Развитие творческих способностей ребенка в шахматах
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» р.п.Дергачи
Саратовской области
Научно-методическая конференция
«Актуальные проблемы модернизации образования: теория и практика»
Тема доклада:
«Роль шахмат на развитие
креативности у одаренных детей»
Творческая площадка: «Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков»
Из опыта работы
педагога дополнительного образования
МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п.Дергачи
Жакболеевой Ш.Т.
р.п.Дергачи
2013г.
Сущность опыта – Развитие творческой одаренности детей и подростков на занятиях по шахматам в детском объединений «Белая ладья» МОУ ДОД «ДДТ» р.п.Дергачи
Актуальность – Проблема развития одаренности подрастающего поколения имеет социальную значимость, т.к. одаренные дети XXI века будут осуществлять прогресс общества, а прогресс общества будет зависеть от того, сколько в обществе будет ученых, конструкторов, изобретателей, деятелей науки и культуры.
1. Теоретическая база опыта
Вопросы творческой одаренности подростков являются одними из актуальных в деятельности психологов и педагогов.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко-
одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
И шахматы в начальной школе являются почти идеальной моделью для успешного развития интеллектуальных способностей детей.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра оказывает колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам, ибо каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Общеизвестно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.
Более того, шахматы полезны и с медицинской точки зрения. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков. Уместно в этой связи вспомнить знаменитую фразу чемпиона мира Александра Алехина: «С помощью шахмат я воспитал свой характер».
Словом, польза от шахмат — огромная, а затраты на них — минимальные. На Западе, да и на Востоке, в развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги. Этот интерес лет восемь назад был сильно подогрет опубликованным в прессе докладом ЮНЕСКО о результатах специального исследования о влиянии шахмат на развитие ребенка. В исследовании принимали участие американские научные светила и представители Шведской королевской педагогической академии. Вывод был сделан однозначный — польза от этой игры несомненная. Так что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место. Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы. Ибо эта игра — своего рода уникальная, волшебная «таблетка», которая показана всем без исключения детям — физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим зрением и с хорошим… А какова ситуация с детскими шахматами у нас?
На развитие шахматного образования обращает внимание и руководство российского образования: есть приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 г. «О развитии шахматного образования в системе образования РФ». В соответствии с ним создан Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ во главе с многократным чемпионом мира А.Е. Карповым и принята Программа мер по развитию шахматного образования в ОУ. Известный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание в рамках ФГОС занимает особое место, требует специальных форм и методов работы. Игра в шахматы в большей степени способствует развитию у детей представлений, формирует произвольность действий по доброй воле самого ребенка, организует его чувства, нравственные качества. Говоря о шахматах в дополнительном образовании, мы подразумеваем интеллектуальное воспитание, как один из элементов умственной культуры. Получая представление о шахматной игре, обретая навыков ходов фигурами, ребята постепенно втягиваются в незаметную для себя корректировку и совершенствование психических свойств. В этом изумительное, уникальное достоинство шахматной игры. Интеллектуальное развитие начинающих шахматистов неразрывно связано с общим школьным уровнем развития. При овладении шахматными знаниями, практикой игры усиливается уровень интеллектуального развития:
— наблюдательность;
— внимание;
— память;
— воображение;
— логическое мышление;
— интуиция.
2. Диагностика творческой одаренности детей.
Одним из методов диагностики творческой одаренности детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. В ДДТ применяется диагностическая карта «Определение творческих и интеллектуальных способностей детей», позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Иногда одаренность
обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом
удалось проявиться и закрепиться (например : в результате участия в конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д)
В течение первого года обучения по программе «Белая ладья» посредством наблюдения и анализа сыгранных партий проводилась диагностика по определению признаков творческой и интеллектуальной одаренности обучающихся по следующим критериям:
1.Нестандартное мышление
2.Гибкость в мышлении и действиях
3.Быстрота мышления
4.Способность высказать оригинальное решение
5.Богатое воображение
6.Способность рисковать
7.Восприятие неоднозначных вещей
8.Высокие эстетические ценности
9.Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам
шахматной игры
10.Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям, чрезвычайно высокая увлеченность шахматами, повышенная познавательная потребность
11.Предпочтение к определенной информации шахматной деятельности
12.Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверх трудные цели, стремление к совершенству.
По результатам педагогических наблюдений, анализа сыгранных партий и показателям диагностики формируется микрогруппа, включающая нескольких обучающихся с ярко выраженными творческими способностями в области шахмат. С ними проводятся индивидуальные занятия.
3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
Основными принципами педагогической деятельности в работе с одаренными для педагогов дополнительного образования являются:
— принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
— принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
— принцип создания условий для совместной работы обучающихся при максимальном участии педагогов;
— принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи.
В работе с одаренными детьми педагог должен обладать определенными качествами:
— педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. — — взаимодействие педагога с одаренными обучающимися должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
— педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
— педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
— педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Педагог должен быть:
— увлечен своим делом;
— способным к экспериментальной и творческой деятельности;
— профессионально грамотным;
— интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
— проводником передовых педагогических технологий;
— психологом, воспитателем и умелым организатором образовательно-воспитательного процесса.
4. Особенности интеллектуального развития и психических качеств шахматиста
Жизнь — своего рода игра в шахматы, в которой мы часто имеем возможность выиграть и бороться с соперниками и противниками, в которой есть большое разнообразие хороших и дурных событий, являющихся в какой-то степени результатом благоразумия или отсутствием такового. Играя в шахматы, таким образом, можно научиться:
I. Предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые могут сопровождать какое-либо действие; над этим постоянно размышляет шахматист:
«Если я продвину эту фигуру, каково будет преимущество моего нового положения? Какую пользу из этого извлечет мой противник, чтобы досадить мне? Какие другие ходы я могу сделать, чтобы укрепить свое положение и защититься от его нападений?»
II. Осмотрительности, умению изучать шахматную доску, или поле действия, взаимоотношения различных фигур и положений, опасность, которой подвергается каждая в отдельности фигура, возможность помощи одной фигуры другой; вероятность, что противник сделает тот или иной ход и нападет на эту или другую фигуру, и какие средства могут быть использованы, чтобы избежать его удара или обратить последствия удара против него.
III. Осторожности, умению делать свои ходы не очень поспешно. Это правило лучше всего подтверждается строгим выполнением законов игры, как, например:
«Если вы дотронулись до фигуры, вы должны ею ходить; если вы ее куда-нибудь поставили, то пусть она там стоит».
Поэтому очень хорошо, что эти правила должны выполняться, и игра поэтому становится отражением жизни и особенно войны, в которой, если вы неосторожно поставите себя в плохое или опасное положение, то вы не сможете добиться, чтобы противник дал вам возможность отвести войска в более безопасное место
Игра в шахматы развивает привычку решения правильного хода, достижения цели — победа над соперником. Нечасто встретишь игрока в шахматы, который бы на полпути отказывался играть.
С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию, а следовательно и к самовоспитанию.
Самоконтроль как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество, не бывает врожденным, его нужно развивать.
Умение владеть своими чувствами, настроениями, желаниями — благодаря которым человек может владеть собой. Правила игры в шахматы содержат в себе ряд требований от игрока:
1. Играть надо молча, не спеша.
2. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).
3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.
4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя.
5. Нельзя мешать партнеру думать.
6. Нельзя подсказывать игрокам.
7. Не следует вслух произносить «шах» и «мат» (впрочем, на первых порах мы это разрешаем).
8. Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно сказать: «Поправляю» и поставить ее поаккуратнее.
9. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.
10. Если проиграешь, не стоит расстраиваться — даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
11. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку — это дань уважения партнеру.
12. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьезным турнирным партиям).
13. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.
Соблюдая правила в шахматной игре, эти процессы будут непроизвольно воспроизводиться в поведении ребенка. Шахматы это игра, а для детей правила игры значимы и нарушение их как в любой другой игре преследуются «законом» их «детской нравственности».
Пальцы рук наделены огромным количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека.
Даже незначительные упражнения рук, значительно влияют на здоровье человека. Ведь недаром старая педагогическая мысль гласит «ум ребенка очень часто находится на кончиках его пальцев».
Работая с шахматным материалом ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника. Развивается объемное видение.
5. Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что шахматы положительно влияют не только психическое, но и физическое развитие, как это не парадоксально. Шахматы не только развивают интеллект здорового человека. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память. Как говорят, потеряв короля, по пешкам не плачут. Шахматист должен быть предельно внимателен, держать в голове сотни партий.
А самое главное, что дают шахматы, — это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться!
6. Литература
Вениамин Франклин (1706-1790) «Избранные произведения».
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы М.: Просвещение 1991
Дополнительное образование и воспитание №1. 2007г стр.31 Н.Б. Постнов
«Изучение основ шахматной игры и совершенствование шахматного мастерства»
«Психология одаренности детей и подростков» под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г
«Шахматы: наука, опыт, мастерство: Практическое пособие» / Под ред. Б.А. Злотника. — М.: Высшая школа, 1990, с.41-53.
«Шахматное обозрение — 64» 2004, №11, с.57.
newacropolis/articles/? id=200 (с.569-572)
sd-forum/files/ngarchive/arhiv/N02_91/page_11. htm)
Источник
«Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Шахматы»
Шахматы — это нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Это также средства дальнейшего упрочения духовных связей, сердечных отношений между людьми. Научившись играть в шахматы, человек получает на всю жизнь способ приятно провести время, посвятив многие часы любимому искусству.
В нашем мире есть немного столь же хороших, как шахматы, способов отдохнуть и забыться на миг от будничных хлопот.
«Шахматы — не азартная игра. Они содержат в себе чистое наслаждение и удовлетворение, как искусно изваянная статуя или хорошее стихотворение…» — М. САДОВЯНУ.
«Человек, который не знает, что такое шахматы, мне жаль ничуть не меньше человека, не знаюшего, что такое любовь. Как в любви, как в музыке, в шахматах кроется сила, приносяшая людям радость» — Э. ТАРРАШ.
«Внутри шахматной партии бесчисленное количество тайн. К счастью. Поэтому мы и не можем однозначно ответить, что это: наука? спорт? искусство?» — Г. КАСПАРОВ.
Шахматы включают в себя элементы науки и искусства. И все же их можно вполне отнести к спорту. Конечная цель шахматной игры — победа над противником, а это значит, что шахматист должен выработать у себя спортивный характер.
Шахматы — это почти идеальная модель борьбы.
В шахматах, как и в жизни, за ошибки приходится расплачиваться.
В любой шахматной встрече дано прожить кусок судьбы со всеми надеждами, разочарованиями, приобретениями и потерями, достижениями и ошибками. Легкостью тут не пахнет, но именно борьба, стремление к преодолению закаляют вашу душу, тренируют ум, учат не теряться в еще более сложных, чем шахматные , жизненных схватках. Борьба, таким образом, служит не только стимулом, но и воспитываюшим началом. Воздействие этой стороны испытали на себе все без исключения шахматисты.
Александр Котов — гроссмейстер, инженер, драматург, журналист. В юности ему причиняли много неудобств робость перед авторитетами, неуверенность в собственных силах, страх перед неудачей и неумение справиться с ее последствиями. Он со временем стал одним из самых волевых гроссмейстеров, научился не бояться никого.
Лев Полугаевский- гроссмейстер, психолог. Бичом его была неуравновешенность. Его волновал даже призрак неудач, а поражение надолго выбивали его из колеи.
Шахматы воспитывают человеческий характер, учат самокритичности, жесткости и объективности. Впрочем, не только этому, но и многому другому, шахматная игра по сути своей глубоко логична.
«Шахматы более пригодны для изучения логики, чем даже учебники», — великий педагог В.А. СУХОМЛИНСКИЙ считал, что шахматы просто обязательны для выработки у человека этих качеств. Не случайно, все настойчивее становятся призывы ввести уроки шахмат в курс школьных занятий. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания, развития умственных способностей, памяти», — писал В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.
Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Опыт целиком подтверждает правильность мысли В.А. СУХОМЛИНСКОГО. То, что показатели умственного и физического развития у детей, изучающих шахматы, уже через год — полтора становятся выше, подтвердили исследования психологов.
Часто задают вопрос: не мешают ли шахматы учебе? Нет! Прежде всего увлеченность и творческий труд в какой-либо области науки и искусства приучают к систематичности, вырабатывают самостоятельность в решении трудных проблем. Шахматы, к тому же, тренируют мозг, воспитывают способность решать логические задачи «вслепую», без выкладки на бумаге.
Шахматы -радость создания эстетических ценностей. Посетитель художественной выставки способен уловить тончайшие нюансы в полотне живописца, при этом не обязательно ему владеть кистью. У шахматистов все иначе: он испытывает те же ошушения, что, например, играющий на турнире гроссмейстер (он сам сыграл немало партий, стало быть, боролся, конструировал, искал и находил решения).
Шахматы помогают сравнительно несложным образом реализовать на практике созидательный импульс. Это очень важная особенность.
Эстетикой пронизано все, что связано с миром шахмат. Шахматы — игра творческая, какой бы смысл не вкладывали в это понятие. Она требует памяти, суммы знаний, усвоения большого количества приемов и методов борьбы, близких к понятию — «мастер — творец».
Однако не только искусством, но и областью созидательной деятельности делают шахматы их творческий элемент. Насколько привлекателен творческий элемент шахмат — приведу высказывания только некоторых из длинного перечня ученых, литераторов, философов, музыкантов, художников…
В чем состоит руководящая идея шахмат? Не в том ли, что они являются гениально созданной моделью жизни с ее вечной борьбой, с ее взлетами и падениями, с частой необходимостью все начинать с начала: упав, подняться и идти дальше? Не в том ли, что шахматы дают нам желанную возможность управлять событиями, задумывать и воплощать их в жизнь; не в том ли, что они закаляют наши души, шлифуют умы и учат, как бы заново увидеть привычное? Иногда мне кажется, что в шахматах таится великая загадка, которую еще предстоит разгадать» — Л. Зорин, писатель.
Музыканта шахматы привлекают иным аспектом, художник найдет в них нечто третье. Суть в том, что шахматы не только модель жизни, но и отличная модель творчества. Избегая шаблона, он и в других делах будет действовать аналогично, а такой подход в современном обществе ценится высоко.
Шахматы имеют свой четко выраженный научный элемент. Теория катастроф применима как в шахматах, так и в математике и в кибернетике. Что роднит шахматы с наукой? Общность технологии: анализ, накопление и систематизация знаний, описание данных, опытная проверка и т.д.
Итак, шахматы в их сегодняшнем виде представляют собой сложное и интересное общественное явление, завоёвывая в жизни человека всё новые и новые позиции и_в то же время сохраняя привлекательность игры.
Пытаясь как-то обобщить все сказанное, хочется подчеркнуть все же значение шахмат в развитии творческого начала у людей.
Занятия шахмат способствуют гармоничному развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания.
Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение, осуществлять определенное замыслы — способствуют формированию воли, решимости и эмоциональной устойчивости. Очень важно, что шахматы воспитывают у человека критическое отношение к самому себе. Игра в шахматы всегда связана с необходимостью анализа сыгранных партий, с выявлением и разбором ошибок, с целью их устранения в дальнейшем.
Таким образом, шахматы способствуют развитию правдивости, самокритичному отношению к своим поступкам и действиям. Они показывают жесткую необходимость признавать и исправлять сделанные ошибки. Об этом очень хорошо писал Э.Ласкер : «На шахматной доске лжи и лицемерию нет места. Красота шахматной комбинации в том, что она всегда правдива. Беспощадная правда, выраженная в шахматах, ест глаза лицемеру»
Мы говорили о воспитательной функции шахмат, но «университет развивает все способности, в том числе и глупость» — А.П. ЧЕХОВ.
Глупость шахматы отвергают на корню, но такие качества, как высокомерие, эгоцентризм, у шахматистов случаются. Шахматы приносят и огорчения. К шахматам, как ко всему на свете, нужно относится ответственно. Но шахматы — это всегда праздник.
С учетом всех возможностей для развития творческих способностей у школьников, занимающихся шахматами, я старалась проводить свои занятия с ними. Занятия проводятся по программам, составленных на основе теоретических : материалов и многолетнего опыта на тренерской работе. До настояшего времени единого подхода к преподаванию и изучению шахмат ни у нас в стране, ни за рубежом нет. Даже Центральный институт физкультуры (г. Москва, отделение | шахмат). не дает на эти вопросы однозначного ответа. Но несмотря на все это, , мы имеем самую сильную шахматную дружину, включая чемпионов мира А Карпова, Г. Каспарова…
Сущность разногласий в обучении шахматам заключается в следующем: многие специалисты предлагают начать обучение шахматам с эндшпиля (окончания), как наиболее доступного и усвояемого для восприятия, слегка коснувшись 1 степени (шахматной азбуки). Я же считаю, что без полного освоения основ шахматной азбуки нельзя «нырять в глубины шахмат», «не зная нот, нельзя сочинить музыку».
Итак, у нас в шахматном кружке занимаются и начинающие, и шахматисты -разрядники (каждый по своей программе).
В чем состоит мастерство педагога? Среди многих качеств педагога важнейшими являются умение увлечь слушателей, заинтересовать их своим предметом, а также уважительное отношение к ним, без ненужных придирок и нравоучений. В этом я всегда стараюсь придерживаться этого плана. Контакт со своими школьниками у меня полный. Они мне платят тем же. Равнодушных среди них нет, и этим самым | они меня подзаряжают, и все занятия проходят как бы на одном дыхании. Вначале мы повторяем старый материал, затем приступаем к новой теме: с подробной ! записью материала и примерами. Не меньше 50% времени уделяем практической игре — с анализом допущенных ошибок. Первую половину занятий проводим всей группой, а вторую половину — индивидуально, с учетом особенностей каждого. Такой подход на мой взгляд оптимальный. Другие преподаватели и тренеры по шахматам ограничиваются устным изложением материала. В этом различие в подходах к изучению и занятиям по шахматам.
Руководитель шахматного кружка, педагог дополнительного образования Д. А. Славнова.
Источник