Развитие творческого мышления у ребенка

К сожалению, современная система образования сводится к выполнению задания по образцу. А предложение своего варианта решения не приветствуется. Но в то же время креативный — нестандартный подход ценится у любого работодателя, в любой сфере деятельности.

Что такое креативное мышление?

Креативное мышление — процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативное мышление, если говорить простым языком, это смекалка.

Креативность близка творческому человеку и дается ему от природы, но является только частью креативного мышления.

Для чего нужно развивать креативное мышление?

Такое мышление помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения проблемы, ум ребенка становится «подвижным» и «гибким», развивается фантазия и усидчивость, воображение.

Постоянное шаблонное выполнение заданий «убивает» креативное мышление в ребенке. Поэтому очень важно тренировать в ребенке оригинальность мышления. И даже в самой безвыходной ситуации он сможет найти выход, что позволит добиться успехов в любой сфере деятельности, на протяжении всей жизни.

Когда начинать развивать креативное мышление?

Умение нестандартно мыслить приходит к нам в какой-то мере с рождения. Но, к сожалению, со временем оно угасает, если его не поддерживать, не развивать.

Рекомендуется тренировать креативность мышления с начальных классов. Ребенок должен понять, что у задач есть много решений, а не одно стандартное.

Для развития креативного мышления, прежде всего, нужен метод проблемного обучения. Пусть ребёнок сам ищет ответы на любые интересующие его вопросы, а также и ваши. Если он затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. Но не спешите, помощь должна быть только в крайнем случае.

Так же очень важно давать ребёнку самостоятельность в принятии решений.

Игры и упражнения, которые помогут развить в ребенке креативность мышления.

1.Дорисуй и раскрась

2. «Придумай назначение предмета»

Берем любой предмет и предлагаем ребенку придумать как его можно использовать не по прямому назначению. Например: заколку можно использовать как закладку, скрепку и т.д. Для начала попросите придумать, 10 способов применения, затем увеличивайте.

3.»Ассоциации»

Суть игры назвать как можно больше ассоциаций к слову, проигрывает тот, кто не может больше назвать ни одной. Например: ассоциации к слову дом: семья, уют, тепло и т.д.

4.»Существительные и прилагательные»

Подбираем к словам существительные и прилагательные.

Например, день: светлый, длинный, ясный, солнце, облака и т.д.

5.»Что будет если?»

Предложите ребенку пофантазировать, что будет если: Кошки научатся говорить человеческим голосом? Рыбы научатся летать? Не выключить плиту, после того как сварился суп и т.д.

6. Занятие любым видом творчества.

Например: рисование, лепка, аппликации (из бумаги, ниток, круп и т.д.), плетение из бисера, составление коллажей и т.д.

7. «Доскажи словечко»

Взрослый начинает фразу, ребёнок должен быстро ее закончить.

Примеры фраз:

Ворона каркает, а собака?

Если длинный, то наоборот…?

Зимой холодно, а летом?

У кошки котёнок, а у собаки?

8. «Хороший — плохой»

Предложите ребёнку назвать как можно больше положительных и отрицательных сторон предмета или объекта.

Например, собака, плюс, что охраняет дом, минус может укусить.

9. «Сочини сказку»

Предложите малышу сочинить свою сказку или придумать своё окончание или продолжение в любой известной, придумать рассказ или сказку по любой картине. Можно её записать и оформить в виде книги с иллюстрациями ребёнка.

10. «Составь рисунок»

Рисунки можно делать из чего угодно. Например: из вырезанных геометрических фигур, счётных палочек, пуговиц, пластиковых крышек, камешков, листиков и т.д.

11. «Что общего»

Назвать как можно больше предметов одинаковых по форме, цвету или размеру.

12. «Мелодия»

Можно ребёнку самому попробовать создать мелодию из любого музыкального инструмента или послушать в исполнении кого-то. Пусть расскажет какая это мелодия (громкая-тихая, грустная-весёлая, о чём она по его мнению,хочется ли под неё танцевать).

ВАЖНО ПООЩРЯТЬ НЕОБЫЧНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ В ИГРАХ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОСИТЬ ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ОН ТАК СЧИТАЕТ . ЭТО ПРАВИЛО КАСАЕТСЯ И ЗАНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВОМ, ПУСТЬ РЕБЁНОК ПРОЯВЛЯЕТ ТВОРЧЕСТВО, СТАРАЯСЬ ИЗБЕГАТЬ ШАБЛОНОВ.

Начинайте развивать креативное мышление у вашего малыша, как можно раньше. Не забывайте поддерживать и хвалить ребёнка!

Вам может быть интересно:

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

Игры на развитие связной речи у детей.

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Источник

Дети смотрят на мир открыто, без стереотипов и шаблонов. Детская любознательность вместе с богатым воображением позволяет придумывать целые сюжеты, изобретать новые способы применения привычных вещей. Они используют это для игры, однако эти идеи могут стать чем-то большим — серьезным вкладом в науку и технику. Нужно лишь правильно направить энергию.

Развитие познавательных процессов происходит в деятельности, вместе с тем формируются наши способности. При прочих равных обстоятельствах один ребенок развивает свои таланты, а другой ничем не выделяется среди сверстников, потому что каждый по-разному применяет новые навыки. В данном случае играет важную роль поощрение со стороны взрослых. Если ребенок проявляет конструкторские или изобразительные способности, а взрослые, которые являются для него авторитетом, не поощряют эти занятия, он теряет интерес. Как развивать творческое мышление у детей и для чего оно может пригодиться?

Творчество и мышление

Творческое мышление является не столько проявлением интереса к искусству, сколько умением по-другому смотреть на обычные вещи. Для взрослого человека это полезно при решении бытовых или рабочих задач, а также позволяет упростить жизнь, правильно распределять ресурсы. Развивать такой тип мышления можно в любом возрасте независимо от уровня образования и рода деятельности. Но как и любую способность, его проще вырабатывать с детства, чтобы оно постепенно переходило в привычку.

В дошкольном возрасте любые развивающие игры направлены на тренировку целого комплекса навыков и умений. Первым шагом к развитию творческого мышления является развитие воображения. Поощряйте его стремление придумывать новое, а также способствуйте этому — изучайте вместе разные занятия: рисование, лепку, конструирование, придумывание историй.

Школьники знакомятся с научными дисциплинами и все больше углубляются в обучающую программу, которая ограничена правилами, формулами. В это время легко потерять творческий настрой, поэтому здесь помогут дополнительные упражнения. Например, методика мозгового штурма дает волю фантазии, стимулирует мыслительный процесс. Ее можно применять даже для выполнения бытовых или гипотетических заданий. Придумайте простую задачу — скажем, как быстрее убрать в комнате — и позвольте ребенку придумать как можно больше вариантов за определенный промежуток времени. Пусть это будут даже самые невероятные идеи — не ограничивайте его фантазию и запишите все предложения. После этого вместе разбирайте каждый вариант. Регулярная практика подобных упражнений выработает привычку искать новые, более эффективные методы решения различных задач.

Теория и практика

На протяжении многих веков люди всегда искали новые подходы. За это время накопилась масса методик, которые стимулируют творческое мышление. Например, тот самый метод мозгового штурма — это одна из четко описанных практик. Викиум собрал все самые популярные и эффективные методики в одном курсе. Онлайн-курс «Творческое мышление» подходит детям от 7 лет — теория рассказывается на увлекательных анимационных уроках, а после каждого урока есть задание на самостоятельное выполнение. Всего за 16 уроков можно познакомиться с методиками, которые стимулируют мышление и позволяют придумывать интересные идеи. Раскрывайте творческий потенциал вместе с Викиум.

Источник

Елена Упилкова
Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста

Тема: «Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста».

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве. Воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала.

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. Слово «креативность» сегодня у многих на устах. Данный термин ввел американский психолог Элис Пол Торенс (слайд 2, это слово употребляют не только специалисты, причастные к искусству и культуре, но и представители бизнеса, предпринимательства, управления и многих других профессий. Понятие «креативность» стало неотъемлемым компонентом педагогической сферы.

В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений.

(Слайд 3)Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора.

«Креативность» — это слово для многих стало синонимом «творчества», но не стоит спешить обобщать эти понятия.

Творчество — это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе.» Дж. Гилфорд. А креативность как это делать при помощи интеллекта и мышления.

Точное их соседство можно выразить схемой. (Слайд 4)

(слайд 5) Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что креативность— это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка, остроумное решение проблемы т. е. способность достигать цели, находить выход из кажущихся безвыходных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Но с уверенностью можно сказать, что креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же, но тесно пересекаются. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью.

В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы.

Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Дошкольный возраст это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Детям младшего возраста изначально присуща талантливость. Начальный период считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Творческие задания способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию т. е. формирует внутренний мир ребенка.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления, самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить степень креативности, как у ребенка так и у взрослого. (слайды 6,7,8,9)

Торренс занимался проблемами человеческого интеллекта, он установил, что креативным личностям свойственно так называемое дивергентное мышление (множество решений одной и той же проблемы). Обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе креативного мышления,которое характеризуется следующими основными особенностями: (слайд 10)

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид

Роль взрослого очень важна в процессе развития креативного мышления, т. к. дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученные результаты. При этом необходимо чтобы педагоги были доброжелательны и терпимы к деятельности ребёнка, умели принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка.

Мы должны знать, что креативный процесс развития происходит по принципу спирали. На каждом новом “витке” появляются новые качества, но вместе с тем воспроизводятся и старые. Креативное развитие представляет собой систему необратимых качественных изменений личности. Необходимо поощрять ребенка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем с ним оценивать качество.

Психологи выделили составляющие креативнойдеятельности в свете современных научных исследований:

1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.

2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.

3. Диалектичность – умение сформулировать противоречия и найти способ их разрешения.

4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Все дети, особенно дошкольники любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Формирование креативного мышления у ребё нка-дошкольника.

Задача, стоящая перед взрослыми — сформировать у детей следующие умения:

– воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

– угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

– воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

– узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;

– комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

– находить в двух или более объектах общие и различные признаки;

– узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

– переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

– составлять сюжетный рассказ, сказку, загадку про какой-либо объект.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Творческие способности дошкольников будут успешными при следующих условиях.

• Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

• Создание развивающей среды: педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка для творчества они должны быть доступными для ребенка и действовать на опережение. Например, еще задолго до обучения чтению ребенку можно дать для игры кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы.

• Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач — от постановки вопроса до представления результата.

• Работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие) .

• Способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. У ребенка закатился далеко под диван мяч. Взрослые не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

• Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

Развиватьпоисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — это и есть следующее условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди взрослых способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Развитие креативного мышления у дошкольников можно добиться с помощью специальных игр и упражнений. Например, можно дать ребёнку мячик или скакалку и попросить его самого придумать какое-нибудь упражнение для утренней зарядки. Можно прочитать дошкольнику вслух стихотворение и попросить его нарисовать это стихотворение на листе бумаги. Ребёнку можно дать задание самому придумать маленькую сказку и тоже нарисовать её на бумаге.

«Слепой художник».

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите,как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится.Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

«Космическое путешествие»

?Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

?Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

?Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

«Волшебная мозаика».

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур: несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Главное для педагога,помнить ряд правил: (памятка)

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников,педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности.

Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:

1. Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Индивидуальный подход и вера педагога в потенциал каждого ребенка

4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции.

Вывод: Работа по формированию творческих (креативных) способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих (креативных) способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Источник