Развитие творческих способностей ребенка вторая младшая
Ольга Журина
Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – исследовательско-познавательный.
Продолжительность проекта – долгосрочный (1 год).
Участники проекта – дети младшей группы, воспитатели, родители.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании системы формирования творческого мышления младшего дошкольника в процессе использования игровых технологий.
Актуальность проблемы.
В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования). Одной из задач Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
С целью решения данной задачи педагоги МАДОУ ЦРР — д/с №27 «Росинка» уделяют большое внимание развитию творческих способностей.
Творческие способности ребёнка — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Развитие творческих способностей у младших дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.
Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартных подходов решения больших и малых задач.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции
Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными. Ребенок играет, развивается и обучается одновременно.
Новизна проекта заключается в создании системы работы с использованием развивающих игр, направленных на развитие творческих способностей и талантливого мышления младшего дошкольника в ходе обучения его самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности.
При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Таким образом, развивая у детей творческих способностей, мы даём им возможность быть востребованными в современном взрослом мире.
Цель проекта: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр
Задачи проекта:
• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
• Формировать у младших дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация.
• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
• Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о величине, форме, пространстве.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Важным условием развития творческих способностей является создание обстановки опережающего развития детей. Необходимо окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы его разнообразную деятельность.
Приступив к работе в младшей группе я собрала родительское собрание и предложила им участвовать вместе со мной в данном проекте. Результатом которого у их детей будет заложена основа развития творческих способностей и талантливого мышления.
В лице родителей я нашла единомышленников с которыми я постоянно работаю.
Родительский комитет закупил по моей рекомендации полный комплект игр на всех детей.
Для реализации проекта используем:
Игры
• Б. П. Никитин: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Кубики для всех», «Вкладыши Монтессори».
• В. В. Воскобович: «Чудо-крестики» и «Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Двухцветный квадрат», «Четырехцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Черепашки».
• Н. Семенова «Сложи круг».
• Л. Данилова «Радужное лукошко».
Игры головоломки В. Перельмана — Круги, Овалы, Треугольники.
Мировые головоломки: «Абрис, Танграм, Вьетнамская игра, Головоломка Архимеда, Летчик, Гексамино, Пентамино, Монгольская игра, Волшебный квадрат
Палочки Кюизенера «Цветные счетные палочки»
Блоки Дьенеша.
Использую игры в режимные моменты (утро, в течение дня, вторая половина дня, в процессе организованной образовательной деятельности.
Этапы работы над проектом
1-й этап – Подготовительный
• обозначение проблемы и темы проекта
• постановка целей и задач по проблеме развития творческих способностей в развивающих играх и играх головоломках.
• разработка этапов проектной деятельности
• обозначение мероприятий по реализации проекта
2-й этап — Вводный
• беседа об играх
• показ и введение детей в сказку.
3-й этап – Практический
• выполнение игровых заданий
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математических понятиях: величине, форме, пространстве и времени.
Методы реализации проекта.
В ходе выполнения проекта используются игровые технологии:
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет В. В. Воскобовича.
Представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр. Я использую игры «Чудо — крестики» и «Чудо — соты».
Игры способствуют:
• развитию воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).
• совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи).
• тренировке мелкой моторики рук
Этапы освоения игр детьми.
1. Воспитатель знакомит детей с персонажами сказок. Подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с ними.
2. Дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, выполняют задания, требующие волевых усилий, концентрации внимания.
3. Дети самостоятельно изобретают игровые задания. Придумывают предметные формы.
Игровые задания:
• Знакомимся с крестиками и сотами
• Собираем крестики и соты
• Строим башню
• Составляем фигуры из альбома
• Придумываем фигуры
2. Технология Б. П. Никитина.
Предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр
• «Сложи квадрат»;
• «Вкладыши Монтессори», идея которой взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори.
Игры способствуют:
• Умению узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь)
• Готовит детей к овладению письмом и рисованием, вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает «твердость» руки, умение проводить линии, различать границы фигур, видеть линии контура.
• Знакомит с геометрической терминологией – названиями геометрических фигур.
Игра «Сложи квадрат»
Этапы освоения игр детьми:
1. Предварительный.
Ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части.
2. Практическое освоение (Складывание квадрата)
Игровые задания:
• Разложи по цветам.
• Холодные и теплые цвета
• Сложи квадрат в определенном цвете.
• Сложи квадрат в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные»
• Сложи квадрат не в рамках, а на столе, на полу
• Сложи квадрат с закрытыми глазами.
• Сложи квадрат из деталей разного цвета.
• Придумай сам. Сложить контуры животных, птиц, людей.
Этапы освоения игр детьми:
1. Предварительный.
Ребенок знакомится с рамками и вкладышами.
2. Практическое освоение
Ребенок работает с рамками и вкладышами.
Игровые задания:
• Найди вкладыши и вставь их
• Обведи контуры фигур
Печем блины
Делаем печенье
Огурцы на полке
Елочка
• Раскрась фигуры цветным карандашом
• Сделай фигуру с двойным контуром
• Сделай орнамент из фигур
• Создание различных образов
• Узнай фигуру на ощупь
• Вставь вкладыши в рамки на ощупь
• Разложи по «сортам»
Треугольники
Четырехугольники
Пятиугольники
Шестиугольники
3. Игры головоломки. Мировые головоломки.
• Абрис
• Танграм
• Вьетнамская игра
• Круги, овалы
• Монгольская игра
Этапы освоения игр детьми:
1. Предварительный
— Дети рассматривают детали игр.
2. Основной
— Ребенок собирает картинку наложением на образец.
— Собирает картинку рядом с ее контурным изображением.
Игры способствуют:
• восприятию форм
• способности выделять фигуру из фона
• выделению основных признаков объекта
• глазомеру
• воображению (репродуктивное и творческое)
• зрительно-моторной координации
• зрительному анализу/синтезу
• умению работать по правилам
Альбом фигурок «Монгольская игра»
Альбом фигурок «Танграм»
Результаты проектной деятельности
За два месяца дети достигли следующих результатов:
• Научились играть в игры Воскобовича, Никитина.
• Собирают по образцу.
• Стали более усидчивыми, улучшилась память и концентрация внимания. Проявляют активное желание играть в игры.
• У детей сформировалось пространственное мышление.
• Многие дети стали самостоятельно анализировать результат игры с образцом.
• Все дети знают название геометрические фигур, используемых в играх.
Замечательный польский педагог Януш Корчак завещал: «Не тяните ребенка до своего уровня — постарайтесь дорасти до его гениальности».
Источник
На чтение 12 мин.
Что дает человеку творчество? Прежде всего, это – сила, позволяющая человеку максимально проявить себя и реализовать заложенные в него природой задатки и способности. Благодаря творческому мышлению каждый способен не только реализовывать и воплощать на практике уже усвоенные им знания, но и придумывать новые, оригинальные способы решения задач, виды действий. Почему развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста играет настолько важную роль?
Несмотря на то, что большинство процессов психики развиваются по мере взросления ребенка, выходя на новый уровень с каждым этапом, развитие творческих способностей подчиняется иным закономерностям. И, дойдя до пика своего развития к 5-6 годам, они начинают падать. И, если по результатам данных диагностических методик, дошкольники дают до 90% оригинальных ответов, к 10 годам этот показатель падает до 20%. Взрослые дают, как правило, не более 2%. Таким образом, если не уделять творческому развитию должное внимание, их развитие может прекратиться даже едва начавшись.
Мария Монтессори считался творческие способности главными у детей
Когда лучше всего начинать работу над развитием творческих способностей?
Психологи сходятся во мнении: чем раньше родители возьмутся за развитие творческих способностей детей, в частности, дошкольного возраста, тем эффективнее будет их работа.
Это объясняется тем, что творческие задатки имеются у каждого человека уже при рождении и при должном внимании они получают развитие для последующего перехода на уровень способностей и даже таланта. Творческие способности детей в раннем возрасте находят отражение в фантазиях, небылицах, достигая своего пика к 3-4 годам.
Фантазия детей в 3 года – неисчерпаемая. Они могут играть с чем угодно
Именно в этом возрасте детская психика наиболее восприимчива к развивающим занятиям, чувствительна к методикам раннего развития. И немаловажную роль в этом процессе играет личность самого родителя.
Условия творческого развития ребенка
Для того, чтобы творческие способности ребенка развивались оптимальных для него образом, необходимо позаботиться о том, чтобы для этого была создана оптимальная атмосфера. На что стоит обратить внимание в первую очередь?
- В первую очередь необходимо предоставить ребенку все необходимые для творчества материалы: карандаши, краски, стимульный материал для развивающих игр, музыкальное сопровождение и т.д.
- Игра, либо развивающее занятие требует тщательной заблаговременной подготовки и осуществления в специально отведенное для этого время.
- Для того чтобы ребенок смелее выражал себя в творчестве, он должен быть уверен в том, что он не может дать «правильный», либо «неправильный» ответ, за который он может быть наказан. Любой прогресс ребенка – будь то оригинальный ответ, либо необычный, найденный им способ решения проблемы, необходимо поощрять. Особый акцент стоит сделать на поддержку самостоятельности.
- Если в ходе занятий у ребенка будут возникать вопросы, игнорировать их нельзя ни в коем случае! Дошкольный период – это время, когда ребенок проявляет наиболее живой интерес к происходящим вокруг него событиям. Шаг за шагом он познает окружающий мир и в этом деле как никогда важна поддержка со стороны близкого человека. Задача родителя – не погасить в ребенке любознательность и стремление к новым открытиям.
- Каждое занятие, проводимое с ребенком, должно осуществляться в атмосфере взаимного уважения, доверия и любви.
- Как бы родители не пытались ускорить развитие интеллекта и творческих способностей у детей дошкольного возраста, необходимо помнить о том, что информация должна обязательно соответствовать возрасту. Слишком сложные, или наоборот – излишне простые задания не позволят интеллекту ребенка развиваться в полной мере.
Родители должны обеспечить малыша наборами для творчества
Роль личности родителей в творческом развитии детей
Не секрет, что если родители хотят воспитать творчески развитую, свободную личность в ребенке, они сами должны обладать этими качествами. Старательно работать над их развитием, а также иметь необходимый набор знаний в этой сфере.
Стоит отметить, что несмотря на то, что на первый взгляд эта задача может показаться сложной, ее воплощение в жизнь значительно проще, чем кажется. Достаточно лишь соблюдать ряд простых, но важных условий.
Домашний театр ребенку могут обеспечить родители
- Какими бы нелепыми и абсурдными не казались выдумки и фантазии ребенка, относиться к ним нужно серьезно и внимательно. Это – первые попытки творчества ребенка. Смеясь над ними, или пресекая попытки можно надолго отбить у ребенка охоту заниматься творчеством.
- Дети и родители видят мир по-разному. Творческое мышление еще сильнее меняет угол его видения. Поэтому, если ребенок будет давать странные, порой нелогичные ответы, это далеко не всегда говорит о недостатках развития: может быть, ребенок хочет просто пофантазировать.
- Не на пользу творческому развитию ребенка идет излишне строгая атмосфера, а также чрезмерное увлечение дисциплиной. Для оптимального развития ребенка родителям не стоит бояться хотя бы ненадолго «впасть в детство» и иногда самим участвовать в детских играх. Это пойдет на помощь и ребенку и родителю. Ребенок получит возможность почувствовать поддержку своей творческой инициативы, служащий сильным стимулом к дальнейшему росту.
Родителю игра поможет получить огромный заряд положительных эмоций, снять стресс, побаловать себя легкой и ненавязчивой психотерапией.
Методы развития детского творчества
Методы развития творческих способностей детей достаточно просты. И даже если ребёнок не посещает детский сад, или любое другое дошкольное образовательное учреждение, организовать их легко и в домашних условиях. Для этого потребуется минимум средств и оборудования. Занятия, осуществляемые таким образом, будут интересны не только детям, но и взрослым.
Наблюдение за окружающим миром – основа развития ребенка
Наблюдения за окружающим миром
Выхода на свежий воздух с детьми, родители могут обсуждать с ним происходящие вокруг события или явления, предлагать ребенку внимательно присматриваться ко всему, что их окружает. Это позволит ребенку не только развивать творческие навыки, но и заметно обогатит его преставления об окружающем мире. Например, гуляя по улице, можно рассказывать ребенку о жизни животных, о цветах и деревьях, встречающихся на пути.
Первые навыки, полученные таким образом, помогут ребенку в дальнейшем эффективно приобретать и накапливать и школьные знания.
Развивающие игры
Учитывая то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте по-прежнему является игра, эту особенность можно эффективно использовать и для развития творческих способностей ребенка. Для этого, в детском шкафу обязательно должны лежать паззлы, конструкторы и мозаики. Игры такого типа прекрасно активизируют мышление, способствуют концентрации внимания. Однако необходимо строго следить за тем, чтобы сложность игры соответствовала возрасту ребенка и его развитию.
Сейчас в продаже очень много развивающих игрушек
Во время выполнения ребенком задания желательно свести к минимуму инструкции, позволив ему самостоятельно справиться с ними. Это позволит лучше активизировать мышление, творческие навыки; попробовать новые стратегии и способы действий.
Многими простыми играми можно заниматься не отвлекаясь от домашних дел, во время прогулки или, например, стоя в очереди в поликлинике или магазине. Примером может служить игра со словами: после того, как родитель назовет какое-либо слово, ребенок должен подобрать к нему родственное, либо, наоборот – противоположное по значению слово. Ребенку более старшего возраста можно предложить более сложную задачу: например, назвать что хорошего и плохого в том или ином предмете или явлении. Или предложить нестандартные способы применения простых и привычных ему вещей.
Изобразительное искусство
Навыки творческого мышления невозможно развивать в случае, если ребенок не будет иметь практического опыта творческой деятельности. Поэтому, чем больше видов изобразительного искусства ему будут доступны, тем эффективнее он будет развивать и совершенствовать свои навыки.
Самым популярным и, пожалуй, самым доступным для ребенка видом изобразительного искусства всегда считалось рисование. Начинать лучше всего с разучивания базовых цветов и рисования элементарных геометрических фигур. Ребенок учится правильно держать в руках кисточку или карандаш, контролирует движение своих рук, нажим на карандаш. Желательно, чтобы в его распоряжении были различные художественные материалы: карандаши, фломастеры, краски и т.д. Важно поощрять ребенка за каждый его успех, обсуждать с ним его рисунки – даже если на первый взгляд на них не изображено ничего конкретного. Со временем ребенка можно познакомить с различными свойствами красок; их способностью смешивать и создавать новые цвета. А также переходить от чистых цветов к различным оттенкам и полутонам.
Детский рисунок “Синяя птица”
Еще одним из эффективных путей развития творческого мышления дошкольников является изобразительное искусство, в том числе – нетрадиционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, но и в немалой степени способствует развитию и совершенствованию процессов воображения, памяти и т.д.
Любой вид изобразительного искусства – будь то лепка, составление аппликаций или наиболее привычное для всех рисование – ценно еще и тем, что оно способно подарить ребенку огромный эмоциональный заряд.
Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выполнению заданий такого типа с огромным энтузиазмом. Однако роль родителя в этом тоже очень велика. Он должен знать фундаментальные основы детской психологии и творчества, для того, чтобы эффективно поддержать его инициативу, направить деятельность и привести к желаемому результату.
Пальчиковые рисунки очень важны в развитии творческого начала
Почему для развития творческих способностей недостаточно использования только традиционных форм рисования?
- Прежде всего, традиционный и привычный всем метод рисования не позволяет навыкам ребенка развиться в полной мере. Нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства.
- Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс.
- А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, инициативу, развитие индивидуальности.
- Нетрадиционная живопись дает шанс воплотить при помощи различных материалов свои впечатления, подаренные окружающим миром.
- Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая личность, готовая к самореализации и самоидентификации.
Лепка развивает и творческие способности, и моторику рук
Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно любые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т.д. Инструментом рисования также может быть все, что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).
Еще одним, очень любимым детьми видом изобразительного искусства является лепка. Использовать для лепки можно мягкий пластилин, или полимерную глину.
Несмотря на то, что пользу лепки часто недооценивают, нельзя не отметить, что эти занятия просто незаменимы для развития навыков мелкой моторики. А также позволяют ребенку развивать в себе фантазию, творческие навыки. На ранних этапах ребенка можно научить лепить самые простые фигуры: шарики, колбаски, колечки. Затем – перейти к более сложным формам; либо из собирать простых фигур предметы окружающего мира, животных и т.д. Пластилин, используемый для работы, должен быть мягким и ярким.
Аппликация из бумаги – вид творчества для старших дошкольников
Аппликация также помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал. Многие родители бояться давать в руки детям ножницы. Опасаясь, что он моет ранить себя, неосторожно обращаясь с опасным для него предметом, родители предпочитают самостоятельно вырезать фигурки для аппликации. Однако, также как лепка, работа с ножницами прекрасно шлифует навыки мелкой моторики детей. Можно ли найти компромиссное решение?
Безусловно, да, если родители будут использовать для занятий менее острые детские ножницы со скругленными концами. Тем не менее, пользоваться ими можно только под присмотром взрослых и зная правила техники безопасности.
Начинать нужно, как обычно, с самых простых фигур и композиций. На первых этапах дети работают по заранее заготовленному образцу; затем им можно предложить самим составить аппликацию на ту или иную тему.
Чтение вслух
Для того, чтобы ребенок получал максимум необходимой ему информации, родителям следует уделять чтению вслух не менее получаса в день – перед сном и в течение дня. Читать лучше всего простые сказки, детские стихи, короткие рассказы. Со временем произведения подбираются по интересам ребенка или в зависимости от воспитательных задач, которые они выполняют. Помимо того, что чтение отлично развивает фантазию ребенка, они также благотворно сказывается на его активном словарном запасе.
Чтение вслух – один из способов развития творческих способностей
Хорошей привычкой, которую можно привить ребенку уже в раннем возрасте, является совместное посещение библиотек. Благодаря этому к периоду школьного детства у ребенка выработается потребность в чтении, саморазвитии; разовьется художественный вкус.
Музыка
Одним из сильнейших стимулов, побуждающих ребенка к творчеству, является музыка. Психологи считают, что прослушивание ребенком классической музыки прекрасно сказывается на развитии не только умственной, но и эмоциональной сферы: настроение становится более ровным, уменьшаются раздражительность и утомляемость. Еще лучше, если у ребенка будет возможность учиться в музыкальной школе, либо играть на каком-либо инструменте дома.
Знакомство с музыкальными инструментами в детском саду
Заключение
Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей младшего дошкольного возраста – безусловно, нелегкая задача. Но, подойдя к вопросу с искренним желанием раскрыть в ребенке его таланты, любой родитель непременно добьётся успеха.
Источник