Развитие у ребенка мелкой моторики памятка для родителей
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук
• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
• Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети должны:
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки;
• рисовать, раскрашивать, штриховать;•резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12. Вытирать пыль.
13. Включать и выключать свет.
14. Отлеплять и прилеплять наклейки.
15. Перелистывать страницы книги.
16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Желаем успехов!
Подготовила: учитель-логопед
Гайдар Наталья Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36» комбинированного вида
«Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»
(Памятка для родителей)
Славгород — 2015
Источник
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.
Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
- Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).
- Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
- Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети должны:
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;
•резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12. Вытирать пыль.
13. Включать и выключать свет.
14. Отлеплять и прилеплять наклейки.
15. Перелистывать страницы книги.
16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Желаем успехов!
Источник
Анжела Михайлова
Памятка родителям по развитию мелкой моторики рук
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?
Учите своего малыша говорить! Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания. Устранить нарушения РЕЧИ ребенку помогут логопед и воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.
Развитие речи ребёнка в норме.
1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).
2-3 месяца – гуление;
4-6 месяцев – лепет;
9-12 месяцев – первые слова.
2. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).
1,5-2 года – фраза;
к 3 годам – связная речь (несколько фраз).
3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).
К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.
6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.
Предпосылки для успешного овладения грамотой.
1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) — норма, развитые зрительно- моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
2. Психическое и физическое здоровье.
3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.
5. Нормальное развитие двигательной сферы
Решение речевых проблем требует ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики и, соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.
Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию: памяти, внимания, воображения мышления, развивают пространственные представления, готовят ребенка к успешному обучению в школе.
Методика проведения упражнений по развитию мелкой моторики.
1. В упражнениях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.
2. При объяснении называйте свои действия и добивайтесь этого от детей.
3. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.
4. Найдите, за что похвалить: за то, что ловко складывал пальчики, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
5. Помните, приобщая ребенка к пальчиковым упражнениям и играм, надо мотивировать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости.
Упражнения по развитию мелкой моторики
1. “Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
2. “Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
3. “Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
4. “Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
5. “Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
6. Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.
Источник
МБДОУ д/с №5
г. Кропоткин
Краснодарский край
Кавказский район
Памятка родителям по развитию мелкой моторики
Воспитатель:
Картушина О.Д.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Идеи для мелкой моторики.
1 катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
2 разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
3 сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
4 нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
5 завязывать узелки на шнурке, веревке;
6 застегивать (расстёгивать) пуговицы;
7 играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
8 выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
9 мять руками поролоновые шарики, губки;
10 рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
11 резать (вырезать) ножницами;
12 плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
13 выполнять аппликации;
14 играть в пальчиковые и ладошковые игры («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и пр.);
15 массировать пальчики ребенка, еще и ребенок массирует пальчики маме;
16 вдавливать в пластилин мелкие предметы (фасоль, бусины, пуговицы);
17 пересыпать сыпучие материалы из емкости в емкость;
18 переливать воду из одного сосуда в другой;
19 бросать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком;
20 опускать в сосуд с узким горлышком мелкие предметы привязанные на веревочку;
21 катать карандаш между ладошек;
22 использовать в песочнице лопатки и грабельки;
23 забивать молоточком гвоздики, штырьки;
24 ловить сачком бабочек и рыбок;
25 закручивать и откручивать шурупы и гайки;
26 собирать пазлы;
27 надевать на пальцы и снимать кольца, наперстки;
28 снимать и надевать колпачки на ручки и фломастеры;
29 нажимать на кнопки-защелки у ручек;
30 играть на пианино (игрушечном или настоящем);
31 «гадать» на ромашке, отрывая лепестки;
32 запускать юлу;
33 запускать пальцами волчки;
34 выкладывать из палочек фигурки;
35 прятать в «сухом бассейне» мелкие предметы и находить их;
36 выкладывать из мелких предметов дорожки;
37 «шагать» пальцами по дорожкам из пуговиц;
38 рисовать пальцем на подносе с крупой (манной).
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:
1 перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
2 уход за срезанными и живыми цветами;
3 водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
4 перебирать крупы;
5 очищать яйца, сваренные вкрутую;
6 очищать овощи, сваренные в мундире;
7 доставать косточки из абрикосов, слив, вишен;
8 чистить бананы, мандарины;
9 собирать с пола ниточки для шитья и вязания;
10 открывать почтовый ящик ключом:
11 вешать кукольную одежду, используя прищепки;
12 открывать и закрывать крышки на посуде, банках, коробках;
13 закручивать и откручивать крышки на банках;
14 рвать и мять салфетки;
15 собирать на даче ягоды (клубнику, смородину и т.д.);
16 доставать палочкой (линейкой) предметы из-под шкафа, дивана;
17 включать и выключать свет;
18 вытирать пыль;
19 искать край на изоленте, скотче;
20 перелистывать страницы книг или фотоальбомов;
21 запускать заводные механизмы игрушек, надавливать на «пищащие» игрушки;
22 махать веером (можно бумажным);
23 взбивать венчиком продукты (например, яйца);
24 мешать что-нибудь ложкой (кашу);
25 самостоятельно есть ложкой жидкую и мягкую пищу;
26 разворачивать обёртки на конфетах;
27 разламывать печенье на несколько частей – делиться;
28 помогать накрывать на стол., расставлять посуду;
29 разбирать покупки из магазина (доставать из пакета);
30 самостоятельно причесываться, делать прически маме;
31 кормить птичек — рассыпать зернышки.
Желаем Вам успехов!
Источник
Любовь Ворошева
Памятка для родителей «Мир на кончиках пальцев. Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей»
Памятка для родителей
«Мир на кончиках пальцев»
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей
Подготовила :Ворошева Л. А.
Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Развивать тонкие движения пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры.
1. Развиваем речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым…учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И взрослым, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7. Ну, и затем, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны, только если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях) минут по 5.
Считаем пальчики
Давай-ка пальчики считать:
Один, два, три, четыре, пять,
Загибаем пальцы одной руки,
Один, два, три, четыре, пять,
Загибаем пальцы другой руки
Десять пальцев, две руки –
Все твои помощники!
Показываем раскрытые руки и
Вращаем руками как «фонарики»
Пальчики – зверюшки
Пальчик – зайчик,
Загибаем мизинец на правой руке.
Пальчик – волк,
Серый волк, зубами щелк
Загибаем безымянный
Пальчик – рыжая лиса
Лиска — лисонька краса,
Загибаем средний палец
Пальчик – ежик,
Загибаем указательный
Пальчик – мишка,
Загибаем большой палец
А кулак похож на шишку!
Поглаживаем руку, зажатую в кулак.
Зайка
Зайка, зайка, лапы где? хлопки
— Вот, вот, вот! показать руки
Зайка, зайка, ушки где? хлопки
— Вот, вот, вот! показать ушки
Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,
имитация мытья рук
Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!
хлопки в ладоши
Во дворе цыплятам накрошили крошек,
«крошим хлеб»
Поиграли снова в ладушки – ладошки!
хлопки в ладоши
Гладили котенка чистыми ладошками,
одной рукой поглаживаем другую
С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!
хлопки в ладоши
Улеглись ладошки прямо на дорожку…
руки положили на колени
Как они устали — ладушки — ладошки!
поглаживание рука об руку.
Источник