Развитие творческих способностей у ребенка инвалида

Развитие творческих способностей у ребенка инвалида thumbnail

Лариса Тагирова
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия)

Чем бы ни занимался в своей жизни «особый» ребенок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе – он заслуживает достойного существования и способен к полноценной самореализации, если окружающий его мир признает возможности творческой реабилитации.

Дети-инвалиды не такие, как все. Они рисуют, лепят, мастерят.Их рисунки наполнены эмоциями до отказа: это радость, слезы, изумление, восторг и боль. Они пытаются говорить с нами на языке искусства.

Главная проблема, с которой сталкиваются дети-инвалиды – это непонимание, отторжение от общества, отсутствие общения со сверстниками. Между тем, эти дети, особенно, если они одарены талантом, воспринимают этот мир острее, ярче и глубже, чем их здоровые сверстники. Они вдумчивее, усерднее и внимательнее, так как их физические возможности ограничены.

Творчество, как показывает опыт, — одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, являясь великолепным стимулом, позволяет повысить самооценку и развить физические и умственные способности, положительно влияет на становление личности и социализацию индивидуума. Причем уровень, которого достигают в творчестве многие дети, благодаря своей силе воли, неунывающему и оптимистическому отношению к себе и своей жизни; конечно же, поддержке окружающих, повергает в изумление и

стремление каждого человека достичь максимальных высот своего развития, быть полноценной личностью, востребованным и уважаемым членом общества, а у людей с особыми потребностями эти желания выражены острее. И наша общая задача – помочь им в этом.

В нашем реабилитационном центре разработано несколько направлений творчества. В студии изобразительного искусства дети занимаются рисованием и некоторыми видами декоративно-прикладного искусства.В швейной мастерской каждый может выбрать себе занятие по душе: бисероплетение, вышивку крестом, шитье мягкой игрушки, рисование нитью на картоне (изонить, вязание на спицах, крючком. Интерес к швейной мастерской проявляют и девочки, и мальчики. В столярной мастерской мальчики и некоторые девочки постигают азы резьбы по дереву.

. Цель занятий – стимулирование творческого потенциала детей и подростков, как необходимого элемента социального и культурного развития

Занятия творчеством дают возможность даже самому слабому по состоянию здоровья ребенку поверить в свои силы, свои способности, суметь сделать чудо своими руками. Главная задача – увлечь творчеством, подобрать и предложить им тот материал и вид деятельности, с которым они смогут справиться самостоятельно. Навыки, полученные на занятиях, конечно же пригодятся в реальной жизни, в конце концов они позволят скрасить быт, занять свободное время. Дети на занятиях получают прежде всего положительные эмоции, которые являются лучшими лекарствами.

На занятиях в студии изобразительного искусства я создаю условия для коррекции движения, развития мелкой моторики рук, здесь решаются задачи адаптации, развиваются творческое мышление, творческая активность, художественный вкус, эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства, наблюдательность, память, расширяется кругозор. Кроме того, занятия призваны воспитывать характер, целеустремленность, настойчивость, учить взаимопомощи.

Есть много способов заставить работать воображение ребенка и помочь ему начать творить. Это важно, так как начиная творить, фантазировать, ребенок включается в состояние творческого процесса. Состояние творческого процесса вполне доступно ребенку, нужно только его подтолкнуть.

Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени, оно как бы исчезает и мы его не замечаем, снижаются болевые ощущения, человек уходит в свой внутренний мир. Пропадает усталость, ребенок желает закончить свое произведение. Интерес и энтузиазм творчества повышают адаптивные функции организма, включают внутренние резервы, помогающие выздоравливать хотя бы психологически.

Творческая реабилитация является неотъемлемой частью социальной реабилитации, так как реализует потребность детей-инвалидов в общении, способствует их успешной интеграции в социуме, позволяет получить профессиональные навыки. Все это формирует возможность независимого образа жизни и способствует развитию личности ребенка-инвалида, т. е. обеспечивает его социальную реабилитацию.

Источник

Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.

Известный исследователь детского творчества. С. А. Флёрина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им, через слова, картинку и другие виды искусства».

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).

Выдающиеся педагоги прошлого — И. Т. Песталотци, Я. А. Каменский, Ф. Фребель-и отечественные педагоги, и психологи свидетельствовали: занятия изобразительным творчеством создают основу для содержательного общения взрослого и ребенка, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Читайте также:  Роль потешек в развитии речи ребенка в 1 младшей группе

Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.

На помощь приходят педагоги дополнительного образования, которые занимаются с детьми индивидуально. Я, Аверина Надежда Леонидовна, работаю педагогом дополнительного образования в МБОУ ДОД ЦДТ№ 1 г. Ульяновска. Восемь лет работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. В моем кружке «Радуга» занимаются пять человек от 8 до 16 лет. Все эти дети являются детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, у них разные диагнозы. Общим являются признаки умственной отсталости, нарушение моторно-двигательных функций, отсутствуют или мало развиты навыки самообслуживания, существуют эмоциональные поведенческие проблемы. Моя программа «Занимательная страна Рисовандия» по работе с детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами учитывает особенности их развития. Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.

Встречаясь первый раз с ребенком, я стараюсь найти с ним контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выясняю умения и навыки ребенка: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал и круг.

На последующих занятиях я пытаюсь выяснить художественную одаренность детей посредством различных игр:

        разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей)

        сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки)

        серия «Дополни изображение» (что увидел котёнок)

        серия «Лото» (что нужно повару, врачу и т. д.)

Занятия строятся из 4–5 частей:

        эмоциональный настрой (это может быть игра, персонаж кукольного театра, эпизод из сказки с нарисованными персонажами. Если у ребенка плохое настроение и он раздражен- я применяю такой метод: кладу перед ним большой лист зеленой или желтой бумаги, а в комнате родители раскладывают 2–3 предмета такого цвета, ребенку предлагается найти предметы такого же цвета.

        стихотворение или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.

        подготовка руки: пальчиковая гимнастика.

        объяснение задания.

        непосредственная работа.

Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, я использую выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаю пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они развивают речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют мои движения и этим самым развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.

И всё же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому я стараюсь постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытствам маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами.

Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

Читайте также:  Проблемы современной социокультурной среды развития ребенка

Для своей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья я выбрала нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребёнку преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции.

Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Какому ребенку будет не интересно узнать, что шприцами можно рисовать, что можно рисовать и пальчиками, и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование — совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками — все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Нетрадиционные техники — это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности. Дети с ограниченными возможностями здоровья решают сами какую технику можно использовать для получения того или иного образа. Такое рисование не утомляет детей, работоспособность сохраняется на протяжении всего занятия. Занятия изобразительной деятельность с нетрадиционными техниками и материалами положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого жизнерадостного настроения.

В своей работе стараюсь использовать интегрированные виды занятий. Нарисовал ребенок ёлочку — я предлагаю украсить ее разноцветными шариками, вырезанными из бумаги, нарисовал Деда Мороза — борода, шапка, отделка костюма из ваты, так же можно украсить костюм снежинками, выбитыми фигурным дыроколом. Я не навязываю своего мнения, стараюсь подвести ребенка к самостоятельному принятию решения. Во многих семьях есть компьютеры и это очень помогает в работе: мы рассматриваем презентации по теме занятия, подобранные слайды.

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум

Основными показателями, подтверждающими полезность и значимость моего опыта, являются результаты Всероссийских, региональных, городских конкурсов и выставок.

Литература:

  1. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т. Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.
  3. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы [Текст] / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  4. Лыкова И. А. Планета детства на орбите ФГТ. Образовательная область «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Источник

Наталья Осипова
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ

Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.

В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства.

Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства.

Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенкувыйти из состояния зажатости.

Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация).

Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей.

В работе с детьми мы стараемся найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выявляем умения и навыки детей: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал, круг. На последующих занятиях пытаемся выяснить художественную одаренность детейпосредством различных игр:

Читайте также:  Роль музыки в развитии речи ребенка

o разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей);

o сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки);

серия «Дополни изображение» («что увидел котёнок?»); серия «Лото» («что нужно повару, врачу для работы?»).

Занятия строим из 4–5 частей:

1. Эмоциональный настрой (можно использовать игру, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами). Если у ребенка плохое настроение,и он раздражен — мы применяем следующий прием: кладем перед ним большой лист зеленой или желтой бумаги, в комнате раскладываем 2–3 предмета такие же по цвету, ребенку предлагается найти эти предметы.

2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Объяснение задания.

5. Непосредственная работа.

Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, мы используем выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы.Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаем пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Играем пальчиками — развиваем речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое место имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Дети испытывают потребность не только в познании, но и в овладении навыками, умениями, способами деятельности.

Можно выделить два направления, которые удовлетворяют любопытство маленького художника, и в тоже время не требуют от него технической виртуозности. Это игры с красками и работа с разными материалами. Т. С.Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы выбрали нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история, с выходом на деятельность. Различные действия с красками, материалами, необычные техники помогают детям преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить их любопытство и преодолеть боязнь, возможность показаться непонятыми, смешным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить яркие положительные эмоции.

Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существование в нем.

Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Детям будет интересно узнать, что рисовать можно даже на воде, а также пальчиками и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование — совершенно увлекательное занятие,когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками — все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Необычность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

В своей работе используем интегрированные виды занятий. (Нарисованную ёлочку предлагаем украсить разноцветными шариками, вырезанными из бумаги; Дед Мороз — борода, шапка, отделка костюма из ваты). Помогает в работе использование ИКТ (мы рассматриваем слайды по теме занятия, презентации).

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, приобретениюуспешного опыта в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.

Список используемой литературы:

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.

2. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Источник