Развитие у ребенка основных видов чувств
Первое проявление чувств связано с удовлетворением органических потребностей ребёнка. Доброкачественная пища, удобная тёплая постель, бодрое, здоровое физическое состояние вызывают положительную эмоциональную реакцию ребёнка. Голод, физическое недомогание, неудобное положение, холод вызывают отрицательную эмоциональную реакцию.
Резкое изменение обстановки, потеря равновесия, громкие звуки порождают защитную эмоциональную реакцию страха.
В дальнейшем на основе этих врождённых безусловных эмоциональных реакций образуются новые, условные, например, положительные эмоциональные реакции, которые первоначально вызывались удовлетворением органических потребностей (в пище, в тепле, в удобном положении), впоследствии начинают вызываться видом и голосом матери, постоянно удовлетворявшей эти потребности ребёнка.
Отрицательная реакция, вызванная вначале горьким лекарством, начинает впоследствии вызываться видом дававшего это лекарство врача.
Формирование новых потребностей и интересов является важнейшим условием развития и обогащения детских чувств. По мере того как ребёнок начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе, и интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, — чувства его становятся сложнее и содержательнее.
Уже к концу первого года жизни ребёнок может испытывать удовольствие от ярко окрашенных предметов, от музыкальных звуков, от игрушек, с которыми можно производить различные действия. Постепенно у ребёнка возникают чувства любви, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям или поступкам. Так, годовалый ребёнок сам готов заплакать, когда мать закрывает лицо руками, притворно всхлипывая. Увидев позже её смеющейся, он сам расплывается в улыбке и заливается весёлым смехом.
В процессе усложняющихся взаимоотношений с окружаю щими людьми у преддошкольника создаются более глубокие, более богатые эмоциональные переживания.
Начинают рождаться простейшие моральные переживания. Появляется пока ещё наивное удовлетворение при выполнении требования окружающих: «Я не ел конфеток, которые ты не позволила есть», — с гордостью заявляет матери ребёнок двух с половиной лет. Заметив неодобрительный взгляд взрослого, когда он засовывает палец в рот, тот же ребёнок прекращает это запрещённое действие, и лицо его заливает краска стыда. Таким образом, чувства начинают вызываться не только тем. что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.
У преддошкольника начинают формироваться интеллектуальные чувства. Появляется любознательность. К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатыми эмоциональными переживаниями.
В жизни дошкольника чувства играют огромную роль, в особенности в начале того периода, когда у ребёнка ещё отсутствует умение подчинять свои действия требованиям взрослых. В этом возрасте основной способ заставить ребёнка действовать в определённом направлении, обратить его внимание на тот или иной предмет — это сделать этот предмет эмоционально привлекательным, возбуждающим положительные чувства.
Так, красивые, красочные картинки, с которыми можно играть, побуждают малыша внимательнее их рассматривать, глубже осмыслять их содержание. Благоустроенная умывальная, блистающая чистотой и красиво оформленная, побуждает его более усердно заниматься своим туалетом и быстрее овладевать гигиеническими навыками.
Однако чувства не только оказывают определённое влияние на деятельность дошкольника, они сами изменяются в связи с раз витием деятельности, в связи с формированием в этой деятельности новых потребностей и интересов.
Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Обязательные занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свои умственные силы для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные интеллектуальные чувства. Удивление перед неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения — все эти интеллектуальные чувства являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.
Наконец, и это самое важное, моральное воспитание, знакомство с жизнью и трудом советских людей, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольника моральные чувства.
Если у преддошкольника мы можем наблюдать лишь зачатки моральных переживаний, то в дошкольном возрасте, при надлежащем воспитании, они достигают уже более высокой ступени развития.
Восхищение трудовыми подвигами советских людей, чувство отвращения к антиобщественным поступкам, постепенно складывающаяся детская любовь к родине, советскому народу и его великим вождям знаменуют собой тот более высокий этап в развитии чувств, который достигается на протяжении дошкольного возраста.
Развитие чувств у ребёнка связано с глубокими изменениями их физиологических основ.
Если в начале дошкольного возраста многие эмоциональные реакции протекают под подавляющим господством подкорковых центров, то в дальнейшем всё большее значение приобретает деятельность коры головного мозга.
Возрастающая роль второй сигнальной системы в высшей нервной деятельности ребёнка придаёт его эмоциональным переживаниям более сознательный характер.
Примитивные эмоции, часто наблюдающиеся у младших дошкольников, с характерной для них неустойчивостью, неудержимостью, сменяются более высокими чувствами. Последние характеризуются более глубоким содержанием, осмысленностью и сдержанностью в проявлении.
Ребёнка шести лет не так легко, как малыша, обрадовать какой-либо мелочью и не так легко огорчить каким-либо пустяком. Но если удаётся произвести на старшего дошкольника сильное эмоциональное впечатление, то оно может не угаснуть в течение долгого времени и способно оказать глубокое влияние на его мысли и поступки.
Чувства ребёнка развиваются не сами собой, их развитие решающим образом зависит от окружающих условий, от воспитания.
Источник
Ребенок легко, играючи может начать плакать, может засмеяться или весело закричать. Для него это игровые действия, такие же, как разложить карточки в игре.
скачать видео
Фильм «Как мы формируем реакции у детей»
Это видео со своей дочкой сделала студентка УПП Носкова Елена.
скачать видео
Фильм «Принцесса на горошине»
Я выучила Возмущение, Страдание и Презрение.
скачать видео
Рождаясь, младенец имеет в своем арсенале только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое. Это в первую очередь комплекс оживления (улыбка ребенка, глазки, ручки тянутся), удивление и интерес, когда этого недостаточно – хныканье, плач и ор. (с демонстрацией недовольства и агрессии или страха и отвращения). Если родители ленятся или просто не знают, что ребенку нужно например сменить пеленку, ребенок плачем подсказывает родителям, что им сделать нужно.
Плач и крик здоровью младенца не вредит, скорее способствует. Это хорошая гимнастика для легких и голосовых связок, и громкий, требовательный плач ребенка говорит о том, что у него все в порядке. Также полезно знать, что зря младенцы не плачут: они плачут только тогда, когда это имеет смысл, когда на них кто-то реагирует.
Плач для ребенка — не трагедия, а такая же форма жизнедеятельности, как смех или игра. Когда-то ребенку хочется поиграть, когда-то посмеяться, когда-то поплакать. Начиная с года жизни, ребенок становится уже другим. Если младенец своим плачем настаивает только на том, что ему действительно необходимо, то ребенок от 1 до 3 лет использует свой плач уже для очень разных целей. Ребенок осваивает эмоции и чувства и как осознанную просьбу о помощи, и как способ психологической защиты. Это время, когда ребенок осваивает уже не просто плач, а настоящие истерики. Обычно дети начинают истерики, подглядев как это делается у других детей, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать.
В возрасте от 3 до 7 лет ребенок осваивает не только тысячи слов, овладевая родной речью, он осваивает целый мир разнообразных эмоций и чувств, формируя основы своего характера и эмоционального интеллекта.
Живой, бодрый ребенок любит двигаться и играть, и игра звуками, лицом и дыханием, которые взрослые называют эмоциями и чувствами – одна из его любимых игр. В этом возрасте ребенок легко, играючи может просто по просьбе взрослого начать плакать или смеяться, чередуя в свое удовольствие смех, радостные крики и несчастный плач. Ребенок скоро убеждается, что на родителей производят впечатления его страхи и обиды, его восторги и истерики. Собственно, дети вначале даже не знают, что такое страхи и обиды, но когда они видят, каким выражением лица, текстом и интонациями другие дети управляют своими родителями, и слышат, что родители называют все это словами «ты обиделся», у них рождается естественный интерес сделать то же самое. Когда они понимают, что обидой можно влиять, у них появляется желание обиду выучить.
Интересно, что, если не управлять ситуацией, дети выучивают в первую очередь негатив, выучивают эмоции негативного плана. Дети осваивают такие эмоции и состояния, как стеснительность, страхи, усталость, скука, обида, растерянность, расстройство, истерики, отчаяние, ужас… Когда им это выгодно, дети научаются болеть. Какова причина такой популярности негативных эмоций в репертуаре ребенке? Ответ прост: именно на эти эмоции родители ведутся легче всего.
К пяти-семи годам большинство детей владеют эмоциями мастерски. В это время эмоции детей намерены, осознанны и произвольны. Знают, кому и зачем переживают, и не переживают, когда переживать некому. В этом возрасте эмоции детей вполне произвольны, и дети подбирают, тренируют и репетируют их вполне осознанно.
Чувство страха маленьким детям практически не знакомо. Конечно, у младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки), но основной массив страхов, который мы наблюдаем у детей — результат научения. Слушая родителей, друзей и просматривая мультики, дети учатся принятому видению, учатся социальным интерпретациям, что страшным является, а что нет, что страшное не очень, а что — полный кошмар. Страхам учат не только родители, дети учатся бояться сами. Дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся — тревожными.
Эмоции и чувства детей — продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.
При этом, для успешного налаживания социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые нередко оказываются ниже того уровня, которым он владел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксально оборачивается деградацией культурного развития ребенка. Действительно, к окончанию школы ребенок освоил уже основное богатство эмоциональной палитры, основы эмоциональной культуры: он уже умеет дружить, надеяться, печалиться и тосковать, восхищаться и впадать в отчаяние, любить и страдать. С другой стороны, итог эмоционального развития ребенка парадоксален: освоив высочайшее мастерство во владении эмоциями, начиная со школьного возраста у детей происходит последовательная деградация, отказ от мастерства, наработка шаблонности.
Шаг за шагом происходит отказ от свободы выбора эмоций, от осознанности своих эмоций, от ответственности за свои эмоции, происходит отказ от произвольности в управлении эмоциями. Дети выкидывают ключи эмоций, делают эмоции непроизвольными. По крайней мере в области эмоций дети возвращаются к детской позиции в жизни, отучаются быть личностью и Автором, учатся быть только организмом и Жертвой: жертвой внешних обстоятельств, жертвой собственных эмоций.
Источник
Чувство 3-4-летнего ребенка, хоть и яркие, но очень ситуативные и неустойчивы. Да, любовь ребенка к матери побуждает малыша обнимать ее, целовать, произносить нежные слова, но еще не может быть постоянным источником поступков, которые бы ее баловали. Ребенок еще не способен к длительному сочувствие и заботу о других, даже родных людей.
Не продолжительные чувства младших и средних дошкольников по сверстников. В основном они дружат поочередно со многими детьми в зависимости от обстоятельств. Такая дружба основана не на устойчивом отношении к сверстнику, а на том, что ребенок с ним играет или сидит рядом за столом.
Со временем чувства ребенка приобретают большей глубины и устойчивости. Старшие дошкольники могут проявлять истинное заботы о близких людях, пытаются оградить их от волнения, огорчения. Типичной для них становится постоянная дружба со сверстниками, хотя часто встречаются и проявления поочередной дружбы. Для возникновения дружбы основное значение имеет не внешняя ситуация, а взаимная симпатия детей, положительное отношение к их качеств («Он знает много игр», «С ним весело», «Она добра»).
Развитие чувств в дошкольном детстве связан с умственным развитием ребенка, познанием окружающего мира, ознакомлением с последствиями своих поступков, осознанием, что хорошо и что плохо.
Бездушие, даже жестокость маленьких детей в отношении к животным (раздавливают мух, топчут жуков, разрывают бабочек, хватают за горло котят) является следствием желания проникнуть внутрь вещей и непонимание сути таких действий.
3-летние дети радуются похвале взрослых, огорчаются упрекам, испытывают чувство гордости и стыда в зависимости от того, как их оценивают взрослые. Однако эти переживания касаются не поступков, а оценок другими людьми. В результате усвоения норм и правил поведения, формирование самооценки ребенок переживает выполнение (невыполнение) этих норм, чувствуя в зависимости от обстоятельств радость, гордость или грусть, стыд.
Существенно меняются и внешние проявления чувств дошкольников, которые постепенно овладевают умением сдерживать бурные, резкие их выражения. 5-б-летний ребенок может сдержать слезы, унять страх и т.д., усваивает «язык» чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонации голоса.
Самые резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга и только в младенческом возрасте имеют непроизвольный характер. Со временем ребенок учится управлять (сдерживать, сознательно использовать, информируя взрослых, сверстников о своих переживаниях, воздействуя на них). Изощренные средства выражения чувств имеют социальное происхождение, ребенок овладевает ими путем подражания.
Развитие высших чувств у дошкольников
В дошкольный период у ребенка интенсивно развиваются различные высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, практические и эстетические. В них отражено богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности.
Высшие чувства — эмоциональные процессы, которые выражают целостное отношение к миру, людям, отражают нравственную позицию личности.
Одним из важнейших элементов системы высших чувств является гуманные чувства — переживания, в которых выражается отношение к людям, признание их самоценности, прав и свобод. их источником являются взаимоотношения с близкими людьми, доброжелательность, внимание, заботу, любовь взрослых.
Особые переживания свойственны отношению детей к своим родителям: маму и папу считают лучшими в мире людьми. Они делают много комплиментов своим родителям, хотят во всем быть на них похожими. Основным поводом для радости является общение с родителями в совместной деятельности. Дети остро переживают разлад в семье, ссоры со сверстниками, несправедливость по отношению к ним.
Овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств — переживаний, в которых выражается отношение к общественным событиям и их участников, к себе. Переживания теперь порождаются тем, что думают о ребенке взрослые и сверстники. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Младшие дошкольники оценивают поступок только из-за его непосредственное значение для людей («Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз»), старшие уже обобщают оценку («С товарищами драться нельзя, потому что стыдно обижать их»).
Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра, в которой дети учатся понимать другого, учитывать его положение, настроение, желание, сопереживать. Радость от общего успеха, удовлетворения от выполнения своих обязанностей, недовольство от плохой работы дети переживают в трудовой деятельности, направленной на достижение полезного для всех результата.
Ознакомление с трудом взрослых формирует любовь и уважение к ней, попытки усердно работать.
На 3-м году жизни зарождается нравственное чувство долга. Малыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, не понимая значения для других совершенных им поступков. Он лишь фиксирует и накапливает первичные нравственные представления: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», соотносит их со своими действиями. Его эмоциональные реакции на положительное и отрицательное в поступках взрослых еще неустойчивы.
Первые относительно сложные проявления чувства долга возникают в 4-5-летних детей. На основе жизненного опыта и первичных нравственных представлений у них зарождается моральное сознание, они способны понимать смысл требований и соотнести их со своими поступками и действиями, а также с действиями и поступками других.
Ребенок переживает радость, удовольствие при осуществлении им достойных поступков и грусть, недовольство, когда она или другие нарушают общепринятые требования, делают недостойные поступки. Чувство обусловлены не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает во время действий и поступков людей, с которыми она непосредственно общается, к которым испытывает привязанность, симпатию, сочувствие, хотя они еще неглубокие и неустойчивы. В 5-7-летних детей возникает чувство долга по многим взрослых, сверстников, детей.
К концу дошкольного периода ребенок осознает необходимость, обязательность правил поведения и подчиняет им свои поступки. Повышается ее способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают у нее неловкость, чувство вины. В этом возрасте чувство долга основывается не только на привязанности, а распространяется и на людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует, ее переживания достаточно глубокие и длительные.
В дошкольном возрасте высшие нравственные чувства углубляют чувство гордости и самоуважения — задовлення от осознания достигнутых успехов, первенства в чем-либо, уважения к себе. До 7-ми лет эти чувства приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности дошкольника. У одних детей чувство гордости, самоуважения развиты сильнее, они не допускают унижения со стороны взрослых и сверстников, другие — постоянно находятся под чьим-то влиянием, не способны и не хотят дать отпор обидчику. Чувство гордости и самоуважения является важным эмоциональным компонентом самооценки ребенка, мотивирует ее поведение.
Иногда эти чувства переходят в эгоизм — стремление сохранить за собой право уважаемым всеми, не имея при этом обязательств других.
Дружбы и дружба начинаются задолго до того, как дети осознают свои отношения с товарищами соответствии с моральными нормами. В 5-летних детей преобладает дружба поочередно со многими детьми, которая зависит от обстоятельств, или дружба сразу с несколькими детьми. Дружба с многими детьми сохраняется до 7-ми лет, хотя в старшем детстве чаще всего возникает парная дружба — дружба двух детей. Дружба небольшими группами возникает в основном в игре на основе игровых, интеллектуальных интересов и наклонностей. Парная дружба сопровождается глубокой симпатией. Если малыш дружит с ровесником том, что тот с ним играет (играть и дружить для него означает одно и тоже), то старший дошкольник играет с теми, с кем дружит на основе симпатии и уважения. Итак, парная дружба бы- 7-летних детей сочетается с дружбы.
Со становлением познавательной деятельности происходит развитие интеллектуальных чувств — переживаний, которые возникают и развиваются в умственной деятельности, направленной на теоретическое познание действительности. Радость при познании нового, удивление и сомнение не только сопровождают открытие ребенка, но и обусловливают их. Самыми яркими интеллектуальными чувствами является удивление и любопытство, отражающие отношение ребенка к новым фактам действительности, которые она узнает. Чувство удивления, что возникает как естественная реакция на новизну, благодаря поддержке взрослого, дает импульс для любознательности. Окружающий мир, природа привлекают малыша таинственностью, загадочностью, побуждают к познанию их природы и сути. Удивление порождают вопросы, на которые малыш пытается найти ответы.
Важное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства — переживания, вызванные восприятием и взаимодействием с эстетическими ценностями (чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического). их развитие связано со становлением художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия. В жизнедеятельности ребенка эстетические чувства взаимосвязаны с нравственными: она одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе.
Для 3-4-летнего дошкольника красивое обязательно должен быть ярким, блестящим, нарядным и тому подобное. Старший дошкольник начинает находить красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, музыкальной мелодии, пластичности танца. Сильные переживания вызывает у него красота природных явлений, пейзажей, праздничных выступлений. Чем лучше ребенок ориентируется в жизненных реалиях, тем более разнообразными и сложными есть факторы, которые порождают у нее чувство прекрасного.
Особой категорией эмоциональных переживаний, связанных с деятельностью ребенка, является праксични чувства — переживания, обусловленные познавательной деятельностью, ее успехами и неудачами, трудностями осуществления. Причиной их возникновения является выполнение определенных действий: успехи порождают яркие положительные переживания, которые могут не проявляться бурно; неудачи — резкое проявление недовольства. Связанные с деятельностью неприятные переживания могут долго храниться в памяти ребенка, в результате чего у него появляется неуверенность в своих силах, страх перед новыми задачами. Иногда под влиянием неудач возникает стойкое негативное отношение к деятельности, сопровождаемое агрессивными реакциями по трудных действий, предметов, с которыми ребенку необходимо действовать.
Праксични эмоции влияют на тонус, темп, количественные и качественные показатели деятельности, являются своеобразными резервуарами энергии. Чем интенсивнее праксични эмоции, тем эффективнее действие. Однако при большой сложности действий повышения силы эмоций только ухудшает показатели деятельности. Очень насыщенный темп действий может завершиться преждевременно, задолго до получения результата; чрезмерная интенсивность праксичних чувств вместо положительных результатов порождает дезорганизацийний эффект.
К концу дошкольного детства высшие чувства становятся мотивами поведения ребенка. С помощью них происходит регуляция поступков, действий, желаний в соответствии с установленными нормами и требованиями общества.
Источник