Развитие у ребенка голосовых связок

Развитие у ребенка голосовых связок thumbnail

Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.

Этапы формирования

Человек появляется на свет с голосовым аппаратом, уже полностью готовым к работе, однако необходимо научить ребенка управлять им, то есть добиться того, чтобы работа органов координировалась мозгом.

Голосовой аппарат включает в себя несколько частей:

  • легкие;
  • гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
  • совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.

Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.

Этапы и стадии развития детского голоса напрямую связаны с ростом малыша, что важно учитывать и родителям, и педагогам.

Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.

  1. Пренатальная – начинается до появления на свет.
  2. Младенчество – от рождения до достижения 2 лет.
  3. Ранний детский возраст – 2-5 лет.
  4. Средний детский возраст – 5-9 лет.
  5. Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
  6. Ранний взрослый период – 12-15 лет.
  7. Средний взрослый период – 15-18 лет.
  8. Окончательное взросление – 19-21 год.

На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.

Стадии развития голосового аппарата принято подразделять на три типа:

  • обычную;
  • интенсивную;
  • замедленную.

Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.

Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.

Особенности голоса в первые месяцы жизни

Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.

В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:

  • от голода;
  • от боли;
  • при лишении (например, если у него забирают пустышку).

Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].

Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.

  • Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
  • При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.

Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.

Стадии гуления и лепета

Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.

Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.

К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.

Развитие от 1 до 5 лет

Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.

До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.

Развитие голоса

Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.

Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.

  1. Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
  2. Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
  3. Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.

Выполнение этих несложных рекомендаций поможет приблизиться к цели.

Основные методики работы

Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.

Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.

Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.

  1. Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
  2. Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
  3. Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.

Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.

Упражнения на развитие голоса для детей

Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.

  • Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
  • Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
  • Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
  • Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
  • Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
  • Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
  • Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
  • Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
  • Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
  • Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
  • Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
  • Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.

Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.

Источник

Развитие у ребенка голосовых связок

Развитие у ребенка голосовых связок

1-Как формируются детские голосовые связки.

Голосовые связки являются одним из главных звеньев в формировании голоса.

Голос формируется путем прохождения струи воздуха, выдыхаемого легкими, через гортань, где образуется вибрация голосовых складок и происходит образование первичного звука. Этот звук очень слабый и не напоминает собой обычный человеческий голос. Привычную для нашего уха силу и окраску он получает благодаря ротовому и носовому резонатору.

Каждый голос имеет свои акустические характеристики: силу, высоту и тембр. Голос ребенка отличается от голоса взрослого человека в силу неполной анатомо-физиологической зрелости голосового аппарата. Детская гортань примерно в 2-2,5 раза меньше по своим размерам, чем гортань взрослого. Соответственно, более короткими являются и голосовые складки, грудной резонатор еще мал по объему и слаб. В связи с этим преобладающую роль в голосообразовании играют верхние резонаторы, дающие высокое звучание. Голосовые складки колеблются только своими краями. Поэтому детские голоса характеризуются небольшой силой, малым диапазоном и практически одинаковы у мальчиков и девочек.

2.Осипший голос – опасно ли это для детских связок? Почему это происходит? Сколько времени это может продолжаться?

К осиплости голоса могут приводить заболевания голосовых связок, некоторые из которых достаточно опасны и могут иметь серьезные последствия. Среди них острый ларингит, ведущий к отеку гортани, дифтерия гортани, папилломатоз   гортани, злокачественные и доброкачественные опухоли гортани. Все названные заболевания ведут к острой или хронической обструкции гортани и при отсутствии корректной своевременной помощи могут привести к летальному исходу или к инвалидности. Поэтому родителям необходимо своевременно обращаться к врачу при первых признаках впервые появившейся осиплости голоса.

Осиплость голоса может быть врожденной при аномалии развития гортани или верхних резонаторов: полости носа, рта, при таких заболеваниях, как волчья пасть или заячья губа, ведущих к закрытой или открытой гнусавости и, соответственно, к нормальному формированию голоса.

3.Как меняются детские связки с возрастом? Как это влияет на голос ребенка?

Возрастные изменения голоса или мутация – это физиологическое явление, которое происходит в период полового созревания и связано с преобразованием детского голоса в голос взрослого человека. Наиболее заметно это явление у мальчиков. Под влиянием мужских половых гормонов происходит дисгармоничный, неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата. Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. У девочек складки удлиняются только на 3-5 мм. У мальчиков подчас возникает напряжение дыхания, т.к. смыкание голосовых складок неполное, и для произведения звука полной силы нужно напрягать дополнительно дыхательные мышцы.

У девочек голос тоже меняется, но без резких изменений. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.

После периода мутации голос обретает свою индивидуальность. Эти процессы относятся к функциональным нарушениям голоса.

4.Как отличить осипший голос ребенка от голоса, претерпевающего возрастные изменения.

Причины расстройства голоса разнообразны. Это могут быть заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых складок, нарушение резонаторной системы голосообразования, болезни органов дыхания и сердца, эндокринные заболевания, в частности, заболевания щитовидной железы, нарушения слуха, влияние внешних факторов, например, таких как курение, пыль, перепады температур, перенапряжение голоса, психогенные факторы.

Для того чтобы уточнить причину осиплости голоса в первую очередь необходимо тщательно собрать анамнез и произвести осмотр гортани у врача.

5.Если голос ребенка постоянно осипший – нормально ли это? О чем это может свидетельствовать.

Голос ребенка должен быть звонким. Если возникают проблемы, связанные с осиплостью голоса, это можно расценивать как признак заболевания.

Часто причиной осиплости голоса у детей является заболевание, которое называется «певческие узелки» или «узелки крикунов»: на голосовых связках образуется ограниченное уплотнение в виде маленьких узелков, которые препятствуют плотному смыканию. Образование таких узелков чаще всего вызывается переутомлением, перенапряжением голоса, криком.

Другое часто встречающееся заболевание, ведущее к длительной осиплости голоса у детей – это папилломатоз гортани. На голосовых складках образуются папилломы, которые разрастаются и переходят на другие части гортани, по форме напоминая цветную капусту. Это заболевание приводит не только к стойкой осиплости гортани, но и к затрудненному дыханию.

6.Как распознать и лечить заболевание голосовых связок?

Заболевание голосовых связок может распознать только врач после тщательного сбора анамнеза и обследования. Уточнив все возможные причины, ведущие к появлению осиплости голоса, специалист проведет осмотр лор-органов, исследование носа, носоглотки, полости рта, глотки и гортани.

Для исследования гортани используется непрямая ларингоскопия, которую пациенты переносят с трудом из-за повышенного рвотного рефлекса. Исследование гортани с помощью жесткого эндоскопа дает больше информации и переносится больными легче. У совсем маленьких детей по показаниям используется прямая ларингоскопия под наркозом.

В соответствии с установленным с помощью проведенной диагностики голосовых связок диагнозом назначается лечение.

Так, например, при таком заболевании как «узелки крикунов» назначается голосовой покой на 2-3 недели, щадящая диета, масляные и лечебные заливки в гортань, щелочно-маслянные ингаляции до 2-х недель, физиотерапия, витаминотерапия, климатотерапия. Лечение «узелков крикунов» требует от доктора и родителей ребенка особенно длительного терпения и настойчивости в достижении цели выздоровления ребенка.

При других заболеваниях голосового аппарата, ведущих к осиплости голоса, нередко требуется хирургическое вмешательство, вплоть до наложения трахеостомы.

7. Приведите примеры из собственной практики – ситуации, в которых родительские волнения были беспочвенны и ситуации, когда родители запустили здоровье детских связок.

В моей практике несколько раз встречались пациенты с диагнозом «папилломатоз гортани», который сопровождается стойкой осиплостью голоса, иногда афонией (отсутствием голоса). Такие пациенты поступают в лор-отделение с симптомами затрудненного дыхания, как правило, в таких случаях требуется экстренное оперативное вмешательство для освобождения входа в гортань и восстановления дыхания. Это заболевание достаточно сложное и часто рецидивирует (повторяется).

Что касается беспочвенных волнений родителей по поводу осиплости голоса у детей, то можно сказать, что волнение родителей всегда объяснимо, и лучше заниматься профилактикой заболевания, чем его лечением.

Комментарии

Источник