Развитие у ребенка мотивации достижения

Развитие у ребенка мотивации достижения thumbnail

Мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста.

Сущность обучения рассматривают в педагогике также в организации познавательной деятельности учащихся. Сначала идёт восприятие учебного материала. Учащиеся уясняют познавательную задачу на основе наблюдений за объектом или предварительного знакомства с фактическим материалом. Дальше происходит осмысливание теоретических знаний и способов решения учебной задачи. Учащиеся приходят к пониманию учебного материала, получают новые знания. Затем происходит закрепление полученных знаний и включение их в практическую деятельность. На всех этапах знания учащихся контролируются и проверяются, что позволяет учителю вносить коррективы в процесс обучения, сохраняя общий ход движения познавательной деятельности от первого этапа к последующим.

Правильное понимание сущности обучения помогает учителю эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. А мотивы учения определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи.

В учебной ситуации существует четыре типа объяснения успеха или неуспеха — это способности, сложность задания приложенные усилия и везение.

Чтобы выяснить, как идёт процесс развития мотива достижения успеха и что на него влияет, надо выявить уровень притязаний и самооценки учащихся. Обычно тесты показывают, что только единицы в классе могут добиться успеха самостоятельно, т.е. у них развит мотив достижения успеха. Остальным нужна корректировка самооценки и уровня притязания, т.е помощь взрослого. Это послужило причиной изучения данной темы – мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста.

Что такое успех? В толковом словаре С.И.Ожегова я нашла следующее объяснение:

Успех, -а.

1. Удача в достижении чего-нибудь Добиться успеха. Развивать у. (поддерживать высокие темпы наступления; также переносное значение).

2. Общественное признание. Шумный у. спектакля. Книга имеет у.

Мотивация достижения успехов – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно тогда, когда его результаты сравниваются с достижениями других людей или оцениваются.

Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. В этот период времени ведущей для ребёнка становится учебная деятельность. А в учении, как и в иных видах деятельности на этом этапе складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо проявляются затем уже а подростковом возрасте.

Давайте образно совершим путешествие к Солнцу, где солнце – это успех. « Если хотите занять место под солнцем, не жалуйтесь на ожоги» — это высказывание журналистки Эбигайл Ван Берен станет нашим девизом. Ученик – космонавт. Ракета – урок.

В начале обучения окончательно оформляются личностные свойства, необходимые для реализации мотива достижения успехов. В нашем «полёте» комплекс этих свойств: активность, трудолюбие, смелость, воля, настойчивость, сосредоточенность, преодоление препятствий, энтузиазм, привычки, здоровье, самообладание, самоуважение, благовоспитанность, честность и правдивость, весёлость и доброжелательность, будут являться «топливом», которым заправили ракету – урок.

В ходе «полёта» к Солнцу – успеху нам предстоят «посадки» на планеты – факторы развития мотивации достижения успехов.

Планета «Авторитет». Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие взрослым (учителю), подчинение и подражание им. Взрослый человек для них – авторитет, дети безоговорочно принимают его оценки.

Планета «Самооценка». Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам в учебной деятельности. У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные, заниженные. Это требует от учителя большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими суждениями и действиями.

Планета «Цель». Сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения. Дети младшего школьного возраста уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели. Это тогда, когда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом.

Планета «Стимул». У человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если взрослые мало поощряют детей за успехи и больше наказывают их за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудач, который не является стимулом к достижению успехов. Или, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребёнка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Планета «Притязание». В процессе развития мотива достижения успехов у младших школьников необходимо заботиться о таком личностном образовании как уровень притязаний. Он может зависеть не только от успехов в учебной деятельности, но и от положения , занимаемого ребёнком в системе взаимоотношений со сверстниками. Детям-авторитетам, занимающим в детском коллективе достаточно высокий статус, характерна адекватная самооценка и высокий уровень притязаний.

Читайте также:  Дневника развития ребенка от рождения до трех лет

Уровень притязаний – достижения в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общения, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности. А осознание ребёнком своих способностей и возможностей, различие того и другого, укрепление на этой основе веры в свои успехи, внутренне укрепляют мотив достижения успехов.

Как же создать ситуацию успеха на уроке, занятии? Заглянем в отсеки ракеты — структуру урока.

1 В системе урока, занятия «ситуация успеха» может быть I этапом структуры урока – постановка учебной задачи. Создание ситуации успеха обязательно начинается с конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребёнка. Дети должны прежде всего себе и другим продемонстрировать то, что они умеют и знают, т.е. показать имеющиеся у учащихся определённые способы работы. Не следует начинать урок с воспоминания о прошлом. Нужны конкретные практические действия ребёнка. При этом задача учителя подобрать такую необходимую практическую задачу, которая решалась бы известным ребёнком способом и была определённой ступенькой к дальнейшему разворачиванию событий на уроке. Результатом создания ситуации успеха является эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учащихся.

2. Ситуация успеха может складываться и в ходе разрешения проблемной ситуации на уроке. Постановка проблемы повышает познавательную активность и интерес, но нужно суметь решить проблему. Именно решение проблемы ведёт к усвоению учебного материала и созданию ситуации успеха на уроке.

3. Ситуацию успеха создают на уроке и упражнения разного уровня. Задача учителя – подобрать или составить упражнения в таком виде, чтобы они соответствовали уровню развития ребёнка, т.е. были ими выполнимы. Так при подготовке рассказов по устным предметам может быть предложено для детей низкого уровня развития – закончить предложение по данному началу; для детей среднего уровня развития – составить рассказ по плану с опорными словами; дети же с высоким уровнем развития пользуются только планом. Упражнения разного уровня делают решение учебной задачи реально выполнимой (каждый смог справиться сам), что приводит к созданию ситуации успеха на уроке.

В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов.

Примерно между шестью – одиннадцатью годами у ребёнка возникает представление о том, что недостаток его способностей , можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе, можно рассматривать , как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребёнка, которая становится достаточно устойчивой , определяет его успехи в различных видах деятельности, в том числе и учебной.

Потребность в достижении успеха не является врождённой, она складывается и формируется в дошкольном детстве и к моменту поступления в школу может стать довольно устойчивой чертой личности ребёнка. Дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте.

«Только, когда мы приходим к цели,

Мы решаем, что путь был верен».

Поль Валери

Источник

Формирование мотивации достижения успеха

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.  Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих  силах, формирует у учащихся мотив достижения.

           Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности.

      Педагоги должны учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения.

У человека с достижением успехов связаны два мотива:

  1. мотив достижения успеха
  2. мотив избегания неудачи

Мотив избегания неудачи – противоположный мотиву достижения. Он возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения. Как правило, оба эти мотива формируются в младшем школьном возрасте в ведущем для этого возраста виде деятельности: в учении.

      На формирование мотивации достижений влияет множество внешних условий:

  1. характер самой деятельности или содержание задачи,  которую предстоит решить ученику.  
  2. новизна

Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие что должен уметь комаровский

     На интерес к задаче и стремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственных способностей. В оценке собственных способностей большую роль играет самооценка. Чем выше сам человек и  другие значимые для него люди оценивают его способности, тем мотивация выше. Такой человек увереннее берется за выполнение работы и проявляет большее стремление к достижениям. Отсюда важно, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.

          Для реализации этого условия на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:

1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.

2.Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4.В задачах должна присутствовать степень новизны.

5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

     Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

     Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.

      Для развития мотива достижения и побуждения самого ребенка к самостоятельности большое значение имеет то, какими методами или способами это делается. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

    Среди учителей распространено мнение, что мотивацию достижения можно поднять с помощью соревнования.  Но далеко не всякое соревнование стимулирует проявление мотива достижения. Поэтому многие дети избегают соревнований как заведомо неуспешных. Чтобы между участниками действительно возникла состязательность, нужен класс или группа одинаковых по способностям детей. Это объясняется тем, что там, где обучаются разные по способностям дети, ситуации достижения нет: слабоуспевающим никогда не догнать лучших, а у лучших просто нет соперников.

           Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения,- это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей.

     Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.

     Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:

  1. Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.
  2. Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.
  3. Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.
  4. Сделать деятельность учащихся определенной и понятной.
  5. Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.

Таким образом, учитывая  все перечисленные психолого-педагогические условия, учитель может решить в своем классе проблему развития мотивации к достижению успеха.

Источник

Ася Кузьмина
Мотивация достижения успеха

Регулярно я консультирую родителей и детей по проблеме низкой школьной мотивации. Эта проблема существенна, влияет на школьную успеваемость, но формируется раньше, а не с началом учебы ребенка в школе.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мотивации достижения успеха, то есть, уверенности ребенка в том, что успех возможен, что он способен достичь желаемого результата. Человек с мотивацией достижения успеха будет проявлять настойчивость даже после нескольких неудач. В противоположность ему человек, не имеющий такой мотивации, будет бояться неудач и промахов и поэтому все силы потратит на то, что бы их избежать. Вероятность того, что он достигнет желаемого результата — очень низкая.

Читайте также:  Таблица оценки развития ребенка до 1 года

В дошкольном возрасте ребенком движет интерес к тому, что его окружает, стремление опробовать новые возможности, желание достичь своих целей. Каждое проявление самостоятельности требует от ребенка смелости, настойчивости, веры в свои силы. Но неудачи и промахи, а так же реакция родителей влияют на особенности формирования мотивации достижения успеха.

Существует три особенности во взаимодействии ребенка и взрослого, которые могут сформировать как мотивацию достижения успеха, так и ее отсутствие (избегание неудач):

1. Адекватно (ситуации) реагировать на слова, действия, поступки ребенка. Дошкольник сопоставляет свое поведение с реакциями взрослых и понимает, какое одобряется, какое нет. Но если на разное поведение ребенка взрослый реагирует однотипно (например, игнорирует, осуждает), то у ребенка формируется поведение выученной беспомощности: он отказывается от деятельности, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудность. С позиции ребенка это естественное следствие взаимодействия: если в ответ на свои разные усилия (напряженные, минимальные) он получает одинаковые оценки (всегда недовольство или восторги), то он теряет ориентиры для управления собственной активностью.

Итак, у ребенка при данном типе взаимодействия (однообразная реакция взрослых на деятельность ребенка) формируется представление, что внешние ситуации от него не зависят, поэтому наиболее безвредный выход их них – полная бездеятельность.

2. Своевременно (сразу же) реагировать на слова, действия, поступки ребенка. Если между действиями ребенка и реакцией на них взрослого проходит много времени, то ребенок не может связать эту реакцию со своими собственными действиями. Например, ребенок нагрубил в гостях и у бабушки, но мама отчитала его только после того, как они вернулись домой.

Это асинхронная реакция взрослого на поступок ребенка и она воспринимается как нечто автономное, совершенно не связанное с поведением, которое было ранее (и поэтому теряет всякую регулирующую роль)

3. Выделять время на завершение деятельности ребенка. Многие родители воспринимают дошкольное детство иллюзорно, как «счастливую и беззаботную» пору. И как следствие, думают, что у ребенка нет «серьезных» и «важных» дел. Поэтому в семьях часто наблюдается негативное психологическое явление – прерывание деятельности. Например, когда малыш собирает конструктор, а взрослые требуют «срочно идти» есть; или «сейчас же» перестать раскрашивать и начать собираться на прогулку (инициированное взрослым прерывание деятельности). Такое прерывание деятельности не проходит бесследно для психики – ресурсы ребенка истощаются. Дети, имеющие опыт многократного прерывания деятельности чаще всего выбирают тактику избегания неудач и промахов.

Поэтому любящие родители, увидев ребенка, увлеченно занятого деятельностью всегда дадут время на ее завершение или заранее предупредят о необходимости завершения действий к определенному времени.

Какие же общие выводы можно сделать из этого обзора?

Формирование мотивации достижения успеха активно идет в среднем и старшем дошкольном возрасте (и взрослые уже могут наблюдать тенденции либо к достижению успеха, либо к избеганию неудач), но самые драматичные последствия всегда «начинаются» в начальной школе.

• Избегание неудач и промахов, отсутствие мотивации достижения успеха всегда легче предупредить, чем корректировать, т. к. многолетний опыт ребенка приводит к такой стратегии действия.

• Родителям важно предоставлять обратную синхронную связь на слова, действия, поступки ребенка. Причем реакции взрослых должны быть разными на разные действия ребенка и одинаковыми на одинаковые (в удачах – хвалить, в неудачах — поддерживать).

• Не ждите от ребенка всегда идеального результата, обращайте внимание на маленькие, но значимые для ребенка победы (сам заправил кровать, проявил инициативу в уборке комнаты и т. д.)

При неудачах родительская поддержка может заключаться в похвале, утешении, подсказке, помощи, подбадривании. Внимательно выслушивайте ребенка – пусть он растет с ощущением собственной значимости, своих слов и поступков. И тогда он будет вести себя более уверено и хорошо к себе относиться. Высокая (адекватная) самооценка позволит осваивать ему новые и новые навыки и неудачи на этом пути (которые, увы, неизбежны) не подтолкнут его к выводу: «и это у меня то же не получается».

Источник