Развитие творческого потенциала ребенка в системе дополнительного об

Одной из задач системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности». Именно способностью к творчеству определяется уровень развития личности, и главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал ребенка.
В связи с этим, проблема развития творческих способностей личности является актуальной на сегодняшний день. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной проблемой. Еще К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский и другие отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка; большое внимание уделялось ими индивидуальному подходу в работе со школьниками, созданию условий для их саморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и в свободное время. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Тем не менее, совершенно очевидно, что такая задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы.
Огромную роль в ее решении играет семья, окружение, средства массовой информации. Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное образование является для ребенка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для самоопределения ребенка. Вместе с тем остался целый ряд вопросов, в частности, место внешкольного дополнительного образования детей в общей системе дополнительного образования; основные направления дополнительного образования детей и их развитие в образовательных учреждениях всех типов и видов, влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение; отношение детей и родителей к различным направлениям и видам дополнительного образования и другие, требующие своего решения. Однако реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы творческого развития личности ребенка, его самоопределения.
В связи с этим возникает ряд противоречий между: возрастающими требованиями времени к формированию саморазвивающейся и самоопределяющейся личности. Гипотезой исследования является предположение о том, что дополнительное образование детей как определенная система оказывает существенное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, его самоопределения при наличии соответствующих педагогических условий, основными из которых являются: вариативность образования; личностно-деятельный характер организации образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к ребенку; адекватные содержанию, формам и методам работы с ребенком, особенности педагога дополнительного образования; позитивное отношение самого ребенка и его семьи к дополнительному образованию.
В основе системы дополнительного образования детей лежат свободный выбор каждым ребенком направления и вида деятельности; содержание и организационные формы работы, отвечающие познавательной потребности ребенка; особенности самого педагога, адекватные данной форме образовательного процесса. Педагогическими условиями дополнительного образования детей, обеспечивающими их творческое развитие, самоопределение выступают соответствующее содержание деятельности, многообразие дополнительных образовательных программ, личностно-ориентированный, личностно-деятельный подход в организации работы и адекватные этой форме образования особенности личности педагога.
Система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка, наличии следующих педагогических условий, соответствующего содержания деятельности, многообразия образовательных программ, личностно-деятельностного подхода в организации работы. Как оказалось, наибольшее предпочтение дети и родители отдают спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, техническому творчеству, эколого-биологическому и туристско-краеведческому направлениям дополнительного образования, что связано в первую очередь с интересами, склонностями, потребностями и возможностями ребенка. Результаты теоретического и эмпирического исследования дают основание утверждать, что система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка.
Современная система дополнительного образования направлена на взаимодействие с семьей, школой, социумом, предоставляя при этом возможность каждому учащемуся заниматься разными видами деятельности, обеспечивая активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения. Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей.
Специфика дополнительного образования дает возможность создать условия для формирования самосознания, самоопределения и самореализации ребенка в его успешной социализации в нынешней и будущей жизни. Причем процесс социализации в данной системе образования опосредован творчеством, творческой деятельностью в коллективе. Он имеет свою собственную логику развития, предполагает преодоление и снятие противоречий и может, при создании определенных педагогических условий, способствовать адаптации личности учащихся, развитию их творческих способностей. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
Учреждения дополнительного образования в работе с детьми на первое место ставят задачи обучения специальным знаниям и навыкам, способствующим освоению детьми социального опыта. Задачи воспитания социальной активности осуществляются не на научно-практическом уровне, а на эмпирическом. Выявлены особенности деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию социальной активности. Сотворчество детей и педагогов, акцентированная субъектность, координирующая роль педагога в воспитательном процессе, возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности, выраженность критериально-значимых характеристик социальной активности — вот главные принципы построения педагогического процесса. Обосновано содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, отражающее многообразие направлений предметно-практических занятий, обеспечивающих развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности. Содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования отражает многообразие направлений предметно-практических занятий с правом выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере познания, обеспечивает развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности. Структура воспитания социальной активности показывает его социально-ориентированную направленность на организацию сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектно-ориентированных формах воспитания. Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности России носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания.
По мнению исследователей, первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Таким образом, опираясь на исследования ученых, констатируем, что в конце XIX — начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа», но в него вкладывался другой смысл — этим словом называли культурно-просветительную работу. Е. Н. Медынский подчеркивал, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами». С. Судзуки писал, что «единственная забота родителей- воспитать ребенка честным человеком. Этого вполне достаточно. Мы только должны добиться, чтобы у него были чистые помыслы и благородные помыслы».
Литература:
- Актуальные проблемы музыкального образования. К.,1986.
- Музыкальное воспитание в школе. Вып. 4., М., 1965.
- Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. М., 1981.
- Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта- исполнителя: (Школа- училище- вуз). Новосибирск, 1984.
Источник
Выступление на семинаре
для педагогов дополнительного образования по теме:
«Развитие творческого потенциала личности ребёнка
в системе дополнительного образования – основа жизненного
успеха и залог социальной адаптации в современном мире»
В Концепции модернизации российской системы
образования определены важность и значение системы дополнительного образования
детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов,
социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В отличие от
общего образования, система ДОД является открытой социально-педагогической
системой, не имеющей государственных стандартов, которая развивается по пути
свободного и творческого воплощения в педагогическую практику учреждения идей
гуманизма и демократии. Занятие в учреждениях дополнительного образования детей
обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое,
свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными
видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на
стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет
другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом,
занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на
развитие творческого потенциала обучающихся.
Трудно представить нам жизнь ребенка
без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то
есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого
ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более
реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это не
означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же
способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны. Педагог
дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие
ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие,
воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными
задатками, склонностями, способностями и интересами). Например, занятия в отделах декоративно —
прикладного творчества выполняет
несколько важных функций: с одной стороны она является носителем
духовной культуры, а с другой она эффективно развивает творческое воображение,
эстетический вкус, эмоциональную сферу, пространственное мышление,
художественные потребности, творческие способности, трудовые навыки,
необходимые в материальной и духовной деятельности.
Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в
процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности. На занятиях в системе дополнительного
образования обучающиеся получают хорошие
практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт
дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе, гимназии.
Особое значение творческая деятельность имеет для
одаренных и талантливых детей. Одаренность и талант тесно связаны с опережающим
развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со
своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Поэтому в
практической творческой деятельности одаренным детям нужно давать усложненные
задания и увеличивать объем
работы. Как правило, работы именно таких детей жюри отмечает на различных конкурсах, подчеркивая
индивидуальность работы. Педагог в своей
деятельности должен учитывать возможности каждого обучающегося и находить к каждому
ребенку индивидуальный подход.
Не многие дети отличаются ярко выраженной
талантливостью и одаренностью. Поэтому главная задача педагога выявить скрытые
талантливые личности и дать им возможность дальнейшего развития. Это можно
сделать с помощью разных диагностических методик: наблюдение, эксперимент,
тест, творческое задание. Одаренного ребенка можно определить по его творческим
работам, они оригинальны, эмоциональны и выделяются на фоне других. Как
правило, ребенок придумывает целую историю про свой художественный образ. Он
играет, общается, переживает вместе с созданной им игрушкой.
Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным
качеством. С помощью воображения у
ребенка формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта,
ситуации, условий и т.д. Творчество и воображение тесно связаны между собой.
Воображение помогает ребенку придумывать интересные образы и воплощать свой
замысел в творческой деятельности.
Эмоции играют
очень большую роль в творческой деятельности детей. Положительный эмоциональный
фон в процессе деятельности создается с помощью: музыки, видео, загадок, стихов
в соответствии с темой урока. Одной из главных составляющих положительного
эмоционального фона является личность педагога и его стиль общения. Работа,
которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. А хороший
результат возможен там, где есть положительная мотивация к творческой
деятельности, самоорганизация ребенка, творческие способности ребенка и их
использование в творческой деятельности. Хорошим способом мотивации является
изготовление подарка или сувенира для
мамы, бабушки, папы, друга. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает
целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от
полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному
и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память,
мышление, восприятие, внимание. Они, в свою очередь, определяет успешность
учебы ребенка, уровень овладения знаниями, умениями и навыками на школьных
уроках.
Большое
значение в творческой деятельности играет использование игровых приемов с
элементами ролевого поведения (мечты покататься на лошадке, дрессировщик
собачки, мастер, пастушок коровы, быка). Правильный выбор методов обучения
способствует развитию творческих способностей обучающихся. Одним из таких
методов является частично-поисковый или
эврестический — это импровизационный метод, где ребята на заданную тему могут
создавать выразительный образ. Занятия лепкой и росписью способствуют развитию у детей творческого воображения. Сам
процесс лепки способствует воплощению замыслов ребенка, созданию образов и
развитию воображения. Захватывающий интерес к процессу создания поделок
психологически облегчает ребенку работу
с материалом (песком, соломкой, бисером). Очень важно то, что в процессе
творческого занятия ребенок учится согласованности движений обоих рук, а так же
происходит воспитание привычки последовательного выполнения работы.
В условиях творческих объединений обучающиеся обнаруживают
более благоприятную динамику показателей развития креативности, личностных
качеств и достижений в интеллектуальных и творческих видах деятельности по
сравнению со сверстниками, учащимися в общеобразовательных школах. Особенности обучения в объединениях Центра в творческих
объединениях оказывают значимое системное влияние на развитие всех параметров
креативности.
Подготовила:
педагог-психолог
Мищенко С. А.
Источник
Творческий потенциал личности ребенка
в системе дополнительного образования
Степанова Э.Р., педагог
дополнительного образования МУДО ДДТ
Слайд 2. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Л.Н. Толстой
Слайд 3. Дополнительное образование детей представляет собой уникальную социально-педагогическую систему, деятельность которой взаимосвязана с различными сферами жизнедеятельности человека.
Система дополнительного образования действительно помимо обучения оказывает положительное влияние на развитие, помогает выстраивать межличностные отношения, улучшает состояние эмоциональной сферы, способствует развитию взаимопонимания и снятию поведенческих проблем. Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.
Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачки социально важные, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет еще больше возможностей достичь в зрелом возрасте огромных результатов, сделать безошибочный выбор.
Для меня дополнительное образование ‒ это когда изо дня в день педагог может подарить частичку себя, своего творчества, своих умений и душевного тепла детям.
Слайд 4. Дополнительное образование более гибкое и мобильное, и именно оно позволяет создать на занятиях идеальные условия для развития творческих способностей ребёнка.
Естественнонаучная направленность предоставляет большие возможности для совместного творчества педагога и учащихся.
Слайд 5. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов — это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Обобщенное понятие «творческий потенциал личности» — это способность к творчеству находит свою реализацию в работе, результатом которой есть конкретные общественно значимые оригинальные продукты.
Слайд 6. Итак, творческий потенциал личности включает компоненты
— мотивационно-целевой;
— содержательный;
— операционно-деятельностный;
— рефлексивно-оценочный.
Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах.
Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.
Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности.
Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.
Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.
Слайд 7. Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в преподавании. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить учащихся искать их, и осваивать самостоятельно.
Слайд 8. Применение информационных технологий на занятиях в объединении необходимо и мотивировано тем, что они позволяют:
— эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на занятии;
— способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся;
— позволяют индивидуализировать процесс обучения;
— повышают интерес к занятиям в объединении;
— активизируют познавательную деятельность учащихся;
— развивают творческий потенциал обучающихся.
Слайд 9. Выделяют особенности дополнительного образования, заключающиеся в:
— целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
— свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
— творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
— особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
Слайд 10. Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:
— беседы;
— дискуссии;
— игры;
— состязания;
— конкурсы;
— турниры;
— олимпиады;
— индивидуальные занятия;
— художественно-эстетическая деятельность.
За счет внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий постоянно повышается уровень и качество обучения.
Например, учащиеся объединения «Познавай-ка» Дома детского творчества активно принимают участие во всероссийских, региональных, международных, краевых и городских мероприятиях технической, естественнонаучной направленности и занимают призовые места.
Слайд 11. — XLIII Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»
Номинация: «Декоративно-прикладное творчество» 1 место.
Слайд 12. — Всероссийский творческий конкурс «Солнечный свет»
Номинация: «Подарок любимой маме» 1 место
Слайд 13. -Региональный творческий конкурс «Солнечный свет»
Номинация: Исследовательские и научные работы, проекты» 1 место
Слайд 14. — Муниципальный уровень IV открытый конкурс декоративно – прикладного творчества «Христос рождается – славьте!
Номинация: прикладные и нетрадиционные материалы» 3 место.
Слайд 15. — Конкурс учреждения «Маме счастье мы подарим», посвященный Дню матери. 3 место.
Слайд 16. Педагог обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в учреждении дополнительного образования была интересной, радостной, полной творческого труда. Этой цели способствуют современные образовательные технологии:
— информационно-коммуникативная;
— проектно-исследовательская;
— технология развития критического мышления;
— личностно-ориентированная;
— игровая.
Слайд 17. В завершении своего выступления хотелось бы отметить, что самые приятные минуты – это когда детские глаза горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Это необыкновенное и прекрасное зрелище, которое стоит такой постоянной кропотливой работы.
На мой взгляд, показатель успешности и состоятельности педагога – это любовь детей, их доверие, их раскрытый творческий потенциал.
Слайд 18. Труд педагога – сфера духовная. Труд человека, отдающего сердце детям.
Источник