Развитие у ребенка представлений о композиции

Развитие у ребенка представлений о композиции thumbnail

Наталья Суслонова
Дидактическая игра «Композиция» или «Создай пейзаж» для формирования у детей пространственных представлений

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Композиция» или «Создай пейзаж«. Дети дошкольного возраста выстраивают композицию в одну линию (фриз). Знают, что над головой небо, а под ногами земля и изображают полосой небо вверху листа и землю — по нижнему краю листа. Вот, чтобы помочь им увидеть, что оба пространства: небо и земля встречаются у горизонта, что объекты окружающего мира расположены по всему пространству земли и что размеры их уменьшаются по мере их удаления от нас, я и использую эту игру. Для удобства пользования элементы игры я расположила в трёх коробках: в одной коробке — деревья, кусты и кустики, облака (элементы пейзажа, в другой — здания и транспорт, в третьей — люди и животные. Всё это я вырезала из старых журналов и книг и из цветного картона и бумаги. Игра имеет два названия не случайно. Всё зависит от цели и задач, которые решаются в процессе игры.

Дидактическая игра «Композиция» или «Создай пейзаж» для формирования у детей пространственных представленийРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композиции

Итак, игра «Композиция«.

Цель:учить детей строить композицию от главного, от линии горизонта, диагональную, многоплановую от края листа, углубляя пространство.

Условия: сидя за столами, стоя на занятиях и в свободное от занятий время.

Материал:полосы разного цвета и формы, с помощью которых можно будет углубить пространство, силуэты домов, людей, машин, деревьев и других компонентов композиции разные по величине.

Методические рекомендации.

Игру можно проводить как часть занятия, а также в свободное от занятий время. используя как наглядное пособие при объяснении способов построения композиции, а также предлагать детям для самостоятельных игр. Если композиция строится от линии горизонта, то движение построения происходит к переднему краю плоскости. Если от центра, то строится вокруг главных персонажей. Если строится фризовая композиция вдоль переднего края (как чаще всего дети строят изображение, то с помощью полос мы углубляем пространство, показывая всё новый и новый фриз с более мелкими деталями, двигаясь к линии горизонта, а точнее отодвигая её в глубь пространства плоскости листа. Далее можно будет показать, как объекты изображения частично прикрывают друг друга (опираясь на наблюдения). Используя эти же силуэты, можно показать и диагональную композицию, объясняя способы изображения движущихся объектов. Переставляя объекты композиции, можно быстрее изменить композицию на глазах у детей, чем рисуя и стирая на доске, а тем более на листе.

Развитие у ребенка представлений о композиции

Игра «Собери пейзаж«

Цель:Развивать у детей пространственные представления и умение применять эти знания при составлении пейзажа, учитывая знания об особенностях нашего зрительного восприятия (далеко расположенные объекты кажутся маленькими). Развивать чувство меры, гармонии, чувство ритма. Продолжать работу над построением композиции и её содержанием. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, жанре изобразительного искусства «пейзаж«. Учить детей выполнять условия и правила игры, действовать сообща, учитывая интересы команды, подчиняя свои желания этим интересам. Учить радоваться совместному успеху, успеху других.

Условия: игра проводится со всей группой или по подгруппам по 5-6 человек на столах, а также в самостоятельной творческой деятельности индивидуально.

Материал:4 поля величиной А2 с выделенной линией горизонта, силуэты деревьев, домов, людей, транспорта, животных.

Методические рекомендации:

На первом этапе в процессе обучения игра проводится со всей группой. Дети по очереди выбирают объект и находят ему место в общей композиции, ориентируясь на линию горизонта, учитывая глубину пространства и особенности нашего зрения. В процессе этой игры уточняются и дополняются представления детей о пространственных взаимоотношениях.

Развитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композиции

На втором этапе дети делятся на подгруппы и участвуют в соревновании между командами. Учитывается умение договариваться, работать сообща.Перед началом игры уточняются условия и правила: активность, умение советоваться, скорость, конечный результат (композиция и эстетика). Далее проводится работа над ошибками,в которой участвуют все дети: дают советы, исправляют погрешности.

Развитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композиции

Следующий этап — это самостоятельные творческие игры с данным материалом.

Развитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композиции

Уважаемые коллеги, очень надеюсь, что эта игра будет полезна вам в работе. Желаю вам творческих успехов.

Источник

Елагина Н.А.,

Педагог дополнительного образования

МБДОУ «Криулинский детский сад №3»

МО Красноуфимский округ

Аналитическая записка

Одной из важных педагогических задач в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста является овладение умениями и навыками художественно-изобразительной деятельности. Наибольшие затруднения для дошкольников представляют композиционные поиски: умение передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение. Овладение элементарными основами композиции, представляющими особую форму эстетического познания мира, обеспечивает, в сочетании с другими средствами, достижение наилучших результатов в создании художественного образа.

Многими исследованиями (Г.А. Подкурганной, Ю.А. Полуянова, В.А. Езикеевой, Н. Стреляновой) подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств (линия, форма, цвет, композиция) в определенной степени доступен дошкольнику.

Обычно развитие композиционных способностей рассматривается в контексте общего творческого развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), которое интегрирует несколько видов опыта: эстетический, культурный, профессиональный, опыт социализации и саморазвития, опыт самостоятельной творческой деятельности (Д. Дьюи, К. Роджерс, Б.П. Юсов) [3].

Основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами [2; 83 с]. Для решения этой задачи хорошо подходит сюжетное и тематическое рисование.

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным и тематическим рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

— обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений;

— развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.

Читайте также:  Признаки отставания в развитии ребенок 5 лет

Л.А. Раева рекомендует проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций, и т. п. А в процессе наблюдений рекомендует использовать игровые приемы. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию — залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла [1; с. 246].

Рассмотрим задачи сюжетного и тематического рисования в старшей группе:

— научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;

— развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);

— развивать чувство цвета.

Дети старшего дошкольного возраста часто используют цвет как средство выразительности. Обычно они используют контрастные сочетания цветов в двух планах: на сближенных по цветовому тону цветах или на большой разнице в тоне. Различный характер цветового решения влияет на выразительность композиции. Особое внимание дети обращают на контрастность и насыщенность красок. Развить чувство цвета и научить подбирать цветовую гамму в зависимости от замысла помогают наблюдения за природой, рассматривание репродукций картин и иллюстраций, а также дидактические игры «Времена года» и «Части суток», задача которых заключается в подборе цветных карточек, соответствующих заданному времени года или части суток.

При обучении детей выделению композиционного центра при построении сюжетного образа следует знакомить с различными средствами выразительности художественных образов, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Развитию этих умений способствует дидактическая игра «Мой любимый натюрморт», задача которой состоит в упражнении составления натюрморта по собственному замыслу или по заданному сюжету.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные отношения между предметами. Эта задача усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. Пространственное размещение предметов на плоскости листа бумаги — то, чему ребенок должен обучаться. Закрепить понятия «перспектива» и «пропорция» поможет наблюдение, рассматривание и анализ репродукций картин и дидактическая игра «Перспектива», задача которой закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане рисунка.

Закреплению всех полученных знаний способствует игра «Придумай пейзаж», в ходе которой дети упражняются в составлении композиции с многоплановым содержанием, в выделении главного размером, цветом или формой; упражняются в составлении композиции, объединенной единым содержанием; уточняют знания о пейзаже как виде живописи; закрепляют знания о сезонных изменениях в природе; развивает наблюдательность и творческую фантазию.

Предложенные игры можно изготовить самостоятельно, сделав подмалевки на формате А3 для разных времен года и частей суток, подобрать разные фоны для натюрморта и вырезать из картона силуэты окружающего мира разных цветов и размеров: дома, деревья, кусты, фигурки людей и животных, овощи, фрукты, цветы, вазы и пр.

Список используемой литературы

  1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / Г.Г. Григорьева. — М., 1999.

  2. Комарова, Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 1.

  3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений (Дубровская Е. А., Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.)/ Под ред. Е. А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Источник

Лола Джалалова
«Основы композиции». Открытое занятие по рисованию

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ

«Основы композиции»

Тема занятия: Основы композиции

Цели занятия: Научить детей основам композиции. Правильно располагать будущий рисунок.

Задачи: Учить детей используя простые приемы располагать правильно рисунок.

Образовательные: Формировать у детей чувство гармонии в рисунке

Развивающие: Развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Развивать умение самостоятельно правильно располагать рисунок на заданном листе бумаги.

Воспитательные: Воспитать усидчивость и логическое мышление, воплощая задуманное в изображении. Воспитывать аккуратность во время работы.

Предварительная работа: Рассматривание рисунки детей с изображением животных.

Материалы и оборудования: Альбомный лист, карандаш, ластик, кисточка, баночка с водой. Наглядное пособие, изготовленное в виде перекидного альбома.

Изготовление наглядного пособия: Альбом имеет размер в полватмана. По верху листы склеены широким скотчем. Стихи распечатаны 18м кеглем и наклеены в верхнем левом углу. Для удобства, на задней стороне последнего листа изготовлен карман, куда вложены нарисованныеи вырезанные элементы альбома: рука и ежик.

Ход занятия:

— Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу о новом и сложном для вас понятии «композиция». Это целая наука, которой вы, сами того не зная, используете располагая свой будущий рисунок на бумаге. Только кто то правильно это использует, а кто то нет. Я вас научу правильно пользоваться этой наукой.

Что такое композиция? Это сложное слово означает науку о ПРАВИЛЬНОМ РАСПОЛОЖЕНИИ РИСУНКА НА ЛИСТЕ БУМАГИ. Чтоб разобраться, мы попробуем с вами нарисовать Ежика.

(Далее нумерация означает страницу альбома-пособия)

1) Если рисунок на листе правильно располагается,

Хорошей композицией это называется!

«Основы композиции». Открытое занятие по рисованию

2) Хочешь красиво уметь рисовать?

Правила лёгкие должен ты знать!

Рисуй, не стесняясь, достаточно крупно,

Чтоб без очков было видно доступно.

Развитие у ребенка представлений о композиции

3) Умей так рисунок расположить,

Чтоб лист и рисунок стали дружить.

Так нарисуй, чтоб казалось тебе –

Лишнего места нет на листе.

Развитие у ребенка представлений о композиции

4) Чтоб правила легче было понять,

Попробуем ёжика нарисовать.

Рисунок с листочком должен дружить,

Как лучше нам ёжика расположить? (показать детям нарисованного и вырезанного Ежика)

Читайте также:  Рекомендации по развитию воображения ребенка дошкольного возраста

Развитие у ребенка представлений о композиции

5) Ёжик подпрыгнул к верхнему краю

И в облаках словно птичка летает.

Ёжик, конечно, у нас непростой,

Но лист альбомный остался пустой! (Расположить Ежа к верхнему краю альбома)

Развитие у ребенка представлений о композиции

6) В угол листа забился наш ёж –

Хорошим рисунок не назовёшь!

Вот ведь какая вышла загадка:

Есть рисунок, но нет в нём порядка! (Расположить Ежа левом нижнем углу альбома)

Развитие у ребенка представлений о композиции

7) Сколько ещё нам мучиться, биться,

Чтоб с композицией не ошибиться?

Пора бы уже с тобой нам понять,

Что в центре листа мы должны рисовать!

Развитие у ребенка представлений о композиции

8) И если накрыть рисунок ладошкой,

Ёжик выглядывать должен немножко,

И быть нарисованным в центре листа.

На «пять» композиция наша, ура! (Прикрыть нарисованного Ежа нарисованной и вырезанной рукой)

Развитие у ребенка представлений о композиции

9) Найди рисунки с ошибками в композиции. Объясни свой выбор.

Перед вами 4 рисунка. Везде нарисована одна и та же картинка, но расположена она везде по разному. Скажите, первый рисунок с правильной композицией? Почему? Приложи руку! Что получается? Ответы детей. (Так же обсудить и остальные рисунки).

Развитие у ребенка представлений о композиции

— Молодцы ребята! Все правильно поняли и правильно ответили! Так что такое композиция? Ответы детей.

— Давайте теперь каждый из вас нарисует своего Ежика, используя науку – композиция. Сначала возьмите карандаш и наметьте овалом то место, где будет располагаться ваш ежик. Проверьте правильность рисунка, приложив рукой. Рука ваша при этом должна быть ровно по середине вашего листа. При этом рука Ежик наш немного будет виден из под ладони. Если его не видно, значит он очень маленький, Если рука не в середине листа, значит у вас неправильная композиция. Исправьте ошибку, ластиком сотрите овал и нарисуйте заново новый. Проверьте. Правильно? Ответы детей.

— Теперь детализируйте Ежа. Нарисуйте ему нос, глаза, ушки, ножки и иголки.

— А теперь раскрасим Ежа

Источник

Проблемы совершенствования процесса
воспитания и обучения детей дошкольного
возраста являются актуальными, так как именно в
этот период закладываются основы разнообразных
видов деятельности ребёнка, сопутствующих
благополучному овладению знаниями, умениями и
навыками в будущем.

Для дошкольника одной из важных задач является
овладение умениями
художественно-изобразительной деятельности. В
практике работы детского сада, данному вопросу
уделяется мало внимания, а потребность огромна,
так как недостаточный уровень овладения
композиционными умениями в дошкольном возрасте
влечет за собой огромные трудности всего
последующего периода обучения изобразительной
деятельности. Очень важно, чтобы преодоление
определенных трудностей в процессе
художественно-творческой деятельности вызывало
у детей чувство удовлетворения, веры в свои силы,
в свои творческие возможности.

Наибольшие затруднения для дошкольников
представляют композиционные поиски, передача
образной выразительности формы, пропорций, цвета
и пространства в детских работах. Для их
преодоления необходимы некоторые усилия и
знания при выполнении изобразительных и
декоративных работ. Знание основ композиции и
владение композиционными умениями, влияющими на
развитие творческой личности, должно
закладываться ещё в детстве, так как за счёт
этого формируется элементарная грамотность
восприятия произведений искусства и целостного
восприятия мира в будущем.

Дошкольный возраст характеризуется как
благоприятный для развития продуктивных видов
деятельности. Но в дошкольной практике мы
нередко сталкиваемся с тем, что иногда бывает
трудно добиться достаточно грамотных и в, тоже
время художественно выразительных детских работ
по изодеятельности. Причина этого – недооценка
обучающей и воспитывающей роли художественной
композиции. Композиция как сочинение, взаимно
связывает все изобразительные средства и
является “самым содержательным компонентом
художественной формы”[4].

Так, энциклопедический словарь юного художника
содержит в себе определение: “Композиция (от
лат.compositio- сочинение, составление, связывание,
соединение частей в единое целое в определённом
порядке)
– построение художественного
произведения, обусловленное его содержанием,
характером и назначением; расположение и
взаимосвязь его частей, образующих единое целое.
Как правило, композиция строится на
сопоставлении с главным сюжетно-тематическим
центром всех менее значительных композиционных
элементов. Помимо соподчинения, область
композиции включает и выбор, состав таких
элементов” [6, с. 334].

Основная задача при выборе композиции –
стремление добиться такой организации элементов
изображения, которая в завершенной отделке
поверхности обладала бы целостностью и
единством, где второстепенные детали
подчинялись бы главным. Согласно этим
требованиям при компоновке элементов
изображения используют следующие средства
выразительности, правила и приёмы: равновесие,
контраст, ритм, линии, светотень и др.

Дошкольный период в формировании
композиционных умений является чрезвычайно
важным и ответственным. В основе изобразительной
грамоты лежит композиция, которая охватывает
практически любую изобразительную задачу.
Изобразительная деятельность детей тесно
связана не только с психическими процессами
(памятью, мышлением, восприятием, воображением),
но и с личностью в целом. В ней проявляются
интересы ребенка, темперамент.

Детям для создания эмоциональной и образной
композиции необходимо учиться видеть в
окружающей жизни интересные события, персонажи,
мотивы.

Н.Е. Михайлова, профессиональный художник и
педагог, отмечает, что изобразительная
деятельность единственная область творчества,
где в процессе обучения полная свобода не только
допустима, но и необходима. Взрослому важен
результат деятельности, а для ребенка
первостепенное значение имеет процесс. Автор
подчеркивает, что положительное подкрепление
взрослым детских работ (понимание и одобрение)
вкладывает у ребенка уверенность в себе, в своих
способностях и укрепляет интерес к
композиционной грамотности [2, с. 67-69].

Цвет, форма, композиция являются средствами
выразительности образа в детских работах. Однако
композиционный строй, ритм, цветовое звучание
сами по себе не существуют; они неразрывно
связаны с жизненной основой образов и являются
выражением определенной мысли автора-ребенка.

Н.А.Ветлугина отмечает, что каждый ребенок
обладает своим особым запасом впечатлений и
наблюдений. Индивидуальные особенности
жизненного опыта сказываются всегда на
восприятии сюжетов. Это обстоятельство является
источником неповторимости, оригинальности,
своеобразия создаваемых образов. Интересно, сто,
создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте,
правдоподобию изображения, ребенок выбирает,
однако, самые характерные его признаки и
особенности [1, с. 74].

Читайте также:  Как влияет порок сердца на развитие ребенка

Способность чувствовать колорит, ритм,
композицию, пластическую форму является одним из
важнейших критериев оценки творческого
характера рисунка. Как, мною было уже отмечено,
что композиция – это способ соединения образов,
способ построения произведения. Опыт показывает,
что детям дошкольного возраста доступно
элементарное представление о композиции как о
произведении , созданном художником по
определенному замыслу, в соответствии с которым
определенным образом располагаются предметы,
части изображения. Не вызывает особых
затруднений формирование элементарных понятий о
форме листа бумаги, масштабе изображения. Под
форматом ими понимается форма, которая может
быть прямоугольной, квадратной, круглой и т.д.

Характерным для дошкольников является то, что
они распределяют предметы по всей плоскости
листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и
композиционной наполненности. Горизонтальную
плоскость ребенок мыслит в её реальной
протяженности. Стремление к правдоподобию,
точности и полноте изображения заставляет
ребенка избегать передачи пространственных
отношений, при которых один предмет закрывает
часть другого. Однако в работах некоторых
дошкольников можно встретить и воздушную
перспективу. Весьма характерно и стремление
ребенка к ритму. Ритмичность придает
организованность, упорядоченность построению
рисунка, аппликации, лепки. Это отвечает часто по
существу избранной ребенком теме. Часто дети в
своих сюжетных работах часто нарушают пропорции
предметов, хотя и не замечают этого (фигура
человека выше дома и т.д.). В выразительном
изображении форма служит средством передачи
характера образа. Дети пытаются добиться
выразительности образа посредством изображения
определенных поз, жестов, определенного
расположения фигур.

Изобразительное творчество формируется за
счет образного видения ребенка – умения
наблюдать, замечать характерные признаки,
детали, анализировать форму, цвет объекта и в то
же время способности сохранять целостное
впечатление.

В развитии творческого воображения существует
определенная закономерность: чем больше запас
зрительных представлений, полученных в процессе
наблюдения за действительностью, рисования с
натуры и по памяти, тем активнее в сознании
возникают разнообразные ассоциации и связи.

В дошкольном возрасте для активизации
наблюдений рекомендуется такой игровой приём –
“фотографирование” детьми тех или иных
объектов действительности через самодельные
фотоаппараты и затем “проявление снимков” в
виде рисунков или аппликаций. Всё это
способствует умению видеть в окружающей жизни
интересный мотив композиции.

Отсутствие целенаправленной системной работы
по подготовке детей к изобразительной
деятельности снижает уровень
художественно-творческой активности, ведет к
ошибкам в изображении. Обычно это связано с тем,
что дети недостаточно хорошо представляют себе
объекты композиции, поэтому перед выполнением
заданий необходимо знакомить детей с подобными
объектами и явлениями, можно организовать
посещение музеев, организовать походы и
экскурсии в близь лежащие парковые зоны, скверы.
Это будет не только одним из этапов подготовки
воспитанников к выполнению задания, но и
средством эстетического, патриотического
воспитания, расширит кругозор детей.

По мнению Е.А. Флериной “творческий характер
изобразительной деятельности определяется
сознательным отражением в рисунке, аппликации,
лепке тех впечатлений, которые дети получают от
восприятия окружающего мира” [3, с. 128].

В процессе дидактических игр дети приобретают
или закрепляют знания о свойствах предметов,
которые необходимы, чтобы изобразить эти
предметы в композиции рисунка, лепки, аппликации.
Такие игры дети сами с удовольствием создают.
Дошкольники должны усвоить выразительные
возможности различных форматов, правила и приёмы
решения композиции в этих форматах. Цветовое
решение всей композиции может строиться в теплом
или холодном колорите, на сочетании нежных или
ярких цветов, с преобладанием контрастов. Для
достижения цветовой цельности композиции
полезно предложить детям поработать двумя или
тремя цветами. Это поможет им избежать пестроты и
дробности в работе. Характер темы определяет
цветовое решение композиции. Колористическое
решение темы создает то или иное звучание образа.

Также необходимо обращать внимание детей на
интересные события, персонажи, ракурсы и
состояния в окружающей жизни. Постоянное
выполнение набросков, зарисовок с натуры
развивает не только глаз и руку, но и
композиционное мышление.

Важно объяснить детям и дать им почувствовать,
что движение может быть различного характера.
Полезно проводить парные работы. Например, в
одной передать резкое быстрое движение,
используя ломаные линии, а в другой – медленное
движение, используя спокойные ритмы, плавные
линии.

Немало важно использовать в работе контраст
форм, размеров, цветовых сочетаний и т.п.
Динамичность одних предметов можно подчеркнуть
статичностью других.

При выполнении заданий, связанных с
размещением на плоскости геометрических фигур,
цветов, листьев важно обратить внимание детей на
то, что необходимо учитывать свободное
пространство, промежутки между формами. Не стоит
забывать и о выделении композиционного центра,
который играет важную роль в решении композиции.

Большое значение в процессе создания образов
приобретают индивидуальные особенности детей.
Они проявляются не только в своеобразном
видении, но и в сохранении индивидуальной манеры
исполнения своей работы.

Вывод: формирование композиционных
умений и навыков у детей старшего дошкольного
возраста зависит:

1. От процесса возникновения и становления
творческой изобразительной деятельности детей
(обогащение впечатлениями – сам акт творчества —
применение в жизни его продукции).

2. От путей становления художественного образа
у детей (замысел — поиски средства – воплощение).

3. От последовательно меняющихся
взаимоотношений взрослого и детей (показ
процесса творчества – частичное соучастие в нем
– самостоятельная композиция детей).

4. От комплексного использования взрослым
разнообразных средств, приемов, методов, форм,
способствующих самостоятельному
композиционному решению в рисовании, лепке,
аппликации детей.

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и
    ребёнок. -М., 1972.
  2. Особенности психологического развития детей 6-7
    летнего возраста./Под ред. Д.Б.Эльконина,
    А.Л.Венгера. -М., 1988.
  3. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание
    дошкольников. -М., 1961.
  4. Шорохов Е.В. Композиция. -М., 1986.
  5. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции.
    -М., 1977.
  6. Энциклопедический словарь юного художника./Под
    ред. И.И.Платоновой, В.Д.Симонова/. -М., 1983.

Источник