Развитие у ребенка способности к критическому мышлению

Статьи

Психология и педагогика

Практически повсеместно участники системы образования подчеркивают необходимость развивать критическое мышление у школьников. Характерные навыки формируются не на одном предмете и, конечно, не за один урок. Критическое мышление требует системного подхода и особого внимания с точки зрения образовательных результатов. Методики реализации такого подхода представил в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник» заместитель директора по административной работе НИУ ВШЭ Олег Федоров.

28 января 2019

Значение критического мышления

Критическое мышление — это способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать ее. То есть это не только мышление скептическое, которое является наиболее распространенной формой понимания критического мышления. Речь идет об умении поставить вопрос и засомневаться в суждениях. Критическое мышление начинается с определения границы своего знания и незнания, и с понимания, что за границами знания есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить.

В самый раз вспомнить модное сейчас вопрошающее обучение – обучение через исследование. Эта технология начинается с постановки вопроса, а задача педагога – составить такую ситуацию, через которую ребенок сможет к этому вопросу прийти. Очень важно, чтобы вопрос «почему?» прочно обосновался в обиходе ученика.

К критическому мышлению не относятся такие навыки как запоминание, понимание, интуитивное или творческое мышление. Составляющими процесса критического мышления являются:

  • наблюдение,

  • интерпретация,

  • абстрагирование,

  • анализ и синтез,

  • индукция и дедукция,

  • логика.

Критическое мышление на уроке и вне его

Стадии развития критического мышления:

  1. Вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности.

  2. Осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными.

  3. Рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Формы и средства развития критического мышления:

  • сбор данных,

  • анализ текстов,

  • сопоставление альтернативных точек зрения,

  • коллективное обсуждение,

  • разные виды парной и групповой работы,

  • дебаты,

  • дискуссии,

  • публикации письменных работ.

Из-за большого объема предметного материала, который необходимо охватить за весьма ограниченное учебное время, педагоги не всегда могут уделить должное внимание развитию критического мышления. В таких случаях полезны внеурочные стратегии: «Подводим итоги дня, недели, месяца, четверти, года…», «Прорабатываем варианты решения проблемы», «Мыслительные тренажеры», «Ведем дневник». Есть также специальные методики, позволяющие внедрить развитие критического мышления непосредственно в учебный процесс.

Думай. Сборник головоломок для развития мышления

Эта книга для детей, которые любят разгадывать головоломки. Специально для них команда профессиональных авторов разработала эту книгу, которая представляет собой сборник разнообразных задач. Решая их, ребенок развивает внимательность, память, логическое и творческое мышление.

Купить

Урочные приемы для развития критического мышления

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Ромашка Блума

Объединяет:

  • Простые фактические вопросы, которые требуют знания материала и ориентированы на работу памяти.

  • Уточняющие вопросы: «насколько я понял….», «правильно ли я вас поняла, что…».

  • Интерпретирующие, объясняющие вопросы, через которые школьники учатся осознавать причины тех или иных поступков или мнений.

  • Оценочные, сравнительные вопросы, которые подходят, например, для ситуации, когда один ученик выражает другому недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.

  • Творческие вопросы, прогноз: «Как вы думаете, что произойдет дальше…?».

  • Практические вопросы: «Как мы можем…?», «Как поступили бы вы…?».

Кластеры (гроздья)

Информация представляется в форме кластера с объединенными элементами.

Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…»

Ученики придумывают к слову, термину зрительные и слуховые ассоциации. Примеры:

Выглядит, как… Звучит как…

Часы

Конвейер

Ступеньки лестницы

Яркая картина

«Это ново!»

«Это интересно!»

Песня: куплет, припев

Изображение «Дерева предсказаний»

  • Ствол — это тема.

  • Листья — это прогноз.

  • Ветки — это аргументы, обоснования прогнозов.

Схема Fishbone («Скелет рыбы»)

  • Голова рыбы — это проблема.

  • Верхние ребра рыбы — это причины.

  • Нижние ребра рыбы — это факты.

  • Хвост рыбы — это вывод.

Оценочное окно

Для разбора информации выделяется поле, пересеченное двумя перпендикулярными осями: «Совсем непонятно — Хорошо понятно» и «Никогда не смогу применить — Сразу смогу применить».

«Плюс — Минус — Интересно» (ПМИ)

  • «Плюс» (+) — записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?».

  • «Минус» (-)— записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?».

  • «Интересно» (?)— записываются факты и мысли, которые могут отвечать ученику на вопрос «Что в этом интересного?».

«Знаю — Хочу знать — Узнал» (ЗХУ)

Информация распределяется в таблицу по принципу ЗХУ, на основе этого выстраивается дальнейшая работа.

З — что мы знаем Х — что мы хотим узнать У — что мы узнали и что нам осталось узнать

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию

А

Б

В

1

2

3

«Бортовые журналы»

Широко используются при смысловом чтении. Информация фиксируется в форме таблицы:

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Двухчастный дневник»

Информация представляется на основе ключевых вопросов.

Вопросительные слова Основные понятия темы

Что?

Какой?

Чем отличается?

Почему?

«Концептуальная таблица»

Ученики сравнивают информацию (желательно – на основе самостоятельно составленных линий). Пример:

Линии сравнения Роберт Скотт Руал Амундсен
Команда
Снаряжение
Опыт
Погода
Удача

Сюжетные таблицы

Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Инсерт (условные значки)

При смысловом чтении ученик делает отметки условными значками, а после переносит информацию в таблицу.

V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) — (исправить неверные предположения) ? (пробудить дальнейший интерес к теме)
Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Стратегия «Отсюда — сюда»

На уроке чередуются индивидуальная и групповая работы: Группа получает общее задание → Каждый член группы получает «свой» объект исследования → Сбор информации об объекте → Обмен информацией в группе → Выделение общего для запоминания основной части таблицы → Заполнение таблицы → Написание совместного исследования по теме → Презентация исследования

Развитие навыков ведения дискуссии

Приемы:

  • Ролевая игра.

  • Перекрестная дискуссия.

  • Спор-диалог.

  • Метод углов (Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы — контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе).

  • 6 шляп (В соответствии с цветом шляпы ученик доказывает ту или иную точку зрения).

  • Аквариум (Ведущий задает тон дискуссии «аквариуму», где плавают «рыбки». В углах находятся эксперты, чьи мнения могут быть диаметрально противоположны. «Рыбки» «плавают» между экспертами, оценивая валидность и аргументированность их суждений, а также обращаются к ведущему и к наблюдателям, формируя собственную точку зрения).

Так школьники учатся делать собственные выводы, устанавливать приоритеты, чувствовать ответственность за выбор, прогнозировать последствия своих действий, вести культурный диалог — что напрямую относится к критическому мышлению.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

Зачем помогать ребенку развивать критическое мышление, все родители наверняка и так понимают. Другой вопрос — как это делать грамотно, последовательно и результативно? Прежде всего, как советуют психологи, конечно же, побуждать детей к размышлениям, поощрять их желание задавать вопросы, даже если эти вопросы ставят вас в тупик, и вам вообще хотелось бы избежать разговоров на неудобные темы. Каждый раз, когда слышите вопросы от детей, постарайтесь отвечать на них не механически, не стандартными фразами, а действительно ставя себя на место ребенка, пытающегося понять жизнь, в которую он пришел.

С самого начала, когда ребенок еще маленький, и когда вы читаете ему сказки, старайтесь развивать у него понимание того, что эта история всего лишь один из вариантов событий, которые могли бы произойти. Все могло бы случиться иначе, если бы… А что именно «если бы» и «кому было бы в этой ситуации лучше всего» — рассуждайте вместе.

Когда ребенок становится старше, эксперименты над литературными произведениями или фильмами можно продолжить: ставьте паузу в момент поворотных событий и спрашивайте у ребенка, как он думает, что произойдет дальше, что может произойти, как он хотел бы, почему, как поступил бы на месте главного героя. После того, как поворот истории станет известным ребенку, сравните его ответ с сюжетом книги или фильма, обсудите сходства и различия.

В жизненных ситуациях тоже поощряйте ребенка заранее просматривать варианты развития событий в случае принятия тех или иных решений. Человек, у которого все в порядке с критическим мышлением, способен спокойно обосновать свой выбор, свое мнение, свое решение, принятое в результате анализа совокупности моментов, а не просто продиктованное кем-то.

Учить ребенка мыслить критически помогут открытые вопросы. Они помогают смещать фокус внимания с получения готового решения от взрослых на самостоятельный поиск возможных решений. Открытые вопросы это те, что не предполагают варианты ответов «да/нет», те, что формулируются вокруг вопросов «Как?..», «Где?..», «Кто?..», «Что?..», «Когда?..» и «Зачем?.. Почему?..». Помогите ребенку научиться задавать их себе, в какой бы спорной или конфликтной ситуации он не оказался, какие бы проекты не воплощал и какие бы идеи не обдумывал. А для этого — начните с себя. Да, банальный совет, но он всегда работает с детьми.

КТО?

  • Для кого эта ситуация является проблематичной?
  • Кто извлекает в этой ситуации выгоду?
  • Кто может пострадать?
  • Кто уже пострадал?
  • Кто принимает решения?
  • Кто может повлиять на решения?
  • Есть ли кто-то, с кем можно дополнительно посоветоваться насчет сложившейся ситуации?
  • Кто уже побывал в данной ситуации, и как его опыт может помочь?
  • Кто является источником данной информации?
  • Насколько надежен источник информации?

ЧТО?

  • В чем именно проблема, в чем ее суть?
  • Какова цель решения проблемы?
  • Каковы преимущества этого или другого решения проблемы?
  • Каковы недостатки этого решения?
  • Что может быть альтернативой?
  • Какие аргументы против тебя?
  • Каков лучший сценарий для тебя? Для других?
  • Каков худший сценарий? Что может произойти самого плохого?
  • Каковы препятствия для реализации проекта или решения проблемы?
  • Что в данной ситуации важнее всего? Что менее важно сейчас?
  • В чем интерес людей, которые решают эту проблему вместе?
  • Какова твоя цель решения проблемы?
  • Какова твоя степень влияния на решение проблемы, ситуации?
  • Что именно тебе мешает решить проблему, достичь своей цели?
  • Что делать, если происходит что-то, что не было запланировано, если все пошло не так, как хотелось?
  • Что делать, если цель достигнута?
  • Что можно улучшить?

ГДЕ?

  • Где можно найти подробную информацию об этом?
  • Где можно найти помощь?
  • Будет ли где-то это проблемой?
  • Где-то есть потребность в твоей идее?

КОГДА?

  • Когда твой проект, твое решение может стать проблемой?
  • Если идея не воплощается сейчас, то когда сможет?
  • Когда будет лучшее время для ее реализации? Стоит ли подождать?
  • Когда следует обратиться за помощью?

ПОЧЕМУ?

  • Почему же это все-таки проблема?
  • Почему некоторые люди видят это как проблему, а другие не видят?
  • Почему это важно для тебя? Для других?
  • Почему людям нужно знать о проблеме, быть в курсе тех или иных идей, ситуаций?
  • Почему они знают об этом так мало?
  • Почему существует необходимость действовать именно сегодня?

КАК?

  • Как это решение повлияет на тебя? Повлияет на весь мир?
  • Как улучшить существующую ситуацию, идую, проект?
  • Как достичь своих целей?
  • Как оповестить максимально возможное количество людей?
  • Как обойти выявленные препятствия?
  • Как узнать, что эта информация верна?
  • Как узнать, что это решение хорошее или плохое?
  • Как понять, что это решение правильное?
  • Как ты будешь судить об этом решении в будущем?

Жанна Алибулатова

Источник

6 922

В разумных пределах способность подвергать сомнению и проверке все, что пытаются вам внушить, — полезный навык. Особенно сегодня, когда вокруг так много противоречивой информации. Еще больше он пригодится в будущем. Как привить этот навык ребенку с дошкольного возраста, объясняет консультант по обучению Кэрри Уильямс Хау.

В мире мы сталкиваемся с множеством трудностей, а значит, нам нужны люди, которые будут ставить под сомнения идеи, выдаваемые за факты. Нам нужны те, кто будет задавать сложные и «неудобные» вопросы, будет тщательно обдумывать решения и оценивать их влияние на свою и чужую жизнь. Наш мир нуждается в сильных людях с критическим мышлением.

Во время обучения в докторантуре я 4 года искала ответ на вопрос, помогают ли инновационные подходы к преподаванию развить навык критического мышления. Я убеждена, что это один из важнейших навыков и ему нужно уделять внимание в системе высшего образования. В то же время как родитель я верю, что начинать работать над этим нужно задолго до поступления ребенка в вуз.

Научиться критически мыслить и принимать решения — задача длиною в жизнь. Мы не можем ожидать, что дети мгновенно овладеют этими навыками. Однако мы можем посеять семена, которые прорастут и помогут освоить комплексное мышление, когда они станут старше. Вот как это сделать.

Создавайте доверительную среду

Детям нужно чувствовать, что к их мнению прислушиваются. Предлагайте им участвовать в принятии семейных решений, учите задавать вопросы взрослым — например, врачам и учителям — не боясь, что вопрос покажется другим глупым.

Хвалите их за любознательность, откладывайте другие дела, чтобы поддержать обсуждение. Показывайте, что вы цените их размышления. Если кажется, что ребенок сделал неправильный вывод, не говорите об этом прямо. Лучше спросите, рассмотрел ли он другие точки зрения.

Бросайте вызов

Иногда дети хотят просто получить от нас ответ, но в некоторых случаях полезно ответить вопросом на вопрос. Например, мой шестилетний сын спрашивает: «Почему ты не покупаешь мне пистолет?» Я могу начать длинный монолог о важности контроля над оружием, а могу задать ему вопрос: как он думает, с чем связан этот запрет.

Выслушав его догадки, я могу подобрать более точные слова для дискуссии, а еще помочь ребенку осознать, что он способен сам отвечать на свои вопросы и формировать мнение.

Знакомьте с новым

Старайтесь показывать детям мир. Я, например, беру ребенка на выборы и объясняю, почему голосую за того или иного кандидата. Я стараюсь не усложнять и не перегружаю его подробностями, а рассказываю, как приняла это решение.

Кроме того, мы живем в районе, где преобладает белое население, поэтому мой сын едко сталкивается с детьми с другим цветом кожи. Поэтому я ищу другие способы показать ему разнообразие — например, с помощью книг и телепередач. Если он замечает человека с другим цветом кожи или с ограниченными возможностями, я не говорю: «Тс-с-с, не говори об этом!» Нет, я помогаю ему правильно сформулировать вопрос и во всем разобраться.

Поддерживайте интеллектуальное и эмоциональное развитие

Критическое мышление и дискуссии — эмоционально затратные процессы. Конечно, важно задавать детям правильные вопросы и поощрять их к поиску собственных ответов. Однако иногда они слишком устали для этого. Будьте внимательными к их эмоциям: иногда нужно просто помочь им найти подходящее решение.

Когда перед ребенком встает сложный вопрос, помогите ему разобраться в своих чувствах: «Тебе кажется, что ты совсем запутался? Если хочешь, можем сделать перерыв и вернуться к беседе позже». Также важно признавать собственные чувства: «В этом непросто разобраться, правда? Иногда я сама не могу решить, что делать, и это меня огорчает. Но я знаю, что не нужно принимать решение прямо сейчас, и это мне помогает».

Я хочу, чтобы мои дети находили новые способы интерпретации общепринятых теорий

Важный элемент критического мышления — способность понимать эмоции окружающих. Мы можем ее развить в детях, если научим их ставить себя на место другого. «Кажется, сорвать яблоко с чужого дерева — это ерунда. Но представь: ты выглянул из окна и увидел, что кто-то рвет наши яблоки. Что бы ты почувствовал?»

Когда дети подрастут, я буду предлагать более сложные примеры. Я хочу, чтобы разговоры за ужином научили их вести уважительный диалог даже с теми, с кем они не согласны, чтобы на момент поступления в вуз они были подготовлены к учебе и к жизни реальном мире. Чтобы задавали вопросы, на которые даже преподаватели не смогут ответить, и находили новые способы интерпретации общепринятых теорий.

Об авторе

Кэрри Уильямс Хау (Carrie Williams Howe) — консультант по обучению и развитию. Подробнее на ее сайте.

Источник