Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии
Елена Радченко
Опыт работы по проблеме. Развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста на основе хореографического искусства
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я, Радченко Елена Вячеславовна, музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Аленушка» представлю вашему вниманию собственный опыт работы по проблеме «Развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста на основе хореографического искусства».
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Время, в которое мы с вами живем, предъявляет свои требования к образовательной деятельности в плане воспитания и развития личности подрастающего поколения. Результатом которых стала президентская инициатива «Наша новая школа», в которой заложен принцип всестороннего развития личности ребенка.
Сегодня сделан акцент на развитие креативных способностей и воображение воспитанников с учетом индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности. Многообразие и вариативность программ и педагогических технологий открывает больше возможностей перед работниками образования.
Я работаю с детьми дошкольного возраста. А что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть, петь рисовать и танцевать. А хореография, как мы знаем, искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения становятся как бы слышимыми. Живописность и графичность поз и положение танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля.
Анализ практики художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в воспитании детей и недостаточно эффективным использованием её на практике.
Решение данного противоречия повлияло на поиск педагогических условий творческого воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий хореографией и выбор темы: «Развитие творческих качеств личности тетей дошкольного возраста на основе хореографического искусства».
Главная идея моего опыта предполагает создание условий для развития у детей стремления к творческому самовыражению, к сознательному овладению движениями, пониманию прекрасного на занятиях по хореографии.
Чтобы достичь данную цель,я поставила для себя следующие задачи:
-на основе анализа педагогической литературы определить научно-теоретические предпосылки необходимых условий в процессе занятий по хореографии;
-обосновать особенности педагогической формы и содержания работы с детьми дошкольного возраста;
-определить необходимые традиционные и инновационные педагогические средства и условия развития на занятиях;
-разработать содержательно-методические рекомендации создания педагогических условий работы с дошкольниками в свободной деятельности для воспитателя;
-апробировать в эксперименте педагогические условия развития творческой личности в детском саду.
Объектом моей работы является процесс развития творческих качеств личности дошкольника.
Предметом выступает хореографическое искусство, как условие развития творческих качеств личности детей дошкольного возраста.
И я предполагаю в своей работе, что развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста будет эффективным в условиях,когда осуществляются:
-учет индивидуальных и психолого-физиологических особенностей каждого ребенка;
-целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса.
Методологической основой моего опыта по данной проблемеслужат труды известных российских педагогов и психологов: Выготского, Давыдова, Вагановой и других.
Моя работа основывается на принципах:
-дидактики
-актуальности
-системности
-творчества и успеха.
Работа по данной проблеме проходила в три этапа.
В организационном этапе через диагностику, беседы, наблюдения я выявляла творческий потенциал воспитанников.
Основнойэтап состоял из двух частей:
В вариативной части дети получали знания, навыки и умения по хореографии.В инвариантной — проводилась исследовательская деятельность по темам: «Успех – это мы!», «Фантазия + движение»
На третьем этапе, аналитико-оценочном, я по результатам диагностики уточняла и корректировала учебно-тематический план, обобщала опыт работы.
Условиями реализации опыта являются: предметно развивающаяся среда, модель обучения, взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.
В музыкальном зале и групповых комнатах созданы следующие условия – техническое обеспечение, методические оснащение, дидактический материал, уголки драматизации, изодеятельности, музыкальные уголки, костюмерная.
Модель обучения представлена такими видами деятельности как: занятия, индивидуальная работа, кружковая работа, досуги, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Образовательный процесс я строю по блокам: «Времена года», «Животные», «Игрушки», «Мои родные и я сам», «Как рождается музыка».
В свои занятия я включаю образно-музыкальные этюды, танцевальные импровизации, игры драматизации.
В досуговую деятельность — беседы, видео просмотры балета, фестивали, конкурсы.
А так же музыкально-пантомимические мини-спектакли, музыкальные сказки, мюзиклы.
В хореографической студии «Семицветик» дети получают основы классического танца, изучают народно-сценический танец и бальные танцы.
В индивидуальной работе уделяю внимание развитию чувства ритма, формированию навыков исполнения танцевальных движений и постановке сольных танцев.
Вся работа строится на взаимодействии с педагогическим коллективом нашего детского сада. Итогом этой работы являются интегрированные занятия и развлечения.
Я работаю в тесном контакте не только со своим педагогическим коллективом, но и с организациями нашего города.
Для наших детей организую совместно с педагогами детской школы искусств дни открытых дверей на базе хореографического отделения, проводим совместно концерты.
Интересно и познавательно проходят музыкальные гостиные в детской библиотеке.
Мы активно принимаем участия в мероприятиях районного Дома культуры, а так же в конкурсах по противопожарной безопасности и профилактики детского дорожного травматизма.
В результате проведенной работы:
— Определено конкретное содержание по всем разделам программы с учетом возрастных особенностей развития детей.
— Разработаны критерии (эталоны) для оценки развития
творческих качеств личности дошкольников
— Дети овладели необходимыми знаниями, навыками и умениями, научились понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, по-новому, более активно и сознательно стали относиться к занятиям.
— В результате активного эмоционального знакомства с хореографическим искусством у дошкольников сформировались личностные качества (внутренняя свобода, коммуникабельность, организаторские способности) и художественный вкус (они подмечают и воспринимают прекрасное не только в искусстве, но и в жизни).
— В процессе систематических занятий по хореографии у детей улучшились показатели физического развития. (Дети приобрели стройную осанку, начали легко, свободно и грациозно
двигаться, избавились от таких физических недостатков,
как сутулость и т. д.).
-Дети чувствуют эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость стали нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
— Мои воспитанники занимают призовые места в районных и городских конкурсах.
— Продолжают обучение в хореографических коллективах города.
В дальнейшем планирую опубликовать в СМИ практические рекомендации для работников дошкольного образования по использованию хореографического искусства в детском саду. Создать копилку хореографических композиций для размещения в сети интернет.
Закончить свое выступление хочу словами английского писателя Оскара Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством не в том, чему мы в нём научились, а в том, какими мы в нём становимся».
2010год.
Источник
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств городского округа Эгвекинот»
Методический доклад на тему:
«Развитие творческой личности
на уроках хореографии»
Преподаватель: Чертоляс А.В.
с. Амгуэма
2017г.
Творческие люди востребованы в любой сфере деятельности — от бизнеса до науки. Именно такая эфемерная материя, как способность к творчеству, во многом определяет успех человека. Однако, творческое развитие, как правило, протекает самостоятельно, не направленное ни к какой цели и не движущееся по протоптанному пути. Каждому приходится заново изобретать велосипед.
Творческая личность — важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.
Отмечено что:
— общеобразовательная школа не предоставляет детям возможности для позитивного творческого общения друг с другом;
— педагоги во взаимодействии с учениками руководствуются авторитарным, часто смешенным с либеральным, стилями общения;
— ведущей направленностью школы, по мнению педагогов, является образовательная сторона учебно-воспитательного процесса;
— опыт межличностного взаимодействия дети получают в “уличном” неформальном взаимодействии.
Поэтому важную роль в воспитании творческого потенциала имеют место учреждения дополнительного образования.
В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий:
— появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;
— зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи;
— созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме;
— логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности;
— озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;
— экспериментальная проверка идеи.
Совершенно очевидно, что каждый преподаватель посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности.
Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества.
Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение.
Творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями:
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ – умение увидеть и распознать творческую проблему;
РАЗНОСТОРОННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей;
ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — умение отказаться от типичной точки зрения и принять другую;
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — стремление отказаться от шаблона или группового мнения;
ВАРИАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — способность к множественной перегруппировке идей и связей;
КОНКРЕТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — способность к анализу творческой проблемы как системы;
АБСТРАКТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — способность к синтезу творческой проблемы как системы;
ЧУВСТВО ГАРМОНИИ — чувство организационной стройности и идейной целостности;
НЕЗАВИСИМОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – неконформность (качество личности, проявляющееся в способности противостоять групповому давлению.
Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков:
ОТКРЫТОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — восприимчивость ко всему новому и необычному;
ТОЛЕРАНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — конструктивной активностью в неопределенных ситуациях.
Учитель-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.
Исидора Дункан говорила что: «Существует три типа танцоров: первые — те, кто считают танец разновидностью гимнастических упражнений, состоящих из безличных и грациозных арабесок; вторые — те, кто сосредоточивается и предает свое тело, ритму желаемых эмоций, передавая заученные ощущения или переживания. И, наконец, есть те, кто обращает свое тело в блистающий поток, стихию, полностью подчиненную движениям души».
Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.
Мои наблюдения, показали, что процесс обучению танцу приносит детям широкий диапазон эмоциональных переживаний, связанных с творческим преодолением трудностей.
Процесс творческого самоутверждения, в танце сопровождающийся яркими эмоциями особенно существенен в переломные моменты развития характера учащегося, когда его жизненная позиция еще недостаточно установилась, когда эмоционально значимый толчок может дать направление его интересам и стремлениям.
Считается, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка следует соблюдать следующие условия:
— разновозрастной состав коллектива, в котором обязательно должны быть дети младшего, среднего и старшего возраста;
— четкая и планомерная система учебной работы, в которой для каждого участника ясна перспектива его технического и художественного роста;
— ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично должны сочетаться все возрастные группы;
— планирование воспитательной работы, в которой каждый член коллектива принимает активное участие.
Для развития творческого потенциала учебно-воспитательный процесс, в своем коллективе, я строю так, чтобы повышать эффективность танца, улучшать исполнительскую культуру участников, обогащать их духовный мир. Вся работа с детьми строиться на интересе, увлеченности и творчестве. Одним из существенных моментов является доступность: очень вредно для ребят делать те упражнения, которые для них непонятны и не под силу. Учащиеся должны получать удовольствие от того, что движения у них получаются.
Проводя уроки, мною были поставлены задачи:
— развивать воображение, фантазию, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим обучающимся;
— формировать умения исполнять знакомые движения под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
— воспитывать умения вести себя в коллективе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения;
— учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Для успешной реализации развития творческого потенциала учеников использую следующие технологии:
Технология игрового обучения.
Одним из важнейших принципов творческого процесса, значительно повышающим его эффективность, является игровая деятельность детей. Именно в игре можно начинать формировать способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.
Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. При использовании на уроках игр – импровизаций дети не подражают, а сами ищут образ, проявляют свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкальности слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.
Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить в воображении. При этом я поощряю непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия детей.
Игровая ситуация «Подснежник”.
Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ.
Я даю задание. Представьте, что мы находимся под землей, и они — корни растения — подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника. Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих. Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу.
Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху. Дети соединяют руки, изображая бутон.
Используется запись из альбома «Времена года” П.И. Чайковского.
Игровая ситуация «Капельки”.
Используется музыкальное произведение «Лирический танец” Поль Мориа.
Я рассказываю: « Ребята, помните, вчера вечером шел дождь? С неба летели капельки — большие и маленькие. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Хотите? Дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. А утром проснулись. Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки. Дети складывают руки, опускают голову, закрывают глаза — «спят”.
Было холодно: (Брр.) капельки потянулись, зевнули, задрожали. Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат.
Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь они такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. А вот и земля, и наши капельки упали на травку, на цветочки. Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах. Смотрят вниз, прыгают на двух ногах. Кружатся, свободные движения, плавные. Подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются.
Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой.
Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку.
День становился жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться. Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше.
А капельки, которые испарились, собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе. Дети встают в круг, берутся за руки.
Игра: «Огонь и лёд”.
Дети свободно двигаются по залу под музыку. По моему сигналу: «Огонь”- дети должны изобразить пламя огня. Движения должны быть плавными, легкими, ритмичными. А по сигналу: » Лёд” — дети должны замереть на месте и изобразить любую ледяную фигуру.
Игра: «День – ночь»
Одна группа учеников двигается по залу, изображая птиц, другая взявшись за руки, стоит в кругу, изображая гнездо. Я даю сигнал: Ночь. Птицы должны успеть залететь в круг-гнездо, пока оно открыто. По сигналу – день, дети опять двигаются по залу.
Маски:
В этой игре формируется не только творческое мышление, но и приобретаются навыки актерского мастерства, нужно добиться яркого и выразительного лица. Часто дети просто не умеют создать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить. Но бывает, что попадается ребенок с настолько яркой мимикой, что впору у него поучиться самому. Поэтому нужно быть наблюдательным, чтобы такого ребенка не пропустить. Здесь хочу повториться еще раз, что сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.
1 Радостная, улыбчивая:
— рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.
2. Удивление:
— нижняя челюсть оттягивается вниз, рот раскрывается буквой «О» до отказа, брови
поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.
З. Испуг:
— голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.
4.Плач:
— этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.
5. Кокетство:
— голова слегка наклонена или повёрнута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.
6. Ненависть:
— губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-под лобья.
Маски проучиваются на музыкальной основе. Одну музыкальную фразу удерживаю маску, другую отдыхаю. Постепенно увеличиваю скорость, возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую.
Систематические, целенаправленные, определенной формы и содержания игры, учитывающие пол и возраст ребенка способствуют развитию его творческих начал, нравственных качеств, создают условия для гармоничного развития детей. Разделение видов танца на «игровой» и «хореографический» позволяет глубже осознать многозначность природы танца. В игровом танце происходит целостное видение образов, в то время как в зрелищном танце хореограф передает исполнителю фрагментарное видение образов. Такой — игровой — танец искренен и является жизненно важным процессом для младших учеников и меня, как педагога.
Мною разработана методика проведения нетрадиционных уроков по гимнастике в форме сказок, в первом классе. На примере такого урока можно проследить, как традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.
На уроках ритмики использую различные подвижные игры. Среди них:
— «Чья команда длиннее?» (шпагаты);
— «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);
— «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).
— игра «Картина» придумывают фигуру, и принимают определенную позу.
Профессиональные качества детей, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у учащихся закрепляются с интересом и удовольствием.
Технология проектного обучения
Внедряемая мною дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого учащегося в приобретаемых знаниях. Уроки полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Учащиеся могут выполнять как в группах, так и индивидуально.
С применением данной технологии совместно с учениками был создан и реализован следующий творческий проект: «Посвящение в первоклассники» ребята украшали зал, придумывали конкурсы и творческие задания, готовили свидетельства и медали первоклассникам.
Технология здоровьесберегающего обучения
В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Применяя данную технологию, ставлю перед собой следующие задачи:
— организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
— создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
— мотивация на здоровый образ жизни;
— формирование у детей устойчивого понимания, что уроки хореографии – способ поддержания здоровья, развития тела.
Информационные технологии
В своей работе данные технологии мною используются не как образовательные для учащихся, а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения.
Учебный процесс хореографического отделения предполагает постановку танцев и выступлений учеников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет:
— накапливать и хранить музыкальные файлы;
— менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
— производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
— хранить фото- и видеоматериалы коллектива.
Компьютер даёт возможность:
— активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
— эффективно осуществлять поиск и переработку информации;
— пользоваться почтовыми услугами Интернета;
— поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
Так же существует несколько форм обучения, которые я применяю на занятиях:
групповая форма (класс формируются с учетом возраста детей, группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);
коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, постановок танцев, где, например, задействовано несколько классов);
индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре отделения, что способствует достижению высокого развития творческого потенциала.
Список используемой литературы
Мелик-Пашаев А.А. «Педагогика искусства и творческие способности» — М.Знание, 1981
Козлов В.В. «Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души» — М. Гала — издательство, 2009
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» — СПб. Союз, 1997
Лук А.Н. «Психология творчества» — М. Наука, 1978
Степанова Г.В. «Педагогические мастерские, как условие развитие творческой личности» — М. Чистые пруды, 2007
Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» — СПб. Питер, 2002
Источник