Развитие творческих способностей ребенка по средствам развития мелкой моторики

Наталья Иванова
Развитие творческих способностей и мелкой моторики у дошкольников посредством биокерамики

Развитие творческих способностей и мелкой моторики у дошкольников посредством биокерамики.

В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем, так называемой школьной зрелости. Анализируя работу старших дошкольников, было отмечено, что творческие способности и возможности наших воспитанников реализуются не в полной мере, а также выявлено недостаточное развитие мелкой моторики руки.

Развитие мелкой моторики- одна из актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание и связная речь.

В настоящее время существует много различных видов работы педагога с детьми, развивающих творческие способности детей и мелкую моторику руки. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми.

В своей работе с воспитанниками используем оригинальный вид декоративно – прикладного искусства — лепку из солёного теста, которую называют биокерамикой или тестопластикой.

Солёное тесто — экологически чистый материал, который смело можно отдать в руки ребёнку. Чтобы приготовить этот пластичный материал,достаточно всего три ингредиента: соль, мука и вода.

Содержание образовательной деятельности по биокерамике нацелено на развитие творческих способностей и мелкой моторики дошкольников, обеспечивает педагогическое просвещение родителей.

Работа по биокерамике предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику отразить свою неповторимую самобытность, проявить и реализовать свои творческие способности.

Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста обладает большим развивающим потенциалом.

Лепить из теста – одно удовольствие. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

Работа по биокерамике комплексно воздействует на развитие ребенка:

• Повышает сенсорную чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, цвета, веса, пропорций);

• Синхронизирует работу обеих рук;

Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

• Формирует умение планировать работу, вносить изменения, оценивать свой индивидуальный опыт;

Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса;

• Оказывает благотворное влияние на нервную систему.

Новизна работы заключается в использовании нетрадиционных для данного вида художественного конструирования способах, а также комплексном использовании упражнений для развития мелкой моторики.

В процессе работы поставлены следующие задачи:

обучающие:

— научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

— обучить технологии изготовления соленого теста;

— познакомить с основными видами лепки из соленого теста: предметной, рельефной, конструктивной, сюжетной;

-учить соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, правила оборудования рабочего места;

-учить соблюдать правила высушивания, хранения изделий из соленого теста;

-учить стремится к поиску, самостоятельности.

развивающие:

развивать мелкую моторику рук;

развивать речь;

— расширять словарный запас;

— расширять кругозор;

развивать наблюдательность;

развивать эстетический вкус;

развивать образное и логическое мышление;

развивать творческое воображение, фантазию.

воспитывающие:

— воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

— воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

— воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

В работе используются методы обучения:

— наглядный метод: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия, образцы изделий);

-словесный метод (беседа, рассказ, диалог, использование художественного слова, указания, пояснения);

— практический (показ технологических приемов, тренировочные упражнения, опыты, пальчиковые игры, самостоятельная творческая работа детей);

-эвристический (развитие находчивости, активности);

-частично-поисковый, проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

сотворчество;

-мотивационный (убеждение, поощрение).

В процессе обучения используются технологии:

-игровые;

-личностно-ориентированные;

-социоигровые,

-здоровьесберегающие.

Формы организации деятельности обучающихся:

— групповая,

— индивидуальная,

— коллективное выполнение работ для выставки.

Индивидуальная работа с детьми проводиться для того чтобы:

-выявить примерный уровень развития творческих способностей и мелкой моторики детей;

-определить возможные перспективы работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);

-спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей воспитанников.

Структура образовательной деятельности:

— Организационный момент

-Информационная беседа

-Показ техники выполнения работы

-Пальчиковая гимнастика

-Творческая деятельность

-Выставка и анализ детских работ

В результате проведенной работы дошкольники

узнали:

-технологию изготовления соленого теста;

-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями, раскатывание, сплющивание, оттягивание, соединение, сглаживание, присоединение, прижимание;

-основные виды лепки из соленого теста: предметная, рельефная, конструктивная, сюжетная;

-инструменты и приспособления для лепки;

— правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

— правила оборудования рабочего места;

— правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста.

научились:

— отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

— скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

— раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

-лепить с натуры, по представлению;

-выполнять мелкие налепы;

-оформлять поделку различным материалом (природный, бросовый);

— пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

-соблюдать технику безопасности;

— оценивать свою работу и работы своих товарищей;

— работать в коллективе.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ большое внимание уделяется положительной динамике.

Формой проведения итогов являются: детские выставки по биокерамике, участие в городских конкурсах, коллективные творческие работы, показ открытых занятий для педагогов и родителей.

Читайте также:  Закономерности психического развития ребенка дошкольного возраста

Для успешной реализации поставленных задач, необходимо взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер- классов, семинаров — практикумов, показ открытых занятий.

Работа с родителями предполагает индивидуальные беседы, консультации, папки — передвижки, информационные стенды, семинары — практикумы, мастер — классы, выставки детского творчества, анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Таким образом, лепка из соленого теста развивает мелкую моторику и творческие способности дошкольников, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.

Источник

Алена Вычужанина
Бумагопластика как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук

СЛАЙД 1

Здравствуйте уважаемые гости.

СЛАЙД 2

Я хочу представить свой опыт работы по теме: «Бумагопластика – как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук»

СЛАЙД 3

Еще Э.Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг».

СЛАЙД 4

Бумагопластика – современный вид искусства.Это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, конструирование из бумаги. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно.

СЛАЙД 5

Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости.Решаются и другие важные педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое.

СЛАЙД 6

Целью моей работы стало:

Создание условий для самореализации ребёнка в творчестве, развитие творческой направленности в процессе работы с бумагой и развитие мелкой моторики рук.

СЛАЙД 7

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Образовательные:

обучение детей новым способам работы с бумагой разной фактуры, создание сюжетных и декоративных композиций.

Развивающие:

развитие творческой направленности, мелкой моторики и укрепление мышц рук — развитиевысших психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Воспитательные:

воспитание интереса к бумагопластике воспитание самостоятельной творческой активности в процессе изготовления поделок из бумаги.

СЛАЙД 8

Бумага – это самый простой, доступный и легко обрабатываемый материал. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства, начиная от простого постепенно переходя к сложному.

В младшем возрасте мы знакомимся с аппликацией (отрезной, обрывной, сюда же можно отнести скатывание шариков из салфеток.

СЛАЙД 9

Более сложная технология – «гладкое папье-маше» («ленивое папье-маше»). В переводе с фр. «жеваная бумага». Это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги и клея ПВА. Масса выкладывается на основу в заранее подготовленный контур и, после высыхания, раскрашивается.

СЛАЙД 10

Квиллинг («птичье перо») – искусство скручивать длинные и узкие полоски в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

СЛАЙД 11

Конструирование. Это направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки выполняются из нескольких частей – модулей, которые могут сложить даже дети средней группы. Движение рук – и модули превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки.

СЛАЙД 12

Бумажная пластика – изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.

СЛАЙД 13

В этой работе мы уже использовали несколько техник. Здесь присутствуют и объемная аппликация (скатывание бумаги в шар, и изготовление цветов из салфеток, и торцевание. Может кто-то из вас видел наши топиарии на вечере, который проходил в ДК, посвященный Дню учителя.

СЛАЙД 14

На этом слайде показана работа детей с уже известной им технологией скручивания салфеток. Здесь они самостоятельно распределяют жгутики из салфеток, составляя композицию.

СЛАЙД 15

А если немного пофантазировать, то, казалось бы, обычные бумажные листья могут превратиться в красивый неувядающий осенний венок. Надо только придать листьям объем, приклеить их на выпуклое кольцо, и ваша дверь или стена в комнате будет украшена прекрасным творением ваших рук.

СЛАЙД 16

Таким образом, в ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку, фантазию.

СЛАЙД 17

Спасибо за внимание.

Источник

Татьяна Скрягина
Художественное творчество как одно из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Художественное творчество — «это волшебница, сведущая в целебных чарах», она «избавляет от ужаса существования» и «нелепости бытия».

Ф. Ницше (1844—1900)

Художественное творчество (др. -русск. худогъ — «сведущий, опытный»; заимств. из готск. handags — «ловкий» от handus — «рука»; handugs — «мудрый») — часть культуры, деятельность человека (мыслительная и материальная) по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность.

Читайте также:  Фото развития ребенка при беременности

Блестящая формулировка этого понятия приведена В. И.Далем:

«Изящные художества стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отраженье мы видим в вещественной природе».

Художественное творчество — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме. Художественное творчество — составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности. В творческом процессе ребенок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т. д. Следует различать массовое художественное творчество, т. е. приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одаренных детей. В теории и практике художественного воспитания не следует противопоставлять одаренного ребенка обычному, тем более, что общие закономерности художественного творчества, лучше прослеживаются на «обыкновенных детях», а не на «вундеркиндах» (Л. С. Выготский). Продукты Художественное творчество целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребенка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения. Художественное творчество — незаменимый документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребенка, представляющий большую исследовательскую ценность. Истоки художественного творчества прослеживаются уже на 2-м году жизни ребенка. Художественное творчество — сложное образование, оно восходит к формированию у ребенка высших, собственно человеческих функций и тесно связано с общим развитием личности. В наибольшей мере изучено и документировано изобразительное творчество детей: рисование, лепка, декоративно-прикладные изделия и художественное конструирование (дизайн). По признанию специалистов, в этом виде художественной деятельности наглядно раскрывается проблематика всего художественного творчества детей в целом.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование, оригами) являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Изобразительная деятельность. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеют техникой рисунка, легче выучиваются писать.

Больше всего подготовке руки способствуют занятия, где дети создают изображение не по частям, как в возрасте 4 – 5 лет, а из целого куска (в лепке, одной линией контура (в рисовании, аппликации). В лепке примерами таких занятий могут быть «Птицы» — по мотивам дымковских игрушек (из целого куска глины, пластилина, лепка фигуры человека, животных в движении (из целого куска). В аппликации это все занятия, на которых дети вырезают симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое, или вырезают на глаз.

Роль рисования в развитии мелкой моторики

Рисование играет особую роль в развитии мелкой моторики. Рисование различными инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами) с разным нажимом на инструмент для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета, способствует развитию ручной, развивает зрительный контроль движений руки, мышление, восприятие, воображение.

По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

Работа с красками, особенно включая пальчиковые манипуляции хорошо развивает мелкую моторику и память, что способствует развитию речи.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Работая кончиками пальцев (рисование пальчиками, скатывание шариков из бумаги и пластилина, выкладывание мозаики из яичной скорлупы, гальки, круп) дети получают хороший рефлекторный массаж.

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами — щепотью).Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Учёными доказано, что для всестороннего развития ребё нка-дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность указывали и художники, и психологи — исследователи детского рисунка. ЕщёМикеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».

В процессе создания изображения рука ребёнка должна действовать в зависимости от применяемой техники и используемого орудия (карандаша, мелка, ватной палочки и др., которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.

Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки,различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии и другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

Читайте также:  Условия эмоционального развития ребенка в дошкольном детстве

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки.Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия,которые связаны с решением изобразительных задач: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.

Вырезывание ножницами. Необходимо уделять особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.

Действия рук с бумагой и ножницами помогут развитию мелкой мускулатуры пальцев. Дети держат листок по линии сгиба, вырезают контур половины, а затем, развернув листок, получают изображение целого предмета. Задача вырезать лишь половину предмета требует особого пристального контроля за действиями руки, и выполнение такой работы способствует хорошему развитию зрительно-двигательной координации. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

По мере того, как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука его становится более умелой, движения – более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко остановить движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме).

Работа с бумагой.

Плетение из бумажных полос. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

Роль оригами в развитии мелкой моторики рук

Оригами – древнее искусство складывания из бумаги («ори» – складывать, «гамии» – бумага) – является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Оригами позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками.

Оригами –искусство создания разного рода фигур из бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному.

Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук и ручной умелости оказывают различные приемы,применяемые в работе с бумагой: сгибание, складывание бумаги, «гармошка», скатывание, смятие, торцевание, растягивание. Работа с разными видами бумаги (писчая, акварельная, газетная, оберточная, салфетки, гофрированная, наждачная) способствуют развитию тактильных ощущений.

Большим коррекционно — развивающим потенциалом с точки зрения тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие привычными в детском саду виды детской продуктивности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, пластилинография — когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Роль аппликация в развитии мелкой моторики рук

Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно – двигательного восприятия. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, развивать навыки ручной умелости.

Роль лепки в развитии мелкой моторики рук

Во время работы с пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки ребёнок использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Лепка из пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук.

Роль оригами в развитии мелкой моторики рук

Оригами – искусство складывания из бумаги («ори» – складывать, «гамии» – бумага) – является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Оригами позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками.

Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способствует в будущем успешную подготовку к школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка позволило С. М. Вайнерману и С. М. Большову обозначить приоритетные линии их оптимизации в художественно-изобразительной деятельности.

Занятия разными видами художественного творчества активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи.

Источник