Развитие творческих способностей ребенка по математике

Развитие творческих способностей ребенка по математике thumbnail

ТЕМА: «Развитие творческих способностей учащихся

на уроках математики и во внеурочное время»

1. НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Задача учителя не в том, чтобы

дать ученикам максимум знаний,

а в том, чтобы привить им интерес

к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер

В настоящее время существует острая социальная потребность в развитии творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию всех способностей человека.

Актуальность.

Л. Н. Толстой сказал вот такую замечательную фразу: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». И эти слова как никогда очень актуальны в настоящее время.

  • Сегодня, в период осуществления перехода на стандарты нового поколения, особенно важным является создание адаптивной образовательной среды для обеспечения оптимального уровня развития каждого ученика, его задатков, способностей, творческого потенциала.

Что такое творчество? Существует много различных определений понятия творчества.

Американский ученый П.Хилл:

«Творчество — это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Большой энциклопедический словарь дает такое определение:

«Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность.»

Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Как же активизировать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы поисковая активность, реализуясь в различных видах деятельности, как бы сама себя поддерживала? Эти вопросы волнуют меня как учителя, и в своей работе я пытаюсь найти на них ответы.

Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема исследования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Объект исследования: развитие творческих, познавательных способностей у учащихся.

Предмет исследования: роль математики в формировании творческого мышления и познавательной активности на уроках математики и внеурочной деятельности.

Цель: Создание условий для развития, проявления познавательного интереса, самоутверждения учащихся в своих возможностях на уроках математики и внеурочной деятельности.

Задачи:

повышать уровень познавательной активности и учебную мотивацию учащихся по математике;

— привить навыки самостоятельной работы учащихся при изучении данного предмета;

— стимулировать познавательные интересы школьников;

— дать учащимся качественное образование;

— раскрыть способности, интеллектуальный, творческий потенциал каждого ученика;

— использовать инновационные педагогические технологии;

— совершенствовать формы и методы организации учебной и внеурочной деятельности

2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ

Для развития творческих способностей необходим комплекс условий, благоприятствующих творчеству. Такой комплекс весьма многообразен. Он начинается с ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности творца, созданием творческого климата в научно-исследовательском коллективе и т. п.

Условия творческого развития :

А) Свободная атмосфера в школе и классе.

Б) Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь детям.

В) Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя.

Г) Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, здоровью, к его способностям.

Д) Поощрение высказывания оригинальных идей.

Е) Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы

Что мешает творчеству?

Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Второй враг творчества – чересчур высокая самокритичность. Должно быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику.

Третий враг творческого мышления – лень. Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать.

Познавательный интерес это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Этапы развития творчества

  • Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры «Кто больше?»)

  • Исследовательский (творчество в изучении предмета, через решение проблемных ситуаций)

  • Самовыражение через различные виды деятельности (например, сочинение «хитрых» задач, математических сказок, составление математических кроссвордов, закономерностей, ребусов)

Творческое развитие доступно каждому ребёнку.

Педагогами разработаны различные методы обучения школьников.

Развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика.

Творческим подходом обладает метод  проблемного обучения (М.И. Махмутов). Его цель – усвоение учениками предметного материала путем решения специальных познавательных задач – проблем и моделирования проблемных ситуаций.

Педагогическая инженерия  (Г.П. Щедровицкий, Н.Н. Халаджан) сместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции.

Эвристическое обучение (А.В. Хуторской) в отличие от предыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний.

Креативная педагогика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития.

4. ИЗ ОПЫТА МОЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

В своей работе я применяю разнообразные нетрадиционные уроки:

* урок – конкурс * урок – игра, * урок –соревнование,

* урок- творчество, * урок- путешествие, * урок – конференция.

* практическая работа

Урок – творчества – это урок, на котором необходимо составить и решить задачу. На таких уроках присутствует элемент исследования решения, установления связей между различными видами задач, элемент творчества.

Такие уроки часто провожу при изучении геометрии (составление задачи по готовым чертежам). Такие задания позволяют на каждый шаг решения задачи высказывать собственное мнение и собственное видение проблемы и ее обоснования.

Уроки – творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объем решаемых задач, разобрать задачи как легкие, так и более сложные.

Упражнения для развития «художественного» творчества

а) выполнение рисунков, чертежей;

б) составление задач, примеров;

в) уроки фантазии «Путешествие с квадратом» (треугольником, окружностью, отрезком и т. д.);

г) составление рисунков, узоров из треугольников, квадратов и кругов;

д) сочинение математических сказок.

Для тематического повторения или обобщения темы я провожу уроки-зачеты в соревновательной форме в три этапа. На первом этапе проходит личное соревнование по решению тестов на определения, на знание правил, на применение этих правил при решении той или иной задачи. На втором этапе проходит соревнование трех команд по выполнению заданий по карточкам. При этом капитаны команд оценивают результативность работы каждого члена команды. На третьем этапе приходит игра команд блиц-опрос. В конце урока анализируются вопросы, ответы, разбираются нерешенные задания, дается оценка всем командам, личный вклад каждого игрока и награждение команды-победителя.

Важную роль в развития творческих способностей и познавательной активности отводится играм на уроках математики и во внеурочной деятельности.

В.А.Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В своей практике я использую игры на уроках с учетом целей и индивидуальных возможностей учащихся. Я использую различные игры: игра-викторина, игра-путешествие, игра-вопрос-ответ, игра-художников и т.д.

Организовать активную деятельность учащихся по закреплению и практическому применению изучаемого материала помогают логические игры. С их помощью легко разнообразить учебные приемы, сменять виды деятельности, способствуя тем самым развитию логического мышления, внимания и интереса к изучаемому вопросу. Учащиеся получают возможность придумать свой вариант использования игры, реализовывая свой творческий потенциал.

Нетрадиционные домашние задания

  • Задания на составления текстов задач, примеров, уравнений.

  • Разработка наглядного пособия.

  • Разработка кроссворда или карточки с заданием по теме.

  • Составление ребусов, шарад, пословиц

  • Составление презентаций к конкретным темам.

Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Изучение математики, особенно при использовании на уроках информационных технологий, является одним из основных механизмов, помогающих решать задачу повышения познавательной активности.

Систематически использую на уроках задания в тетрадях с печатной основой, которые расширяют границы учебников за счет большого количества различных упражнений, заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся к математике.

Важное место в развитии творческих способностей на уроках математики и во вне урочной деятельности занимает исследовательская деятельность. Учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями, подходами к решению проблемы в процессе познания.

Внеклассная работа.

По моему мнению, внеклассная работа по математике составляет неотъемлемую часть работы по привитию интереса к предмету, углублению и расширению знаний учащихся по математике. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности школьников. Ежегодно в школе проводится олимпиада по предмету во всех параллелях. На олимпиаду допускаются желающие участвовать в ней дети. Задания и более простые и сложные. Нужно дать почувствовать каждому ребенку, даже слабому, что учителя верят в их силы и возможности.

В этом году учащиеся школы приняли участие во Всероссийском заочном интеллектуальном конкурсе для школьников 1-11 классов «Эрудит России», организованный автономной некоммерческой организацией Центр дистанционного образования развития детского творчества и спорта «Баньян» совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет», при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.

На уроках внеурочной деятельности ребята вместе со мной не только решают задачи, но и выполняют творческие задания. Недавно на одном из таких уроков мы все вместе делали снежинки для нового года.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над развитием творческих способностей у детей должна быть

длительной и целенаправленной. Эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата.

Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранные с надлежащим остроумием и занимательностью.

По мнению П.П. Блонского “…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.

Роль педагога, в данном случае, заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Здесь мы сталкиваемся с движением от простого к сложному, от интуиции к творчеству.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник

Преподаватель математики ОГАПОУ «БАМТ» Усенко О.А.

Проблема творческого обучения, ее актуальность заключаются в том, что это предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей обучающихся усиливается не только в образовательных учреждениях и центрах по образованию, но и в целом во всей стране. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей обучающихся является одной из наиболее актуальных.

Я.А. Коменский писал: «… школа не показывает сами вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор».  А это значит, что тот, кто за ребенка определяет его цель, берет на себя ответственность судьбы, рискует деформировать характер, навязать ложные стереотипы мышления.  «Ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявится его скрытым, может быть очень глубоко, способностям».

Определений творчеству много, но остановимся на следующем. Творчество – высшая ступень психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Творческие возможности зависят не только от умственных способностей, но и от определённых черт характера.

Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом не произвольны и жизненно необходимы. Для обучающихся характерны неожиданные сопоставления, необычные предположения. Сама новизна предлагаемой умственной работы требует интуиции, своеобразной умственной инициативы. Ему предстоит открыть много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

Задача преподавателя — вовлечь в творческую деятельность всех обучающихся, и помочь всем открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

Главная задача в развитии творческих способностей обучающихся – это развитие мыслительной деятельности. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. На занятиях, всюду, где только возможно, необходимо стремиться «разбудить» мысль обучающихся, развивать активное, самостоятельно и – как высший уровень – творческое мышление.

Занятия должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике, а, следовательно, желание заниматься ею и приобретать новые знания по этой дисциплине, но и способствовать развитию личности, её мыслительной деятельности: умению выделять главное в проблеме: формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке. На некоторых примерах я постараюсь показать, как это можно делать на занятиях по математике.

Анализ связан с выделением элементов данного объекта, определением его признаков или свойств. Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.

В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от обучающихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также постановка различных вопросов относительно данного объекта.

Другой мыслительной операцией, которой должны овладеть обучающиеся, способствующей развитию творческих способностей, является сравнение. Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия.

1. Что общего у этих фигур?

2. Укажите лишнюю фигуру?

3. Сравните числа. Объясните выбранный знак?

4. Найди закономерность и продолжи ряд

И прежде чем мы научим учащихся осознанно систематизировать материал, мы должны научить их находить аналогии, которые помогает человеку при решении жизненных ситуаций и при овладении математикой. Это такая мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении задач, широко применяем аналогию при решении текстовых задач. Это:

Задачи на предположение;

Задачи на движение по суше;

Задачи на движение по воде;

Задачи на части;

Геометрические задачи на разрезание;

Задачи на проценты;

Задачи, решаемые “с конца”.

Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

В качестве примера использования аналогий хочется привести кроссворд, составлены ученицей, на тему «Геометрические фигуры»:

По горизонтали:

2. Эта фигура похожа на мяч.

4. Наказание для детей.

5. Курочка снесла в гнезде

7. Все четыре стороны и четыре угла равны.

По вертикали:

1. Три точки, соединенные тремя отрезками.

3. Он похож на парту, на стол, на доску, на окно и на дверь.

6. Эта фигура живёт в Египте

8. Это карточная масть

Выделение существенных признаков объектов и явлений и использование их необходимо также при выполнении классификации. Классификация – обще познавательный прием мышления, способствующий развитию творчества. Суть его в разбиении большого неупорядоченного множества на более мелкие группы, сравнивая их с определенными признаками.

Например, раздаются карточки с записанными на них формулами или нарисованными геометрическими фигурами (в зависимости от изучаемой проблемы) и предлагается их классифицировать по трем, четырем (количество выбирает учитель в зависимости от объектов изучения) признакам. Можно организовать работу по группам, задав условие, что параметры классификации у групп не должны повторяться.

Решение подобных задач способствует развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта, находить альтернативные решения.

Большое внимание необходимо уделять задачам на отыскание закономерностей. Они развивают математическую зоркость, умение мыслить последовательно, обобщать изображенные объекты по признакам или находить отличия. Решая задачи на нахождение закономерностей, учащиеся учатся анализировать, сопоставлять, обобщать. Выполнению мыслительных операций и их развитию, развитию основных качеств творческой личности способствует решение занимательных задач, задач-головоломок, задач на смекалку, задания-лабиринты. При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок. Это развивает интуицию, творчество, способность отказаться от ложного пути и искать другой способ решения, который приведет к положительному результату. Кроме того, воспитывает усидчивость, внимание, развивает различные виды памяти, пространственное и образное мышление. А все это в первую очередь и порождает желание что-то исследовать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

Подбирая задания, надо учитывать, что:

  1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться;

  2. Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их;

  3. Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему;

  4. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке;

  5. Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.

Широкое применение методов обучения, способствующих развитию творческих способностей, показывает, что это влияет на отношение учащихся к учебной деятельности. Приобретая «вкус» к творчеству, обучающиеся начинают расценивать работу по «готовым указаниям», как работу неинтересную и скучную. Наиболее значимыми моментами их учебной деятельности на занятиях и в домашних условиях становятся самостоятельные «открытия» того или иного способа решения задачи. Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение поисковые методы и приемы.

Ценность исследовательских занятий по математике заключается в том, что учащиеся самостоятельно добывают новые знания, учатся их применять исходя из уже имеющегося опыта, учитель лишь подводит их правильному решению. Исследовательская работа способствует формированию своей точки зрения, своей позиции, своего математического (и не только) миропонимания.

  1. «К технологиям интенсификации творчества в процессах профессионального образования», Обр. и наука, 2002. — № 3

  2. Волков И.П., «Педагогический поиск», М.: Педагогика, 1987

  3. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. «Как научиться решать задачи», М., Просвещение,  1989.

  4. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», М.: Образование и Информатика. №3 – 2002

  5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: просвещение, 1990

  6. Шиманская Г.С., Шиманский В.И., «Логические игры и задачи»: Д.:Сталкер, 1997

Источник