Развитие творческих способностей у ребенка консультация для педагогов

Развитие творческих способностей у ребенка консультация для педагогов thumbnail

Наталия Романова
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников»

Тема: «Развитие творческих способностей детей

среднего дошкольного возраста»

Детское творчество — это одна из форм, самостоятельной деятельности ребенка, в которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

В основном, в своей работе мы опираемся на методические разработки Парамоновой Л. А., Лыковой, учитывая методический материал программы «Истоки», по которой работаем в нашем детском саду с детьми среднего возраста. Необходимо четко видеть перед собой задачи по достижению цели развития творческих способностей детей. Их можно выделить три:

создать условия для развития творческих способностей детей.

сформировать знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать свой творческий замысел.

вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, сформировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского творчества.

Решение задачи по созданию условий для развития творческих способностей детей реализуем через:

создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии со стандартами дошкольного образования, так как именно среда играет огромную роль в развитии творческих способностей ребенка.

Это, то пространство, в котором дети проводят большую часть времени своего пребывания в детском саду. От того каким образом оно организовано зависит характер развития ребенка. Среда, стимулирующая развитие, являющаяся его движущей силой, дает возможность ребенку испытывать, использовать и развивать свои способности, проявлять самостоятельность и утверждать себя как активного деятеля. Поэтому при организации предметно-развивающей среды своей группы главным для нас это предоставление детям свободы выбора деятельности. Работая над развивающей средой в своей группе, мы старались учитывать ее принципы построения: гибкого зонирования, индивидуальной комфортности эстетической организации среды с учетом «гендерного подхода».

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно речевой. Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

ОД по образовательной области «Художественно-эстетичес-кое развитие» проводится четыре раза в неделю (музыкальное развитие два раза, лепка, рисование).

Вся работа в группе строится по комплексно-тематическому планированию, т. е. в образовательной деятельности мы решаем не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими детьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации. В качестве итогового мероприятия по теме может выступать коллективная работа, выставка детских рисунков, совместных работ взрослых и детей. Так, после завершения темы «Осень» была организована выставка детских работ.

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

Окружающий мир

Развивающие игры и игрушки

Рисование

Лепка

Чтение художественной литературы

Музыка

Аппликация

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Лепка также необходима для развития способности фантазировать, представлять, воображать. Для развития детского творчества в лепке мы учитываем интересы детей, используем разнообразные темы и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и её качество.

Большую роль в развитии творческих способностей играют дидактические игры.

Творческие способности мы развиваем с помощью таких игр, как:

Речевые игры («Скажи наоборот», «Придумай слово», «Как сказать правильно?», «Кто? Что?» и т. д)

Сюжетно – ролевые игры (по сюжетам прочитанных произведений)

Конкурсы, досуги, развлечения

Театрализованная деятельность

Изобразительная деятельность

Мы включаем их в образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей и используем при индивидуальной работе с детьми. Очень популярны в нашей группе такие игры, как «Цвет и форма», «Собери картинку», «Что изменилось», «Третий лишний», «Собери по образцу», «Часть и целое», «Время», «Мир растений», «Учимся классифицировать», «Дорожные знаки», «Что за чем», «Лото – сравни и подбери», «Домашние животные», «Геометрическое лото», «Что где растет», «Чей малыш», «Что к чему», «Игра ассоциации», «Фигуры и формы», детское домино, мозаики и т. д. и т. д. В них мы закрепляем знания основных форм, цветов, величины; внимания, логическое и творческое мышление.

В группе есть отдельный уголок различных видов строительного материала, где дети каждый день строят, изобретают, возводят новые дворцы и замки. Также имеются различные конструкторы (крупный и мелкий) игры, способствующие развитию детской фантазии и творчества. Каждый ребенок может выбрать игру по интересам, дидактические и настольно – печатные игры.

Уголок творчества – это бесспорно, самое творческое место в нашей группы. В нем представлено все разнообразие материалов для самостоятельного творчества детей (карандаши, бумага, мелки, краски, доски, раскраски, контурные шаблоны для изображения зверей, природный бросовый материал, пластилин, стеки). Заметив, что детям очень нравится делать поделки из природного и бросового материала, мы организовала копилку «полезных вещей». К этому мы пришли уже к концу года, когда у нас собралось множество различных интересных вещиц.

Также на занятиях, мы знакомим детей с искусством – оригами, призванным дарить людям радость. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. У ребят совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными, что немало важно для будущих школьников, овладевающих письмом, вырабатывается усидчивость. Чтобы получилась красивая фигурка, необходимы такие качества, как аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Занятия оригами сблизило детей, они удивлялись и радовались своим работам.

Театральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Игры-драматизации позволяют нам решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально — эмоциональному развитию детей. В нашем репертуаре в основном русские народные известные сказки, знакомые с первой младшей группы и сказки для среднего возраста, где роли играют сами дети («Заюшкина избушка», «Репка», «Три поросенка», «Заяц портной», и т. д). Элементы театрализованной деятельности мы используем в разных видах деятельности:

• бывает, что ребенок по каким либо причинам приходит в детский сад без настроения, с помощью куклы (би-ба-бо) отвлекаем детей, помогаем им расслабиться, снять напряжение, вызвать у детей положительные эмоции;

• в режимных моментах;

• в сюрпризных моментах во время образовательной деятельности;

• для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Поэтому в зоне театрализованной деятельности предлагаю детям различные виды театров (пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр теней и др.)

Развитию любознательности и исследовательского интереса способствует не только уголок продуктивной деятельности, но и уголок ряжения, где дети используют различные костюмы, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к играм драматизации.

Достичь цели по развитию творческих способностей детей невозможно без вовлечения родителей в совместную творческую деятельность, формирование их психолого-педагогическую компетентности в области детского художественного творчества. Для формирования представлений у родителей о развитии творческих способностей детей мы проводим через открытые занятия,

папки-передвижки, консультации, оформляем выставки детского творчества(«Как развивать воображение ребенка», «Виды театров», «Развивайте детское художественное творчество», «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей»). Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка.

А также привлекаем родителей к совместной творческой деятельности

через создание выставок.

Заключение

Работая над этой темой, я старалась искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. Можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, в различных видах деятельности, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы. Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли, научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

Работа по данной теме будет продолжена в дальнейшем, в различных видах деятельности, так как она очень объемная, и каждый вид деятельности раскрывает разные направления развития творческих способностей. Таким образом, поставленные в начале года цели, выполнили.

Источник

Евгения Саваченко
Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов:

«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Чем раньше мы начнём формировать у ребёнка творческий подход ко всему – тем успешнее он будет в жизни.

Дошкольный возраст — наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этот период жизни происходит формирование и становление личностных качеств, а на их основе — способностей и склонностей. В детском саду ребенок может творчески развиваться на основе различных видов деятельности, прежде всего игровой, а также продуктивной, коммуникативной и других. Разнообразные обучающие и стимулирующие игры призваны раскрывать творческий потенциал малыша.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее осваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности стараться отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, должна проводится работа по формированию игровой мотивации.

Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие.

Родители маленького непоседы хорошо знакомы с тем, насколько много у ребёнка нерастраченной энергии, которую он направляет в неправильное русло. При взаимодействии с родителями в игровом процессе у ребёнка происходит эмоциональная разрядка, а энергия идёт на пользу его же организму. В итоге сил на капризы и хныканья у него не остаётся. Заниматься с ребёнком совместным творчеством следует в хорошем настроении, чтобы у него в ходе игры не возникало плохого настроения.

Способы развития творческих способностей детей великое множество. Вот некоторые из них, которые мы можем предложить родителям:

Разговоры об окружающем мире. Говорите с ребёнком обо всем, что вас окружает. Это может быть детская площадка или квартира. Дальше – больше. Поговорите о городе, в котором вы живете, о природе, которую видите. Закончить можно беседой о космосе.

Обучающие упражнения. Найдите игры, которые развивают необходимые для творческого ребёнка качества: память, воображение, внимание, логику.

Рисование. Даже если у вашего малыша нет особого таланта, этот процесс пойдёт ему на пользу. Ведь на бумаге можно изобразить все то, что рисует фантазия в детской голове.

Чтение книг. Каждый вечер проводите семейные чтения. Читайте интересные истории, рассказы о животных, волшебные сказки, мифы и легенды. А потом обсуждайте прочитанное. Что кому понравилось, что не понравилось и почему.

Многие психологи и педагоги считают, что способности к творчеству изначально заложены в природе ребенка, и взрослому достаточно лишь не мешать, не препятствовать его свободному самовыражению. Однако, практика психолого-педагогической работы доказывает необходимость вмешательства в процесс интеллектуально-творческого развития ребенка-дошкольника, так как не каждый ребенок способен самостоятельно проявить творческую активность. Эффективность и действенность воспитания творческих способностей у детей зависит от целенаправленности данного процесса.

В работе по изучению интересов, способностей детей должны объединить свои усилия все: и учитель, и воспитатель, и родители. Каждый из них имеет возможность наблюдать ребенка в разных ситуациях, разных видах деятельности. Результатами своих наблюдений следует обязательно обмениваться, обсуждать их совместно. Тогда и границы видения каждого из взрослых, причастных к воспитанию, расширятся, и личность ребенка представится в более полном виде.

Источник

Татьяна Власенко
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников»

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

В своей работе необходимо использовать креативный подход, то есть стремиться, чтобы дети «открывали» что – то новое, проявлялись новые продукты творчества. Очень важна роль родителей в этом процессе. Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов. При переходе на новые стандарты нужно использовать для связи с родителями технологию проектирования, которая позволяет не только приобщать родителей к творческому процессу, но и получать реальный продукт творчества.

Если появляется какая – то проблема, вместе с детьми мы ищем пути ее решения, подбираем необходимый материал, средства и реализуем в действительность. Дети в процессе логически размышляют, сами что – то придумывают, воображают, воспроизводят. Появление нового продукта творчества, реализуемый детьми, родителями, педагогами – это и есть креативный подход.

Наша задача – научить ребенка видеть мир по – особенному, найти что – то незаметное для других, уловить интересное – побудить желание создать что – то новое, свое неповторимое. В первую очередь мы должны создать соответствующую развивающую среду для деятельности. В процессе художественной деятельности необходимо поощрять мысли, действия детей, что очень важно в творческом процессе. Нужно предлагать детям разнообразный материал, приемы, средства на выбор ребенка.

Ребенок должен проявлять самостоятельность при рисовании, лепке, изготовлении композиции. Поэтому не надо педагогу и родителям мешать в процессе работы детям. Пусть сам ребенок ищет выходы из каких – либо ситуаций. Педагог и родители должны уделять больше внимание самому процессу творчества, а не результату.

Положительные эмоции взрослых сопровождают творческий процесс, Чтобы развивать у детей творческие способности педагог и родители должны быть сами творческими людьми, изменить свои шаблоны, самосовершенствоваться, узнавать новые техники и приемы, не бояться попробовать что – то новое вместе с детьми.

Для развития креативности у детей в процессе художественной деятельности необходимо использовать игровые приемы. Игра, как в детском саду, так и дома должна являться основным видом деятельности дошкольника. Мир открытий и фантазий ребенка открываются через различные виды игр: театральные, дидактические, настольные, компьютерные, развивающие и другие. Например, игра «Цветные ладошки» в процессе которой дети не только знакомятся с основными цветами, но и – развивают логическое и творческое мышление. Игра помогает непроизвольно вовлечь ребенка в процесс, заинтересовать его, свободно и без принуждения начать творить. А главное, что в результате у детей возникло положительное эмоциональное отношение к играм и упражнениям на развитие творческого воображения и мышления, возросла познавательная активность и интерес; появилось стремление к новизне, к фантазированию.

Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить».

Работа по формированию креативных способностей будет эффективнее при комплексной работе по предложенной программе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у детей поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Источник