмпатии? Родителям, интересующимся, как учить детей сопереживанию, помимо книг и мультфильмов пригодятся игры. Любое обучение в детском возрасте , и развитие эмпатии в том числе, лучше всего проходит и воспринимается в игре. Играть можно как в паре взрослый — ребёнок, так и пригласить других взрослых и детей к играм. Я опишу игры на примерах участников взрослый — ребенок, так как это наиболее распространённая ситуация.
«Обезьяна и зеркало». Ребёнок и взрослый садятся друг напротив друга. Один становится «зеркалом», а второй — «обезьянкой». Задача обезьянки показать определенные эмоции, а задача зеркала — как можно точнее повторить мимику обезьянки. После этого участники меняются ролями. В этой игре ребёнок учится распознавать мимические проявления той или иной эмоции, а также выражать их.
«Угадай чувство». Участники игры по очереди изображают то или иное чувство. Второй участник должен угадать, какое именно чувство было изображено. Для детей постарше можно написать названия задания — названия эмоций — на карточках. Участники постоянно меняются ролями.
«Телефон». Участники игры звонят по воображаемому или игрушечному телефону. Участник имитирует разговор с кем-либо, не называя его. Задача второго игрока — понять, с кем говорит первый (мама, бабушка, дочка, сестра и пр). Участники меняются ролями после каждого «разговора».
«Подарок другу». Один участник игры дарит «подарок» второму. При этом жестами, эмоциями, мимикой требуется передать своё отношение к имениннику. Задача «одариваемого» — понять, какие именно эмоции показывает «даритель».
«Привет ручки/ пока ручки». Два игрока садятся напротив друг друга и с помощью рук учатся выражать свои эмоции, а также воспринимать чувства другого через прикосновение. Это упражнение хорошо снимает телесные барьеры и учит выражать свои чувства с помощью языка тела. Игроки закрывают глаза и выполняют следующие действия:
— ручки знакомятся: игроки знакомятся друг с другом с помощью одних только рук.
— ручки ссорятся: игроки должны поссориться только одними руками.
— ручки мирятся: игроки должны помириться одними только руками.
После игры поговорите с ребенком: что он чувствовал во время выполнения упражнения, что ему понравилось, а что нет.
«Эмоции героев». Взрослый читает ребёнку сказку. Заранее нужно подготовить карточки с изображёнными на них эмоциями. В процессе чтения ребенок выкладывает карточки, по его мнению, характеризующие состояние героя. После сказки взрослый обсуждает с ребёнком его выбор. В этой игре сказка должна быть небольшой и красочно описывающей эмоции.
Игры и занятия с ребёнком помогут развить эмпатию
«Что изменилось». Во время этой игры ребёнок учится чувствовать разницу в общении. Цель: заметить различия в ощущениях от общения в зависимости от позиции. Взрослый и ребёнок садятся друг напротив друга, лицом к лицу. Начинают разговор о чём-либо интересном им обоим. Примерные темы разговора: моё любимое животное, мой самый радостный день в прошлом месяце, мой самый лучший друг и пр. Сначала разговор идёт лицом к лицу, затем пара меняет положение — ребёнок сидит на стуле — взрослый стоит, затем ребёнок стоит, а взрослый сидит на стуле перед ним, после этого ребёнок и взрослый садятся спиной друг к другу. Всё это время они продолжают говорить. Можно поставить таймер на каждую позицию — например, по 2-3 минуты (чтобы ребёнок не устал).
После игры происходит обсуждение, что изменилось в ощущениях в зависимости от позиции ребёнка и взрослого. Ребёнок рассказывает, что ему понравилось, а что нет.
Рисование. Ребёнку предлагается под тихую спокойную музыку нарисовать самое доброе животное и рассказать о нём. Ребёнок должен придумать имя для животного и небольшой рассказ о нём и его характере. Эта игра учит ребёнка понимать, как проявляется характер другим человеком (существом).
В заключение, хочу еще раз отметить, что дети воспитываются не нотациями и правильными речами, а примерами перед глазами. Если родители проявляют эмпатию, то и ребёнок научится ее проявлять. Однако родителям нужно быть осторожными, и соблюдать, как и во всём, меру. Эмпатия при всей её положительности, может вызывать очень сильные чувства, вплоть до самоотречения. Нужно, вместе с привитием эмпатии, объяснять ребёнку, что есть граница между ним и другим человеком, и сопереживать тоже нужно в меру.
Берегите себя и своих детей. Любите их, и они ответят вам тем же.
Источник