Развитие творческих возможностей ребенка в компьютерных играх
Компьютерные игры и их роль в развитии творчества дошкольников
Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа — средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую педагог может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (С.Новосёлова, Г.Петку, С.Пейперт, Б.Хантер и др.)
Разделяя точку зрения многих исследователей, мы считаем основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении – всестороннее развитие ребёнка, его подготовку к жизни и деятельности в “компьютерной действительности”, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.
Существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе с компьютером. На наш взгляд, скептические высказывания по этому вопросу не имеют достаточных оснований. Современные исследования медиков, психологов, педагогов показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические и эргономические требования.
За время работы мы убедилась, что малыши 4,5 – 5 лет уже могут успешно осваивать компьютер. Дети на занятиях раскрепощены, в них нет робости и страха перед сложной техникой, а это является залогом дальнейшей успешной работы с компьютерными технологиями.
Каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую включены все дети, всем интересно, у всех есть дело.
Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание ребят, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.
Наш опыт работы показывает, что начинать знакомство с компьютером лучше с программ – “раскрашек”. На своих занятиях применяем программу “Азбука – раскраска”. Она проста в использовании, содержит большой набор картинок, легко адаптируется, предоставляет простор для творчества.
Ещё мы широко используем программу “Вундеркиндия”, в частности её раздел “Рисовалки”. Эта программа позволяет ребёнку воплотить в рисунке свои самые необычные творческие замыслы и фантазии. Для этого здесь есть всё необходимое: богатая цветовая палитра, спецэффекты, анимация, а также возможность легко исправить ошибку и быстро достичь нужного результата.
Со старшими дошкольниками мы успешно осваиваем программу Paint. Уникальные графические свойства этой программы помогают ребёнку чувствовать себя творцом рядом с компьютером, проявить свою фантазию, воплотить в рисунке свои замыслы. Это, в свою очередь, помогает воспроизводить и развивать образ мира ребёнка, способствует развитию любознательности и пытливости ума.
Также с помощью компьютера можно выводить на отдельные листы картинки разного содержания (животные, птицы, автомобили и т.д.) и предлагать их детям для раскрашивания. Это занятие им очень нравится, оно развивает мелкую моторику рук, даёт возможность выбора понравившегося изображения, а также позволяет в дальнейшем применять детские работы как учебное пособие на занятиях (например: для речевых игр экологического характера “Загадки – отгадки”, “Про кого я говорю”, “Четвёртый лишний”, “Рыба – птица – зверь” т.д.). Ещё возможно применять детские работы для изготовления поздравительных открыток и подарков.
В нашем ДОУ есть своя “валюта” — журки (по названию д/с “Журавушка”). Журки мы изготавливаем с помощью компьютера и применяем в сюжетно-ролевых играх “Магазин”, “Парикмахерская” и т.д., а также для поощрения детей.
Таким образом, использование компьютерных игр благоприятно влияет на творческое развитие детей, способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, стимулирует познавательную активность и развивает детское творчество.
Источник
Ирина Шелист
Проект «Компьютерные игры-польза для развития»
ПРОЕКТ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ – ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ»
Вид проекта: групповой, дидактически – игровой
Продолжительность проекта: 1 месяц
Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители дошкольников, воспитатель.
Обоснование актуальности
В связи с введением ФГОС стал актуальным вопрос организации развивающей
предметно-пространственной среды. В соответствии с требованиями ФГОС предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности
современного человека. Причина тому –повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии компьютерных технологий и прочих технических устройств
сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-
образовательных технологий (ИОТ) в образование –логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного пространства в целом.
Компьютер как универсальное информационное устройство является эффекти-
вным средством для решения задачи развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность. Информационные технологии, как отмечается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество
Реализация проекта, обобщение и распространение опыта могут стать
основой для выработки образовательной программы и внедрения информационных технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере. Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.
Инновационный проект «Компьютерные игры – польза для развития» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.
Цель:
Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста. Исследовать возможности компьютерных дидактических игр для расширения интеллектуальных возможностей ребенка, в частности для развития произвольного внимания.
Задачи:
1. Изучить опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников
2. Подобрать компьютерные упражнения и задания на развитие познавательной активности старших дошкольников
3. Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни.
4. Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением.
5. Развивать простейших технических умений.
6. Пропагандировать использование развивающих компьютерных игр в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.
Проблема:
На сегодняшний день, одной из проблем обучения компьютерной грамотности, является ограниченный доступ к электронно-вычислительной технике, особенно для детей дошкольного возраста. Сейчас у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на компьютере часто ограничивается играми, которые не всегда соответствуют их возрасту. Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного возраста воспринимают компьютер как дорогую, очень интересную и часто недоступную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает проект «Компьютерные игры – польза для развития».
Компьютерное образование – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлективности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы.
Введение компьютерных игр в систему дидактических средств детского сада станет мощным фактором обогащения интеллектуальной основы, развития произвольного внимания ребенка.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации предполагаются следующие результаты:
1. Повыситься уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста:
– логического мышления;
– объема памяти;
– внимания;
– творческих способностей;
– воображения;
2. Разовьются технические навыки и умения работы на компьютере:
– умения ориентироваться на экране монитора;
– умения пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел;
– умения управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;
– выполнения техники безопасности работы на компьютере.
Предварительная работа:
1. Организовать общее собрание всех участников проекта для ознакомления с данной проблемой.
2. Подобрать дидактический игровой компьютерный материал для выполнения задач проекта.
Этапы реализации проекта
I. Организационно – подготовительный этап (декабрь)
Задачи этапа:
— изучить литературу по теме проекта;
-подобрать компьютерные игры в соответствии с тематическим планированием занятий по познавательному развитию;
-подобрать диагностический инструментарий в соответствии с развивающими компонентами познавательного развития;
— создать справочник библиографической литературы по теме проекта.
II. Основной этап (декабрь).
Задачи этапа:
1. Работа с детьми
— Овладение игровой компьютерной деятельностью.
— Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в нахождении способов решения познавательно- дидактических задач в образовательной деятельности. — Вовлечь воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует умственную деятельность. — Диагностика показателей результативности реализации программы
2. Работа с родителями
Использование компьютерных технологий в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам дидактического и познавательного развития детей следующим образом:
— Изучить представления родителей об использовании компьютерных игр ориентированных на познавательное развитие ребёнка;
— Привлечение родителей к дополнительной (закрепительной) работе с детьми дома изученного материала в группе;
— Использование средств компьютерных технологий для психолого-педагогического просвещения родителей;
— Познакомить родителей с Интернет-ресурсами для детей. 3. Работа педагога — Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников. — Подобрать диагностический инструментарий для мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта — Проведение открытого мероприятия для педагогов ДОУ по использованию компьютерных технологий в старшей и подготовительной группах; — Самообразование. В этом этапе проекта используются эмпирические методы анализ имеющегося опыта по теме, теоретическое моделирование, использование ИКТ в организации инновационной методической и просветительской работы;
III. Заключительный этап (декабрь)
Задачи этапа:
-провести итоговое диагностическое обследование по выявлению актуального уровня познавательного развития;
-провести сравнительный анализ диагностического обследования на предмет эффективности использования компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников;
— сделать вывод по теме проекта;
-ознакомить с результатами работы педагогический коллектив ДОУ и родителей.
Прогнозируемые результаты от реализации проекта
«Компьютерные игры-польза для развития»
-Устойчивое внимание детей в процессе деятельности за компьютером интерес к нему.
-Сформированные настойчивость и терпение у детей подготовительной группы.
— Повышение уровня познавательного развития у старших дошкольников.
-Способность ребенка находить решения методом проб. -Разработка методики использования компьютерных игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
-Повышение эффективности процесса обучения.
-Активизация познавательной деятельности детей.
-Активизация педагогического сознания родителей, педагогов, для создания единой информационной среды по интегрированию в познавательное развитие компьютерных игр.
Возрастет:
— исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
— мотив успешного решения познавательных задач;
-возможность практического использования компьютера детьми.
Реализация проекта
Форма проведения мероприятий: индивидуальные, групповые. Используемые методы: -практические занятия; -наблюдение; -беседы; -работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т. д.); -активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.
Источник
Надежда Панова
Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста»
Компьютерные игры — сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили формы детской игры. Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста. В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Однако бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его только как игрушку. Важно, чтобы компьютер стал помощником в обучении, а не только игрушкой. Известно, что дети, а особенно малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Так специалисты считают, что яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки — рефлекс слуховой. И для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.
Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое. Однако современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:
— мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;
— ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;
— на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;
— речь как способ общения остается примитивной;
— способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;
— при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации.
Рано или поздно перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то родители должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.
Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка.
Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике. Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием. В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.
Развивающие игры
Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.
К программам развивающего типа относятся:
— разнообразные графические редакторы, «рисовалки», «раскрашки», конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;
— текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;
— «Конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;
— Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;
— «Конструкторы сказок», совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.
Обучающие игры
В этот класс входят игры, связанные:
— С формированием у детей начальных математических представлений;
— С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;
— С обучением родному и иностранному языкам;
— С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;
— С эстетическим, нравственным воспитанием;
— С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.
Игры — эксперименты
В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.
Логические игры
Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.
Игры — забавы
В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.
Самое главное во всех компьютерных играх — это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Важно понимать, что компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой «видеоряд».
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с «мышью». Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.
Компьютерные игры в дошкольном возрасте имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.
Много программ и все они разные… Большой выбор их мы видим на прилавках магазинов, киосков… Какой продукт выбрать каждый решает сам, но важно учесть возможности, которые предоставляет конкретная игра для развития ребенка.
Уважаемые родители, помните, что игры так увлекают, что ребенок забрасывает все дела и часами просиживает за компьютером. Действительно, компьютерные игры создаются с таким расчетом, что это будет интересное, увлекательное действо, способное до конца держать в напряжении. Очень часто в связи с этим говорят о компьютерной зависимости. Это важная причина, чтобы ограничивать ребенка во времени. Ограничения в работе с компьютером связаны, в первую очередь с нагрузкой на зрение и позвоночник. А ведь организм ребенка еще не до конца сформировался и к большим нагрузкам не готов.
Чрезмерное увлечение компьютером сказывается на здоровье ребенка следующим образом:
— ухудшается зрение;
— повышается утомляемость;
— появляются головные боли;
— искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;
— начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;
— утомляются и начинают болеть пальцы рук;
— малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;
— появляется нервозность, нарушается сон.
Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.
Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:
— продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет — 10 минут;
— компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;
— после занятий следует проводить гимнастику для глаз;
— стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экран.
Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.
Источник