Развитие творческих способностей ребенка консультация
Елена Чупахина
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребенка»
Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом.
В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка » своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Показатели творческих способностей дошкольников:
— открытость новым идеям, интерес к неизвестному;
-склонность изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов;
— умение выходить за рамки заданной другими ситуации;
— быстрота аналогий, ассоциаций;
— умение подойти к проблеме с разных точек зрения;
— умение вносить что-то новое, высказывать оригинальные идеи;
— высокая познавательная активность, любознательность;
— умение быстро переходить от одного способа решения к другому; переключаться;
— умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными;
—способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное;
— развитое воображение, метафоричность (создание фантастических идей);
— умение удивляться;
— способность прогнозировать, формулировать гипотезы.
Наличие в деятельности дошкольника большинства с обозначенных показателей свидетельствует о том, что его можно считать креативом.
Советы родителям по развитию творческих способностей детей
• Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка — не следует говорить, как можно улучшить его произведение. В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.
• Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
• Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
• Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным). • Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
• Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты — как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
• Постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одну подругу, похожую на нее. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения.
• Активная родительская поддержка, домашнее обучение особенно важны и необходимы в возрасте от 3 до 7 лет. В процессе поддержки идет постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант.
• Иногда взрослые пытаются форсировать неординарные умственные способности детей, теряя в этом чувство меры. Нельзя лишать ребенка игр, заменяющих занятиями музыкой, чтением, танцами или спортом.
• Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.
• Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям (например, что будет, если все люди станут совсем маленькими, не больше пальца).
• Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.
• Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.
• Используйте периодически творческие задания типа тестов Торренса.
Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению и далеко не всегда отражаются в тестах на интеллект. Большинство тестов креативности ориентировано на выявление способностей к альтернативному, отступающему от логики мышлению. В этих тестах нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение нетривиальных, необычных и неожиданных решений.
Занимательные игры для развития творческого мышления.
1. Игра «Хорошо и плохо»
Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия это основа парадоксального мышления.
Дети обычно оценивают все в двух категориях хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра. 1. Осень, весна, лето, осень; 2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь; 3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать; 4. Делать зарядку, умываться, пить лекарства; 5. Стекло, утюг, тарелка, нож.
Например. Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары. Нож: хорошо, так как им можно порезать продукты, а плохо, так как нож может порезать пальцы.
2. Игра «Противоположности»
Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а малыш должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами.
Например: 1. Острый тупой (нож). 2. Злая добрая (собака). 3. Холодный горячий (холодильник, утюг). 4. Мелкое глубокое (озеро, море). 5. Грустный веселый (человек). 6. Сильный слабый (человек, животное, ветер).
Источник
Консультация для родителей
«Развитие творческих способностей ребенка: полезные советы и игры»
Творческие способности необычайно важны во взрослой жизни. Ведь люди творческих профессий − актеры, писатели, артисты и многие другие имеют всё, о чем только может мечтать человек: успех, любовь и уважение со стороны даже совершенно незнакомых людей − зрителей и читателей; деньги, возможность жить яркой и интересной жизнью. Да и чем бы ни занимался в жизни человек, творческий подход к ситуации поможет найти яркие и небанальные решения, стать более интересным в общении, преодолеть любые трудности, возникающие на пути. И, как выяснили ученые и педагоги, творческие способности тоже можно развить. Причем начинать стоит с самого раннего детства.
Творчество − это способность познавать и удивляться, умение находить в нестандартных ситуациях нестандартные решения, расположенность к новым открытиям и умение осознать и применить полученный опыт.
Условия для наилучшего развития творческих способностей детей:
1. Физические условия, т. е. предложить ребенку материалы для творчества и выделить время и возможность с ними играть.
2. Создать для ребенка атмосферу безопасности, когда ваш малыш будет знать, что за его творческие опыты его никогда не будут ругать, а наоборот, поощрять и поддерживать, а при неудаче − сочувствовать.
3. Проявляйте уважение к вопросам и идеям малыша, поощряйте его любопытство к миру.
4. Не мешайте ребенку, если он захочет побыть один. Это его право.
5. Помогайте малышу сформировать собственную систему ценностей, и проявляйте уважение к его идеям и взглядам, даже если они отличаются от ваших собственных.
6. Помните, что Ваш ребенок, также как и все остальные люди, нуждается в удовлетворении основных духовных потребностей: жить в атмосфере любви, взаимоуважения и безопасности;
7. Поощряйте малыша, когда он пытается облечь свои идеи и мысли в слова, выразить их окружающим.
8. Помогите ребенку стать «разумным авантюристом», уметь идти на обдуманный риск, прислушиваться к собственной интуиции;
9. Всеми силами смягчайте отрицательное влияние внешнего мира: неодобрение окружающих, сверстников. Чем больше у ребенка будет возможностей для конструктивного творчества, тем меньше вероятности возникновения деструктивного поведения, и наоборот.
10. Пик творческих способностей у детей приходится на 3, 5 − 4 года. И будьте готовы к тому, что в воспитании малыша Вы столкнетесь с «возрастом вопросов». Его период − от года до семи лет.
Игры для развития творческого мышления.
1. Игра «Хорошо и плохо»
Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия − это основа парадоксального мышления. Умение сопоставлять противоположные свойства предметов раскрывает самые неожиданные стороны предметов и явлений. Важно, чтобы и родители умели обнаруживать подобные свойства, показывали и рассказывали о них детям.
Дети обычно оценивают все в двух категориях − хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра.
1. Осень, весна, лето, осень;
2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь;
3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать;
4. Делать зарядку, умываться, пить лекарства;
5. Стекло, утюг, тарелка, нож.
Например: Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары. Нож: хорошо, так как им можно порезать продукты, а плохо, так как нож может порезать пальцы.
Когда малыш найдет плохие и хорошие стороны предметов, явлений и действий, предложите ему самому назвать любые попадающиеся на глаза предметы и найти в них противоположные функции и свойства, оценить их хорошие и плохие стороны, привести примеры вреда и пользы от предметов, чем они могут понравиться, а чем нет.
2. Игра «Противоположности»
Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а малыш должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами.
Например:
1. Острый − тупой (нож).
2. Злая − добрая (собака).
3. Холодный − горячий (холодильник, утюг).
4. Мелкое − глубокое (озеро, море).
5. Грустный − веселый (человек).
6. Сильный − слабый (человек, животное, ветер).
7. Медленный − быстрый (поезд, автомобиль).
8. Стоять − идти (человек, часы).
В скобках дан один – два варианта ответов, а в игре нужно, чтобы ребенок назвал как можно больше таких вариантов. Не важно, если они будут не совсем подходящими. Здесь важно, чтобы малыш начал учиться рассматривать окружающие его явления и предметы с разных, противоположных точек зрения.
3. Игра «Почемучка»
Игра развивает умение ставить вопросы, помогающие изучить объект, пробуждает исследовательскую активность. У маленьких детей умение ставить вопросы для исследования еще достаточно ограничено. Вопросы отличаются стереотипностью, односторонностью. К примеру, дети задают вопросы в одной и той же форме, начиная со слова «что», «как», «почему». Очень важно аппелировать не только к памяти ребенка, как делают в школе, но и к его мышлению, природной любознательности. Именно поэтому столь важен при общении родителей с ребенком диалог, когда с малышом общаются на равных. Необходимо показать ребенку различные формы вопросов, их различия. Научите малыша выбирать направленность вопросов. Наиболее важны вопросы, относящиеся к ключевым аспектам проблемной ситуации, к существенным признакам предметов, к причинам явлений.
Важно, чтобы в вопросах были элементы противоречия и неизвестности, направленность на выяснение взаимосвязи и причин явлений. Когда ребенок задает вопросы, не спешите отвечать, лучше задайте встречный вопрос: А ты как думаешь? Ни в коем случае не оценивайте отрицательно вопросы ребенка. Ваше общение должно быть построено так, чтобы ребенок больше задавал вопросы Вам, не отвечал на исходящие от Вас вопросы.
В качестве материала к игре используйте сюжетные картинки, которые имеют проблемное содержание − неизвестное ребенку событие, ситуацию и т. п. Предложите малышу поиграть в игру, в которой ему показывают интересные картинки, а он может спрашивать взрослых обо всем, что ему хочется узнать. Условия игры могут быть разными. Например, договоритесь, что выигрывает тот, кто больше всех задаст вопросов к картинке. Или что нужно задавать такие вопросы, на которые трудно ответить. Если взрослый не может ответить, значит ребенок выиграл, а если смог — проиграл.
Когда вопросов уже не будет, попросите малыша составить небольшой рассказ по картинке. Обратите внимание на то, на какие вопросы ребенок дал ответы в рассказе, а на какие нет. Задайте ребенку вопросы, которые важны для понимания сюжета.
Постарайтесь научить малыша в ходе игры разносторонне исследовать ситуацию. Если он задает вопросы одного и того же типа, спросите его о чем-то, используя другой тип вопросов: почему, когда, что, влияет ли, может быть это, как связано, как такое получилось, в чем причина? и пр. Это поможет ребенку преодолевать стереотипы мышления и глубже исследовать ситуацию.
Если ребенок задает расплывчатые, нечеткие вопросы, помогите ему найти более четкую форму выражения, правильно их сформулировать.
4. Игра «Что в кулаке»
Игра направлена на развитие умения задавать вопросы для исследования неопределенной ситуации.
Возьмите небольшой предмет, и спрячьте его, сжав руку в кулак. Малыш должен отгадать, что в кулаке, задавая о предмете разнообразные вопросы. Скажите ребенку, что вопросы − это волшебные ключи от дверей, за которыми скрывается что-то неизвестное. Каждый ключ открывает одну из множества дверей. Такими ключами могут быть форма и размер предмета, на что влияет предмет, из чего сделан, как его можно изменить, к какому виду относится, какими свойствами обладает, какого цвета и пр.
Такие игры постепенно помогут малышу освоить все многообразие вопросительных форм, каждая из которых откроет ему нечто новое. На основе полученных от Вас ответов, малыш сможет выдвигать свои гипотезы, строить догадки. Обратите внимание, нет ли противоречий между информацией, которую ребенок получил о предмете и его гипотезами. И если противоречия есть, укажите на них ребенку.
Можно играть и с большими предметами. Для этого предмет можно положить на пол или на стол и накрыть тканью. Или же использовать картинки или фотографии предметов.
Источник
Ольга Глазкова
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей»
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества
человека, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода.
Творческие способности делят на: музыкальные, литературные,
художественные; инженерные и т. д. Кроме того различают общие и
специальные способности. Общие способности связаны с условиями
ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными
деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей
выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству)
Креативностью называются творческие возможности (способности)
человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных
видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные
стороны, продукты деятельности, процесс их создания. До появления этого
термина психологи пытались различным образом обозначить эту
способность.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И
вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор
открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез,
касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к
творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В
частности, известный американский психолог Клиффорд, занимавшийся
проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям
свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие
таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не
концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с
тем, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов. Дивергентный способ
мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется
следующими основными особенностями:
1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в
данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это
может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность — способность совершенствовать свой продукт, или
придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н.
Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей,
художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько
понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении
символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной
задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на
части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её
проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся
системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое
из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального
замысла.
Кандидаты психологических наук В. Т. Кудрявцев и В. Синельников,
основываясь на широком историко-культурном материале (история
философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики)
выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся
в процессе человеческой истории:
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной,
общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того,
как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему
строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений –
способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне
альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно
создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают
свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность
проследить и проанализировать особенности поведения предметов в этих
условиях.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии
творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще
всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная
характеристика. Многие исследователи определяют креативность через
свойства личности, ее способности. Одним из важнейших факторов
творческого развития детей является создание условий, способствующих
формированию их творческих способностей. На основе анализа работ
нескольких авторов, в частности Дж. Смита Б. Н. Никитина и Л. Кэрролла мы
выделили шесть основных условий успешного развития творческих
способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей
является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика,
раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с
различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка
является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо,
насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой
системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную
творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в
соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно
купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть
ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития
творческих способностей вытекает из самого характера творческого
процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что
способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности
человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно
поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального
напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще
не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень
интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как
объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период
малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать
множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без
предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это
делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.
Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если
ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей
заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе
деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним
каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его
интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что
уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет
ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых –
это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.
Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь
в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей
способ помощи детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо
за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам
может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное
психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое
условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная
атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать
безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого
поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к
творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться
даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно
исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания
ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные
психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и,
что надо только не мешать ему свободно само выражаться. Но практика
показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть
дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.
Оказывается, (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать
соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя
своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем
их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так
популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств.
Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот
факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Источник