Развитие у ребенка пространственной ориентировки
Юлия Петрова
Ориентировка в пространстве и ее значение для развития ребенка
Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.
Пространственная ориентировка — это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы.
И. М. Сеченов отмечал, что активное передвижение раздвигает границы осваиваемого ребенком пространства. Ходьбу И. М. Сеченов назвал «дробным анализатором пространства».
Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности.
Таким образом, можно утверждать, что активная двигательная деятельность ребенка теснейшим образом связана с практическим освоением пространства и с формированием пространственных представлений.
Большинство исследователей сходится в понимании пространственной ориентировки как способности человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.
Основные пространственные категории, овладение которыми необходимо для успешности ориентировки на местности: знание направлений пространства; определение местоположения в пространстве субъекта или какого-либо другого объекта, в котором зафиксирована точка отсчета; понимание перемещения с точкой отсчета «от себя»; оценка расстояния и расположения объектов и субъекта.
Наличие этих умений позволяет говорить о свободном ориентировании в незнакомом пространстве и характеризует высокий уровень ориентации.
Ф. Н. Шемякин (1940) ориентировку в пространстве определил, как уяснение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам, или, что одно и то же, их положения по отношению к нему самому. Исследователи отмечают, что пространственная ориентировка зависит от целостного восприятия предметного мира. Уже на втором году жизни нормально видящие дети понимают местоположение предметов и передвигаются осознанно по направлению к, ним.
Рассматривая особенности развития пространственной ориентировки у
дошкольников,исследователи выделили два ее вида:
1) на собственном теле;
2) в окружающем пространстве.
Тесная взаимосвязь этих двух видов ориентировки обусловлена тем, что первый вид ориентировки развивается раньше второго, и тем, что ориентировка на собственном теле лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве. Различение детьми частей своего тела и определение парно-противоположных сторон «на себе» является основой для развития понимания детьми «схемы собственного тела», которая является, в свою очередь, чувственной основой системы отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.
С развитием практической пространственной ориентировки
изменяется, совершенствуется и характер отражения ребенком
воспринимаемого пространства. Ориентировка на собственном теле, среди
окружающих предметов и на местности не существует раздельно. Эти виды
ориентировки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Пространственные представления формируются на основе постоянно взаимодействующих зрительных, слуховых, осязательных, двигательных и кинестезических ощущений. Однако зрение является ведущим анализатором при восприятии пространства. Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность.
Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно. Вначале он следит за горизонтально движущимся предметом, затем вертикально и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости. Затем начинает осваивать глубину пространства. Вертикальное положение при ходьбе позволяет быстрее всего освоить направления вверх — вниз. При этом ребенок осваивает систему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центром системы координат. Различая горизонтальные оси вперед — назад, налево — направо, ребенок постепенно разбивает пространствона координатные углы: переднюю левостороннюю и другие зоны. Разница между ними исчезает, когда ребенок осваивает глубину пространства. Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенок использует систему с фиксированной точкой отсчета (на себе) и переходит к использованию системы со свободно перемещаемой точкой отсчета (на другие объекты). Этапы пространственной ориентации — на себе, от себя, от объекта — не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Позднее ребенок ориентируется на листе бумаги, тетради, книги, на листе бумаги в клеточку.
Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте — источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д., влияющих на восприятие и мышление.
Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу.
Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху — где голова, внизу — где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.
Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.
Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.
Младшая группа.
Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди — сзади (позади, вверху — внизу, справа (направо) — слева (налево). Различать правую и левую руки.
Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Старшая группа.
Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева — справа, вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т. д.).
Ориентировка в пространствепомогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначатьв речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Ориентировка на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Подготовительная группа.
Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки).
В раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов.
Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов.
Представления о предметах и их свойствах образуются раньше, чем представления о пространстве, и служат их основой.
Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребенок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги.
Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений. При этом в каждом отношении («над-под», «за-перед») ребенок сначала усваивает представление об одном члене пары (например, «над», «перед», а затем, опираясь на это представление, усваивает второе. Но, усваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, он оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять, что отношения изменяются,если смотреть на предмет с другой стороны: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т. п.
Только к концу дошкольного возраста у детей (да и то далеко не у всех) появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.
Таким образом, в общепедагогической и общепсихологической литературе достаточно широко представлены исследования по различным вопросам и направлениям проблемы пространственных восприятий, представлений, практической ориентировки и путей их формирования у детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием.
Анализ этих исследований показал следующее:
— пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, основанное на взаимодействии различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства;
— начальные стадии формирования пространственной ориентировки связаны с предметно-практическим освоением детьми пространственных направлений, начиная с собственного тела и ближайшего пространственного окружения, а затем и словесной системы отсчета;
— важное значениеимеет активная предметно-практическая деятельность детей: манипуляции с предметами, передвижение в пространстве, позволяющие детям конкретно знакомиться с окружающим пространством и его признаками;
— систематическое целенаправленное обучение способствует успешности овладения детьми пространственными ориентировками
Источник
Наталия Губайдуллина
Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста
Ребенок идет в школу! Радостное событие для семьи. Но проходить немного времени и появляются трудности у ребенка, которые проявляются уже в первом классе. «Мой старший сын учится в первом классе. Он допускает ошибки при выполнении заданий по письму, чтению и математике. Он перескакивает через строку, путает направления (слева — справа). Как сказала учительница, у него недостаточно сформировано пространственное ориентирование.»
Как же избежать этих трудностей?
При несформированности пространственного ориентирования ребенок не может определить правую и левую сторону листа, начинает писать в «обратную сторону», пишет «зеркально», пропускает строку и испытывает трудности при оформлении своих работ на различных занятиях. Во избежание этих трудностей, формирование пространственных ориентировок необходимо начинать как можно раньше.
В младшем возрасте – через различные игровые ситуации.
Следует отметить, что у детей-правшей и детей-левшей существует некоторая разница в данном процессе. Дети-правши более легко усваивают направления: вверх, сверху; справа, правее. У детей с ведущей левой рукой преобладают противоположные позиции: снизу, слева и т. д.
Мы поговорим сейчас о детях – правшах.
Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве.
На определенной стадии развития в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.
Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы и т. д., но еще полностью не владеют речевой дифференциацией «правое» — «левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
Ориентировку в окружающем пространстве.
Формирование пространственного ориентирования у детей 3-4 лет в игровых ситуациях.
В данном возрасте рекомендуется формировать пространственные отношения на собственном теле и относительно собственного тела.
Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, бытовых моментах, гигиенических процедурах.
В это время формируются пространственные отношения относительно собственного тела, активизируется речь. Дети учатся выполнять действия по инструкции. Формируется длительный направленный выдох. Развивается зрительное и слуховое внимание. Очень важен самомассаж пальцев и лицевых мышц.
Упражнение «Это мы».
Это ручки – вот, вот.
Это ножки – вот, вот.
Это спинка, вот живот.
Это глазки – вот, вот.
Это нос, это рот.
Ох, устали.
Вытрем лоб.
Показ движений соответственно тексту.
Игра «Комарики» позволяет дифференцировать части тела, учит вслушиваться и слышать речь другого человека, развивает внимание.
Дарики-дарики, Руки в кулачке, указательный палец совершает круговые движения.
Ай, да комарики!
Вились, кружились
На…щечки садились: кусь-кусь. Легкие прищипывания названной части тела.
Детей увлекает эта игра. Особенно им нравится, когда их пытаются «обхитрить»: взрослый говорит: «на щечки садились», а сам прикасается к ушкам.
Игра «Котята» — это не только массаж лица, но вызывание дополнительных положительных эмоций у ребенка.
Умыли котята глаза -Кулачками тереть глаза.
И носы, — Движение сверху вниз по носу.
И щечки, — Круговые движения по щекам.
И лобики, — Пилящие движения ребром ладони
Даже усы. — Так же по верхней губе.
И «Доброе утро» — Ребенок поворачивается к взрослому
Мяукнули в чистые ушки: «МЯУ» — на ухо произносит: «Мяу».
Дифференциация правых и левых частей тела (у правшей) начинается с выделения ведущей правой руки.
Рекомендуются следующие виды заданий:
Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений взрослый сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то взрослый называет ее сам, а дети повторяют.
Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.
Формирование пространственного ориентирования у детей 4-5 лет в игровых ситуациях.
В данном возрасте рекомендуется продолжать формировать пространственные отношения
— на собственном теле и относительно собственного тела.
— пространственные отношения относительно собственного тела в пространстве и на листе бумаги.
Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, в бытовых моментах, игровых ситуациях. Применять их в усвоении различных лексических тем.
Тема: «Водный транспорт».
Данные задания позволяют формировать пространственные отношения относительно собственного тела и на листе бумаги. Активизировать речь. Закреплять понятия: вверх, вниз, влево, вправо, далеко, близко. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Учить выполнять действия по инструкции. Формировать длительный направленный выдох. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Вам необходимо подготовить: поделки из бумаги – оригами «Парусник», листы бумаги квадратной формы со стороной 15 см, палочки, трубочки, план – схема «Путешествия»,
Ход занятия:
Упражнение на дыхание соревновательного характера «Чья лодочка дальше уплывет?».
Задание: подуть на лодочку и определить, чья уплыла дальше.
Выполнение: дети дуют на лодочку, определяют на сколько они за один выдох оказались дальше или ближе относительно друг друга.
Игра на ориентировку в пространстве «Путешествие за сокровищами».
Задание: выполнять указания ведущего по передвижению по плану.
Выполнение: один из играющих дает команды по передвижению по плану (вправо, вниз, вправо, вверх, второй проводит указателем по схеме – плану. Условие: ошибка в указании или выполнении засчитывается за проигрыш – «Аварию».
Задание: выложить из палочек (спичек, трубочек, деталей конструктора равной длины) изображение «Транспорт», заданное на схеме.
Варианты выполнения задания с усложнением:
1) Вы можете предложить детям образец, выполненный из такого же материала — «Сделай, как я»;
2) детям предлагается образец из другого материала — «Сделай, так же»;
3) детям предлагается образец (который затем убирается, затем дети выполняют изображение по памяти — «Сделай, как было»;
4) детям предлагается нарисованный образец – схема в равном масштабе, затем дети выполняют — «Выложи, так же» (в данном случае дети могут прикладывать палочку к образцу и переносить ее на поделку расположенную рядом);
5) детям предлагается образец – схема (изображение меньшее по размеру, дети выполняют — «Выложи по образцу».
Моторика «Парусник».
Попробуйте выполнить поделку из бумаги по технике оригами вместе с ребенком:
Сложите квадратный лист бумаги пополам на два треугольника. Разверните полученный треугольник к себе короткой стороной. Отогните кверху полосу шириной 1,5 см («два пальчика»). Переверните поделку и по намеченной полосе сделайте так же. Затем возьмите поделку за верхний угол, (движением вверх) выверните намеченную полосу. Получится парусник.
Попробуйте это сделать, даже если кажется, что это сложно.
Получите огромное удовольствие от общения с ребенком!
Если вы устали, проведите динамическую паузу или пальчиковую гимнастику:
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.
В заключении детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).
Игра «Назови соседей».
Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:
— что изображено справа от него,
— что нарисовано под ним,
— что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:
— в правом верхнем углу,
— вдоль нижней стороны листа,
— в центре листа, и т. п.
Игра «Геометрический диктант».
Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям. (Рис. 8)
Игра «Я еду на машине».
Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т. д.
Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.
Источник