Развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности

Развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности thumbnail

Развитие творческого потенциала у младших школьников через организацию учебного процесса и внеурочной деятельности.

Учитель начальных классов

Ситдикова Светлана Равильевна

В современном мире являются востребованными активные, разносторонне развитые личности, способные к нестандартному мышлению, увлекающиеся общим делом и умеющие не только предложить новую идею, но и осуществить задуманное в определенные сроки. Не менее ценным качеством современного человека является его умение работать в коллективе, сотрудничать и распределять обязанности по способностям, приходить к общему решению и объективно оценивать свои возможности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено: «Личностные результаты должны отражать: наличие мотивации к творческому к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты…должна отражать: освоение способов решения проблем творческого …характера.»

Поэтому, главной целью моей работы, как педагога, наставника и друга, является вовлечение детей в творческую деятельность с первых дней их жизни в классном коллективе.

        В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем  креативные способности детей.

    Одной из главных задач считаю умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

  У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Развитие творческого потенциала в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.

       Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.

         Главная   задача   классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

Дети любят фантазировать, придумывать что-то новое, необычное. Способности у учащихся различные, поэтому разнообразные формы работы позволяют учесть особенности каждого ребенка.

Когда мы начали работать по новым стандартам, нам был дан новый ресурс- внеурочная деятельность, которая позволила нам систематически, шире заниматься развитием детей. Составляя программы, я сделала акцент на развитие в ребенке творческого потенциала. Все программы разработаны на 4 года. Сегодня в начальной школе есть все условия для развития творческого мышления через внеурочную деятельность.

Огромные возможности для развития творческого мышления дают нам занятия внеурочной деятельности «Юный эколог«. Мне нравится, что работа начатая на уроке, имеет продолжение во внеурочной деятельности. Так, например, начав изучать тему про воду, про воздух, мы, конечно же, затронули экологическую проблему. Посмотрели видеоролик о том, какой в Атлантическом океане образовался остров пластикового мусора, на уборку которого, по подсчетам ученых, нужно 120 лет. Эта информация до глубины души тронула некоторых ребят, задались вопросом чем можем мы помочь. На внеурочной деятельности продолжили это обсуждать более углубленно. И вот один из учеников предложил сделать «чистильщика морских глубин». С этим проектом он выступил на городской конференции » Дети, техника, творчество » и защитил свой проект. Он был награжден дипломом 2 степени. Это не первая его награда. В прошлом году он очищал природу от мусора. Проект «Умный дворник» занял 1 место.

Внеурочная деятельность «В мире книг» дает возможность углубленно изучать ту или иную тему, читать дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Так, мы принимали участие в конкурсе «Начало», в межрегиональном фестивале «Читающий мир», в конкурсе «Радость слова». И эту возможность, во многом, нам дала внеурочная деятельность.

В завершении выступления, хочется сказать о главном. Интеграция учебного процесса и внеурочной деятельности дает нам большие возможности по развитию творческого потенциала у наших детей. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, причем, в большинстве случаев, с практическим выходом в виде тематических сборников, праздников, проектов, выставок, помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе.

Хочется, чтобы раскрытые и развитые способности влекли ребенка вперед к новым достижениям в своем любимом деле.

Источник

Справка

«Развитие творческого потенциала обучающихся через организацию внеурочной деятельности»

февраль 2015 г.

Подготовила:зам. директора школы по ВР Крымская Ю.В.

Цель ВШК: проследить работу педагогов дополнительного образования, классных руководителей, при организации внеурочной деятельности

Вид контроля: комплексно-обобщающий фронтальный контроль

Методы контроля: проверка программ внеурочной деятельности, журналов внеурочной деятельности.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей..

Стандарты второго поколения предполагают реализацию в образовательном учреждении не только урочную, но внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности в 1-4, 5 классах:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное

В школе в 2015-2016 учебном году  количество часов внеурочной деятельности среди классов начальной школы распределилось следующим образом:

Класс

Кол-во классов

1

1

Количество часов внеурочной деятельности: 8 часов

2

1

3

2

Количество часов внеурочной деятельности: 9 часов

4

2

Количество часов внеурочной деятельности: 7 часов

5

1

Количество часов внеурочной деятельности: 7 часов

Содержание внеурочной деятельности складывалось из пожеланий родителей, детей и возможностей школы. В ОУ составлена программа внеурочной деятельности, куда вошли программы кружков и секций. Составлено расписание. Режим проведения внеурочной деятельности понедельник – суббота, согласно расписания. Внеурочная деятельность в  школе осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: кружки, лаборатория, клуб, секция.

План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через секции «Коррегирующая гимнастика», «Легкая атлетика», а также через занятия в кружках «Подвижные игры», «Культура здорового питания». Занятия в кружках и секциях способствуют формированию у обучающихся мотивации сохранения и преумножения здоровья средствами здорового питания и спортивной игры, формированию начальных представлений о культуре движений, сознательного применения физических упражнений, спортивных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Общеинтеллектуальное направление представлено следующими объединениями: кружки «В мире книг», «Удивительный мир слов», «Занимательная математика», «Развитие речи. Английский язык. Полиглотик», клубы «Юный инфознайка», «Клуб юных знатоков: мыслим-творим-исследуем», «Интеллектульные игры».

Кружок «Английский язык. Окно в мир» формирует умение общаться на английском языке с учетом речевых возможностей младших школьников, развивает личность ребенка, его речевые способности, мотивацию к дальнейшему овладению английский языком. Занятия в кружке обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников для преодоления психологического барьера в использовании английского языка как средства общения. Занятия проходят в форме поэтических выступлений, театрализованных постановок, в ходе подготовки которых происходит знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, с историей англоязычных стран.

На занятиях кружка «Удивительный мир слов» обучающимся предоставляется возможность познакомится с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире, осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Занятия в клубе «Юный инфознайка» подготавливает обучающихся к освоению информационно-коммуникационных технологий и имеет особую значимость для детей. Данная программа нацелена на развитие творческих способностей обучающихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях, ориентирует их на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. «Интеллектуальные игры», «Клуб юных знатоков: мыслим-творим-исследуем» способствуют развитию познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитию мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, умения выделить главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.

Общекультурное направление представлено кружками «Экология в красках и формах», «Мир на ладошке» и объединяет в своих рядах любителей природы. В процессе общения формируется экологическая грамотность, решаются задачи формирования интереса к изучению природы родного края, формируются представления о природных сообществах, об охранных территориях России и Сахалинской области. Программа имеет эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность с практической ориентацией. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей

Духовно-нравственное направление представлено кружками «Этика. Азбука добра», «Край, в котором я живу».

Кружок «Этика. Азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения, ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.

Кружок «Край, в котором я живу» направлен на освоение социальных знаний при знакомстве с окружающим миром и жизнью людей родного края: их нормами и ценностями, этническими и религиозными особенностями.

Социальное направление представлено кружком «Я пешеход и пассажир». Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Программа организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 2 в 5 классах состоит из программ, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности (спортивно–оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное).

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через секцию «Легкая атлетика», а также через занятия в клубе «Формирование культуры здоровья». Занятия в клубе и секции способствуют формированию у обучающихся мотивации сохранения и преумножения здоровья средствами здорового питания и спортивной игры, сознательного применения физических упражнений, спортивных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Общеинтеллектуальное направление представлено следующими объединениями: кружки «MagicEnglish», «Литературный кружок в школе», «Юный математик», клуб «Что?Где?Когда».

Кружок «MagicEnglish» позволяет изучать иностранный язык совместно с родным языком и закладывает основы филологического образования, содействует осознанию учащимися своего мышления, общему речевому развитию человека, совершенствованию его коммуникативной культуры. Занятия проходят в форме поэтических выступлений, театрализованных постановок, в ходе подготовки которых происходит знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, с историей англоязычных стран.

«Литературный кружок в школе» позволяет глубже усвоить школьную программу, через расширение круга чтения произведений литературы, не входящих в школьный курс. Активно используются такие формы работы, как эвристическая беседа, самостоятельная творческая работа, конкурсы, мини-концерты, словесное рисование.

Кружок «Юный математик» направлен на расширение и углубление знаний по предмету. В результате занятий учащиеся приобретают навыки и умения в решении более трудных и разнообразных задач, а также задач олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Клуб «Что?Где?Когда?» способствуют развитию познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитию мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, умения выделить главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.

Социальное направление представлено кружком «Юные инспекторы дорожного движения». Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения, углублѐнное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганде правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки. Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.

Экологическое направление «Моя экологическая грамотность» направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Духовно-нравственное направление представлено клубом «Юный патриот».
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей. Курс «Юный патриот» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, русского языка, математики,биологии, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

Выводы: В МБОУ СОШ № 2 созданы методические, материально-технические, кадровые условия реализации плана внеурочной деятельности.Организация занятий внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

В документации учителей записи ведутся своевременно, согласно рабочих программ и КТП, контроль, осуществляемый в данном направлении показал, что внеурочная деятельность проводится в строгом соответствии с утвержденным расписанием занятий.

Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

Предложения:

  1. Классным руководителям 1-5 классов продолжать работу по вовлечению обучающихся к занятиям в кружках и секциях при школе, в рамках внеурочной деятельности..

  2. Включить в вопрос ВШК на 2015-2016 учебный год: «Развитие творческих способностей в коллективной внеурочной деятельности»

Источник

Слайд 1

Развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности Сидорец Ю.А., заместитель директора по ВР 16.01.2014г

Слайд 2

Социальный заказ общества и государства (ННШ) Творческая, самостоятельная, активная личность, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способная, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества

Слайд 3

Потенциал (от лат. — сила) — в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности»

Слайд 4

Творческий потенциал — это любые способности, заданные нам от природы, который каждый в себе может (и обязан!) раскрыть.

Слайд 5

Творческий потенциал (или креативность) представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали

Слайд 6

Процесс развития креативности проходит в две фазы 1 ) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности; 2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.

Слайд 7

Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только творческий учитель может развивать творческих учеников. Творческий учитель-это тот, который является тот, который будет интересен коллегам и ученикам.

Слайд 8

Составные профессиональной компетентности педагога в направлении реализации творческого потенциала учащегося • Готовность определять нестандартные подходы в решении проблем; • Способность разработки новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; • Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, совершенствование, рационализация, модернизация известного в соответствии с новыми задачами; • Умение удачно импровизировать на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; • Умение видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы; • Умение трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.

Слайд 9

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле» Сенек Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Слайд 10

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одной из приоритетных задач школы является развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся . Для удовлетворения запросов родителей и детей, с целью создания полнокомплектного образовательного процесса, в школе созданы условия, обеспечивающие личностное развитие обучающихся. Внеурочная деятельность в школе разнообразна, отражает интересы обучающихся разновозрастных групп.

Слайд 11

Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового , причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Слайд 12

Структура организации внеурочной деятельности в БОУ СОШ № 29 МО Динской район Внеурочная деятельность ПДО ФГОС кружки Спортивные секции ДНВ социальное Обще-интеллектуальное Обще-культурное Спортивно-оздоровительное На базе школы действуют 48 кружков и спортивных секций, из них 12 кружков дополнительного образования и 5 спортивных секций, а также внеурочная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС НОО(13 кружков) и ООО(18 кружков)

Слайд 13

Результаты ВД по ФГОС для школы 100% — ная внеурочная занятость учащихся высокие показатели качества знаний (5-е кл – 54,5 %, 6-е кл – 50%) Повышение результативности школы в районных конкурсах и соревнованиях

Слайд 14

Воспитательная система школы сегодня быстро развивается. Наша школа является социокультурным центром микрорайона

Слайд 15

Проблемы внеурочной занятости детей при традиционной форме обучения Занятость 7-8 классов Занятость детей, стоящих на различных видах учета Отсутствие актуальных для подростков программ (курсов) ДО

Слайд 16

Пути решения: Проанализировать запросы учащихся по программам ДО, спортивным секциям Расширить систему внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся Использовать потенциал родительской общественности для развития разнообразных форм занятости Выработать систему оценки результатов внеурочной деятельности К вопросу о занятости детей-учетников привлекать соц.педагога, психолога, классного руководителя, родителей, педагогов ДО

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Источник