Развитие творчества ребенка в разных видах деятельности

Развитие творчества ребенка в разных видах деятельности thumbnail

Любовь Дрюпина
Доклад «Развитие творческих способностей в разных видах деятельности»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»

Подготовила воспитатель Дрюпина Л. И.

2013 г.

Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством.

Во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, — везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребёнка.

Воображение дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности.

Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления – комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, постановок, фильмов. Способность использовать свои представления и знания имеет большое значение для умственного развития ребёнка. Благодаря этому он начинает понимать связи, которые существуют между различными явлениями жизни, и правдиво изображать их.

Доклад «Развитие творческих способностей в разных видах деятельности»

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребёнка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков». При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка».

Развитие творчества ребенка в разных видах деятельности

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К. С. Станиславский советовал актёрам поучиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Поэт П. Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. «Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характера черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».

Развитие игрового замысла связано с общим умственным развитием ребенка. Растущие познавательные интересы детей обогащают сюжеты их игр, делают более стойкими замыслы, которые иногда на длительное время завладевают их воображением.

Появление длительной игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Продолжительное пребывание в одной роли помогает детям глубже вникать в смысл изображаемого.

Так, во время многодневного «морского путешествия» то один,то другой ребенок придумывал интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и поднимали затонувший корабль, в жарких странах ловили обезьян и отвозили их в зоопарк.

Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре различные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги.

Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт.

У старших ребят появляется иное отношение к спектаклю. Они стараются глубже передать образ героя, показать свое отношение к нему. Иногда дети поражают выразительностью мимики, жеста, слова.

Злая мачеха прогоняет падчерицу в лес. Девочка с неподдельной грустью и страхом на лице берёт свое пальтишко и медленно надевает его, долго застегивая пуговицы. Никто не учил ее этому, у нее получилось все непосредственно и искренне. Малыши, которые смотрели спектакль, притихли и с сочувствием следили за ней.

Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайного, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

Входя в роль, ребёнок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя.Игровые действия детей всегда реальны: «мама» поит из ложечки больную дочку-куклу молоком. И ложечка, и молоко – воображаемые, но действия девочки настолько выразительны, что зритель как будто видит эту ложку, которую она осторожно подносит к губам куклы-дочки.

Развитие творчества ребенка в разных видах деятельности

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.

Вначале ребёнок словом только обозначает свои действия, таким образом осмысливая их. Затем он пользуется словом, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. «Шофер» как будто неподвижно сидит в машине,но прислушивайтесь к его словам: он объезжает площадь, спускается в туннель, останавливается по знаку светофора.

Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний, привитых умений, от сформированных интересов ребёнка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющих на развитие творческого замысла.

Источник

«Патриотизм — это не доблесть  и

 не профессия, это единственное

человеческое чувство.  Это  любовь

 к Родине, к ее народу, ко всему

  тому, что впитано с молоком  матери»

Бакланов Г.И.

Проект Маленький гражданин великой страны.

       Проект: долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели    

Актуальность темы:

          Мы живем в сложное и неспокойное время.  В нашей жизни происходят события, которые заставляют нас думать и чувствовать по-новому, переосмысливая и переоценивая происходящее.

        Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей.  Что ждет их  впереди? Какое духовное наследие мы им оставим?  Какие обычаи и традиции?

Многонациональный народ, населяющий нашу страну, понимает важность и значимость этого вопроса. Возродить, сохранить и передать подрастающему поколению традиции и культуру народа — задача трудная, но благородная.

     Сегодня, как никогда актуальны слова академика Д.СЛихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны — это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины»

          Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры   в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.

Цель:

-развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепленип государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи  патриотического воспитания:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Методы и приемы.

  • диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
  • примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
  • имитационные игры;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • психогимнастика;
  • творческое исследование;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, видеороликов с последующим моделированием новых версий;
  • социально-поведенческий тренинг;
  • дискуссии.       

 Гипотеза:

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и  на занятиях.  Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемые в системе.     Образовательный процесс в  ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги и родители будут  работать в рамках единой образовательной системе.

Предполагаемый результат:

  Дети должны знать и  называть:

-Домашний адрес; испытывать любовь привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду; дорожить своей семьей, домом.

-Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности, нести ответственность за их выполнение.

-Место проживания: город, республика, предприятия родного города их значимость; символику города, достопримечательности.

-Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции; Знать столицу нашей Родины. Ее  историю, достопримечательности. Знать флаг, герб, гимн России. Показывать на карте  несколько  крупных городов.

-Должны знать природу России, ее  обитателей.

                                                                                                                                                                                                                                      Презентация проекта:

Оформление творческого проекта. Представление проекта.

Основные направления реализации проекта:

  1. Разработать проекты: «Маленький гражданин великой страны»

                                                  «Все начинается с детства»

  1. Воспитывать любовь к Родине посредством занятий.

    Разработать и провести циклы занятий:

  «Хорошо у нас в саду»

 «Моя семья – мой дом»

 «Русская изба»

Беседа-размышление   «Русский самовар»

«Абакан-столица Хакасии», «Символика»

«История моего города»,  «Герб  моего города»

«Лаборатория целебных вод» (Знакомить детей с озерами Хакасии)

«Горы Хакасии»

«Москва – столица нашей Родины»

«Мои права и обязанности»

«Города-Герои»

КВН «Моя малая Родина»(С участием родителей)

Викторина  «Уроки  этики поведения для детей и родителей».

«Рыцарский турнир вежливости»

3. Патриотическое воспитание через русское и хакасское народное творчество: 

               Художественная литература

-Чтение рассказов, стихов, сказок:

«Жадная собака», «Два барана», «Лев и лисица»

«Старик и сыновья» и др.

«Гуси-лебеди», «Хаврошечка», Заучивание скороговорок, дразнилок, считалок

Заучивание стихов о дружбе, о Родине, любви, взаимопомощи.

Конкурс пословиц и поговорок о дружбе, о Родине.

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства). «Серая шейка»

Конкурс чтецов.

                  Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Найди флаг России», «Найди герб страны»

«Чей костюм»,  «Мир профессий»

«Пиктограммы»,  «Мое настроение», «Волшебный мешочек»,  «Волшебный клубочек» и др.

Коммуникативные игры:

«Кто чем приметен», «Путаница», и др.

Русские и хакасские народные подвижные игры:

«Гуси-лебеди», «Краски», «Пятнашки», «Рукавичка» (Хакасская игра)

 «Горелки», «Уголки», «Море волнуется», «Классики», и др.

Хороводные игры:

«Заинька», «Плетень», «Ворон»

Народные традиции и праздники:

Вечер – развлечение «У семейного очага», «Посиделки на скамейке», «Турнир  вежливости»   «Масленица»,  «Рождественские колядки»

Национальные праздники: «Чыл-Пазы» ” (“День земли”),  “Чир – Инес”.

Разучивание песен:

«Ссора», муз. О.Фельцман; «Настоящий друг», муз. Б.Савельева, Детские песни В.Шаинского,  «С чего начинается Родина?», «Родные просторы»

Праздники:

«Хороши просторы наши», «В стране березового ситца», «Мой папа самый-самый», «Мамы разные нужны…»,  «День-Матери».

«Семья вместе, душа на месте», «В кругу друзей», развлечение «Друг в беде не бросит».и др.

Инсценирование детских сказок:

«Не обижайте муравья», «Две лягушки»,    «Колосок», «12 месяцев»

4. Важным условием патриотического воспитания является взаимодействие с семьей:                

Выставки детского, коллективного творчества, сотворчества детей и родителей:

Коллективные работы по тематике «Добро»:

«Наши достижения», «Портфолио достижений»

«Портфолио семьи»

Выставки: «Моя мама-рукодельница», «Участок моей мечты»,  «Город моей мечты»

«Семейные реликвии», «Пасхальное яйцо», «Елочка-красавица»

Консультации:

«Как научить ребенка жить в мире людей»

«Приучение ребенка к труду»

«Наказание  ребенка в семье»

«Современная семья и ее роль в развитии ребенка»

«Игра и труд в воспитании детей»

«Семья как основа развития и становления личности ребенка»

Тренинги:

«Осьминоги и осьминожки»

«Время перемен»

Совместные досуги

«Уроки этики поведения для детей и родителей»

«Моя семья»

Организация добрых дел

Изучение семейного воспитания и обучения детей дома:

-целевое посещение семей

-анализ и самоанализ воспитания и обучения детей

-анкетирование родителей

-обобщение опыта

5. Оснащение предметно-развивающей среды групп детского сада:

 Изготовление игровых пособий:  «Пограничники»,  «Пожарные»,  «Спасатели», «Пешеходы и  пассажиры», «Пиктограммы», «Мое настроение», «Наши права», «Азбука эмоций»

Оформление 

Изготовление  атрибутов государственных символов России, города, Республики.

            «Панорама добрых дел»,

             настенное панно «»Я пришел», «Мое настроение»

            Создание мини-музея «Города России», «Лаборатория Целебных вод Хакасии»

         Оформление выставок рисунков

Оформление альбомов:

«Я познакомлю вас со своей семьей»

Создание альбомов:

«Достопримечательности города»,  «Где мы любим отдыхать»

 «Хорошо у нас в саду», «Правила Друзей»

 «Дорогие и любимые наши бабушки и дедушки», «Нам года не беда», «Как молоды мы были»

«О бабушках и дедушках»,»Семя вместе  и душа на месте»,

6.Использование нетрадиционной изобразительной деятельности:

Рисование:

  «Портрет мамы»,«Портрет моего друга»,  «Мой лучший друг»,. «Мой любимый город», «Чистый город»

Аппликация

«Дом моего друга»

Выставка работ:  «Природа моего края», «Флаг моей республики»,  

«Вечный огонь» и т.д.

7. Физкультура и здоровье:

 Организация дней здоровья

эстафеты  

 Экологические походы

Беседы на темы:

 «В здоровом теле, здоровый дух»,  «Я и природа»

 Физкультурные досуги:

«Мы здоровью скажем да!»

 «Папа, мама, я спортивная семья!» « Старинные русские народные игры»

«Русские игрища»

 «Игралочка» и др.

Спортивные развлечения:

Веселые старты

«Самая здоровая семья» и др

8. Акции:

 «Озеленение участков», «Покормите птиц зимой»

   Экологический форум «Сделаем планету Чистой!»

Познавательное  мероприятие «Памятники»

9. Воспитание любви к Родине через экскурсии и наблюдения:

Прогулка  в «нетронутый лес»

 Экскурсия в городской музей «Знакомство с историей города»

 Экскурсия к Вечному огню.

 Экскурсия в «Русскую горницу», «Хакасская юрта»  

Встречи с интересными людьми.

Источник

Нина Голоденко
Доклад из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов деятельности»

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество – это:

искать;

изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

деятельность, рождающая нечто новое;

свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно — воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:

интегрируется содержание разных образовательных областей;

создаются условия для познавательной деятельности;

создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

формируются коммуникативные качества;

расширяется социальный опыт.

развиваются творческие способности.

В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как –«социально – коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие». Главных героев спектакля можно склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как «художествен – эстетическое развитие», «социально- коммуникативное развитие». Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. К концу учебного года дети стали чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные навыки кукловождения. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Цель работы по развитию творческих способностейсредствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

В. А.Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Для развития творчества и систематизации знаний детей дошкольноговозраста в рисовании нетрадиционными приемами и техниками поставила следующие задачи :

1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственномконтакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Источник