Развитие у ребенка крупной моторики и пространственной ориентировки

Развитие у ребенка крупной моторики и пространственной ориентировки thumbnail

Татьяна Мазур
Развитие крупной моторики

Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.

Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.

Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.

Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.

Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

Схема развития крупной моторики у детей в возрасте от 1 года и до 6 лет.

Развитие крупной моторики

Схема развития у ребенка крупной моторики (данные в годах).

1. Передвигается в пространстве при помощи взрослых.

2. Наклоны вперед и вверх.

3. Ходит задом.

4. Попадает по мячу отбивая его.

5. Бросая мяч вверх может его поймать.

6. Свободно передвигается по ступенькам.

7. Стоит на одной ноге.

8. Прыгает на месте на двух ногах

9. Катается на велосипеде (крутит педали).

10. Стоит поочередно на одной ноге более 10 секунд.

11. Подпрыгивает на одной ноге.

12. Кидает и ловит мяч.

13. Ходит на пятках.

Каждая из закрашенных полосок соответствует нормам возраста детей, в период которого появляется новая способность ребёнка, обозначенная 1 уровень соответствует 1 способности.

Когда у детей наблюдается отставание или опережение развития крупной моторики частичное по одному или двум показателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупной моторики. В таких случаях необходима своевременная помощь по коррекции этих отклонений.

Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.

Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.

Игра «Зазеркалье»

Возраст детей: от 3 лет.

Можно проводить и в группе и на улице.

Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.

Читайте также:  Игры с пуговицами для развития ребенка

Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.

Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.

Игра «Мишка»

Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.

Возраст детей: от 3 лет.

Мишка косолапый

По лесу идёт, (идем как мишки)

Шишки собирает, (наклоны вперед)

Песенки поёт. (поем ля-ля-ля)

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб. (ударяем себя по лбу)

Оступился Мишка

И об землю – топ (топаем ногой)

Засвистел на ветке

Пересмешник дрозд:(ищем на верху взглядом)

— Мишка косолапый

Наступил на хвост! (топаем ногой)

А за ним вдогонку

Пятеро зайчат: (прыгаем как зайчата)

— Мишка косолапый! –

Из кустов кричат. (кричим, руки ко рту –«Мишка»)

Подхватил дразнилку

Весь лесной народ.

— Мишка косолапый

По лесу идет. (кричим, руки ко рту –«Мишка косолапый»)

Бросился к берлоге

Маленький медведь: (бежим по кругу)

— Чем такие ноги –

Лучше умереть!

Спрятался за шкафом (приседаем на корточки)

И ревёт ревмя:

— Мишкой косолапым

Дразнят все меня! (качаемся сидя)

Мама удивилась: (гладят друг друга по плечу)

— Глупенький сынок,

Я всегда гордилась

Формой твоих ног.

Я ведь косолапа, (идут по кругу, косолапя)

И папа косолап,

Косолапил славно

И дедушка Потап!

Мишка косолапый (идет по кругу расправив плечи и подняв голову)

Стал ужасно горд.

Вымыл с мылом лапы, (потирают руки)

Съел медовый торт.

Вышел из берлоги

И как заорёт: (руки вверх,подпрыгивают и кричат: «Мишка косолапый по лесу

идёт).

— Мишка косолапый

По лесу идёт!

«Хомка»

Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)

Полосатенький бочок (потираем бока)

Хомка раненько встает (встаем)

Щечки моет, шейку трет. (руками двигаем не задевая лица)

Подметает хомка хатку (наклон вниз, движения руками)

И выходит на зарядку. (идем по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять –(руки сгибаем ладошками достаем до плечей)

Хочет Хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)

Ручками похлопает (хлопают руками)

Ножками потопает (топают ногами)

Крепко свой бочок потрет (трут бока)

И опять гулять пойдет. (идем по кругу)

Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.

Здоровье детей и их будущие достижения в ваших руках, уважаемые педагоги!

Литература

Т. Е. Харченко «Гимнастика в детском саду»

Ж. М. Глозман, «Нейропсихология детского возраста» 2009.

Ч. Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2009.

И Соловей «Детская психология», 2011

Н. А. Бернштейн «Очерки о физиологии движений и физиологии активности». 1966.

Источник

Ольга Канайкина
«Развиваем мелкую пальчиковую моторику и пространственную ориентировку». Консультация для родителей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ ПАЛЬЧИКОВУЮ МОТОРИКУ И ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ОРИЕНТИРОВКУ»

Думаю, что практически все родители наслышаны о важности развития у детей мелкой пальчиковой моторики. Многие мамы знают, что регулярные занятия с ребёнком, во время которых он активно работает ручками, способствуют интеллектуальному и речевому развитию малыша. Большинство родителей хотели бы помочь детям в овладении тонкими дифференцированными движениями пальцев рук, чтобы стимулировать развитие мышления и речи ребёнка.

Известно множество видов деятельности, способствующих развитию мелкой пальчиковой моторики: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, специальные игры и упражнения. Особое место среди них занимают игры и упражнения с предметами.

Вниманию родителей предлагаются некоторые из таких упражнений и игр, которые не только будут способствовать совершенствованию ловкости, точности движений, стимулированию речевой активности, но и помогут ребёнку овладеть навыками пространственной ориентировки.

1. Рисунки на подносе с крупой

Приготовьте поднос с мелкой крупой, например, с манкой. Попросите ребёнка нарисовать указательным или любым другим пальчиком на середине подноса домик, над домиком – солнышко, под домиком – дорожку, справа от домика – дерево, слева от домика – цветок. Когда рисунок будет готов, задайте ребёнку вопросы на закрепление умения ориентироваться на плоскости. Помогайте малышу отвечать полными предложениями.

• Где нарисован домик? (Домик нарисован на середине подноса.)

• Где находится солнышко? (Солнышко находится над домиком.)

• Где расположено дерево? (Дерево расположено справа от домика.)

• Где растёт цветок? (Цветок растёт слева от домика.)

На подносе с крупой можно рисовать любые другие предметы, например, геометрические фигуры.

2. Игры с прищепками

Читайте также:  Развитие личности ребенка от года до трех торрент

Детям очень нравится играть с разноцветными бельевыми прищепками. Предложите ребёнку прицепить их на натянутую верёвку или край коробки, действуя слева направо, затем справа налево. Приготовьте простые картонные пособия в форме контуров солнышка, ёжика, жука, ёлочки, стрекозы, тучки.

Попросите ребёнка

сделать лучики вокруг солнышка;

прицепить иголки ёжику сверху;

закрепить капельки дождя тучке снизу;

прикрепить у стрекозы два красных крылышка справа, а два зелёных – слева;

построить ёлочку, начиная соединять веточки со стволом сверху вниз, затем – снизу вверх или сначала соединить веточки с правой стороны от ствола, потом – с левой стороны.

По окончании игры обязательно спросите у ребёнка

• Как расположились лучики? (Они расположились вокруг солнышка.)

• Где торчат иголки у ёжика сверху или снизу? (Иголки торчат сверху.)

• Сверху или снизу у тучки начинают капать капельки дождя? (Капельки начинают капать у тучки снизу.)

• Какие по цвету у стрекозы крылышки справа, а какие — слева? (Справа у стрекозы красные крылышки, а слева – зелёные.)

3. Упражнения с ребристыми карандашами

Предложите ребёнку брать из коробки двумя пальцами последовательно карандаши разных цветов и складывать их на середине стола. Затем, взять, например, синий карандаш двумя пальцами правой руки и положить его на столе справа от себя. После этого взять жёлтый карандаш двумя пальцами левой руки и положить его слева от себя. Пусть ребёнок разложит справа и слева от себя все карандаши.

Попросите его покатать ребристый карандаш между ладонями, сначала держа их над столом, а потом выполнить то же задание, держа ладони под столом. Пусть ребёнок покатает карандаш по столу правой, а затем левой рукой сначала вперёд, а потом назад. Сопровождайте выполнение заданий вопросами, уточняющими положение предмета в пространстве или направление его перемещения.

Регулярные занятия родителей с детьми, включающие данные и аналогичные игровые упражнения, помогут научить малышей ориентироваться в пространстве, будут способствовать развитию мелкой пальчиковой моторики, что окажет стимулирующее воздействие на речевое развитие ребёнка в целом. Главное – чтобы занятия были в радость. Поэтому не забывайте хвалить ребёнка, формируйте у него уверенность в своих силах.

Успехов Вам и Вашим детям!

Источник

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящее время возрастает значение здоровьесберегающих технологий для детей, направленных на подготовку качественно нового учебно-воспитательного процесса в современном образовательном учреждении, который поможет сформировать и обеспечить создание прочного фундамента здоровья детей. Поможет им овладеть знаниями, навыками и умениями, которые помогут ребенку адаптироваться к полноценной жизни. [1]

Двигательная активность является важным условием развития детей. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. В последнее время, всё чаще, диагностируются хронические заболевания и различные функциональные отклонения в развитии у дошкольников и младших школьников. [6]

Результаты комплексных исследований состояния физической подготовленности детей подтверждают стабильную тенденцию к слабому физическому развитию подрастающего поколения. На слабую физическую подготовленность дошкольников и школьников в настоящее время указывают многие авторы (Г.П. Виноградов, И.Г. Громова,1993; А.Т. Воробьев,1996; Т.В. Красноперова, Е.Н.Сапожникова,1996; А.Н.Тяпин,2005 и др.). Сохраняется тенденция роста численности группы «риска». [2]

Сегодня большинство детей страдают гиподинамией, то есть двигательным дефицитом, что неизбежно ведет к нарушению крупной моторики. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается уменьшение игровой деятельности — большее внимание уделяется учебным нагрузкам, то есть подготовке к школе. Работа детей все чаще начинает представлять собой умственный труд, связанный главным образом с деятельностью коры головного мозга. Дети начинают дольше сидеть на занятиях, тем самым получают повышенную статическую нагрузку на позвоночник. Когда ребенок начинает расти, у него происходят изменения, как в костной системе, так и в мышечно-суставном и связочном аппаратах. Это самый благоприятный период для формирования навыков двигательной активности. [6]

Самая главная и правильная форма физического воспитания детей — игра. Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко, высоко оценивая роль игры, писал: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь».[2]

Моторика — это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему принципу, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики. Физическое развитие ребенка зависит от своевременного формирования двигательных навыков и умений и эту задачу решают специалисты по физическому воспитанию. [4]

Читайте также:  Психическое развитие ребенка с зпр

На наш взгляд, при формировании двигательных навыков, физическая нагрузка должна быть постепенно дозируемой и регулярной. Это способствует стимуляции всех органов и основных функциональных систем организма ребенка, что оказывает благотворное влияние на функциональную адаптацию детей к нарастающим физическим и психическим нагрузкам.

Между скелетной мускулатурой и всеми внутренними органами существует связь, которая осуществляется через центральную нервную систему. Импульсы от нервных окончаний, которые заложены в мышцах, связках и сухожилиях поступают в мозг, а оттуда, во внутренние органы. Если мышечная система развита хорошо, тонус мышц находится на соответствующем уровне. Если же мышцы слабо развиты и уровень двигательной активности низкий, то передаются импульсы более низкой частоты, что приводит к ухудшению деятельности мозга и внутренних органов. Поэтому на сегодняшний день нет более эффективного средства улучшения работы организма, чем занятия физической культурой. [7]

Нарушение крупной моторики является одной из главных причин, которая затрудняет формирование двигательных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Формирует отрицательный результат не только их физического, но и психического здоровья. [8]

Коррекция и развитие двигательных функций при помощи физического воспитания является обязательным и важным направлением коррекционно-развивающей работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка с особенностями развития здоровья и его познавательной деятельности.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с двигательными функциями, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Так же трудно даются действия и упражнения с мячом — это связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. [5]

У многих детей на занятиях по физическому воспитанию проявляются стереотипные движения: похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машущие движения руками или кистью рук, ходьба на цыпочках, раскачивания всем телом и другие движения. Отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка. [8]

Практика показывает, что снижение произвольного внимания у детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность регулировать свои действия в пространстве, выполнять их свободно, без лишнего напряжения и скованности, поэтому мы выделили основные цели обучения детей с ОВЗ на занятиях физического воспитания :

— стимулирование к выполнению задания,

— формирование навыков ориентации собственного тела и во внешнем пространстве,

— развитие имитационных способностей (умение подражать и повторить),

— воспитание коммуникативных функций и способностей,

— взаимодействие в коллективе.[8]

Сначала обучать таких детей рекомендуется восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела, начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходить к движениям туловищем и ногами. После ориентированных игр или во время упражнений на стимуляцию тонуса мышц, при двигательном и эмоциональном тонизировании, у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий его мир.

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать предметы, ощущать и называть их, необходимо:

— медленно и четко выполнять движения, комментируя их;

— описывать выполняемые упражненияпросто, но образно,

пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;

— вместе с ребенком выполнять и проговаривать движения, и предлагать ему называть их;

— начинать упражнения с простых движений (растирание ладоней

и хлопки в ладоши; растирание рук и движение руками вперед, вверх, вниз; растирание ног, наклоны туловища, различные движения ногами и др.);

— одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;

— сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом.[3]

Одним из важных аспектов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является нормализация физического и психического состояния, поэтому таким детям для поддержания психофизического состояния и снятия эмоционального напряжения необходимы постоянные физические нагрузки.

Литература:

1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –

М.: Просвещение, 2005

2. Рипа М.Д. Кинезотерапия . Культура двигательной активности : учебное пособие/ М.Д.Рипа , И.В.Кулькова.- М.: КНОРУС,2013

3.Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. : 1976

4. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду М. : 1974

5. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников.- Спб.: Речь; М.: Сфера,2003

6. Козлова Т.В. , Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи- М.: Физкультура и спорт, 1989

7. Физическая реабилитация, Под. ред. С.Н. Попова. Ростов на Дону 2008

8. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004

Источник