Развитие творческих возможностей ребенка в системе дополнительного образования

Развитие творческих возможностей ребенка в системе дополнительного образования thumbnail

Ольга Александровна Давляева
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Современное образование ставит задачу развития творческой личности, способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Развитие таких способностей актуально в условиях дополнительного образования. Ведь самой целью дополнительного образования: является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие самоопределению их как личности, привлечение к здоровому образу жизни. А для достижения этой цели необходимо развитие творческих способностей, которые определяют успешность творческой деятельности личности. Именно в детском возрасте человек имеет большие возможности для их развития. Наиболее эффективно можно использовать этот потенциал в младшем школьном возрасте.

При создании условий для развития способностей к творчеству изменяется восприятие ребёнком окружающего мира, у него появляется больше возможностей для осуществления идей. Он учится видеть проблему, применять свои знания и умения в различных ситуациях, найти что-то новое в уже известном.

Дополнительное образование расширяет пространство, где дети имеют возможность развивать творческую активность, реализуют невостребованные основным образованием качества, могут выбирать содержание и форму занятий.

В учреждениях дополнительного образования детям предоставляется возможность заниматься творчествомв различных направленностях: художественной, технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической. В соответствии с интересами и возможностями, они могут заниматься исследовательской работой, спортом. Здесь созданы условия, благоприятные для развития творческих способностейкаждого обучающегося: комфортная психологическая обстановка, свобода в выборе деятельности, доброжелательная помощь взрослых, возможность самостоятельного решения задач.

Ребёнок, который смог раскрыть свои способности и реализовать их, более приспособлен к жизни в обществе. Используя цивилизованные средства, он стремится достичь поставленных целей.

Публикации по теме:

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей
Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии
Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание.

Предметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольниковПредметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольников
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.

Презентация «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»
«Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»Побирей Е. Н воспитатель МДОАУ ДС №14 г. БлаговещенскСЛАЙД 1 Тема.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых — от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Роль занятий по декоративно-прикладному искусству в развитии умственных способностей ребёнка.
Система дополнительного образования играет серьезную роль в воспитании активной и всесторонне развитой личности. Широкие возможности дополнительного.

Технология тестопластики в развитии художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта «Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Кильчицкая.

Источник

  Развитие творческих способностей детей, подростков через дополнительное образование

Учреждения дополнительного образования — это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований.  

Работа в Доме детского творчества- это педагогический процесс со своими особенностями, своей организацией и оснащением, мы стараемся создать учащимся такие условия, в которых ребенок сам волен выбирать любимые виды деятельности, без страха и смущения пробовать свои силы, развивать их, что дает возможность значительно опережать своих сверстников по развитости познавательно-творческих умений и способности к самостоятельности.

Занятия в системе дополнительного образования подчинены всем закономерностям образовательного процесса. Они проводятся в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой ( далее по тексту – программа), календарным графиком   и направлены на достижения результатов обучения, воспитания и развития учащегося  по годам обучения.

Программы, по которым работают педагоги ДДТ, по своему характеру модифицированные . У нас 21 программа, т.е. 21 детское объединение.  Дети занимаются в возрасте от 5 лет до 18.

В ДДТ работают квалифицированные педагоги, которые постоянно развивают свой творческий потенциал, работая над темами самообразования. Мы должны идти в ногу со временем, поэтому на семинарах, педагогических советах мы обсуждаем все нововведения в дополнительном образовании, участвуем в Вебинарах, изучаем опыт коллег, делимся своим.

 Развитие творческого потенциала педагогов, это есть повышение качества эффективности учебного процесса.

Обучение в ДДТ ведется по 5 направленностям:  

  • Художественная  —  277 чел, 10 детских объединений
  • Техническая – 82 чел, 4 объединения
  • Туристско-краеведческая – 42 чел, 3 объединения
  • Социально-педагогическая —   45 чел, 2 объединения
  • Естественнонаучная -38 чел, 2 объединения

Группы формируются из учащихся разного возраста, с разными природными задатками и способностями, личностными качествами. Есть учащиеся, которые не проявляют интереса к учебным дисциплинам, но имеют желание что-либо сделать своими руками. Сделать – значит создать творение, создание – это выход из обыденного течения жизни, подъем  на ступеньку выше, открытие в себе новых возможностей.  Поэтому педагог считает необходимым  создать комфортные условия для  коммуникативно-психологической адаптации детей разного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов, одарённых.

В 2018-2019 учебном году в ДДТ обучалось 29 детей с ОВЗ, это на 2.4% больше, чем в прошлом году

    Основой   педагогической технологии работы в группе с детьми с ОВЗ является индивидуальный и дифференцированный подход на занятиях, который обеспечивает каждому ребёнку возможность достижения прогнозируемых результатов личностного развития. Педагог отбирает для занятий такой материал, который был бы интересен для большинства учащихся независимо от уровня их способностей.  Решается главная функция образования — гуманистическая, дающая возможность овладения учебным материалом на различных уровнях, чем снимается эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения.

     Дети с ОВЗ на начальном этапе обучения выполняют работы   чуть попроще или  по заданному образцу, требуют внимания и помощи педагога или соседа по парте, понятно, что они сделают работу немного позже, но самое главное сами, своими руками. В дальнейшем, такие учащиеся все больше приносят элементы собственной индивидуальности в свои творческие работы, проявляют все больше самостоятельности. Результаты своего труда они представляют на выставках в рамках работы детских объединений, а затем и на выставках в Доме детского творчества, сначала на традиционном мероприятии первого года обучения «Я не волшебник, я только учусь», затем в конце года на отчетном  мероприятии «Планета творчества». Стоит посмотреть родителям (законным представителям), бабушкам и другим родственникам, которые приходят на мероприятие, в глаза, наполненные слезами от чувства гордости за своего ребенка, становится понятно, что не зря в настоящее время уделяется очень много внимания дополнительному образованию, это очень важная сфера в образовании.    

Кроме участия во внутриучрежденческих мероприятиях, дети с ОВЗ участвуют в   конкурсах разного уровня. В 2018-2019 учебном году  участвовали 12 человек в областной выставке изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Мир чудес». Все были награждены Дипломами участника.

Наряду со здоровыми детьми, они участвовали в ряде мероприятий и в конкурсах:

Районные  конкурсы

Областные, республиканские конкурсы

Международные, Всероссийские конкурсы

Кол-во призовых мест

  Участие

Кол-во призовых мест

Участие

Кол-во призовых мест

Участие

7

30

5

13

2

27

Ации «Обелиск», «Бессмертный полк»

 Дданные участия в конкурсах, по сравнению с прошлым годом, улучшились на 1%.

Таким образом, творчество играет огромную роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно с помощью творчества эти дети   могут понять, прочувствовать, ощутить своими руками этот мир, ведь не секрет, что многие вещи таким детям даются с трудом. Для некоторых, дополнительное образование  может быть единственной возможностью проявить себя,  быть понятым и нужным. У детей появляется ощущение собственной значимости, личностной ценности, развивается уверенность в себе  и в конце концов — стремление быть полезным. К ним  начинают по-другому относится одноклассники, друзья,  окружающие.

 В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей.  Одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Есть они и среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наряду с этим в ДДТ была создана программа «Одаренные дети»

   Педагоги дополнительного образования  наблюдая за учащимися с 1 года обучения,  выявляют одаренных детей по критериям оценивания, которые прописаны  у них в программах . После прохождения основного курса обучения,  выявленные одаренные дети или дети, имеющие внутренние предпосылки для  достижений  в том или ином виде деятельности, желающие заниматься дальше,  могут продолжить занятия в группах (5 человек и более) по

Образовательному маршруту, который     разрабатывается  на 1 год обучения, и предусматривает углубленное и обогащенное изучение разделов   программы.   В своей работе педагоги используют различные приемы и методы: дидактические игры,   игры и задания с основами моделирования, решение занимательных задач,   работа в парах, конкурсы, викторины, нестандартные творческие задания. Одаренные дети сами, например,  разрабатывают эскизы, наброски для своих работ, обрабатывают их на компьютере, подбирают  материалы, технику выполнения. Педагог не навязывает своего мнения, поддерживает проявление творческого начала. И ребёнок чувствует, что с ним считаются, ценят его мнение, дают право выбора. Результат  работы: победы, призовые места в различного уровня конкурсах.

     Большое внимание  при работе с одарёнными детьми отводится организации проектной деятельности. Учащиеся участвуют в проектно-исследовательской деятельности, где ставят проблему и выбирают методы её решения.  

 Учащимся, освоившим Образовательный маршрут, присваивается звание — «Инструктор» и выдается удостоверение.  Далее они могут работать в объединении в качестве инструкторов, помогая педагогу в проведении занятий и воспитательных мероприятий с младшими детьми, а так же постигать новые технологии, участвовать в конкурсах.                                                                                    

Сравнительные данные участия учащихся в мероприятиях разного уровня

Уровень

мероприятия

 2017-2018

2018-2019

      Кол-во призеров

     Кол-во призеров

Районный

39

43

Областной

 4

7

Городской

4

3

 Всероссийский

2

Международный

4

11

Республиканский

6

13

Из таблицы видно, что  в этом учебном году показатели значительно улучшились, это благодаря тому, что в 2018-2019 учебном году работало 8 образовательных маршрутов, это на 2 больше, чем в прошлом.

 Один их этапов работы со  всеми детьми – создание мотивации и  условий для их оптимального развития.   Для создания мотивации используем следующие приёмы:

— рейтинг учащихся;

— персональная выставка работ;

— беседы  по самоопределению;

— создание  портфолио с последующей презентацией.

У нас существует и Система поощрения детей.

— публикации  достижений в СМИ; на сайте учреждения, на личных сайтах педагогов,

— награждение  благодарностями, грамотами;

-занесение в «Книгу почёта», на Доску Почёта;
— награждение путевками в Лазурный

Кроме образовательной деятельности,   ежегодно в ДДТ работает лагерь с дневным пребыванием детей.  15 учащихся осенью и 30 – летом, отдыхают в лагере «Дружба». В этом году мы работали по программе «Летний калейдоскоп». Цель программы: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.   Из опыта работы отмечу, что в лагере отдыхают не только дети – кружковцы, но и их друзья, учащиеся Большеболдинской школы,  которые хотят поучаствовать в мастер-классах, в традиционных мероприятиях: «Ало, мы ищем таланты», «Театральные капустники» и второй год в  реализации проекта «Я могу». Проект  возник по результатам анкетирования детей, где один из вопросов был: «Чему бы Вы могли научить», Были очень интересные ответы, поэтому я разработала проект, где дети сами проводят мастер-классы, делятся опытом и своими знаниями со сверстниками, конечно же воспитатели и педагог-организатор, консультируют и помогают им. Хочется отметить, повышенный интерес детей к такому виду деятельности, так как они

  •  Проявляют  свои индивидуальные и творческие способности,
  •  повышают самооценку, выявляют в себе  лидерские способности,
  • проявляют  навыки работы в группе, команде,
  •  уважают мнения других, учатся корректно  высказываться и отстаивать свою точку зрения.

И конечно, мы не забываем поощрять детей благодарностями за участие, грамотами за победу.

По данным Б-Болдинского МОЦ (Муниципального опорного центра), который работает на базе ДДТ, в 2018-2019 учебном году в школах района обучалось 943 ученика, работал 61 кружок, охват детей- 730 человек, это 77%;  а в учреждениях допобразования работало 53 кружка, с охватом детей – 983 человека, заметим – это в основном учащиеся Большеболдинской школы.

  Таким образом,  Школа  и   ДДТ  союзники в формировании целостной личности, в воспитании социализированного, образованного, воспитанного, культурного, с развитыми способностями и талантами творческого человека.  

 Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию учащихся.  

В течение года возникает много нюансов в нашем сотрудничестве, это и участие детей в концертной деятельности, в отчетных мероприятиях,  выезды для защиты  конкурсных работ во время учебного процесса,  берем во внимание тот факт, что не только хорошисты и активисты в учебе побеждают и участвуют в конкурсах, но администрация Большеболдинской школы и классные руководители идут всегда нам и учащимся навстречу, тем самым дают шанс детям поверить в свои силы и самореализоваться.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

В  перспективе мы планируем  развивать   техническую направленность, а именно  открыть  детское объединение «Авиа-киберспорт», оборудование закупается, нужен специалист, (Благодаря использованию и внедрению современных технологий в обучающий процесс ставиться цель создания нового обучающего направления «киберспорт», в котором особое внимание уделено внедрению компьютерных игр в обучающий процесс, а именно симуляторов — это имитаторы, механические или компьютерные, имитирующие управление каким-либо транспортным средством или аппаратом. «Авиа-киберспорт»-Это один из самых высокотехнологичных и исторически правдивых авиасимуляторов за всю историю имитационного жанра. «Ил-2 Штурмовик» повествует о наиболее широкомасштабных сражениях, произошедших во время Великой Отечественной войны.  Это онлайн сражения, сражения по локальной сети), а в естественнонаучной направленности  будем уделять побольше времени проектно-исследовательской деятельности.

Спасибо за внимание!

Источник