Развитие творческих способностей ребенка во внеурочной деятельности

  1. Суть педагогической идеи, лежащей в основе собственного опыта.

В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей.

        Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что же такое творчество?

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности       к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление   к самостоятельности   в ее выполнении, положительная мотивация     в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми  разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

 Что это значит развивать творческие способности?              

— Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

— Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

— В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные  трудности, активность во всех делах и в первую очередь  в познании.

2. Технология реализации идеи в собственном опыте.

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.

Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время;
  • организация досуговой деятельности;
  • выявить интересы, склонности, способности, возможности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширять рамки общения с социумом;
  • воспитывать культуру досуговой деятельности.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В процессе занятий вышиванием и вязанием заложен высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности изделий народных мастеров. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия в кружках позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.

Я перед собой ставлю задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь.

В своей работе использую общедидактические принципы:

— научность;

— систематичность;

— последовательность;

— доступность;

— наглядность;

— активность;

— индивидуальный подход;

— от простого к сложному.

Наряду с принципами использую и методы:

— словесно-наглядные;

— наглядно-практические;

— практические;

Стараюсь целенаправленно выявлять склонности детей, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие.

Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим моим руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их  трудовые задания.

Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.

Индивидуальные художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнять задание учителя. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на других. Поэтому моей задачей является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся.

На занятиях соблюдаю следующие принципы:

— добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;

— опора на самостоятельную творческую инициативу детей;

— знакомлю с новыми видами творчества.

Основное внимание на занятиях уделяю:

— формированию практических умений и навыков;

— выполнению элементов для украшения изделия;

— правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;

— развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

Информацию на занятиях сообщаю небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляем практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществляем на разнообразных изделиях.

Начинаем всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда. Стараемся  работать так, чтобы в каждом новом изделии ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.

Поэтому я нахожусь в постоянном творческом поиске, фантазирую, включаю в работу что-то новое.

Занятия по вышивке и вязанию строятся по схеме уроков трудового обучения. Но есть и отличия. Необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу вышивкой или вязанием.

Построение занятия:

— В начале занятия беседа.

— объяснение последовательности выполнения работы

— практическая часть – не даю готовое решение задачи занятия (выбор материала, технологии изготовления).

Примерная структура занятия:

  1. Организационная часть(2-3мин.)

Объявление темы.

Организация рабочего места.

  1. Теоретическая часть(10-18мин.)  

Беседа или рассказ (3-5мин.).

Анализ изделия(3-5мин.).

Показ приёмов работы, используемых для изготовления изделия (3-5мин.), при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени.

  1. Физминутка.
  2. Практическая часть (23-33 мин.)

Работа по графическим схемам (10-15мин.)

  1. Физминутка или гимнастика для глаз.
  2. Практическая часть. Продолжение (10-15мин.)
  3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше.

Оценивание работы: ребёнку следует показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочёты, подсказывая способы их устранения.

Уборка рабочих мест (1-2 мин.)

Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия.

Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. Деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать:

— инициативным;

— последовательным;

— усидчивым;

— доводить начатое дело до конца;

— самостоятельно решать поставленные задачи.

Закрепив ряд трудовых навыков и умений, освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Всё это подготовит к жизни, труду независимо от того станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

В процессе творческой работы ребёнок открывает для себя понятия: линия, цвет, форма, ритм. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.

Чтобы ребёнок представлял, что он делает и какой результат получится, я стараюсь направлять его практические действия. Но помню, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и  способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию:

— Хочу сделать!

— Могу сделать!

— Я — сделал!

Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.

Источник

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся.

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» — изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» — сказал мудрец педагогу».

Ш.Амонашвили

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это единственный способ нормального существования и развития общества. На нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания.

Как определил Президент в своем послании необходимо создать условия для получения образования на протяжении всей жизни.

 Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,    активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активностиучащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.   

В соответствии с  общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания  является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. 

Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

Для начала важно определить, что такое творчество и творческая личность: Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать  по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а  творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Новизна может быть объективно значима  или же субъективно значима. Последнее имеет большую личную значимость.

В чем проявляет себя творческая личность?

  • Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
  • Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
  • Оригинальна, комбинирует различные находки.
  • Работа приносит ей удовольствие.
  • Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
  • Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыражению индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это следующие технологии: игровые технологии; технология развивающего обучения; проблемное обучение; развитие критического мышления; технология «дебаты»; технология современного проектного обучения.

Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую начиная со среднего звена классные руководители не принимают должного участия в развитии творческого коллектива, они считают, что дети уже взрослые и самостоятельные. Но это не так……

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. И хотелось бы, чтобы учителя предметники, классные руководители не набирали в свой кружок только свой класс, а учитывали интересы учащихся и помогали им с выбором кружка.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто

— участвует в экспериментальной работе школы;

— преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;

— свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

— уважает личность ученика;

— дифференцирует объем и сложность заданий;

— побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

— развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

— педагог содействует ребенку в формировании положительной Я — концепции, самопознания и творческого самопроявления.

Выявление творческих способностей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления.

1. Познавательная потребность.

А) активность — ребенок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнает, тем более ему хочется знать.

Б) потребность в самом процессе умственной деятельности

В) удовольствие от умственного напряжения.

2. Интеллект.

Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

А) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

Б) сформированность навыком логического мышления, стремление к рассуждению, общению, выделению главного, классификациям.

В) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.

3. Креативность (творчество).

А) особый склад ума

Б) установка на творческое выполнение задания

В) развитость творческого мышления и воображения.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Эта способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Если работать по индивидуальной программе творчества одаренных детей, активно включать детей с творческими способностями в совместную творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся, вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то повышается качество знаний и умений, уровень самостоятельности учащихся, развивается мыслительная деятельность, речь учащихся, развиваются творческие способности ребенка.

Начиная с первого класса, в работе необходимо использовать специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребенка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Начиная со второго класса, учитель работает над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения.

Вслед за выявлением проблемы идет поиск её решения. Поэтому далее учитель учит выдвигать гипотезу, т.е. строить предложения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.

«Познание начинается с удивления тому, что обыденно», — говорили еще древние греки. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез — основа исследовательского, творческого мышления.

Ещё необходимо научить детей наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность — сплав внимательности и мышления.

На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат — развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело ни с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками – поделку, макет, проект, реферат и тому подобное. Второй, самый важный — педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детей собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

Предлагаю провести конкурс творческих работ учащихся 1-11 классов. Предоставить право учащимся выбрать направление и тему работы. Выполненные работы рассмотреть учителями на методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы.

В работе оценивать познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того, отметить работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т.д. Презентация работ станет праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда.

Предполагаемый результат такой работы:

  • Усвоение учащимися алгоритма научного исследования;
  • Формирование научного мировоззрения учащихся;
  • Расширение кругозора школьников в предметных областях;
  • Вооружение учащихся универсальными способностями учебной деятельности;
  • Развитие способностей к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, самооценке, саморазвитию;
  • Формирование социального опыта в труде и общении;
  • Профессиональный рост учителей, расширение знаний, как в области своего предмета, так и педагогической науке;
  • Возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Хотелось бы чтобы в основе   работы каждого учителя и руководителя кружка с учащимися по развитию творческих способностей лежали слова  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

Источник