Развитие творчества ребенка в разных видах деятельности
Любовь Дрюпина
Доклад «Развитие творческих способностей в разных видах деятельности»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»
Подготовила воспитатель Дрюпина Л. И.
2013 г.
Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством.
Во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, — везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребёнка.
Воображение дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности.
Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления – комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, постановок, фильмов. Способность использовать свои представления и знания имеет большое значение для умственного развития ребёнка. Благодаря этому он начинает понимать связи, которые существуют между различными явлениями жизни, и правдиво изображать их.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребёнка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков». При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка».
Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К. С. Станиславский советовал актёрам поучиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Поэт П. Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. «Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характера черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».
Развитие игрового замысла связано с общим умственным развитием ребенка. Растущие познавательные интересы детей обогащают сюжеты их игр, делают более стойкими замыслы, которые иногда на длительное время завладевают их воображением.
Появление длительной игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Продолжительное пребывание в одной роли помогает детям глубже вникать в смысл изображаемого.
Так, во время многодневного «морского путешествия» то один,то другой ребенок придумывал интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и поднимали затонувший корабль, в жарких странах ловили обезьян и отвозили их в зоопарк.
Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре различные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.
Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги.
Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт.
У старших ребят появляется иное отношение к спектаклю. Они стараются глубже передать образ героя, показать свое отношение к нему. Иногда дети поражают выразительностью мимики, жеста, слова.
Злая мачеха прогоняет падчерицу в лес. Девочка с неподдельной грустью и страхом на лице берёт свое пальтишко и медленно надевает его, долго застегивая пуговицы. Никто не учил ее этому, у нее получилось все непосредственно и искренне. Малыши, которые смотрели спектакль, притихли и с сочувствием следили за ней.
Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайного, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Входя в роль, ребёнок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя.Игровые действия детей всегда реальны: «мама» поит из ложечки больную дочку-куклу молоком. И ложечка, и молоко – воображаемые, но действия девочки настолько выразительны, что зритель как будто видит эту ложку, которую она осторожно подносит к губам куклы-дочки.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.
Вначале ребёнок словом только обозначает свои действия, таким образом осмысливая их. Затем он пользуется словом, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. «Шофер» как будто неподвижно сидит в машине,но прислушивайтесь к его словам: он объезжает площадь, спускается в туннель, останавливается по знаку светофора.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний, привитых умений, от сформированных интересов ребёнка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющих на развитие творческого замысла.
Источник
«Патриотизм — это не доблесть и
не профессия, это единственное
человеческое чувство. Это любовь
к Родине, к ее народу, ко всему
тому, что впитано с молоком матери»
Бакланов Г.И.
Проект Маленький гражданин великой страны.
Проект: долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Актуальность темы:
Мы живем в сложное и неспокойное время. В нашей жизни происходят события, которые заставляют нас думать и чувствовать по-новому, переосмысливая и переоценивая происходящее.
Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Многонациональный народ, населяющий нашу страну, понимает важность и значимость этого вопроса. Возродить, сохранить и передать подрастающему поколению традиции и культуру народа — задача трудная, но благородная.
Сегодня, как никогда актуальны слова академика Д.СЛихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны — это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины»
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.
Цель:
-развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепленип государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи патриотического воспитания:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Методы и приемы.
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
- имитационные игры;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- психогимнастика;
- творческое исследование;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, видеороликов с последующим моделированием новых версий;
- социально-поведенческий тренинг;
- дискуссии.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях. Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемые в системе. Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги и родители будут работать в рамках единой образовательной системе.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
-Домашний адрес; испытывать любовь привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду; дорожить своей семьей, домом.
-Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности, нести ответственность за их выполнение.
-Место проживания: город, республика, предприятия родного города их значимость; символику города, достопримечательности.
-Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции; Знать столицу нашей Родины. Ее историю, достопримечательности. Знать флаг, герб, гимн России. Показывать на карте несколько крупных городов.
-Должны знать природу России, ее обитателей.
Презентация проекта:
Оформление творческого проекта. Представление проекта.
Основные направления реализации проекта:
- Разработать проекты: «Маленький гражданин великой страны»
«Все начинается с детства»
- Воспитывать любовь к Родине посредством занятий.
Разработать и провести циклы занятий:
«Хорошо у нас в саду»
«Моя семья – мой дом»
«Русская изба»
Беседа-размышление «Русский самовар»
«Абакан-столица Хакасии», «Символика»
«История моего города», «Герб моего города»
«Лаборатория целебных вод» (Знакомить детей с озерами Хакасии)
«Горы Хакасии»
«Москва – столица нашей Родины»
«Мои права и обязанности»
«Города-Герои»
КВН «Моя малая Родина»(С участием родителей)
Викторина «Уроки этики поведения для детей и родителей».
«Рыцарский турнир вежливости»
3. Патриотическое воспитание через русское и хакасское народное творчество:
Художественная литература
-Чтение рассказов, стихов, сказок:
«Жадная собака», «Два барана», «Лев и лисица»
«Старик и сыновья» и др.
«Гуси-лебеди», «Хаврошечка», Заучивание скороговорок, дразнилок, считалок
Заучивание стихов о дружбе, о Родине, любви, взаимопомощи.
Конкурс пословиц и поговорок о дружбе, о Родине.
Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства). «Серая шейка»
Конкурс чтецов.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Найди флаг России», «Найди герб страны»
«Чей костюм», «Мир профессий»
«Пиктограммы», «Мое настроение», «Волшебный мешочек», «Волшебный клубочек» и др.
Коммуникативные игры:
«Кто чем приметен», «Путаница», и др.
Русские и хакасские народные подвижные игры:
«Гуси-лебеди», «Краски», «Пятнашки», «Рукавичка» (Хакасская игра)
«Горелки», «Уголки», «Море волнуется», «Классики», и др.
Хороводные игры:
«Заинька», «Плетень», «Ворон»
Народные традиции и праздники:
Вечер – развлечение «У семейного очага», «Посиделки на скамейке», «Турнир вежливости» «Масленица», «Рождественские колядки»
Национальные праздники: «Чыл-Пазы» ” (“День земли”), “Чир – Инес”.
Разучивание песен:
«Ссора», муз. О.Фельцман; «Настоящий друг», муз. Б.Савельева, Детские песни В.Шаинского, «С чего начинается Родина?», «Родные просторы»
Праздники:
«Хороши просторы наши», «В стране березового ситца», «Мой папа самый-самый», «Мамы разные нужны…», «День-Матери».
«Семья вместе, душа на месте», «В кругу друзей», развлечение «Друг в беде не бросит».и др.
Инсценирование детских сказок:
«Не обижайте муравья», «Две лягушки», «Колосок», «12 месяцев»
4. Важным условием патриотического воспитания является взаимодействие с семьей:
Выставки детского, коллективного творчества, сотворчества детей и родителей:
Коллективные работы по тематике «Добро»:
«Наши достижения», «Портфолио достижений»
«Портфолио семьи»
Выставки: «Моя мама-рукодельница», «Участок моей мечты», «Город моей мечты»
«Семейные реликвии», «Пасхальное яйцо», «Елочка-красавица»
Консультации:
«Как научить ребенка жить в мире людей»
«Приучение ребенка к труду»
«Наказание ребенка в семье»
«Современная семья и ее роль в развитии ребенка»
«Игра и труд в воспитании детей»
«Семья как основа развития и становления личности ребенка»
Тренинги:
«Осьминоги и осьминожки»
«Время перемен»
Совместные досуги
«Уроки этики поведения для детей и родителей»
«Моя семья»
Организация добрых дел
Изучение семейного воспитания и обучения детей дома:
-целевое посещение семей
-анализ и самоанализ воспитания и обучения детей
-анкетирование родителей
-обобщение опыта
5. Оснащение предметно-развивающей среды групп детского сада:
Изготовление игровых пособий: «Пограничники», «Пожарные», «Спасатели», «Пешеходы и пассажиры», «Пиктограммы», «Мое настроение», «Наши права», «Азбука эмоций»
Оформление
Изготовление атрибутов государственных символов России, города, Республики.
«Панорама добрых дел»,
настенное панно «»Я пришел», «Мое настроение»
Создание мини-музея «Города России», «Лаборатория Целебных вод Хакасии»
Оформление выставок рисунков
Оформление альбомов:
«Я познакомлю вас со своей семьей»
Создание альбомов:
«Достопримечательности города», «Где мы любим отдыхать»
«Хорошо у нас в саду», «Правила Друзей»
«Дорогие и любимые наши бабушки и дедушки», «Нам года не беда», «Как молоды мы были»
«О бабушках и дедушках»,»Семя вместе и душа на месте»,
6.Использование нетрадиционной изобразительной деятельности:
Рисование:
«Портрет мамы»,«Портрет моего друга», «Мой лучший друг»,. «Мой любимый город», «Чистый город»
Аппликация
«Дом моего друга»
Выставка работ: «Природа моего края», «Флаг моей республики»,
«Вечный огонь» и т.д.
7. Физкультура и здоровье:
Организация дней здоровья
эстафеты
Экологические походы
Беседы на темы:
«В здоровом теле, здоровый дух», «Я и природа»
Физкультурные досуги:
«Мы здоровью скажем да!»
«Папа, мама, я спортивная семья!» « Старинные русские народные игры»
«Русские игрища»
«Игралочка» и др.
Спортивные развлечения:
Веселые старты
«Самая здоровая семья» и др
8. Акции:
«Озеленение участков», «Покормите птиц зимой»
Экологический форум «Сделаем планету Чистой!»
Познавательное мероприятие «Памятники»
9. Воспитание любви к Родине через экскурсии и наблюдения:
Прогулка в «нетронутый лес»
Экскурсия в городской музей «Знакомство с историей города»
Экскурсия к Вечному огню.
Экскурсия в «Русскую горницу», «Хакасская юрта»
Встречи с интересными людьми.
Источник
Нина Голоденко
Доклад из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов деятельности»
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.
Творчество – это:
искать;
изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Творческая деятельность – это:
деятельность, рождающая нечто новое;
свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.
Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.
Театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно — воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:
интегрируется содержание разных образовательных областей;
создаются условия для познавательной деятельности;
создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
формируются коммуникативные качества;
расширяется социальный опыт.
развиваются творческие способности.
В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как –«социально – коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие». Главных героев спектакля можно склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как «художествен – эстетическое развитие», «социально- коммуникативное развитие». Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).
5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. К концу учебного года дети стали чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные навыки кукловождения. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Цель работы по развитию творческих способностейсредствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
В. А.Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Для развития творчества и систематизации знаний детей дошкольноговозраста в рисовании нетрадиционными приемами и техниками поставила следующие задачи :
1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственномконтакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Источник