Развитие у ребенка ценностного отношения

Яна Позднякова
Особенности формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст закономерно привлекает внимание исследователей на протяжении всей истории становления педагогики. Представители различных теоретических школ по-разному понимали границы дошкольного возраста, значительно отличались и трактовки особенностей психического развития на протяжении этого периода развития личности.

Период дошкольного возраста в исследованиях (В. Н. Колюцкий, И. Ю. Кулагина, А. А. Реан и др.) именуется как раннее детство (от 2 до 6 лет). Выделяются следующие особенности развития дошкольника:

• доминирующая роль отводится творческому характеру через воспроизведение различных знаков, символов; ребенок приравнивается к субъекту культуры;

• впервые появляется социокультурный контекст в процессе становления и развития личности дошкольника;

• сензитивность дошкольного возраста – чувствительность к осознанию, усвоению и реализации норм, форм и условий процесса жизни человека (языка, способов общения и т. д.);

• в качестве движущей силы развития выступает совместная деятельность взрослых и детей;

• ведущий вид деятельность – игра;

• условием свободного поиска (развития) через определение формы деятельности и общения является процесс амплификации (расширения);

• становление сознания в результате совместной деятельности эмоциональной и личностной составляющих;

• приоритет знаково-символических структур для образования связей между предметами и действиями;

• неравномерность уровней и компонентов развития личности [43, с. 145-148].

С дошкольного возраста развитие личности рассматривается через структуру психических явлений: процессы, состояния и свойства. Так психические процессы руководят поведением человека. Отличаются конкретным началом, течением и концом. На их основе формируются знания, навыки и убеждения. Выделяются познавательные (ощущение, восприятие, память, речь, мышление и др., эмоциональные (импрессия и экспрессия эмоций и чувств, общий эмоциональный фон, «язык» чувств, осознание своего внутреннего мира) и волевые (нормы, установки, расширение потребностей) психические процессы.

Т. Э. Мангер считал, что в центре структуры самосознания дошкольника воображение. Мечтания дошкольника не связаны с реальной ситуацией, он «работает» с категорией возможного. Таким образом, углубленное самосознание дошкольника позволяет ему по-новому воспринимать окружающий мир, как материальный, так и духовный. Способность к наглядно-действенному мышлению, сюжетно-ролевая игра, развитие эмоциональной сферы приводит к осознанию особенностей своего тела, физических возможностей, восприятию себя членом социальной группы, формированию эмпатии и самоконтроля в его ранних проявлениях.

Общепринятым, теоретически обоснованным и подтвержденным данными эмпирических исследований, является тезис о сензитивности ребенка данного возраста к усвоению системы норм взаимоотношений в обществе, в частности и моральных норм. Ценностные отношения определяют направленность личности дошкольника на цели и средства деятельности, и таким образом выражают ее отношение к миру. Ценностные отношения рассматриваются как элемент мировоззрения формирующейся личности. Мировоззрение представляет собой систему претворяемых в жизни, в деятельности человека философских, политических, нравственных убеждений, идеалов и ценностных ориентации, отношений к природному и социальному миру, осознание субъектом своего назначения [35, с. 192-199].

Старший дошкольный возраст – это возраст, когда впервые в онтогенезе возникают необходимые условия для формирования ценностных отношений. Качественно новый уровень развития психических процессов является определяющим психологическим условием формирования ценностных отношений. В отечественной психологии вопрос о периоде формирования ценностных отношений и в настоящее время остается дискуссионным. Можно выделить две точки зрения. Часть исследователей считает периодом формирования ценностных отношений возраст 14 – 18 лет (Е. А. Савина, Е. К. Узденова). Сторонники другой точки зрения считают временем формирования ценностных отношений более ранние периоды, период подросткового возраста (Т. Э. Мангер) и, даже, период младшего и дошкольного возраста (М. С. Коренькова). Возможно, верна каждая рассматриваемая позиция исследователей. Развитые ценностные отношения – признак зрелой личности, показатель меры ее социализации.

Таким образом, старший дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период для присвоения системы ценностей общества, построения картины мира, отражающей конкретный фон и особенности социальной ситуации развития воспитанника.

Современные старшие дошкольники среди терминальных отдают предпочтение таким ценностям, как «наличие хороших и верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, доминировавшая в 70–80-е годы ценность «счастье других» сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество» и «красота природы».

Среди инструментальных ценностей современные дошкольники выделяют «ум» и «умение добиваться своего», занимавшие у дошкольников 70–80-х годов одно из последних мест. Незначимыми сегодня являются такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшие в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов.

Обобщая их, можно сделать вывод, что современные старшие дошкольники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники 70–80-х годов прошлого столетия – на общественно значимые и общегуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют, по нашему мнению, тип «современного предпринимателя», в то время как ценности, преобладавшие в конце ХХ века, – тип «исполнителя». Существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных отношений современных старших дошкольников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных отношений [46].

В научных исследованиях ценностное отношение к семье является залогом стабильности государства, условием процветания и развития его народов. Семья является первым социальным институтом, в котором развивается личность. Е. Н. Алексеева поясняет, что семью необходимо характеризовать как систему, включающую следующие признаки:

• влияние и зависимость членов семьи друг на друга;

• цельность;

• наличие иерархичной структуры;

• многообразие и индивидуальность процессов внутри семьи;

• динамичность и развитие;

• самоорганизация;

• установление границ, описывающих отношения семьи и окружающей действительности [2, с. 173-176].

В рамках нашего исследования рассмотрим формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников. Вопросами формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в отечественной педагогике занимался целый ряд авторов (А. С. Биджиев, В. П. Вдовиченко, М. А. Дмитриева, Л. А. Дюдюкина, И. Б. Левицкая, Н. Б. Лисовская, Т. Э. Мангер, М. П. Прошкина, Л. В. Суркова, Е. К. Узденова, Л. Н. Урбанович, М. Б. Хватова и др.). Ученые акцентируют внимание на то, что именно данный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательного отношения к миру, подготовке к учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

И. В. Дубровина считает, что ценностное отношение к семье – интегративное личностное образование, которое характеризуется восприятием семьи как морально-нравственного идеала, как источник нравственности для личности и социума. Ценностное отношение к семье включает в себя:

• создание фундаментальных основ для формирования ценностного образа семьи;

• установки на регистрацию официальных супружеских отношений;

• становление и развитие ответственности, любви, уважения, взаимопомощи и поддержки к членам семьи;

формирование совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для успешной семейной жизни;

• закрепление установок на грамотное ведение домашнего хозяйства;

• соблюдение основ здорового образа жизни членами семьи [20, с. 74-78].

Ю. Е. Алешина утверждает, что формирование ценностного отношения к семье является составной частью процесса воспитания и развития личности в целом. И поэтому его целесообразно рассматривать как педагогическую деятельность по привитию ценностного отношения к культуре семьи (формирование семейных отношений, благоприятного межличностного взаимодействия родителей и педагогов и т. д.) в соответствии с социальными идеалами и реальностью настоящего времени [4, с. 60-61].

Мы разделяем точку зрения Е. А. Колесниченко, выделяющую главные ценности семьи – любовь, дети, здоровье членов семьи и совместное времяпрепровождение. В такой интеграции появляются и тесным образом переплетаются результаты духовной деятельности всех ее членов. Ценности семьи выступают в качестве средства единения и энергетического обмена между членами семьи. А нравственные ценности способствуют передаче и закреплению социального опыта от родителей к детям. Духовная область семьи отвечает за воспитание подрастающего поколения. Только семья позволяет ребенку освоить весь спектр социальной информации. Обеспечивают данный процесс родительская любовь, безграничное доверие ребенка своим родителям и благоприятный психологический климат в семье. Духовные ценности семьи обладают свойством долговечности и чаще всего имеют материальную оболочку [28, с. 68-72].

А. И. Антонов рассматривает родовые ценности семьи и брака: любовь между супругами, рождение потомства, взаимоотношения, безопасность. Автор обосновал содержание формирования ценностного отношения к семье в возрастном аспекте с дошкольного до студенческого возраста в схем

Е. К. Узденова при описании формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников уделяет внимание ее структуре. Данный подход основан на мнении, что семья – это отрегулированная структурная система реализации каждого члена, с учетом его индивидуальных, личностных, биологических и психодинамических особенностей. К структурным компонентам семьи автор относит: принятые способы поведения, стиль детско-родительного взаимодействия и формы структурирования информации [44, с. 74-75].

М. С. Коренькова формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников видит через «семейные стабилизаторы»: семейные мифы, семейные нормы и правила, семейные ценности, традиции и ритуалы. Семейный миф – это определенное знание о своей семье, чаще всего неосознанное, но имеющее единую суть среди всех ее членов. Семейные нормы и правила – совокупность ценностей, на основе которых строится жизнедеятельность семьи. Правила – перечень требований к членам семьи, позволяющий успешно ориентироваться в окружающей действительности и дает возможность семье быть устойчивой структурной системой благодаря четкой регламентации прав и обязанностей ее членов. Чаще всего отсутствие правил является источником различного рода конфликтов и обид. Семейные ценности – приоритеты процесса функционирования семьи, одобряемые и значимые для ее членов; они культивируются и передаются от родителей к детям. Традиции и ритуалы – символические мероприятия, «узаконенные» и имеющие смысл только для конкретной семьи. Отсутствие традиций и ритуалов приводит к разобщению членов семьи, их изоляции и высокому уровню тревожности [29, с. 340].

Л. А. Дюдюкина отмечает, что формирование ценностного отношения к семье у старшего дошкольника становится возможным при наличии оптимальной родительской позиции на развитие личности ребенка. Автор выделяет следующие варианты отношений «родитель-ребенок»:

1. Благоприятная любовь – проявляется в виде взаимных симпатий, уважительных отношений между родителем и ребенком, эмоциональной и психологической близости.

2. Формальные отношения – родитель проявляет по отношению к ребенку симпатию и уважение, но при этом эмоционально холоден и ограничен.

3. Отрицательная любовь – отсутствие уважения к ребенку на фоне эмоциональной близости и демонстративной симпатии.

4. Снисходительные отношения – симпатия к своему чаду сопровождается отсутствием уважения к нему как к личности и большой эмоциональной дистанцией.

5. Отвержение – основывается на чувствах антипатии, неуважительном отношении друг к другу и отсутствии межличностного контакта.

6. Презрение – антипатия сопутствуется неуважением и незначительной межличностной дистанцией.

7. Преследование – преобладает нездоровое желание эмоциональной близости при антипатии и неуважении родителя к ребенку.

8. Отказ – полное отсутствие межличностного взаимодействия [21, с. 51-54].

В. П. Вдовиченко подчеркивает, что успешное формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников обеспечивает неразрывная связь различных социальных институтов, которые оказывают влияние на развитие личности. Это и система образования, и общество, и государство в целом. Автор уделяет значительное внимание взаимодействию детского сада и семьи с целью воспитания не только детей, но и повышению родительского потенциала. Семья и детский сад должны развивать индивидуальность личности, формировать ценностное отношение к семье у подрастающих поколений [14, с. 65-69].

Идея В. П. Вдовиченко перекликается с точкой зрения М. П. Прошкиной, которая в основе формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников видит высокий уровень развития культуры родителей, их воспитанность и образованность. Под культурой понимается педагогическое образование родителей, как структурной единицы населения страны. Формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников возможно только в тесной взаимосвязи семьи и образовательной организации, в задачу которых входит обучение регуляции правильных взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Детский сад, в свою очередь, призван помогать семье выстраивать правильное воспитание детей и формировать ценностное отношения к семье у дошкольников. Семья ориентирована на воспитание у детей таких качеств как: справедливость, честность, откровенность, умение отстаивать свою точку зрения, чувство сопричастности, дружелюбие, гуманизм и любовь к Родине и пр. [38, с. 276-280].

И. Б. Левицкая полагает, что в последнее время особенно актуальна проблема систематичности и постоянства родительского воспитательного воздействия. Воспитательное воздействие взрослых должно ощущаться во всем семейном укладе [31, с. 25-28].

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что ученые рассматривают формирование ценностного отношения с различных научных позиций: осознанное родительство у обучающихся (И. Б. Левицкая, ответственное отношение к родительству (Е. К. Узденова); эмоционально-ценностного отношения в семье, основанное на любви, добре, уважении, сострадании (В. В. Николина); ответственного родительства с позиций семейных духовно-нравственных ценностей (С. П. Акутина) и др.

Важно помнить, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных отношений современных старших дошкольников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций. О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются для неё наиболее значимыми, то есть ценностные отношения выступают как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценностные отношения будут сформированы у старших дошкольников сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

На основе анализа научных исследований одной из основных задач современной дошкольной образовательной организации является реализация принципа единства семьи и других социальных институтов в воспитании личности и формировании у нее ценностного отношения к семье в целостном воспитательно-образовательном процессе и применение с этой целью разнообразных форм совместной работы детского сада с семьей по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к ней, чему и будет посвящен следующий параграф нашей работы.

Источник

Ольга Николаевна Сытник
Консультация для родителей «Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье»

Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье.

Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней — биологического, социального и психологического. Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 — от внешних условий (среда, т. е. в итоге от экологии, 10% -от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физи­чески развитыми. Поэтому, одновре­менно с заботой о чистоте тела и с удовле­творением потребностей в пище, необхо­димо создать условия для реализации по­требности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Здоровье ребенка во многом определя­ется отношением родителей к его физиче­скому воспитанию. При этом отцы рассма­тривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и фи­зическому воспитанию мальчиков оба ро­дителя придают большее значение, чем воспитанию девочек. Родителями мальчи­ков в возрасте 6-7 лет значимость их фи­зической готовности ставится на первое или второе место, в то время как родители девочек этого возраста физвоспитание ста­вят на седьмое-восьмое место.

Замечено, что дети усваивают образ жиз­ни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культу­ре. Положительный пример родителей су­щественно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической куль­турой в свободное время всей семьей. Фор­мы могут быть разными — туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые уп­ражнения, например ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, что­бы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С ранне­го возраста у детей необходимо формиро­вать привычку ежедневно выполнять ут­реннюю гимнастику.

Кроме того, важны ежедневная двига­тельная активность и активный отдых, по­этому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. Помочь родителям в этом — задача педагога.

В теплый период года необходимо по­вышать двигательную активность до­школьников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске («мостик через речку»); перешагивание через корни, бревно; перелезание через бревно; подле-зание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъем в гору и спуск с го­ры; перепрыгивание препятствий с места и с разбега. С целью повышения выносливо­сти детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе: с дошкольниками стар­шей группы — до 1,5 минут, в подготови­тельной к школе группе — до 2 минут. Ис­пользуется и бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая их в ко­ленях, приставным шагом боком и др. Все перечисленные виды движений можно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повышает инте­рес детей и поддерживает их положитель­ные эмоции.

Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении.

Пешеходные и лыжные прогулки явля­ются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использо­вания свободного времени для укрепления здоровья. Лыжные прогулки могут вклю­чать кратковременные переходы, чередую­щиеся с отдыхом продолжительностью до 20 минут в старшей группе и до 30 минут в подготовительной к школе группе без до­полнительных двигательных заданий.

Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребенка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздейст­вие на становление психических функций. Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, т. е. длительные, регу­лярно повторяющиеся упражнения, на­правленные на тренировку и совершенст­вование выносливости. Именно выносли­вость в сочетании с закаливанием обеспе­чивает надежную защиту от острых рес­пираторных заболеваний.

Популярное циклическое упражнение -бег трусцой со скоростью 5-7 км/ч. Начи­ная такие упражнения с 3-4-го года жизни (преимущественно в игровой форме, че­рез один-два года можно получить хоро­ший оздоровительный и общеразвивающий эффект. Нагрузку следует увеличи­вать постепенно, причем не за счет удлине­ния пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2-3 раза). Постепенно при правильно организован­ной тренировке уровень выносливости старших дошкольников повышается вплоть до пробега 1,5-2 км без напряжения.

Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физичес­ких упражнений и игр, организации физ­культурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нужда­ются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурно­го инвентаря, с правилами действий, со­держанием игр. Помните: оздоровитель­ный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значи­тельно выше, чем от игры в закрытом по­мещении, как бы хорошо оно ни проветри­валось.

Какой можно сделать вывод? Если ме­роприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвиж­ными играми в семейных условиях, у ре­бенка развиваются индивидуальные склонности и интересы, а отношение к здоровью становится ценностным.

Источник