Развитие творческого потенциала ребенка в программном обучении музыке в доу

Сообщение  на педагогическом совете на тему:

«Развитие музыкально — творческих способностей дошкольников»

Детское музыкальное творчество—это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка— самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, которые К.С. Станиславский назвал «сверхсознанием». Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных воздействий со стороны и сохранить оригинальность и самобытность его творчества. Если научить ребенка соответствующим способам действий, положительно оценить то, что он сочинил, такое вмешательство только поощряет к творчеству. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме. Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Разработаны различные приемы педагогического воздействия на занятиях по творчеству. Детское музыкальное творчество по природе – синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т. д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную. Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог. В инсценировке песен, хороводов движения подсказывают литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходится вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили. В таких случаях движения, как и мелодии на заданный текст, чаще всего бывают стереотипные, одинаковые у всех детей. Подобная деятельность не называется творчеством, но она очень полезна дня развития воображения, образного мышления. Полезно использовать задания, в которых ребенок действительно мог бы сам придумать действия и движения для инсценировки, для танцевальной музыки.

Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах. Например, дается задание: «Придумай марш и сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т. д. Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали никакого насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно и были удовлетворены своими результатами.

Упражнения на развитие музыкально-слуховых представлений:

 ∙ Самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую песню, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

∙ Подстраивание к звукам: игра типа «музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;

∙ Ориентировка в различении мажорного и минорного ладов; различение и воспроизведение мажорного и минорного трезвучий («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряда – упражнение типа «Солнышко и дождик»;

 ∙ Различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

 ∙ Транспонирование простейших мотивов («мяу», «ку-ку» — воспитатель поет первый звук).

Творческие задания, ориентирующие детей в песенных импровизациях:

∙ Импровизация простейших мотивов – пение своих имен;

∙ Самостоятельное нахождение интонаций звукоподражания: произвольное пение то более высоких звуков (поет маленькая кукушка), то более низких (большая кукушка); импровизация звукоподражания после прослушанной песни соответствующей тематики («Пароход гудит», «Спутник нам сигнал дает» и др.);

∙ Участие  в совместном творчестве: импровизация конца мелодии, начатой взрослым, творческие задания типа вопросов-ответов «Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?» и др., сотворчество двух детей – сочинение небольших фраз типа перепева, музыкального разговора.

Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным. Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Читайте также:  Консультация социально личностное развитие ребенка

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях — сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на 8 основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное

творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и

подбором мелодий по слуху.

 Таким образом, для успешного развития творческих способностей

детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

— соблюдение принципа свободы;

— накопление впечатлений от восприятия искусства;

— накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на

музыкальных инструментах);

— развитие основных музыкальных способностей;

— оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в

семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и

атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными

инструментами.

Музыкальный руководитель

Кирсанова Александра Михайловна.

Источник

МАРИНА ВИВТЮК
Опыт работы «Развитие музыкально — творческих способностей дошкольников»

Музыка — это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства.

Многие великие умы считали развитие творческих способностей одной из важных стадий в развитие общества. Так американский философ и писатель Ральф Эмерсон в своих высказываниях говорил — «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить», а композитор Р.Шуман считал что: «Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучания, не имея средств, для выражения душевных состояний».

По мнению русского художника, философа и писателя Николая Константиновича Рериха «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Актуальность

Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Исходя из этого, мною была определена основная идея опыта работы:

«Развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности»

Цель:

Формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества.

Задачи:

развивать творческое воображение

— проявления творческой активности;

— побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению.

— побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально – ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.

— создать предпосылки к формированию творческого мышления

В своей работе на практике в ДОУ мы используем различные формы решения программных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности. В данной работе делается акцент на «Музыкально-игровое творчество». Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях

«Песенное творчество» — это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.). Для детей младшего дошкольного возраста предлагаем задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.

«Танцевальное творчество» — это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.

«Музыкально-игровое творчество» — это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка 1 года жизни

Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.

«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.

Взаимодействие с родителями

Успех в работе по развитию творческих способностей детей достигается только при тесном взаимодействии с родителями. Те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому проводится работа по ознакомлению родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей. Главное правильно научить раскрывать возможности влияния музыки на психоэмоциональное развитие, и привлечь родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ.

Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя.

В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие по требованиям ФГОС перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений Художественно-эстетического развития. Вот почему в процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов работающих с детьми. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Так же немаловажным является повышение профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников. В связи, с чем на групповых занятиях мной проводится обучение воспитателей в области пения, этому способствует разучивание с воспитателями музыкальных произведений для сольного и коллективного пения на праздниках и развлечения

Используемая литература

При составлении конспектов НОД я опираюсь на:

— методические пособия и работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста таких авторов как Б. Асафьева, К. Орфа, В. Келлера, З. Кодаи, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного;

— методики и рекомендации М. Ю. Картушиной, В. В. Емельянова, О. В. Кацер, Е. Н. Тиличеевой,;

— современные музыкальные концепции педагогов — новаторов В. Жилина, Т. Боровик, Т. Тютюнниковой, А. Бурениной, И. Каплуновой, И. Новоскольцевой;

— журналы «Справочник музыкального руководителя» и «Музыкальный руководитель»

Сотрудничество с социумом

Главное преподнести детям все многообразие музыки, которое разбудит в них интерес к дальнейшему ее познанию и развитию своих творческих способностей. Для этого свою работу в Доу мы строим в форме взаимодействия с домом культуры нашего посёлка.

Результат работы

Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития выразительности речи у воспитанников нашего детского сада. Они проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и самостоятельно. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты.

Перспектива развития данной темы

В будущем я планирую направить работу на углубленное развитие музыкальных способностей с перспективой заинтересовать воспитанников развивать приобретенные навыки на профессиональном уровне. Для этого необходимо чаще включать игры, проводить индивидуальную работу с детьми и родителями. Хотелось бы, чтобы дети самостоятельно сочиняли сказки, что будет способствовать развитию творческих способностей.

Источник

Наталья Толстых
Образовательный проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Профессионально-педагогическое кредо

«Самое главное в моей жизни — это любовь к детям. Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны».

Музыка — это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые необходимо развивать с детства.

Многие великие умы считали развитие творческих способностей одной из важных стадий в развитие общества. Так американский философ и писатель Ральф Эмерсон в своих высказываниях говорил — «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить», а композитор Р.Шуман считал что: «Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучания, не имея средств, для выражения душевных состояний».

Актуальность

Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Исходя из этого,мною была определена основная идея опыта работы:

«Развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности».

Цель:

— создавать условия для разнообразной музыкальной творческой деятельности детей, поддерживая замыслы и помогая найти способы их реализации.

Задачи:

— для реализации проекта мною были поставлены задачи по созданию условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности и сосредоточенного любования отдельными музыкальными явлениями.

— обучая детей навыкам пения и интонирования под музыку, развивая чувства ритма, дети учатся музицировать индивидуально и ансамблем, совершенствуют умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Читайте также:  Центр развития ребенка в полоцке

— превращаясь в сказочных персонажей, дети знакомятся с различными способами их отражения в музыке и танце.

— для мотивации улучшения детской деятельности мы привлекаем их к украшению группы к праздникам, тематическим мероприятиям, обсуждая с ребятами различные возможности и предложения.

В своей работе на практике я использую различные формы решения программных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности. В данной работе делается акцент на «Музыкально-игровое творчество». Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

«Песенное творчество» — это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.). Для детей младшего дошкольного возраста предлагаю задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.

«Танцевальное творчество» — это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.

«Музыкально-игровое творчество» — это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.

Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.

«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.

Взаимодействие с родителями

Мой проект помог мне взглянуть на процесс воспитания по-новому, позволил глубже и серьёзнее проанализировать свою реальную деятельность, а у родителей вызвать заинтересованность и ответственность. Я радуюсь тому, что им не безразличен внутренний мир детей его проявление. Почувствовав заинтересованность в успехах ребенка, родители моих малышей с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству.

В план проекта были включены шоу-технологии, как вид интерактивных технологий в реализации ФГОС дошкольного образования. Здесь каждый имеет возможность проявить себя, открыть в себе неизвестное. Таким образом, в форме отдыха и развлечения решаются задачи креативного мышления, творческого подхода, повышение коммуникативных навыков участников проекта.

Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя.

Музыкальное развитие по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений Художественно-эстетического развития. Вот почему в процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов работающих с детьми. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Так же немаловажным является повышение профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников. В связи, с чем на групповых занятиях мной проводится обучение воспитателей в области пения, этому способствует разучивание с ними музыкальных произведений для сольного и коллективного пения на праздниках и развлечениях.

Сотрудничество с социумом

Музыкальное образование осуществляется не только на уровне дошкольного учреждения, но и при взаимодействии с социальными институтами детства. Данный проект разработан содружеством всех субъектов единого образовательного пространства: детский сад, библиотека, музей, детская школа искусств, дом творчества, детские театральные студии г. Воронеж. Поэтому одно из направления проекта сохранение и развитие праздничной культуры. Это позволяет детям приобщиться к традициям семьи, общества и государства.

Ожидаемый результат

Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития. Успешность развития составляет 26 %. Они проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и самостоятельно. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты. Что является показателем развития творческих способностей детей.

Перспектива развития данной темы

Практическая значимость моего проекта может найти применение в методической и продуктивной деятельности педагога в дошкольном образовании. Но для эффективности и качества педагогического процесса нужен постоянный поиск более результативных форм и методов, направленных на повышение профессионального мастерства и качества образования.

Источник