Развитие творческой личности ребенка на основе оригами

Елена Корсакова
Развитие творческих способностей детей через ознакомление с искусством оригами

Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. Что же требует от нас –педагогов стандарт:

• Во-первых, изменить подход к образовательному процессу, а именно, изменить способ организации детских видов деятельности, умения педагога выстроить партнерские отношения (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) взаимодействия взрослого с ребенком

• Во — вторых, осуществлять индивидуальный подход к ребенку через игру.

• В — третьих, повысить роль семьи в работе дошкольного учреждения, создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

•В — четвертых: преобразовать предметно — пространственную развивающую среду, чтобы она могла обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Стандарт требует от педагогов формирования творческой личности.

Следует заметить, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, которые и составляют основу творчества. Я считаю, что большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других, посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. Развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. У детей активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, поэтому изучив литературу и нормативные документы, а так же результаты мониторинга освоения программного содержания. Определила цель своей работы

Цель — развитие творческих способностей детей в процессе овладения приемами техники оригами.

Задачи:

1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

2. Формировать умения следовать устным инструкциям.

3. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

4. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

5. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

6. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

7. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

8. Воспитывать интерес к искусству оригами.

В работе по обучению оригамииспользую следующие основные принципы:

— уважение к достоинству и личности ребёнка;

— опора на имеющийся опыт детей;

— индивидуализация и дифференциация обучения;

— сотрудничество детей друг с другом, с педагогом и с родителями;

— создание условий для творческих проявлений детей.

Работа ведется по 3 основным направлениям со всеми участниками образовательного процесса:

— работа с детьми: занятия, игры, наблюдения, организация выставок, занятия в уголке творчества, игры в лэпбуке и т. д.

— работа с родителями: мастер – классы, собрания, консультации, развлечения, видео в группе, организации совместных выставок и т. д.

— работа с педагогами: мастер-классы, консультации, обобщение опыта.

Для достижения этой цели работа с детьми средней группы представлена двумя основными этапами:

I этап – знакомство с искусством оригами. На этом этапе дети познакомятся с искусством, смогут узнавать в фигурках знакомые образы.

II этап — изготовление базовых форм оригами: «платочек», «стрела»;

— На этом этапе дети смогут складывать базовые формы «платочек» и «стрела» по словесному указанию и смогут изготавливать простые поделки, доступные детям средней группы совместно с воспитателем и самостоятельно.

Занятия оригами интересны детям и доставляют им огромное наслаждение, увлекая каждого ребенка невероятными превращениями.В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик; семенит, спускаясь с горки, человечек; высоко парит самолетик; прыгает лягушка; каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга.

В своей работе использовала новые формы организации образовательной деятельности и установления партнерских отношений с детьми.Так как девиз партнерской деятельности:

«МЫ ВСЕ ВКЛЮЧЕНЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕ СВЯЗАНЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ,А ТОЛЬКО ЖЕЛАНИЕМ И ОБОЮДНЫМ ДОГОВОРОМ: МЫ ВСЕ ХОТИМ ДЕЛАТЬ ЭТО»

Для этого в непринужденной форме использовала сказки с фигурками оригами, чем, вскоре, заинтересовала всех детей. Дети стали интересоваться этими фигурками, стали использовать готовые фигурки в игровой деятельности.

Преобразовали предметно-пространственную среду группы, где использовали фигурки, изготовленные детьми в украшении группы. Создали театральную студию «Театр оригами», где дети могут придумывать и показывать сказки, используя фигурки, которые изготовили сами и изготовленные мною. Организовали творческую мастерскую «В гостях у Квадратика», где дети могут совместно со мной или самостоятельно заняться изготовлением фигурок, поделок, открыток к праздникам и дням рождений сверстников. Работы наших детей отправляем на интернет – конкурсы. Одной из новых форм организации образовательной и совместной деятельности является использование лэпбуков.

Лэпбук – это в переводе означает книга на коленях, интерактивная книга с множеством заданий. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. На каждой странице ребенок может самостоятельно получить информацию и сенсорный опыт по изготовлению поделки способом оригами.

В ходе изготовления фигурок оригами всегда использую игрушку — Веселого Квадратика – это герой наших занятий, который рассказывает сказки и учит, как изготовить ту или иную фигурку, оказывает помощь тому, кто затрудняется, через этого героя выстраиваю доверительные, партнерские отношения, и все происходит в ходе игры.

Для вовлечения родителей в образовательный процесс провела собрание «В начале славных дел», на котором провела «Аукцион идей». В ходе, которого родители выбирали занятия для детей, где участниками будут не только дети, но и родители. Идея заниматься совместно оригами понравилась всем родителям, и они стали участниками образовательного процесса.

Для родителей были проведены консультации, оформили папку-ширму «История возникновения оригами», «Что такое оригами», «Чем заняться с детьми в выходные и праздничные дни», «Сделаем вместе», «Мастерилка». Провела мастер-класс «Открытка своими руками», «Путешествие на пароходике», «Наши руки не знают скуки», развлечение «Путешествие в страну Оригами».

Родители становятся партнерами, единомышленниками, они стараются оказывать помощь в любых начинаниях. Для того, чтобы родители могли с ребенком дома попробовать сложить фигурки в нашей группе «Ладушки» в контакте выкладываю мастер – классы по изготовлению поделок, что способствует развитию интереса, как у детей, так и у родителей, а также способствует вовлечению родителей в образовательный процесс.

Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными.

На следующий год планирую продолжать работу по данной теме и организовать работу кружка, а так же вести работу с родителями используя нетрадиционные формы работы для вовлечения всех родителей группы в образовательный процесс.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, для того чтобы соответствовать современным требованиям, нам, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности, использовать в своей работе новые формы для развития творчества в наших детях, вовлечения родителей в образовательный процесс, и успешного внедрения стандарта. Как сказал Н. Островский «Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики

Доклад 

Использование техники оригами при формирование творческих способностей детей.

Выполнила: 

Семенова Лариса Лаврентьевна

воспитатель

Чебоксары 2018г.

Актуальность

Оригами- это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой- либо одной и без необходимости удерживания инструмента. Изготовление красочных поделок из бумаги приемом многократного складывания и сгибания- увлекательное и полезное занятие для детей- дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту милую игрушку он сделает сам. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Оригами это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие? Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Занятия оригами способствует не только развитию  тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей. 

Взаимосвязь оригами с образовательными областями в соответствии с ФГОС : 

  *Познавательное развитие: знакомство с растительным и животным миром, знакомство со схемами, рекомендации по работе с ножницами (техника безопасности), знакомство с базовыми формами. 

  *Художественно – эстетическое развитие: знакомство с живописью, с архитектурой, скульптурой, использование музыкального сопровождения, знакомство с техникой изготовления из бумаги. 

  *Социально-коммуникативное развитие: экскурсии, наблюдения в природе, посещение выставок, театра, игра, использование в работе дидактических и сюжетно-ролевых, театрализованных и других видов игр. 

  *Речевое развитие: развитие мелкой моторики рук, развитие диалогической и монологической речи.

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Занятия по оригами способствуют развитию внимания, памяти, помогают воспитать аккуратность, развивают творческие способности, художественный вкус, воображение и фантазию.

Организация занятий в технике оригами со старшими дошкольниками предусматривает развитие у детей творческих способностей, реализуемых в художественно-конструкторской деятельности, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Занятие оригами развивает память и мышление, чтобы создать поделку, ребёнок должен запомнить очерёдность ее изготовления, способы и приёмы складывания; способствует концентрации внимания, так как вынуждает сосредоточиться на процессе изготовления, для получения желаемого результата; творческое воображение, художественный вкус и самое важное – творческие способности. Главным же аспектом формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения. Воображение — это способность создавать идеи на почве впечатлений, представлений, знаний. Воображение является основой любой творческой деятельности. Оно помогает людям освободиться от инерции мышления, тем самым, обеспечивая, в итоге, образование нового. В этом смысле, все, что вокруг нас и что создано человеком, вся культура, в отличие от природы — является результатом творческого воображения. Но уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский утверждал, что воображение школьников развивается не сразу, по мере приобретения детьми определенных умений и навыков. Л. С. Выготский доказал, что воображение, опирается на представления и впечатления, которые человек приобретает в реальной жизни.

Творческая деятельность успешно раскрывает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели. Оригами является одним из средств выявления творческого потенциала школьников.

Включение складывания бумаги в процесс обучения на уроках технологии приносит не только радость школьникам, но и увеличивает результативность обучения. В ходе складывания ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук.

На занятиях оригами используются задания на развитие творческих способностей. Например, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов. 

К основным приемам складывания заготовок можно отнести следующие.

1. Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали.Приемом складывания квадрата вдоль или по диагонали один раз получаются базовые элементы, из которых самые маленькие дети могут получить конверт, сумочку, автобус, бабочку и т.д. путем добавления различных деталей и аппликационных украшений.

Деление квадрата на четыре части путем сгибания его вдоль, поперек, а затем в противоположном направлении по диагонали позволяет получить малый квадрат с вложенными друг в друга карманами, научившись делать такую заготовку, дети легко могут выполнить разнообразные поделки: рыбы, цветы, маски, птицы, звери и т. д.

Деление квадрата на четыре путем сгибания его по диагоналям, а затем в противоположном направлении поперек. Сначала заготовку складывают от одного угла к противоположному. Затем повторяют прием с другого угла. Перевернув заготовку, квадрат складывают один раз поперек. Квадрат разворачивают. Сгибы закрепляют на цветной стороне и вкладывают противоположные части внутрь. Так получают вложенные друг в друга треугольники. Из этой фигуры можно создать такие конструкции, как бабочки, рыбы, цветы и другие, для чего берут бумагу определенного цвета, формата, делают необходимые сгибы, надрезы, яркие наклейки-аппликации.

2. Складывание квадрата по диагонали со складкой. Чтобы дети могли передать в поделках образы таких знакомых птиц, как снегирь, голубь и другие, надо научить их сгибать квадрат пополам по диагонали, делать узкую или более широкую складку, перекладывая ее от основного сгиба вперед или назад. Затем детей обучают сгибать заготовки пополам, соединяя противоположные концы, чтобы образовать форму треугольника с обеих сторон. Этот прием поможет сконструировать некоторые разновидности цветов, масок, изобразить птиц, зверей.

3. Складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон. Квадрат, сложенный по диагонали, а затем развернутый размещают так, чтобы диагональ располагалась вертикально. Затем правый и левый углы квадрата сгибают так, чтобы верхние стороны квадрата совместились с диагональю. Аналогично поступают с нижними сторонами квадрата. Получившиеся в середине ромба углы вытягивают кверху. Эти уголки складывают то в виде ласт тюленя, то плавников рыб, передних конечностей пингвина и т. д.

4. Складывание квадрата вдоль со сгибанием сторон и углов к середине. Квадрат, сложенный вдоль, а затем развернутый, размещают так, чтобы линия сгиба располагалась вертикально. Затем правый и левый углы квадрата сгибают к середине так, чтобы их края совместились. Боковые стороны квадрата также сгибают к середине и совмещают со средней линией. Разогнув заготовку по линиям сгиба, можно сделать разрезы и загнуть уголки так, как необходимо. Затем боковые стороны квадрата вновь складываются к середине, получившаяся деталь складывается пополам. Таким образом, можно изобразить утку, рыбу, ящерицу и т. д.

5. Складывание квадрата заготовки с расходящимися концами. Здесь складывание начинают с исходной заготовки в виде вложенных друг в друга квадратов, сгибая ее пополам по горизонтали и вертикали: от нижнего открытого угла сгибают к середине обе стороны сначала с наружной, а потом и с противоположной части .

Использование оригами в педагогическом процессе.

В своей работе я использую методическое пособие С.В.Соколовой « Оригами для дошкольников». Целью является развитие у обучающихся изобразительных, художественно- конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. 

В процессе работы используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические. А так же различные методы:

В основе которых лежит способ организации занятия: словесный, наглядный показ педагогом, работа по образцу.

В основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно- иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.

В основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный, индивидуально- фронтальный, индивидуальный.

Совместно с детьми и родителями оформляем выставки работ.

При проведении занятий по оригами использую поговорки, потешки.

В своей работе постоянно привлекаю к участию родителей. Провожу семейные тематические конкурсы по изготовлению поделок в технике «Оригами». Было проведено открытое занятие для родителей с целью овладения ими методикой объяснения складывания фигурок и получения эмоционального  удовольствия и радости при наблюдении за работой своих детей.

Вывод.

Использование техники оригами развивает способность работать руками, приучая к  точным движениям пальцев, совершенствует мелкой моторику рук, учит концентрации внимания, развивает пространственное воображение.

Литература:

Соколова С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.: Детство- пресс, 2010.

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозайка- Синтез, 2008.

Источник