Развитие творческих способностей ребенка проект

Развитие творческих способностей ребенка проект thumbnail

Автор – составитель: 

О.В.Тартыкова, воспитатель, высшая квалификационная категория

Рецензент: 

Н.В.Миханошина, старший воспитатель высшей квалификационной категории

Проект представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей  в различных видах продуктивной деятельности: тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и др. Все это позволяет    развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие.  Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, установка на активизацию его опыта,    раскрывается его творческий потенциал.  Проект раскрывает возможность вовлечения родителей в совместную деятельность через различные нетрадиционные формы. Рекомендован для работы педагогов ДОУ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»

Педагогический проект

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Проект выполнен:

Тартыкова Оксана Викторовна,

 воспитатель 1 кв. категории

г. Юрга — 2013г.

План педагогического проекта

Название проекта:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Автор проекта:

Тартыкова Оксана Викторовна.

Должность:

Воспитатель.

Номер и название ДОУ:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко».

Город, область:

Юрга, Кемеровская область.

Описание проекта:

Проект представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей  в различных видах продуктивной деятельности: тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и др. Все это позволяет    развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие.  Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, установка на активизацию его опыта,    раскрывается его творческий потенциал.  

Сроки реализации:

Проект рассчитан на 4 года.  

I этап – организационный;

II этап – реализационный;

III этап –  итоговый.

Участники проекта:

Воспитанники, родители, педагоги ДОУ.

Целевая аудитория:

Воспитанники, родители, педагоги ДОУ.

Предметная область:

Выставки, совместный досуг с родителями, кружковые занятия.

Цель:

 Развитие детского творчества, художественно – эстетического вкуса  через различные виды художественно – конструктивной деятельности с использованием нетрадиционной техники выполнения.

Создание данного проекта предполагает реализацию следующих задач: Задачи:

  • Создать условия для развития творческих способностей у дошкольников.
  •  Учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов с учётом индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
  • Разработать план кружковой работы.
  • Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре.
  • Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности   дошкольников, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
  •  Развивать у детей чувство пропорции, композиции и ритма, гармонии цвета.
  • Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
  • Учить детей работать самостоятельно и коллективно, распределять между собой самостоятельно или при помощи взрослого объём работ.
  •  Развивать и поощрять у детей стремление проявлять в работе инициативу, творчество.
  • Воспитывать дружелюбие, стремление помочь товарищу.
  •  Воспитывать аккуратность, умение работать в предложенном темпе.
  • Совершенствовать технику работы с ножницами, шаблоном, простым графическим карандашом, стекой.
  • Учить планировать создание  собственной игрушки-самоделки из бросового и природного материала, по назначению использовать дополнительные виды материалов. 

Этапы проекта:

I этап –  организационный  (сентябрь – октябрь 2009г.)

Сбор литературы, иллюстративного и практического материала:

  • образцы, поделки, картины, схемы, электронные пособия, видеоматериалы, коллекции тканей, бумаги и др.;
  • составление перспективного плана.  

II этап – реализационный (октябрь 2009г. по май 2013г.):

  • посещение музеев:  «Музей Сибири и Дальнего Востока», «Краеведческий музей», библиотеки.
  • Посещение и участие в «Школе общения» в ДОУ (мастер-классы по тестопластике, бисероплетению,  работе с бумагой, изготовлению кукол своими руками).
  • Кружковая работа «Умелые лучики».
  • Занятия с детьми продуктивного и художественного творчества.
  • Мастер-классы детьми для родителей и детей ДОУ.
  • Постоянно действующий уголок детского творчества.
  • Участие детей в конкурсах различных уровней.

III этап  –   итоговый  (май 2013г.)

«Ярмарка» — совместное мероприятие с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

Система управления реализации проекта:

Управление и контроль над реализацией проекта осуществляется старшим воспитателем и воспитателем.

Результатом проекта должны стать:

Большое праздничное мероприятие совместно с родителями «Ярмарка».

Реализация проекта предполагает: 

         Дети:

  • оформление ежемесячных  выставок детских работ;  
  • участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах;
  • детские мастер-классы для родителей.

Педагоги:

  • выступления перед родителями, памятки, буклеты: «Как воспитать творческую личность», «Волшебная бумага», «Творите своими руками», «Нарисованный мир»,  «Первые шаги в работе с бумагой в  освоении техники «Оригами», « Истоки  рукоделия»;
  • мастер-классы для родителей: «Волшебная сказка – Оригами»;  
  •  «День открытых  дверей» (Посещение родителями занятий кружка «Умелые лучики» и участие в его работе).

     Родители:

  • Изготовление поделок-образцов (игрушки из глины: «Барыня», «Русалка», «Павлин» и т.д., картины из теста: «Петушок», «Красная шапочка», «Безопасный переход», «Наш любимый детский сад»; природный и бросовый материал: «Домик в деревне», «Малая Родина – Кузбасс», «Родословное дерево»).
  • Мастер-класс для других родителей (А.А.Ореховой, А.Н.Макаровой, Е.В.Абрамовой).

Совместная деятельность:

  • Конкурс семейных работ  «Семейный логотип», «Генеалогическое дерево», «Солнышко лучистое», «Радуга нашего края».
  • Конкурс творческих семейных работ «Осенний букет» (нетрадиционная техника выполнения творческих  работ, с использованием разнообразных материалов);  «70 елочек Кузбассу».

Перспективы развития проекта:

Открытие художественной  мастерской «Умелые лучики».

Пояснительная записка педагогического проекта

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство — большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

  В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности   у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность понимать позицию другого человека.

  Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.

     Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и прочее.

 Опыт показывает, что занятия в кружке «Умелые лучики» способствуют активному развитию у ребёнка мелкой моторики пальцев рук,   сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств, художественных способностей и эстетического вкуса. C этой целью предлагаю детям разложить фигуры для аппликации  по оттенкам, форме, провожу игры на ориентировку в пространстве. Большое значение придаю предварительной работе. В этом случае ценны познавательные беседы («Природа нашего края», «Звери нашего леса», «Мир вокруг нас»), рассматривание картин Левитана, Шишкина, Васнецова, чтение художественной литературы («Природа Кузбасса», «Дымковская игрушка», «Игрушки из теста», «Пословицы и поговорки о труде»,   и т.д.). Перед тем, как провести аппликацию в подготовительной группе «Корабли на рейде», была проведена большая предварительная работа: родители с детьми изготовили макеты кораблей для мини – музея «Морской славы», пополнили сюжетно – ролевую игру «Пароход» новыми атрибутами (бинокль, бескозырка), рассмотрели детскую энциклопедию «Морские обитатели».

 Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

  Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. С детьми сходили на экскурсию в музеи нашего города. В «Краеведческом музеи» рассмотрели чучела различных животных. В «Музеи Сибири и Дальнего Востока» посетили выставку работ юных художников. Так же перед тем, как провести занятие кружка, подбираю материал на электронном носителе для просмотра в группе («Природа Ямала», «Познавательная беседа о животных», «Улицы нашего города» и т.д.). На прогулках предлагала детям составить небольшие композиции из листьев, цветов. Проводили такие игры и упражнения, как: «Найди одной формы», «Собери коллекцию листьев, цветов». Работали с глиной, пластилином, творя элементы и предметы окружающей природы.

  В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах. Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий.  Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы   не навязываем своего мнения детям, а участвуем в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
За данный период в работе с детьми использовала разнообразный материал: тесто, бумагу, ткань, нитки, пластилин, глину. Если, например, в средней группе  в основном использовали приготовленные мною тесто, бумагу, природный материал, то в подготовительной  группе дети сами занимались сбором материала с помощью родителей, готовили его к занятиям с учетом личного интереса и способностей.

 Дети научились располагать предмет на листе, сочетать цвет, создавать поделки для настольного театра, использовать фигурные трафареты, четко усвоили правила безопасности при работе с ножницами, иглами. В средней  группе очень тяжело давались занятия с пластилином Диме Абрамову, Лёве Цыганову, так как была слабо развита мелкая моторика пальцев рук и элементарные поделки давались с большими усилиями этим ребятам, а в подготовительной группе они уже могут выстроить небольшую композицию к настольному театру («Три поросёнка», «Репка»).   Воспитанники научились замечать красоту природы, работать сообща, делиться с друзьями, переживать яркие моменты совместного труда  и результат своей деятельности. На стендах и в уголке детского творчества  дети уже отмечают результаты и своих товарищей. На совместных мероприятиях с родителями («День открытых дверей», «Совместный досуг» и т.д.) дети показывали мастер – класс для своих мама и пап в изготовлении коллективных картин из ткани и ниток «Звери нашего леса», «Кошкин дом». С каким азартом и умением они объясняли родителям, как надо работать с фигурным трафаретом и нарезать нитки для поделки, а затем рассматривали и оценивали выполненную работу. В некоторых родителях раскрылись таланты. Например, родительница Макарова Анастасия Николаевна,  после мастер  — класс лепки из теста, увлеклась этим занимательным искусством и  изготовила такие картины как: «Петушок», «Красная шапочка», «Безопасный переход», «Наш любимый детский сад», «Родословное дерево». Картину «Безопасный переход», Анастасия Николаевна выполнила со своей дочерью Полиной  для городского конкурса «Первые шаги», где работа заняла первое место. Картина «Наш любимый детский сад» была изготовлена для конкурса «Радуга нашего края» и тоже была отмечена грамотой. Так же в средней группе после мастер – класса для родителей «Игрушки из глины», раскрылся талант у родительницы Ореховой Оксаны Александровны. Обращаясь с просьбой изготовить игрушку к занятию или выставке, к подготовительной группе у нас собралась коллекция из игрушек, выполненных ей. И теперь Макарова А.Н. и Орехова А.А. дают мастер – класс для других родителей и воспитанников нашего  ДОУ. Родители нашей группы очень активно принимают участие в конкурсах ДОУ и города. Выполняют поделки из различных материалов. Так, например, Елена Вениаминовна Абрамова изготовила поделку «Портрет папы» на основе яичной скорлупы для участия в конкурсе «Радуга нашего края», проводимого руководителем сети магазинов  «Снегири» Леоновым, и получила грамоту за участие. Затем в кружке с детьми выполнили поделку (Мой портрет») с использованием этой техники.

  Таким образом, на сегодняшний момент можно отметить,  что почти все дети (98%) справились с поставленными задачами, у них развиты определенные творческие способности.

  В мае месяце нами запланировано  организовать  «Художественную мастерскую» и силами наших детей провести несколько мастер- классов для других ребят нашего ДОУ, и  провести праздник  «Ярмарка».

   Хотелось бы отметить, что кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Источник

ИРИНА ГАРКУША
Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

Актуальность темы

Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования, им интересна тема беседы о жанрах изобразительного искусства. В связи с этим я решила создать кружок «Фантазия» по нетрадиционной технике рисования, чтобы помочь развитию их творческого потенциала. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

Цель проекта:

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Развивающие:

— Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

— Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Развивать желание экспериментировать,проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

— Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

— Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Воспитательные:

— Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

— Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Оздоровительные:

Благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Тип проекта: творческий.

По содержанию: детское творчество.

По составу участников: дети старшей группы и родители.

Сроки реализации: 1 год.

Основные принципы развития детского творчества:

Принцип поэтапности (от простого к сложному)

Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)

Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)

Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. В рисунках детей наблюдается новизна, оригинальность и вариативность как способ решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

2. Дети умеют находить адекватные выразительные, изобразительные средств для создания художественного образа;

3. Дети проявляют интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

4. В процессе совместной деятельности наблюдается самостоятельность при выборе сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественной выразительности;

Основное содержание и методы реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

1 этап.

1. Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:

• экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

• умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

• умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

• самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

2. Развитие художественного вкуса.

3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

4. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.

5. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.

6. Разработка рабочей программы «Фантазия» по развитию художественного творчества.

7. Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.

8. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

9. Организация работы по реализации проекта.

2 этап.

1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.

3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

Система работы проекта.

Работа с педагогами.

Консультации:

1. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».

2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Работа с родителями:

— Индивидуаль-

ные беседы;

— опросы «Любит ли ваш ребенок рисовать?»; «Какие материалы предпочитает в процессе рисования»; «Имеется ли дома уголок для детского творчества— мини-собрание: «Вместе весело творить»

— Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»; «Поддержка художественных творческих способностей ребенка нетрадиционными техниками изобразительной деятельности» — Мастер-класс «Такие разные материалы для рисования»

— Выставка работ родителей и детей «Мы рисуем» — буклет «Нетрадиционные техники рисования как способ развития детской одаренности»;

— открытые просмотры занятий кружка;

— выпуск стенгазет «Зимушка-зима!», «Зимние деревья»;

— Фотовыставки;

— Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о совместном создании творческих работ в семье и детском саду.

Представляю Вашему вниманию фотоотчет выставки детских рисунков

«Фантазия»

Техника «Пластилинография»

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

«Пластилинография»

«Волшебные бабочки»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Техника «Печать листьев»

Развитие творческих способностей ребенка проект

«Осень на опушке краски разводила»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Техника «Рисование из ладошки»

«Забавные осьминожки»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Коллективная работа «Солнышко»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Техника «Рисование пальчиками»

Коллективная работа «Рябина»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Техника «Оттиск печатками из картофеля»

Развитие творческих способностей ребенка проект

«Моя перчатка»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Техника «Восковой мелок и акварель»

Развитие творческих способностей ребенка проект

«Подснежник для моей мамы»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Техника «Рисование вилкой»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Техника «Рисование ватной палочкой»

«Красивый цветок»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Техника «Набрызг»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Техника «рисование солью»

Развитие творческих способностей ребенка проект

«Зимние деревья»

Развитие творческих способностей ребенка проект

Техника «свеча и акварель»

Развитие творческих способностей ребенка проект

«Звездное небо»

Развитие творческих способностей ребенка проект

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Источник