Развитие у ребенка чувства темпа
Наталия Яковлева
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз).
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка эмоциональна. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.
Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела,игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Упражнение для младшей группы: «Барабан»
Мне купили барабан – бам,бам,бам!
Я на нем играю сам – бам,бам,бам!
Варианты исполнения:
1. Проговаривая текст,ритмично хлопать в ладошки.
2. Хлопать ладошками по барабану.
3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.
4. Притопывать двумя ногами.
Упражнение для средней группы: «Колобок»
Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,
У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,
Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,
Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.
Упражнение для старшей группы: «Дворник»
Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.
Деревянный дом дрожал. — Топать ногами.
Ветер дергал эту дверь,-Стучать по коленям поочередно
Дворник думал: это зверь. — Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.
Упражнение для подготовительной группы: «Храбрый воробей»
Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.
Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.
Воробей,воробей! –По 3 хлопка по коленям.
Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.
— Берегись,крадется кошка! –Походить на месте,показывая руками «коготки»
— Подразню ее немножко,-Погрозить пальчиком.
А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.
Прыг! –Прыжок на двух ногах.
А. Данилевская
Пособие И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» помогает музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.
Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.
Например,я использую на своих занятиях такие игры: «Шаг и бег».
Цель игры :дать детям представление о долгих и коротких звуках. «Ритмическое эхо».Цель игры: точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.
«Угадай мелодию»-прохлопать ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.
Очень интересно проходит работа с палочками и песнями Е. Попляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.
Упражнения решают следующие задачи:
• Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.
• Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи.
• Совершенствование движений артикуляционного аппарата.
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
• Формирование фонематического слуха.
НОЖКИ (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 1)
Большие ноги шли пот дороге:
Топ-топ-топ…
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ…
Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите – спойте песенку.
ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 10)
Весёлая лягушка чечётку танцевала
И пузыри пускала по вечерам в реке.
А днём она смеялась, шутила, кувыркалась
И даже умудрялась стоять на голове.
Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.
Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».
Следующие две – снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.
ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ (CD Диск «Палочки-скакалочки» №20)
1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!
В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!
По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.
Поломала каблучок. Ох!
2. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.
Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.
Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.
Вновь сломала каблучок, Ох!
3. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.
Побежала по дорожке, так-так, так-так.
Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!
Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!
Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.
Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. (по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» — удары палочек друг о друга.
В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.
Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.
Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно, под ритм стихов.
Источник
Игры для развития чувства темпа и ритма:
1 Упражнения с маршировкой:
При маршировании происходит осознание ритмичности музыки. Маршируя, у ребенка одновременно развиваются все компоненты чувства ритма: темп, ритмический рисунок, метр.
С детьми проводятся:
— марширование под музыку, с предметами и атрибутами, в сопровождении слов и жестов.
2 «Звучащие стихи».
Ритмическое игровое упражнение «Сороконожка».
Посмотрите, по дорожке к нам ползет сороконожка,
Спинка изгибается, ползет, переливается.
Упражнение развивает у детей чувство ритма, а так же умение координировать свои движения в коллективе, способность ориентироваться в пространстве, внимание. Разучив упражнение, мы его постепенно усложняем: перестраиваемся по определенному сигналу, например, по хлопку, меняем направление движения, двигаемся без рук.
3 Игры с именами, приветственные игры.
При использовании таких игр на занятии осуществляется развитие всех психических функций: внимания, памяти, слухового восприятия, моторной сферы. В каждом слове, в том числе и в имени прячется свой ритм. Мы его можем услышать, если пропоем или продекламируем его. Например: Ме-ня зо-вут Тать-я-на. Подчеркнуть ритм слов помогают звучащие жесты, или, как мы с детьми называем, музыкальные инструменты, которые у нас всегда собой: руки, ноги. Мы можем прохлопать, прошлепать, протопать, простучать кулачками ритм любого слова или целой песни. Приветственные игры используются для создания благоприятной обстановки на занятии, заряда положительных эмоций.
Игру-приветствие «Вежливая гусеница».
Гусеница вежливая, потому что очень любит здороваться. Ребенок подходит к тому, с кем хочет поздороваться и поет: «Здравствуй, как тебя зовут?» Ему отвечают: «Здравствуйте! Я – Ле-на». Игра продолжается, пока все дети не назовут свои имена. Игру можно усложнить, добавив к пению звучащие жесты или игру на шумовых музыкальных инструментах.
4 Игры с музыкальными инструментами.
Прежде всего, игры с музыкальными инструментами расширяют словарь ребенка новыми словами – названиями музыкальных инструментов (игры «Что звучит?», «Назови музыкальный инструмент)
Игра «Лесной оркестр»
Цель: Развивать чувство ритма, умение музицировать на детских музыкальных инструментах.
Ход игры:
Есть оркестр в лесу у нас, он сыграет вам сейчас.
Ты ладошек не жалей и в ладошки громче бей.
Мишки в бубен громко бьют, бум-бум, бум-бум.
(Дети играют на инструментах, проговаривая текст).
Спать зверушкам не дают – бум-бум, бум-бум.
(Дети играют на барабане).
А лисичка в треугольник – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля.
Нежно, нежно ударяет – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!
(Дети играют на треугольниках).
Зайки весело играют, маракасы сотрясают.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча, пляска будет горяча.
(Дети играют на маракасах).
5 Музыкальные скороговорки
Что такое скороговорка? По определению С. И. Ожегова, «это искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь».
По мнению врачей, освоение скороговорок не только улучшает речь, но и повышает концентрацию внимания, тренируя нервные связи между мозгом и органами речи. Скороговорки дают положительный эмоциональный настрой. Благодаря своей краткости запоминаются, дети видят результат своего труда. Это их очень радует, А где радость, там и успех. Предлагаю убедиться в этом на практике.
Скороговорку «На дворе трава, на траве дрова».
При разучивании скороговорок необходимо соблюдать несколько простых правил:
1. Следить за внятным звукопроизношением, особенно при групповом исполнении.
2. Разучивать скороговорку в медленном темпе, а затем постепенно ускорять
Гласные не должны заглушать согласные, это особенно заметно, если произносить скороговорку торопливо, невнятно.
6 Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1 тыс. важных биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать деятельность органов человека. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – папа.
А на папе – шляпа.
Этот пальчик – мама,
И на ней – панама.
Это — братик Сашка,
А на нём – фуражка.
Вот сестра Татьяна,
А на ней – бандана.
Вот малыш Андрюшка,
Лысая макушка!
В процессе чтения поглаживаем пальчики (от большого к мизинцу) от ладони до кончика, нажимаем на подушечку пальца.
Источник
Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм — это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. В нашей статье — упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.
Откуда нам знакомо чувство ритма?
Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.
Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:
- Дыхание.
- Бодрствование и сон.
- Желудочно-кишечный тракт.
Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:
- Смена времён года.
- Смена времени суток.
- Приливы и отливы.
Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.
За что отвечает чувство ритма у человека?
- Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
- Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
- Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
- Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
- Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.
Итак, переходим к практической части нашей темы.
Как развить чувство ритма у ребёнка?
Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!
От 0 до 6 месяцев
Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!
Зарядка или массаж с потешкой
Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:
- «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
- «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
- «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)
Танцы с мамой или папой
Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.
От 6 до 12 месяцев
Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.
Потешка «Ладушки»
Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)
Игра «Ехал пан»
Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:
Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.
От 1 года до 2 лет
Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.
Музыка
Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:
- «Щелкунчик».
- «Спящая красавица».
- «Лебединое озеро».
Марш и стишки
Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!
От 2 до 3 лет
В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.
Повторяй за мной
Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:
Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.
Непослушный козлик
Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные — бодается, делая себе указательными пальцами рожки.
Например:
Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…
Или так:
ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…
От 3 до 5 лет
Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.
Маршируем активнее
Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:
РАЗ, два, ТРИ, четыре…
Затем начните считать по-другому:
РАЗ, ДВА, три, четыре…
Или так:
Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…
После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.
Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков
Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.
Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:
В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,
В ле-СУ о-НА рос-ЛА…
А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:
В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,
В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.
Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.
Стихи и барабан
Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
С ритмом по жизни
Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:
- Стихотворения и песенки.
- Танцы.
- Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
- Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
- Маршировки.
Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!
Источник